Главные вкладки

    Прямое и переносное значение слова
    план-конспект урока (5 класс) на тему

    Лепаева Валентина Николаевна

    конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx26.53 КБ
    Файл pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova.pptx1.18 МБ

    Предварительный просмотр:

    Прямое и переносное значение слова

    Образовательные задачи:

    • познакомить учащихся  с прямым и переносным значением слова;
    • познакомить учащихся с произведениями поэтов, воспевавших красоту русской природы.
    • продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся;

    Развивающие задачи:

    • развивать чувство прекрасного;
    • творческие способности учащихся;
    • диалогическую и монологическую речь

    Воспитательные задачи:

    • любовь к  слову;
    • трудолюбие
    • коллективизм

    Цели урока (детям)

    Знать:

    • что такое прямое и переносное значение слов.
    • роль переносного  значения слова в художественной литературе
    • что такое метафора

    Уметь:

    • находить в тексте слова с переносным значением,
    • различать прямое и переносное значение слова,
    • употреблятьв речи слова с переносным значением.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран.

    Эпиграф к уроку

                                 С русским языком можно творить чудеса…

                                                                                                (К. Паустовский)

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на  уроке.  С каким настроением пришли вы на урок? Теперь давайте улыбнемся друг другу и  начнем урок с пожеланием творческих успехов.

    2. Вызов

    Чтение стихотворение Ивана Бунина учителем наизусть.

    На окне, серебряном от инея,

    За ночь хризантемы расцвели.

    В верхних стеклах – небо ярко – синее

    И застреха в золотой пыли.

    Всходит солнце, бодрое от холода,

    Золотится отблеском окно.

    Утро тихо, радостно и молодо.

    Белым снегом все запушено.

    И все утро яркие и чистые

    Будут видеть краски в вышине,

    И до полдня будут серебристые

    Хризантемы на моем окне.

    Эти слова, ребята, принадлежат замечательному поэту Ивану Бунину, человеку с чистой душой. Таких людей немного, но они есть. Они могут удивляться и радоваться, сами удивлять и радовать других. Нашу мастерскую открыли эти стихи, потому что говорить мы сегодня  будемо чудесах, которые окружают нас всегда,  и поможет нам в этом прекрасное время года – зима. Образные выражения будут звучать на уроке, вы постарайтесь запомнить их,  и в процессе работы применять на практике.

    2.2      Работа по выявлению темы урока.

    • Какие чувства,  настроение  возникает у вас при чтении стихотворения?

    • Найдите ключевые слова?

    • Ребята, что необычного увидели в данном стихотворении?

    (Автор использует для образной картины слова не только в прямом , но и с переносным значением)

    Ребята, давайте подумаем ,какова тема нашего урока?

    Тема и цели выводятся детьми. Слайд

    Откройте, пожалуйста, тетради , запишем число, классная работа, тему урока

    «Прямое и переносное значение слово»

    • Ребята, так  какую роль играют  слова с переносным значением в этом стихотворении?  Создают образную картину, выразительность, образность)
    • Скажите, что такое прямое и переносное значение слова.
    • (прямое – указывает прямо на предмет, действие;
    • переносное значение – происходит перенос  названия, если у предметов есть какое – либо сходство)

    - работа по учебнику упр.338

    Итак, ребята, употребление слов или оборотов речи в художественной литературе  называется метафорой.

    Писатели и поэты используют метафору, чтобы создать  живую образную картину природы.

    Действительно, какой красивый, яркий наш русский язык, с ним можно творить чудеса по словам Паустовского. Запишем в тетрадь высказывание Паустовского.

                               С русским языком можно творить чудеса……

    3. Первичное восприятие материала

    Мы произносим слово «зима», а какие образы возникают у вас?

     – снег, мороз, иней, вьюга, холод. Нашу работу сегодня построим в группах.

    У каждого на столе карточки.

    1. Подберите ассоциативный ряд к данным словам и составьте словосочетания,  предложения.

    4  группа

    • Зима

    Красивая, суровая, злая, лютая, капризная, старуха – злая, зима - красавица, холодная.

    1 группа

    • Мороз

    Стучит, шагает, крепчает, сковал, крепкий, сильный, слабый.

