РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
методическая разработка по географии по теме

Железнова Наталья Георгиевна

 

Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы "Активизация познавательной активности на уроках географии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько "наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

К сожалению, сегодня географическое образование не использует в полном объеме своего образовательного, развивающего и воспитательного потенциалов. Поэтому выпускники не готовы к быстрой адаптации, не способны самостоятельно принимать решения, активно и творчески использовать полученные знания. Из 40 минут урока — 20 отведено учителю, оставшееся время на 20 — 30 учеников. Получается, что отвечать, рассуждать и доказывать ученик имеет возможность 1 минуту. Созерцательные процессы в его деятельности преобладают над деятельностью ученика. Это преобладание можно рассматривать как подавление реальной объективной активности учащегося.

Названные проблемы заставили меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации школьников.

Я моделировала свои уроки, применяя опережающее, проблемное обучение, групповую и парную работу, организовывала работу по опорным схемам, использовала технические средства. Но не получала полного удовлетворения от уроков и убеждалась в том, что при традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося, сложно добиться эффективного контроля, создать условия для саморазвития школьников.

Возник вопрос: что делать?

Теоретический ответ, на первый взгляд, прост: географические знания, умения, навыки — ЗУН — перевести из цели в средство, при этом следовать принципу: "Образование – есть способ развития личности, а не накачка информацией”.

Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться?

Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.

Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:

1. Наличию современного компьютерного оборудования и интерактивной доски в кабинете географии;

2. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 6-го по 11-й класс, использование другого программного продукта;

3. Изучению методической, педагогической литературы;

4. Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;

Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

· скрыты от глаз наблюдателя;

· все процессы происходят в динамике.

Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа,

Интернетресурсы. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.

Компьютерные программы в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс способствует:

· связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;

· дополняет предмет новыми сведениями;

· поддерживает актуальный уровень предмета;

· способствует развитию личности учащегося.

Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы МинистерствомОбразования России и входят в Федеральный комплект учебников географии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:

1.     Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;

2.     Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;

3.     Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;

4.     Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;

5.     Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;

6.     Анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию;

Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.

В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 6 – 8 классы«География. Наш дом - Земля», авторы И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А.Щенев, 7 кл. «География России», авторы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева и др., 8кл. «Начальный курс географии» Петровой Н.Н., 6кл. «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6-11кл. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.

Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Можно использовать интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ, который упрощает старшеклассникам и выпускникам подготовиться к новому виду итоговой государственной аттестации, даёт возможность получить подробный анализ результатов тестирования по географии и устранить пробелы в знаниях, психологически подготовиться к новым требованиям проведения выпускных школьных экзаменов.

Предложенные мною приёмы использования ИКТ и массмедиа далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следуют и поставленные мною задачи:

1.     Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.

2.     Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.

3.     Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.

4.     Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.

5.     Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников.

6.     Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:

1.     Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;

2.     Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.

3.     Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов по ИКТ.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

     Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний возможно использование различных форм и методов обучения:

проблемные уроки (эффективный способ повышения интереса учащихся к урокам географии)

технология листов опорных сигналов (схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности)

технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности)

коллективные способы обучения (дают возможность добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся)

урок – игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект)

использование дополнительной литературы, поэзии (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок)

дидактические игры («Буквы заблудились», «Справочное бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Угадай», «Заморочки из бочки»,  «Туристическое агентство «По странам и континентам»),  сбор карт-пазлов и т.д.)

 

Приведу некоторые виды работ, которые использую на своих уроках:

 

«Найди свою половинку»

Необходимо соединить половинки слов между собой.

 

БАО

ПИ

ГЕ

ЗОН

Баобаб, оазис, сейба, окапи, эпифит, пингвин, гевея, бизон, лиана, пихта, вади, финик

ОА

ФИТ

ЛИА

НИК

СЕЙ

ВИН

БИ

ДИ

ОКА

ЗИС

ПИХ

ВЕЯ

ПИНГ

БАБ

ВА

НА

ЭПИ

БА

ФИ

ТА

 

«Буквы заблудились»

      На доске пишу «зашифрованные слова» с перепутанными буквами, чтобы получилось слово, ребята должны расставить правильно буквы. Кроме, этого, после того, как они его составили, нужно объяснить значение данного слова. Задание можно усложнить: «Кто быстрее?».

ЛИМКАТ (климат)                                                    АКОАЛ (коала)

ТЕРЕВ (ветер)                                                            КЭСОПТР (экспорт)

НЕРЕВА (Венера)                                                      ЯРИВАЗЕ (Евразия)

 

«Справочное бюро»

      Очень удобно использовать данный вид работы, если по теме изучается много определений, а также при повторении темы. Вызывается один учащийся, он будет работать в «Справочном бюро», остальные же задают ему вопросы по определениям. Желающих поработать в «Справочном бюро» всегда очень много.

