Развитие познавательной активности учащихся
учебно-методический материал на тему

Кочукова Лариса Петровна

Развитие познавательной активности учащихся  на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam_rabota_na_urokah.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon sam_rabota.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Кочукова Лариса Петровна,

                                                                                 учитель физики филиала МБОУ

                                                                                 «Стрелецкая сош» в селе

                                                                                 Авдеевка

Развитие познавательной активности учащихся

 в процессе изучения физики

           Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие умений самостоятельно работать , добывать  знания – одна из главных задач обучения. У учащихся на уроках физики необходимо формировать умение самостоятельно и критически мыслить , вырабатывать навыки самообразования , пробуждать желание проявлять творческую инициативу, интерес. А всё, что интересно, легко усваивается  и надолго запоминается.

       Для достижения поставленных задач использую на своих уроках  элементы проблемно-развивающего обучения, которое является одним из методов развития у учащихся творческого мышления, самостоятельного приобретения знаний.

       В основе организации проблемного обучения лежит принцип «открытия» учащимися научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложений знаний на практике. Данное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности учащихся по усвоению системы научных понятий, способов логического мышления: анализа, синтеза, обобщения, выделения главного.

        Получение прочных знаний и развитие учащихся зависят от навыков учебного труда. В кабинете физики для этого созданы памятки, алгоритмы, где собран материал , помогающий учащимся изучить явление, процесс, закон, величину в соответствии с обобщённым планом. По мере необходимости нацеливаю ребят на  тот или иной алгоритм- помощник в организации обучающей самостоятельной работы. Например, при изучении  газовых законов  учащиеся работают по плану:

  1. Между какими явлениями (процессами) или величинами закон выражает связь.
  2. Формулировка закона (словесная, графическая)
  3. Математическая запись закона.
  4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
  5. Учёт и использование закона на практике.
  6. Границы применимости закона.

      Применение обобщённых планов позволяет систематизировать работу учащихся, учит выделять главное в изучаемом материале.

      При изучении физики важна целенаправленная работа с таблицами величин. Систематически фиксирую внимание учащихся на единицах измерения, в которых выражены табличные данные, способствую развитию умения раскрывать физический смысл изучаемых величин. Так, при рассмотрении таблицы  «Удельная теплота парообразования» учащиеся называют удельную теплоту парообразования воды (2,23· 106 Дж/кг) и отвечают на вопрос «Что означает данное число?».

        При работе с таблицами физических величин использую  следующий план:

  1. Выяснить, значения каких величин приведены в таблице.
  2. Выяснить, что характеризует данная величина: какое свойство тел или веществ.
  3. Выяснить в каких величинах выражены величины.
  4. Найти вещество с наибольшим значением. Выяснить, где это вещество применяется.
  5. Найти в таблице вещества, с которыми приходится иметь дело в повседневной жизни. Познакомиться со значениями величин, характеризующими их.

        Такая работа способствует расширению знаний учащихся о свойствах веществ и применении их в технике, быту.

       Практика показывает, что физический смысл различных определений, понятий, правил, законов становится действительно понятным учащимся  лишь после неоднократного применения их к конкретным частным примерам-задачам. Перед учащимися тогда раскрываются  неосознанные или  воспринятые чисто механически существенные стороны изучаемого материала. Например, часть школьников нередко отожествляют математическую (абстрактную) зависимость с физической. Так, анализируя формулу R=U/I, некоторые учащиеся утверждают, что с повышением напряжения на данном участке цепи увеличивается и его сопротивление. Подобные недостатки в знаниях позволяет преодолевать решение экспериментальных задач, в которых опытным путём выясняется функциональная зависимость физических величин.

       Решение задач- неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике. Физические задачи использую для:

1) создания проблемной ситуации;

2)сообщения новых сведений;

3) формирования практических умений и навыков;

4) проверки знаний;

5) мотивации и др.

       Приведу пример создания с помощью физических задач проблемной ситуации. При изучении темы «Кипение» формулирую задачу: «Как можно заставить закипеть воду, охлаждая сосуд, в котором она находится?» В ходе урока учащиеся ищут ответ на этот вопрос.

      Очень часто на своих уроках для закрепления и проверки знаний использую качественные  задачи «Отличительная черта таких задач в том, что их условия акцентируют внимание ребят на физической сущности рассматриваемых явлений. Решают качественные задачи чаще  устно путем логических умозаключений, которые опираются на законы физики. Вот примеры таких задач:

  1. Почему с помощью микроскопа нельзя увидеть атом?
  2. Моль какого газа (водорода или гелия) имеет большую внутреннюю энергию при одинаковой температуре газа?
  3. Что нужно сделать, чтобы увеличить КПД  тепловых двигателей7

      Качественные задачи приучают школьников логически мыслить, рассуждать, анализировать явления, поэтому их можно назвать логическими задачами.  