    2 группа

    • Снег

    Серебристый пушистый, искрится, идет, укутал…

    3 группа

    • Вьюга

    замела, кружит, гонит, завывает, носится, срывает, злится, плачет….

    Вывод: Слова с переносным значением помогают оживить картину , делают ее образной, яркой.

    Работа в группах

    2 .Прочитайте составленные словосочетания, предложения .

    Скрип снега, завывание вьюги, смех, восклицания, глухой хлопок от падающей снежной шапки, убежала ведьма злая.

    Составьте предложения с вашими  словосочетаниями.

    Например: Мороз крепчал, и скрип под легкими шагами смеющихся ребят приятно радовал меня.

    4. Закрепление материала .Физминутка.

    Перед вами стихотворение А. С. Пушкина. Поработаем вместе. Восстановим текст

    Вот ветер,  тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл – и вот сама

    Идет  волшебница – зима,

    Пришла, рассыпалась; клоками

    Повисла на суках дубов,

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей вокруг холмов,

    Брега с недвижною рекою

    Сравняла пухлой пеленою;

    Блеснул мороз, и рады мы

    Проказам матушки  -зимы.

    Назовите слова, которые называют образную картину.

    5. Применение знаний.

     - Ребята, было дано опережающее задание, составить акростих.

    (читают свои стихи)

    Переносное значение слов используется и для создания комического эффекта, когда слово, употребленное в переносном значении, понимается буквально. Известный писатель Корней Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших   переносного  значения слов.

     - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.Слайд

    - А я тогда не пойду на улицу.

    - Почему?

     - А чтоб морозы не ударили.

     Старшая сестра говорит младшей

     - Послушай, Настя, как у Веры речь льется.

    - Разве у нее вода вместо слов? – отвечает Настя.

    Почему эти высказывания вызвали улыбку? На  каком языковом материале основаны эти высказывания? (на непонимании переносного значения)

    4. Рефлексия .Слайд

    Ребята, мы сегодня так много говорим о зиме, о снеге, о чуде. Видимо, уже пришло время и нам рассказать о чуде. Попробуем свои творческие возможности и напишем этюд о зиме.

    Возможные варианты начала сочинений:

    • На стекле, серебряном от инея…
    • Ну и мороз…
    • Однажды утром я проснулся с удивительным ощущением….
    • Разгулялась вьюга

    (Чтение сочинений)

    5.Итог урока.    Слайд

     Вернемся к нашему эпиграфу

                                                          «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом»

    На уроке мы сегодня это доказали.

    6. Домашнее задание.  Написать сочинение – этюд

    • Мороз и солнце; день чудесный!
    • Выписать из стихотворений  строки, в которых   используются слова  с переносным значением

    Карточка  для учащегося      1 группа

    Тема урока:  «Прямое и переносное значение слова».

    Цель:

    Знать: что такое прямое и переносное значение слова.

    Уметь: подбирать  слова с переносным значением и использовать в своей речи.

    Задание 1.

    Подберите ассоциации    к словумороз, составьте с ними словосочетания  и предложения,  запишите в тетрадь.

    (Используйте слова с переносным значением)

    Например, (мороз крепчал, мороз сильный…….)

    Задание 2.

    • Назовите звук зимы.

    Например, (скрип снега……)

    Составьте предложение со звуками  зимы, используя данные словосочетания.

    Карточка  для учащегося      2 группа

    Тема урока «Прямое и переносное значение слова».

    Цель:

    Знать: что такое прямое и переносное значение слова.

    Уметь: подобрать  слова с переносным значением и использовать в своей речи.

    Задание 1.

    • Подберите ассоциации   к слову  снег, составьте с ними словосочетания  и предложения,  запишите в тетрадь.

    (Используйте слова с переносным значением)

    Например, ( снег серебристый, снег укутал…….)

    Задание 2.

    • Назовите звуки зимы.

    Например, (скрип снега……)

    Составьте предложение со звуками зимы, используя данные словосочетания.

    Карточка  для учащегося      3 группа

    Тема урока «Прямое и переносное значение слова».

    Цель:

    Знать: что такое прямое и переносное значение слова.

    Уметь: подбирать  слова с переносным значением и использовать в своей речи.

    Задание 1.

    • Подберите ассоциации   к слову  вьюга, составьте с ними словосочетания и предложения,  запишите в тетрадь.

