Особенности формирования нравственных качеств у подростков с девиантным поведением
методическая разработка на тему

Федосеева Алена Николаевна

В педагогической литературе нравственные качества определяют, как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и влияют на жизненные выборы человека.

Цепочка этих выборов и определяет динамику актуализации нравственного качества. Моральные качества определяют общественную направленность личности. Чтобы этим качествам придать действенность, необходимо связывать их с волевыми качествами. В этом случае моральные качества придают волевым содержание и направленность, а волевые придают моральным качествам действенность. Именно так может быть сформирована действенная мораль, определяющая стойкость поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Девиантное поведение подростков26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Федосеева А.Н.

воспитатель ГСКУ АО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Юность"

Особенности формирования нравственных качеств у подростков с девиантным поведением

В педагогической литературе нравственные качества определяют, как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и влияют на жизненные выборы человека.

Цепочка этих выборов и определяет динамику актуализации нравственного качества. Моральные качества определяют общественную направленность личности. Чтобы этим качествам придать действенность, необходимо связывать их с волевыми качествами. В этом случае моральные качества придают волевым содержание и направленность, а волевые придают моральным качествам действенность. Именно так может быть сформирована действенная мораль, определяющая стойкость поведения. По сути дела, становление нравственных качеств личности происходит в течение всей жизни, одни совершенствуются, другие – уточняются, третьи изменяются в зависимости от ценностных ориентаций личности. При этом мы понимаем, что нормы и правила могут быть «знаемыми», но не реализуемыми на определенном жизненном этапе. Это связано с недостаточностью жизненного опыта или неблагоприятными условиями среды.

Все нравственные качества можно условно разделить на 3 категории: «Можно», «Нельзя» и «Нужно». Категория «Можно» — это все те качества, которые не вступают в противоречия с внутренними убеждениями человека и соответствуют нормам и правилам, установленным в обществе. Эти качества не причиняют никому вреда. Некоторые из них определены как права личности и закреплены правовыми законами. К этой категории относят честь, достоинство, справедливость, совесть.

К категории «Нельзя» относятся качества, которые противоречат устоям общества. Такие качества осуждаются общественной моралью и, кроме того, они могут вести за собой уголовную или административную ответственность. К таким моральным качествам можно отнести стяжательство, зависть, бесстыдство.

И, наконец, категория «Нужно» подразумевает наличие таких качеств, которые побуждают человека действовать определенным способом, даже, если это не соответствует внутренним установкам личности, но имеет высокую общественную значимость. Невыполнение требований, установленных перед личностью, может привести к нарушению норм и правил поведения и, как следствие, - наказанию. Нравственные качества, относящиеся к этой категории, - это долг и ответственность.

Моральные качества личности переплетаются с ее правами и обязанностями и очень часто вступают друг с другом в конфликт. Например, долг врача – лечить пациента, но если этот пациент насильник и убийца, то происходит конфликт внутреннего неприятия злу медицинского работника с ответственностью в профессии. Важно в таких случаях верно расставить приоритеты личного и общественного.

Формирование внутренних нравственных качеств основано на интеллекте, эмоциях и воле. Обстоятельства постоянно меняющейся окружающей среды заставляют человека решать интеллектуальные задачи соответствия своих нравственных качеств с современными требованиями общества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения. В основе сформированных нравственных качеств лежат представления об их содержании, сущности.

Ж. Пиаже был одним из первых, кто подверг глубокому и детальному изучению моральные представления, знания и суждения детей. Он установил, что в процессе развития моральное сознание детей проходит две стадии: 1) объективной морали, 2) субъективной морали. Под объективной моралью Ж. Пиаже отмечал такую мораль, когда ребенок считает безнравственным тот поступок, который имеет наиболее серьезные объективные последствия, и совсем не обращает внимания на мотивы и намерения, скрывающиеся за поступком. Ж. Пиаже вскрыл причины, порождающие объективную мораль (эгоцентризм детской мысли ребенка; интеллектуальное принуждение взрослого) и особо подчеркнул их следствие – возникновение у детей внешних представлений о правилах и нормах.

В исследованиях достаточно широко рассматривается проблема нравственных чувств ребенка (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, В. Штерн и др.). Учеными подчеркивается, что нравственные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям. Ими отмечается, что эмоциональная сфера занимает на протяжении детства центральное место (В.В. Зеньковский); моральная активность имеет эмоциональный характер (В.В. Зеньковский); эмоции и чувства доминируют над разумом и являются пусковыми в поведении (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, М.Н. Матюшина, С.Г. Якобсон).