 

 

«Кто или что лишнее?»

     Необходимо определить, какое слово лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку).

Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика(Финляндия,  острова)

Гималаи, Пиренеи¸ Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби(Гоби, горы)

Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия(Кувейт, угольные бассейны)

Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ(сталь, полезные ископаемые)

 

«Географические диктанты»

     Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, в то же время дают возможность выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить эти пробелы. В небольшой рассказ о морском путешествии (Тема «Береговая линия Евразии») умышленно включаю в содержание ошибки по номенклатуре (по усмотрению учителя учащиеся могут использовать атласы):

     «Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера остров Таймыр, корабль вышел на просторы моря Лаптевых. Ледовая обстановка припятствовала движению. Вскоре на горизонте показались острова Северная Земля, миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водамКарского моря. Через некоторое время прошли у береговполуострова Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам острова Камчатка. Попутное холодное течениеКуросио помогало нашему кораблюОбогнув Камчатку и пройдя по водам Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска».

 

«Составь слово»

      Использую в групповой работе (по 5-6 человек) для выполнения задания на составление слов. Учащимся раздаю кружки с разными буквами (60 шт. и более), даю задание – составить как можно больше слов по теме (например «Атмосфера») за определенное время. Сколько слов – столько баллов. Кто составит самое длинное слово, получает дополнительно еще один балл. Обязательно учитывается грамотность.

   (РОСА)

 

Т

О

Н

Р

А

С

Е

 

 


          ………..

                                                                                               «Заморочки из бочки»

       Предлагаю учащимся примерно 10 бочонков из игры «Лото». С каким номером учащийся достанет бочонок, тот вопрос ему (или группе) достается.

     К примеру - №3 «Определите по описанию, о каком районе идет речь» (Тема «Экономические районы России», 9 класс):

     «Этот район имеет выход к трем морям. На юге граничит со странами ближнего зарубежья, является самым многонациональным районом России, главная специализация района – агропромышленное производство, рекреационные ресурсы способствуют развитию здесь курортного хозяйства». (Европейский Юг)

                                                                                         « О каком материке идет речь?»

  1. «Она располагается под нами.
  2. Там, очевидно ходят вверх ногами,
  3. Там наизнанку вывернутый год, 
  4.  Там расцветают в октябре сады, 
  5. Там в октябре, а не в июле лето,
  6. Там протекают реки без воды.
  7. Там в зарослях следы бескрылых птиц,
  8. Там кошкам в пищу достаются змеи,
  9. Рождаются зверята из яиц,
  10. И там собаки лаять не умеют,
  11. Деревья сами лезут из коры,
  12. Там кролики страшней, чем наводненья». (Австралия)
  13.  
  14. «Угадай»

     Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например:

а)«Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа» (Венера, тема «Планеты Солнечной системы»)

б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр – одновременно и морской и речной порт. В области находится крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один из старейших заповедников России» (Астраханская область, тема «Поволжский экономический район»)

 

«Кто это, что это?»

     Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому учащемуся называется слово, которое они должны пояснить. Например по теме «Южная Америка»: Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба),

гевея(дерево), мате (чай), Игуасу (водопад),лама (животное),Котопахи (вулкан),  Веспуччи (путешественник), колибри (птица),метис(народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.

 

«Туристическое агентство «По странам и континентам»

      Каждая группа учащихся рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную информацию о ней. Предлагают описание, иллюстрации и другой дополнительный материал. Остальные должны определить страну.

 

«Подбери пару»

      Слова по какой-либо теме записываются в два столбика. Необходимо подобрать пару и определить лишнее слово:

               Вершина:                                                  Горные системы:

     г.Аконкагуа                                                    Кордильеры

    г. Эльбрус                                                        Анды

    г. Мак-Кинли                                                   Кавказ

    г. Народная                                                      Альпы

    г. Монблан                                                       Урал

                                                                               Гималаи

                                                                                               «Загадки»

                Данные загадки можно использовать при изучении темы «Полезные ископаемые».

Тот камень чудесный с Урала                      Если встретишь на дороге,

Нежным цветом зеленым манит.                 То увязнут сильно ноги.

Я только сегодня узнала,                              А сделать миску или вазу –

Что камень зовут ……(малахит)                  она понадобится сразу (глина)

 

В моей земле богатства скрыты,                  Покрывают им дороги,

Она и золото хранит,                                     улицы в селениях,

И рядом с медью – малахиты,                      а еще он есть в цементе.

Железо, мрамор и …….(гранит)                  Сам он – удобрение (известняк)

 

     Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является с...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии. Умение уч-ся составлять конспекты.  Конспект - краткое изложение, запись содержания какого-либо текст...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии

               Преподавание в современной школе всё больше убеждает: эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится  активным субъект...