    (Используйте слова с переносным значением)

    Например, ( вьюга замела, вьюга злющая…)

    Задание 2.      

    •  Назовите звуки зимы.

    Например, (скрип снега…)

    Составьте предложение со звуками  зимы, используя данные словосочетания.

    Карточка  для учащегося      4 группа

    Тема урока:  «Прямое и переносное значение слова».

    Цель:

    Знать: что такое прямое и переносное значение слова.

    Уметь: подбирать  слова с переносным значением и использовать в своей речи.

    Задание 1.

    • Подберите ассоциации   к слову  зима, составьте с ними словосочетания и предложения,  запишите в тетрадь.

    (Используйте слова с переносным значением)

    Например, ( зима красивая, зима капризничает…)

    Задание 2.      

    •  Назовите звуки зимы.

    Например, (скрип снега…)

    Составьте предложение со звуками  зимы, используя данные словосочетания.

    Иван Алексеевич Бунин

    На окне, серебряном от инея,

    За ночь хризантемы расцвели.

    В верхних стеклах – небо ярко – синее

    И застреха в золотой пыли.

    Всходит солнце, бодрое от холода,

    Золотится отблеском окно.

    Утро тихо, радостно и молодо.

    Белым снегом все запушено.

    И все утро яркие и чистые

    Будут видеть краски в вышине,

    И до полдня будут серебристые

    Хризантемы на моем окне.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2 Лепаева Валентина Николаевна, у читель русского языка и литературы

    Слайд 2

    Добрый день!

    Слайд 3

    На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стеклах – небо ярко–синее И застреха в золотой пыли. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно. Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом все запушено. И все утро яркие и чистые Будут видеть краски в вышине, И до полдня будут серебристые Хризантемы на моем окне.

    Слайд 4

    Прямое и переносное значение слова

    Слайд 5

    ЗНАТЬ: что такое прямое и переносное значение слова р оль переносного значения слова в художественной литературе ч то такое метафора

    Слайд 6

    УМЕТЬ: находить в тексте слова с переносным значением различать прямое и переносное значение слова употреблять в речи слова с переносным значением

    Слайд 7

    На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стеклах – небо ярко – синее И застреха в золотой пыли. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно. Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом все запушено. И все утро яркие и чистые Будут видеть краски в вышине, И до полдня будут серебристые Хризантемы на моем окне.

    Слайд 8

    значение слова Прямое Указывает прямо на предмет, действие Переносное Происходит перенос названия, если у предметов есть какое-либо сходство Петя идёт по улице . Дождь идёт .

    Слайд 9

    Метафора – употребление слов или оборотов речи в переносном значении На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели…

    Слайд 10

    С русским языком можно творить чудеса… К. Паустовский

    Слайд 11

    Вот ветер, тучи нагоняя, Дохнул , …………. – и вот сама Идет волшебница –………., Пришла , рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла ………………..коврами Среди полей вокруг………… , Брега с недвижною рекою Сравняла …………пеленою ; Блеснул………., и рады ……. Проказам матушки -……….

    Слайд 12

    Вот ветер, тучи нагоняя, Дохнул , завыл – и вот сама Идет волшебница – зима , Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов , Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою ; Блеснул мороз , и рады мы Проказам матушки - зимы

    Слайд 13

    - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы. - А я тогда не пойду на улицу. - Почему? - А чтоб морозы не ударили. Старшая сестра говорит младшей : - Послушай, Настя, как у Веры речь льется. - Разве у нее вода вместо слов? – отвечает Настя.

    Слайд 14

    Возможные варианты начала сочинений: На стекле, серебряном от инея… Опять зима… Ну и мороз! Однажды утром я проснулся с удивительным ощущением… Разгулялась вьюга…

    Слайд 16

    С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским c ловом . К.Паустовский

    Слайд 17

    Написать сочинение-этюд Мороз и солнце; день чудесный! Выписать из стихотворений строки, в которых используются слова с переносным значением Домашнее задание

    Слайд 18

    Спасибо! Желаю всем творчества!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Прямое и переносное значение слова

    Конспект урока русского языка (5 класс)...

    Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"

    Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....

    Прямое и переносное значение слова

    Урок обяснения нового материала...

    Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

    Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

    «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

    14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....