Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии
статья по географии по теме

Измайлова Тамара Евгеньевна

    Любая деятельность человека имеет определенную цель. Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Накоплен немалый опыт работы, и  могу сказать: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_no3_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti..._-_kopiya.doc397.5 КБ

Предварительный просмотр:

Измайлова Тамара Евгеньевна

ГБС (К) ОУ школа-интернат №117 г.о. Самара

Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии

 Любая деятельность человека имеет определенную цель. Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося. Сложные задачи можно предъявлять лишь ученикам, с высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся,  подрывают у них веру в свои силы и способности.

    Развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс, и система работы учителя должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей учащегося.

Целью моей работы является: Показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – вершина учебной работы школы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.

   Активность ребенка - это проявление потребности его жизненных сил, её можно считать и предпосылкой и результатом  развития. Активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности.   Психолого-педагогическими исследованиями  применительно к школьнику зафиксировано три уровня его активности:

   Репродуктивно-подражательная активность - генетически более ранняя и элементарная форма проявления активности. В ней объективно заложены большие возможности развития личности школьника. Однако следует признать, что задержка школьника на этом уровне не обеспечивает его дальнейшего продвижения в развитии.  Необходим  переход на уровень со значительным проявлением самостоятельности в нахождении путей деятельности.

  Поисково-исполнительная активность обладает в этом отношении более значительными ресурсами. В этих условиях школьник выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит учитель, мастер, взрослый человек. Но поиски самостоятельных путей решения, проба не одного пути, а ряда вариантов отрывают ребенка от образца, предоставляют простор для размышлений и о характере содержания, и об условиях деятельности, и о своих возможностях. В силу этого переход на уровень поисковой активности всегда знаменует собой и более высокий уровень деятельности.

Уровень творческой активности наиболее высокий. Его, конечно, не следует приравнивать к процессу зрелого творчества, поскольку опыт школьника все же ограничен. И вместе с тем творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника.  Разно уровневый подход к анализу активности школьника в значительной мере помогает нам в каждый отрезок времени проследить за развитием ребёнка.

  В обучении фигурирует особый вид активности - интерес к познаниям, или, как его принято называть, познавательный интерес. У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом и путями индивидуального развития. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке.  Более высоким уровнем  является интерес к познаниям существенных свойств, предметов и явлений.  Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Эта стадия характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть  вещей, но уже становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.  Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений.

  Как всякий психический процесс  познавательный интерес формируется в деятельности и деятельность эта должна быть особым образом организована.

Например:  Урок начался с повторения известных учащимся положений, которое делает сам учитель, не вовлекая в это учащихся. Он сам ставит вопросы, и сам на них отвечает.  Учащимся на уроке отводится роль  пассивных слушателей. Поэтому они ведут себя безразлично, несколько оживляются на время, когда начинаются опыты, но тут же сникают.  Никакого интереса, кроме любопытства к  чисто внешнему оформлению опытов, урок не вызвал, так как он был построен на активности одного учителя, от учащихся требовалось только слушать и запоминать. Знания на таком уроке преподносятся учащимся, как правило, «в готовом виде». Новый материал  излагается описательно.  Педагог не привлекает опыт учащихся, их личные наблюдения, не апеллирует к их смекалке, сообразительности, самостоятельности. Он сам ставит опыты, которые чаще служат иллюстрацией к уже изложенным положениям, а не отправным пунктом для постановки проблемы. Сам учитель выполняет и рисунки, и чертежи на доске. Домашние задание на таком уроке не требуют творчества учащихся. Активность учащихся  минимальна, а результатом таких уроков являются формальные, поверхностные знания, неумение объяснить факты с помощью теории или показать, как теоретические положения применяются на практике.

Другой пример:  Учитель рассказывает школьникам о строительстве БАМа. Выразительно передает картину трудностей строительства. Ставятся вопросы: «Зачем же прокладывать дорогу по таким непроходимым местам? Нельзя ли было найти путь, по которому легче проложить магистраль? Пусть длиннее, но зато удобнее?» Возникает всеобщий интерес. Слушатели приглашаются к совместному поиску пути по карте. Обсуждают все возможные варианты с учетом рельефа, полезных ископаемых, возможности транспортировки рельсов, строительных материалов. Вместе ищут и рисуют наиболее удачный вариант. Найденный путь решают сравнить с трассой Байкало-Амурской магистрали. Напряженное ожидание. Все участвовали в поиске, все заинтересованы.  Оказалось, найденный вариант есть трасса Тында – БАМ!