Виды логических задач

  1. Объяснить явление
  2. Предсказать явление
  3. Выявить общие черты и существенные различия
  4. «Что нужно сделать для того, чтобы…»
  5. «Что произойдёт, если…»
  6. Задачи на систематизацию и классификацию.

          Как мы видим, качественные задачи развивают смекалку, творческую фантазию учащихся, т.е. помогают учителю организовать дифференциацию обучения. Такие задачи обычно предлагают учащимся, которые учатся на «4»и «5», в качестве дополнительного задания на контрольной работе, зачёте.

         В своей работе я использую «метод обратных задач». Он заключается в том, что  решив прямую задачу, например, на определение силы тока  , задаю такой вопрос: «Какие ещё  можно решить  задачи, применив закон Ома?» Решая прямые и обратные задачи , школьники учатся видеть связь физических величин, явлений, развивается логическое и научное мышление.

       



Предварительный просмотр:

Деятельность учителя по формированию

системы самостоятельной работы учащихся в ходе

 изучения  физики

Учитель физики филиала МБОУ «Стрелецкая сош» в с.Авдеевка

 Кочукова Л.П.

       Самостоятельная  работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Во всех случаях , когда учитель хочет особенно активно развивать учебную самостоятельность учеников, умение рационально учиться, он отдает предпочтение методам самостоятельной работы.

      Самостоятельную работа  осуществляется учащимися на уроках путем изучения текста нового материала, выполнения упражнений, решения задач, проведения опытов, наблюдений и пр. Весьма распространенным видом самостоятельной работы  является выполнение домашних заданий( устных, письменных или опытно-экспериментальных).

      Методы самостоятельной работы составляют подгруппу методов организации и осуществления учебно- познавательной деятельности. К отдельным методам самостоятельной работы  относят: метод работы с учебником, книгой; метод самостоятельного выполнения письменных упражнений, написания сочинений, рассказов,  и пр.; метод самостоятельной работы с приборами; метод самостоятельного решения задач  , метод самостоятельных наблюдений.

     Методы самостоятельной работы реализуют образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.

      В образовательном плане они обеспечивают самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и  повторение. Особенно ценны они для отработки практических умений и навыков, так как без самостоятельных действий умения не могут быть переведены на уровень навыков автоматизированного и творческого характера.

      Самостоятельная работа содействует развитию мыслительных умений и навыков.

       Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении нового материала  прошу учащихся внимательно читать определения, задавать вопросы при затруднениях , выделять самое главное в теме, работать с рисунками , схемами, таблицами. Наблюдая за самостоятельной работой учащихся,  выявляю типичные затруднения в усвоении темы, затем провожу дополнительные разъяснения при закреплении и повторении пройденного в конце урока или на следующем уроке.

      На самостоятельное изучение можно выносить целые темы, если их содержание доступно для учащихся данного класса. На уроках физики  стараюсь  научить ученика самостоятельно добывать знания, опираясь на уже известные. Работу  на некоторых  уроках организую в соответствии с инструкцией, которую имеют все учащиеся. Содержание инструкции:

1.Прочти текст учебника.

2.Подготовь ответы на вопросы.

3.Помоги подготовиться своему соседу.

4.Ответь соседу на все вопросы и выслушай его ответ на них, исправь ошибки.

5.Сообщи учителю о готовности отвечать на вопросы.

6. Говори при этом очень тихо.

Такие уроки развивают речь учащихся, учат работать с учебником, выделять главное, ставить разумные вопросы.

     Метод самостоятельной работы находит широкое применение в ходе выполнения учениками домашних заданий по физике .   Задание  на дом  задаю не в спешке, а подробно разъясняю его, указываю возможные затруднения, даю советы по их предупреждению.  Оставляю время для того , чтобы поставить цель домашнего задания, сказать ребятам, что к следующему уроку они должны знать и уметь. Это важный этап урока , от которого зависит успешность усвоения материала.

     Особое внимание следует уделить дифференциации домашних заданий, используя карточки-консультанты, дидактические материалы с поясняющими рисунками, план выполнения заданий. Полезно давать  задание на дом не по переработке текста, а по организации наблюдений , опытов, выполнению творческих заданий.

