Представление собственного педагогического опыта.
учебно-методический материал по теме

Вергазова Оксана Владимировна

Моя методическая копилка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Методическая проблема, над которой я работаю: «Формирование языковой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы». В чем актуальность проблемы? В последнее время всё больше становится очевидным, что языковая культура – показатель профессиональной пригодности человека. Наиболее важный этап  в овладении речью приходятся на школьный период. Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, так как речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

            На идею формирования опыта оказали влияние требования ФГОС НОО, изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсы повышения квалификации.

В условиях значительных изменений во всей системе образования одной из ключевых компетентностей при обучении русскому языку является коммуникативная компетентность. Перед учеником XXI века жизнь ставит новые цели: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

Теоретическая база опыта.

Основу новой системы приемов и форм составляет ориентирование учащихся на саморазвитие и самосовершенствование. Роль педагога-наблюдателя, направляющего и контролирующего самостоятельную, творческую, познавательную деятельность учеников, должна сменить роль учителя-путеводителя, действия работы которого оказываются малоэффективными в школьной практике сегодняшнего дня и не позволяют организовать успешное решение речевых задач. Поэтому необходимо внедрение новых технологий: дискуссионных, личностно – ориентированных. Организация сотворчества с целью проявления и развития творческих способностей ученика. Сочетание упражнений воспроизводяще- творческого и собственно творческого характера и увеличение количество работ второго типа.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Формирование языковой культуры учащихся я осуществляю, активно применяя игровые, ролевые формы работы на уроках. Эти педагогические действия, основанные на спонтанности и эмоциональности, помогают включить учащихся в занятие неформально, стимулируют их к активному участию в уроке и способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышают интерес к предмету. Например, игра «Юный редактор?» направлена на исправление речевых ошибок.  Игра «Снежный ком», основанная на подборе слов, расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях. Игра «Шпион»  нацелена на исключение одного из понятий на основе какого-то признака. Кроме того, игра «Лингвистическая сказка» способствует развитию творческих способностей учащихся.  В старших классах я применяю инсценировки, постановку проблемных вопросов, которые дают возможность учащимся выступать, отстаивать своё мнение, опираясь на изученный материал, факты, порой полярные взгляды критиков на то или иное произведение. В свою очередь,  работа с художественными текстами на уроках русского языка способствует не только развитию речевой грамотности, но и формированию диалектического мировоззрения. Данная работа не только служит формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности.  Использование на уроках русского языка и литературы интерактивных методик способствует повышению интереса и внимания к решению проблемных ситуаций и вопросов не только высоко мотивированными учащимися, но и ребятами, испытывающими трудности в изучении предметов. Тренировка в общении в ходе учебного занятия дает ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы.

Анализ результативности

Высокий уровень организации самостоятельной деятельности учащихся, результативность которого заключается в успешном создании нового продукта и, как следствие, повышении мотивации и самооценки у каждого участника творческого процесса.

Учащиеся – победители и призеры Всероссийского конкурса «Познание и творчество» по русскому языку в номинациях « Готовимся к ЕГЭ», «Экзамен по русскому языку», «Я знаю русский язык», в номинации по литературе «Любимые книжки». Призёры муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе. Победители и призеры региональных олимпиад по русскому языку и литературе.

В целом отмечается повышение интереса учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах разного уровня, рост показателей качества знаний по предметам, стремление учеников к созданию собственных творческих проектов и, как следствие, успешное выступление на научно-практических конференциях.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудоемкость использования данного опыта  заключается в планировании системы работы, ориентированной на каждого учащегося, в умении предусмотреть возможные логические и технические приемы учебной работы. Сложности отмечаются и при переходе от традиционной роли  учителя-путеводителя  к роли педагога-наблюдателя, направляющего и контролирующего самостоятельную, творческую, познавательную деятельность учеников. Преимущества заключаются в повышении уверенности учеников в своих возможностях, пробуждении в них живого интереса к продуктивной речевой деятельности.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

 Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, республики, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального и республиканского уровня, провожу открытые уроки и мастер-классы, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет, публикую статьи в сборниках научных трудов.

http://nsportal.ru/vergazova-oksana-vladimirovna

Вергазова О.В. Инновационный подход к организации работы с текстом на уроках русского языка (развития речи) // III-е Молинские чтения. Материалы  научно-практической конференции (г.Саранск, 18-19 декабря 2013 г.) -  [материалы] /  редкол.: И. А. Зеткина (отв.ред.), Л. В. Василькина, С. С. Еремина,  [ и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2014. - С.235 - 238.