Результатом нравственного воспитания выступает нравственная воспитанность, под которой понимают интегративную характеристику морального облика школьника, включающую целостную совокупность сформированных нравственных качеств его личности и их содержательно-структурных компонентов, устойчиво проявляющихся в поведении и деятельности, и определяющих систему и направленность нравственных отношений.

Соответственно, нравственные качества выступают стержнем нравственной воспитанности.

Т.Б. Лихачев дает следующее определение нравственным качествам: нравственные качества представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений.

И.Ф. Харламов отстаивает точку зрения, согласно которой нравственные качества личности школьника следует рассматривать как психологические образования ее моральной сферы.

В работах Рады А.Н. нравственные качества рассматриваются как системообразующие психологические образования моральной сферы личности, как существенные, основополагающие компоненты характера человека, играющие определяющее значение в саморегуляции его поведения и деятельности.

Обобщив сказанное, можно констатировать, что нравственные качества представляют собой личностные образования, включающие представления человека о нравственности, выработанное отношение к нормам и правилам нравственности, выражающееся во внутренней позиции, установках и осознанная реализация их в поведении.

Нравственные качества формируются на базе нравственных чувств, к которым можно отнести такие понятия как совесть, долг, вера; нравственной позиции, выражающейся в терпении, милосердии, кротости, способности различения добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

В качестве ведущих нравственных качеств, на наш взгляд можно выделить любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, дисциплинированность, добросовестность, скромность гуманизм, честь, честность, достоинство, долг, патриотизм и др. Безусловно данный список не является исчерпывающим. Однако, формирование названных качеств мы считаем крайне важным при работе с детьми, воспитывающихся в условиях неблагополучия.

При формировании нравственных качеств подростков с девиантным поведением необходимо опираться на следующие установки.

1. Опора на положительные качества подростка. Недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо создавать для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении.

2. Формирование будущих жизненных устремлений. Имея трудности в поведении, контактах и учебе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.

3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение подростка в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом. Важно показать ему возможности качественного и полезного использования свободного времени, поиска занятий, в которых он может самореализоваться.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление этому действию. Терпение и выдержка - главные помощники педагогу в работе с такими детьми.

Любой педагог, работающий с подростком с девиантным поведением, выполняет следующие функции:

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная – формирование у подростка стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация положительной, социально-полезной, предметно-практической деятельности подростка; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения. Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5. Регулирующая – это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле, коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

6. Активизирующую – «запуск» потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения.

В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении работы по формированию нравственных качеств следует учитывать, в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения.

Проблема формирования нравственной личности является одной из актуальных в условиях современной ситуации. Перед педагогами специализированных учреждений, где воспитываются подростки с девиантным поведением стоит сложная задача – нормализация взаимоотношений подростка с социумом, предупреждение и профилактика аморальных и противоправных поступков.

Список литературы

  1. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. - М., 1990.
  2. Петрова В.И. Азбука нравственного взросления: учебное пособие для студ. пед. специальностей, слушателей ИПК, учителей / Петрова В. И. — СПб.: Питер, 2007.
  3. Рада А.Н. Социально-философская и психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание». www.superinf.ru.
  4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика – 2003. - № 3. – с. 38 – 42.
  6. Чигирь А.А. Нравственное воспитание подростков в современной школе // Студенческая наука как фактор личностного и развития будущего специалиста— Мн., 2006. — с. 55-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование нравственных качеств личности подростка"

В статье рассказывается об организации воспитательной работы в классе по нравственному воспитанию подростков, используются примеры из опыта работы....

Особенности социального интеллекта у интеллектуально сохранных подростков с девиантным поведением

Данная статья является интеллектуальной собственностью Егоровой О.Н....

Духовно-нравственное воспитание в школе для детей и подростков с девиантным поведением (Из опыта работы)

Дорогие Коллеги!Хочу предложить Вашему вниманию свою работу по Духовно-нравственному воспитанию подростков с девиантным поведением.Для справки: Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от о...

Духовно-нравственное воспитание подростков с девиантным поведением

Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают у подростков сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в работе педагогического коллектива должно ...

Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые ...

Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении

Девиантное поведение старших подростков является педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями и, со...