       Самостоятельная работа в процессе обучения  должна применяться осознанно, в тех  ситуациях, когда они могут принести максимальную пользу в решении задач образования, воспитания и развития. Наиболее рационально использовать самостоятельную работу учащихся для развития самостоятельности в учебной  деятельности, формирования навыков учебного труда, когда материал доступен для самостоятельного изучения, когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы, когда есть средства для достижения цели, т.е. имеются дидактические материалы , карточки, оборудование .

     Эффективность самостоятельной работы на уроке  зависит не только от удельного веса ее , но и от постановки целей самостоятельной работы, организации и подведения итогов.

     Следующий шаг в выборе связан с ответом на вопрос: будет ли самостоятельная работа носить репродуктивный, частично- поисковый или исследовательский характер.

     Наряду с использованием самостоятельной работы в течение всего этапа изучения нового материала, имеются и менее объемные виды самостоятельной работы – выполнение упражнений, письменных и графических заданий, проведение наблюдений.

      Важно стремиться как можно меньшим , необходимым и достаточным числом упражнений получать необходимый образовательный эффект. Добиться этого можно в первую очередь повышением качества выполнения каждого задания, его предварительной подготовки, инструктажа, постановки проблемы и ее четкого , лаконичного и емкого анализа

    На уроках физики применяю задания для самостоятельной работы, которые имеют один и тот же уровень сложности. Но одни учащиеся выполняли задания без дополнительных пояснений, а другим предлагается карточка –консультант. Порой само задание дополняется пояснениями, советами, облегчающими работу по его выполнению. Система видов помощи учителя:

  • указание типа задачи, правила, на которое опирается данное упражнение;
  • указание алгоритма решения;
  • приведение аналогичной задачи, решенной ранее;
  • дополнение к заданию в виде чертежа, схемы;
  • наведение на поиск решения с помощью ассоциации;
  • постановка наводящих вопросов;
  • указание ошибки в чертеже, в вычислениях, в установлении зависимости.

Выполнение контрольных работ и зачетов по физике строится на выполнение заданий обязательного уровня знаний и продвинутого.

        Формирование  общеучебных  умений и навыков осуществляется при изучении любого предмета . Для осуществления самостоятельной работы на уроке у учеников необходимо выработать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, выделять среди них главное, умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными , выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения.

        Необходимо расширять применение методов самостоятельной работы в практике  обучения, использовать в процессе выполнения отдельных упражнений, и в процессе самостоятельного изучения тем с попутным выполнением упражнений, заданий, ответов на контрольные на вопросы . Критериями применения самостоятельной работы должны быть в  единстве доступность содержания учебного материала и готовность учащихся к ее использованию на данном этапе обучения. У всех учеников необходимо развивать познавательную самостоятельность, от класса к классу наращивать степень применения самостоятельной работы.

         Для проведения эффективной самостоятельной работы провожу предварительную подготовку учеников к ее выполнению путем:

А) формирования навыков и умений работы с учебником, книгой , справочниками; навыков рационального выполнения домашних заданий; развития темпа чтения, письма, вычислений; навыков планирования, выделения главного и самоконтроля;

Б) значительного улучшения практики инструктирования учеников о порядке выполнения домашних заданий и составления отчетов;

В) специального продумывания приемов оказания оперативной помощи ученикам при выполнении самостоятельной работы;

Г) оперативного контроля за ходом самостоятельной работы и выявления типичных ошибок,  затруднений;

Д) правильной постановки целей самостоятельной деятельности и планирования ожидаемых результатов.

      Повышению эффективности самостоятельной работы служит применение заданий творческого характера, которые требуют от учеников проявления творчества, умения применять знания в нестандартных ситуациях.

      Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны учителя при выполнении самостоятельной работы. Надо использовать в этих целях обучающие карточки, карточки-консультанты, а в целях коррекции знаний применяю карточки- ключи.

       Использование методов самостоятельной работы в общей системе методов обучения  помогает с каждым годом внедрять в школьную практику новые виды самостоятельной работы: моделирование и конструирование, работы с микропроцессорной техникой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются   проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении....

Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формировани...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии.

В статье описываются методы,  технологии, применяемые  мною  в процессе  обучения  химии. Самоотчет  по теме самообразования. ...

Развитие познавательной активности учащихся

Данная презентация поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка

Данный материал представляет собой обобщение личного педагогического опыт учителя русского языка и литературы с 20-летним стажем работы в школе....