Наглядное приложение

ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

Урок-практикум с элементами исследования

Цель урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста,
  • формировать умение видеть логику рассуждения,
  • формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста.

Развивающие:

  • продолжить отрабатывать навыки сжатия текста на примере сжатия публицистического текста в рамках подготовки к ГИА,
  • уметь выделять микротемы текста,
  • расширять словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету,
  • содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
  • показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Тип урока: урок развития связной устной и письменной речи.

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Орг. момент.

2.Мотивация.

- Добрый день, ребята! Сегодня  у нас с вами очередной урок-практикум по подготовке к ОГЭ, который носит исследовательский характер. А какой части экзамена будет посвящен наш сегодняшний урок, я вас попрошу определить самостоятельно, взглянув на слайд.

(слайд1) (см. smart-урок «Сжатое изложение»)

- Какая связь между изображением на слайде и темой нашего урока?

У нас сегодня  урок  развития  речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание  сжатого изложения на основе прослушанного текста. Это и будет темой нашего урока.

Запись числа,  темы урока.

ОБУЧЕНИЕ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ.

3. Целеполагание.  (слайд 2)

      Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского лексикографа, составителя универсального французского словаря Пьера Буаста:

        Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах.

- Исходя из темы урока, сформулируйте для себя учебную цель:

 (овладеть навыками сжатия текста).

-  Сегодня на уроке мы будем с вами учиться применять приемы сжатия текста, и основной нашей целью является создание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

- Перед вами лежат листы  самооценки, в которые вам необходимо  внести  отметки, оценив свою работу на каждом этапе урока по пятибалльной шкале. В конце урока листочки вы сдаете.

4. Актуализация знаний.

  • Какое изложение написать сложнее, сжатое или подробное?
  • С какими сложностями при написании сжатого изложения вы сталкиваетесь?
  •  ( Трудно выделить микротемы, исключить второстепенное)
  • Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является,во-первых, полноценное понимание исходного текста.

Давайте повторим основные сведения о тексте: (слайд 3)

Повторение сведений о  тексте 

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Микротема –  часть одной общей темы.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.

Во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение понятиями, которые называются...(слайд 4)

Приемы сжатия текста

           При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей, но основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Поэтому овладение навыками сжатия текста, применение их во время  ГИА – залог успешной сдачи экзамена.

5.  Знакомство  со  способами  и  приемами  сжатия  текста.

- Выделяют три способа сжатия текста:

а) Исключение подробностей, деталей;

б) Обобщение конкретных, единичных явлений;

в) сочетание исключения и обобщения (упрощение).

РАБОТА  В  ГРУППАХ (ЧТЕНИЕ СТАТЕЙ С ОБЪЯСНЕНИЕМ)

РАБОТА В ПАРАХ (ПРИМЕНЕНИЕ СПОСОБОВ СЖАТИЯ ТЕКСТА)

1 группа

Работа со статьёй «Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения».

Исключение – способ сжатия текста, где исключается второстепенная информация: подробности, детали, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т. п..  Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.

К основным языковым приемам исключения относятся:

• исключение повторов;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синонимов;

• исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений, поясняющих конструкций, синонимов в ряду однородных членов, целых предложений, частей сложного предложения.

Пример. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова… = Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном (Исключение фрагмента предложения за счет удаления однотипных примеров). 

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства –это неотъемлемая часть нашей личности. = Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.( Исключение повторов)

2 группа

Работа со статьёй  «Приём упрощения при написании сжатого изложения».