  Урок-исследование с элементами экспериментирования, неизбежно приводит к возникновению познавательного интереса. Конечно, это совсем не значит, что поисковые задачи должны решаться на всех уроках. Однако периодическое включение в урок решения познавательных задач или поискового метода необходимо. Ученики получат знания и при иных условиях, но они не приобретут ни умения самостоятельно мыслить, ни желания самостоятельно приобретать знания в дальнейшем.  Таким образом, труд педагога, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь  подростка, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.

   Для развития мышления очень удобна учебная модель: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РАЗМЫШЛЕНИЕ.

   Приемы на стадии ВЫЗОВА направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.

а) Парная мозговая атака:   Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией.

б) Ключевые термины:    Выбираю из текста 4 – 5 ключевых слов и выписываю их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы дать объяснение и предположить, как термины будут применяться в  контексте  темы. Когда учащиеся приходят к одному выводу, прошу  обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании  текста – с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.

  Когда учащиеся припомнили, что знали, прикинули, в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии, стадии ОСМЫСЛЕНИЯ. На этой стадии можно применить несколько методических приемов, например:  а)Система маркировки текста.  Предлагаю систему маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

- галочкой (V) помечается то, что им уже известно;

 - знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;

 - знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.

 - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

   Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

б) Взаимоопрос. Этот методический прием применяю так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

Многие приемы, которыми пользуются на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «РАЗМЫВШЛЕНИЯ» и достигают там цели. Например:  Парная мозговая атака (парное подведение итогов). Пары, которые проводили мозговую атаку, готовясь к чтению текста, могут теперь вернуться к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста. Они могут составить новый список: что нового и важного они почерпнули из текста.

   В формировании познавательного интереса школьников можно выделить три этапа: любопытство (ситуативный интерес), любознательность (неустойчивый интерес) и устойчивый познавательный интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и последовательно формировать у школьников устойчивый интерес к предмету.   Один из наиболее старых, распространенных способов активизации познавательной деятельности учащихся – вопросы учителя. Нельзя рассматривать вопросы лишь как средство проверки понимания и усвоения читаемого. Вопросы нужно использовать как средство руководства познавательной деятельностью, пробуждения активной мысли.

Очень важной ступенью в процессе подведения учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний является комментированное упражнение.    Все ученики выполняют работу в своих тетрадях,  но один ученик (по усмотрению учителя),  с места и, не отрываясь от работы, громко объясняет, комментирует все то, что он записывает в тетрадь. Весь класс тоже пишет. Если один ученик замолкает, немедленно продолжает объяснение другой. Сначала включаются сильные ученики, чуть позже будут свободно и быстро объяснять и самые слабые. Сам процесс мысли учащихся становится открытым и контролируемым. Действенным может стать прием персонификации, т. е. использование способности к сопереживанию. Образный эмоциональный рассказ может оживить   интерес к теме. Иногда хорошую роль может сыграть прием участия. Раскрывая тему, говорю: «Представьте себе, что вы находитесь …», затем урок  продолжается своим чередом, но уже на другом уровне.

        Большое значение в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии играет: а) работа с натуральными объектами; б) географическими картами; в)  картинами; г) проведение опытов.

    Способствуют развитию познавательного интереса уроки, проводимые в нетрадиционной форме: общественный смотр знаний, диспут, ролевая игра, КВН, урок-путешествие,  викторина,  театрализованное представление и др.

Так при проведении обобщающего урока по Африке (7 класс) можно провести игру: «Что такое? Кто такой?» Задание для этой игры предлагается на небольших листках; задача ребят – ответить, что означает слово: м. Доброй Надежды, Лимпопо, Хартум, пигмей, о. Мадейра, о. Сан-Томе («шоколадный о-в»), о-ва Маскаренские («сахарные о-ва») т.д. Ответы, учащиеся под номерами самостоятельно пишутся в тетрадях.

   Накоплен уже немалый опыт работы, и  могу сказать: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.

Список источников и литературы

  1. Вартаньян, Э.А. История с географией или имена собственные на карте  мира во времени и пространстве / Э.А. Вартаньян. - Самара, Издательский Дом «Бахрах», 1996. – 224с.
  2. Казакова, В.Н, Казаков, Ю.А. Увлекательная география: учебное пособие/ /В.Н. Казакова, Ю.А.Казаков. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. – 352 с.
  3. Краткий психологический словарь; редактор-составитель Карпенко, Л.А. / под общей редакцией Петровского, А.В. и Ярошевского, М.Ч. – Ростов-на Дону, 1998. – 502 с.
  4. Пивоварова, Г.П. Занимательная география: Книга для учащихся / Г.П. Пивоварова. – М.: Просвещение, 1998. – 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формировани...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии. Умение уч-ся составлять конспекты.  Конспект - краткое изложение, запись содержания какого-либо текст...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии

               Преподавание в современной школе всё больше убеждает: эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится  активным субъект...