        Упрощение – это способ сжатия текста, при котором большие по объему предложения упрощаются до простых предложений путем сокращения второстепенной информации, повтора мысли. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. В основе этого способа лежит упрощения:  сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли, поэтому её можно упростить.

 К основным языковым приемам упрощения относятся:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Пример. Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. (Слияние нескольких предложений в одно.) 

Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. =Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. ( Замена сложного предложения простым)

3 группа

Работа со статьёй «Приём обобщения при написании сжатого изложения».

Обобщение – способ сжатия текста, при котором обобщается однородная информация. Другими словами, при обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.

К основным языковым приемам обобщения относятся:

- замена однородных членов обобщающим словом;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.

Пример. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу рослицветы. (Замена однородных членов обобщающим словом).

 Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.)

6. Попробуем составить алгоритм сжатия текста: (СЛАЙД 5)

Выделение микротем (составление плана).

Выделение ключевых слов и понятий.

Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.

Собственно сжатие текста (имея в виду приёмы сжатия).

- Сверьте составленный алгоритм с опорной картой по работе над сжатым изложением.

- Что необходимо определить при первом прослушивании текста?

- На что мы обращаем внимание во время второго прослушивания текста?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Работа с текстом

Тема текста, над которым мы будем сегодня работать находит отражение в стихотворении известного русского поэта, чей портрет вы видите на экране (СЛАЙД 6).

«Матери» И.Бунин

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

- О ком идет речь?

- Кто автор этих строк?

- С каким произведением этого писателя мы с вами работали на прошлом уроке литературы?

 Иван Бунин  в стихотворении «Матери» вспоминает о своем детстве, как о самом счастливом периоде жизни, овеянном материнской любовью и заботой. Однако для Ивана Бунина мать – это возвышенное существо, приравненное к богам. И эту ассоциацию поэт сумел сохранить в своей душе на всю жизнь.

- Ребята, и в нашем тексте речь тоже пойдет о маме. Внимательно слушаем текст и выделяем тему, основную мысль, микротемы. Работаем по алгоритму в ваших опорных картах.

 

(СЛАЙД 7).

"Слово мама - особое слово"

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Вопросы по тексту:

- Какова тема текста?

- Основная мысль?

- Тип текста? Как строятся тексты подобного типа? Что в них можно сократить?(Это рассуждение, в нем нельзя сокращать тезисы и аргументы, но можно опустить примеры).

- Стиль речи? Определите стиль этого текста. Почему вы так решили?

(Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества.)

- В чем же автор пытался нас убедить?

- Количество микротем? Чем характеризуется микротема? (Определенной мыслью)

- Итак, мы поработаем с каждой микротемой. Вам необходимо выбрать ключевые слова, а затем озаглавить микротему ( составить тезис). Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.

Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.

- Ваши предложения, как можно озаглавить  каждую микротему. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.

- Объясните, какую информацию можно исключить из текста?

- Соотнесите микротемы и абзацы. Сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.

Повторное прослушивание текста.

Целеустановка: при втором прослушивании уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.

- Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.

- А теперь посмотрим, что у нас получилось. Соединим все микротемы.

 (Учащиеся  зачитывают получившийся текст, остальные  вносят дополнения и исправления)

А теперь подведем итоги нашей работы:

- Можем ли мы говорить о точной, правильной, логичной  передаче текста ?

 - Проверим, передана ли основная мысль текста ? Удалось или нет использовать приемы сжатия текста? Какие?

8. Рефлексия    

Слайд 8.    

-Какую цель поставили? Достигли или нет?

- Что на уроке вы отработали?

( повторили способы сжатия текста, выбирали ключевые слова, исключали несущественную информацию, оценивали свою работу)

- Над чем предстоит ещё работать?

- Я сегодня узнал(а)...

-Я сегодня научился (ась)...

- Мне сегодня на уроке было...

- Самым интересным на уроке для меня было...

- Самым сложным  на уроке было...

-Сдайте листы самооценки,  на них в углу нарисуйте смайлик вашего настроения. На следующем уроке мы продолжим работу над созданием сжатого изложения и оформим работы в чистовом варианте.

- А этот большой смайлик  я адресую   вам. Он выражает мое настроение после плодотворной работы на уроке. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...