Главные вкладки

    Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.
    рабочая программа по географии (7 класс) по теме

    Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.

     

    Умение уч-ся составлять конспекты.  Конспект - краткое изложение, запись содержания какого-либо текста, доклада, рассказа.

    Требования к конспекту.   Системность, доказательность,   логичность изложения, краткость и четкость.

    Опорный конспект - это краткое изложение содержания учебного материала с использованием опорных сигналов.

    Требования к опорному конспекту. Логичность. Разнообразие спо­собов и средств выделения главного в изучаемом. Структурирование учебного материала. Использование психологических законов восприятия информации. Четкость.

    Опорные сигналы - наглядная схема, в которой закодировано основное содержание подлежащих усвоению знаний (В.Ф. Шаталов).

    Требования к опорным сигналам. Доступность усвоения. Оригинальность оформления.   Многообразие форм. Эмоциональная насыщенность.

    Как составить опору.

    1.   Прочитайте текст.

    2. Выделите в нем главные мысли, понятия, выводы, определения.

    3.   Зашифруйте их.

    4. Прочитайте текст еще раз.

    5.   Сверьте его с опорой.

    6. Выучите опору, расскажите по опоре содержание учебного материала.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon primery_rol_tvorchekikh_zadach.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.

    Умение уч-ся составлять конспекты.  Конспект - краткое изложение, запись содержания какого-либо текста, доклада, рассказа.

    Свободный

    (сочетание выписок,  цитат, тезисов)

    Текстовый

    (содержит отрывки подлинника, цитаты)

                           Тематический

         (конспект учебного материала, темы)

    План-конспект

    (открытый в форме плана пересказ)

    Требования к конспекту.   Системность, доказательность,   логичность изложения, краткость и четкость.

    Опорный конспект - это краткое изложение содержания учебного материала с использованием опорных сигналов.

    Требования к опорному конспекту. Логичность. Разнообразие способов и средств выделения главного в изучаемом. Структурирование учебного материала. Использование психологических законов восприятия информации. Четкость.

    Опорные сигналы - наглядная схема, в которой закодировано основное содержание подлежащих усвоению знаний (В.Ф. Шаталов).

    Требования к опорным сигналам. Доступность усвоения. Оригинальность оформления.   Многообразие форм. Эмоциональная насыщенность.

    Как составить опору.

    1. Прочитайте текст.
    2. Выделите в нем главные мысли, понятия, выводы, определения.
    3. Зашифруйте их.
    4. Прочитайте текст еще раз.
    5. Сверьте его с опорой.
    6. Выучите опору, расскажите по опоре содержание учебного материала.

    Самостоятельно письменно воспроизведите опорные сигналы.

    Алгоритм ответа.        .

    1. Логически. Осмыслите текст.
    2. Определите последовательность изложения.
    3. Вскройте внутренние связи.
    4. Представьте материал в виде опоры.  

    Задание 3. Составьте опорный конспект по любой теме (используйте учебник). Задание можно выполнять группами, тогда проверку организуйте следующим образом: команды обмениваются опорами и расшифровывают их. Оцениваются оба задания - составление и расшифровка опоры.

    Задание. Используя данный опорный конспект, восстановите в памяти содержание учебного материала.

    План,  заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой – либо программы.

    Составьте план по алгоритму.

    1. Прочитайте текст.
    2. Разбейте его на части, выделяя главные мысли.
    3. Озаглавьте каждую часть.
    4. Требования к плану. Пункты должны отражать содержание текста и быть связаны по смыслу. План не должен состоять из вопросительных предложений. План не должен содержать второстепенных вопросов. План должен включать все главные мысли.

    Простой

    Развернутый

    (включает подпункты)

    Задание Составьте рассказ по следующему плану.

    Составление схем, таблиц, диаграмм, графиков

    Схема - это чертеж, на котором графическими условными обозначениями покачаны составные части изделия или установки и соединения или связи между ними (Энциклопедический словарь).

    Географическая схема - это краткое объяснение при помощи знаков, символов и условных обозначении  явлений, и процессов,  и т.д., а также отражение взаимосвязей разного рода.

    Схематичный рисунок - это изображение объекта, в котором внимание акцентировано лишь на интересующих автора деталях строения.

    Требования: грамотность, содержательность, наличие сносок и подписей.

    Схема

    Объекта

    Содержит изображение основных его

    частей.

    Отражает

    особенности

    строения и

    функции.


    Явления

    Содержит

    характеристики

    явлений,

    показывает

    взаимосвязи с

    другими явлениями.


    Процесса

    Содержит

    характеристики

    сути процесса и

    условий его

    протекания.


                     
    Классификации

                   Содержит иерархию     таксонов с их представителями.

    Задание 2. Составьте схему пищевой сети, используя следующий список организмов: волк, кролик, травы, жук-навозник, почвенные грибы, паук, растительноядное насекомое, воробей, ягодный кустарник.

    Кролик Жук-навозник

    Ягодный кустарник

    . Паук

    т

    Растительноядное насекомое

    Ответ.  Волк                                         Ястреб


    Таблица - это перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам (Энциклопедический словарь).

     таблица

    \

    Обшей характеристики ОБЪЕКТА

    (содержит информацию о морфологическом и анатомическом строении организма)


    Классификации объекта

    (содержит

    иерархию

    таксонов,

    к которым

    принадлежит

    объект)


    Сравнения

    (содержит информацию о сравниваемых единицах,

    причем в горизонтальных столбцах обычно

    приводят данные о том, что сравнивают,

    а в вертикальных - к каким признакам ведут сравнение)


    Процесса, явления

    (содержит характеристику явлений, процессов, условия их протекания, взаимосвязь с другими процессами и явлениями)

    Диаграмма - графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин (Энциклопедический словарь).

    Круговая


    Диаграмма-


    Столбчатая (гектограмма)

    Правила составления диаграмм.

    1. Выделите в тексте сравниваемые величины и выразите их в доли
      или процентах..
    2. Выберите форму диаграммы    круговую или столбчатую.

    Круговая диаграмма

    Например, 100% - 360° 7%-х°

    Заштрихуйте сектор, соответствующий вашим данным, одним цветом, а оставшуюся часть круга -другим.


    Столбчатая диаграмма

    Выберем масштаб, например: 10 см- 100%" х см - 7%

    Нарисуйте столбики, соответствующие вашим   . данным.


    Ответы на разные типы вопросов

    Специальные вопросы

    Типы вопросов

    Общий

    Социальный

    Альтернативный

    Разделительный

    Вопрос

    Вопросительное                   Общий вопрос +-

    Утвердительное

    ко всему предложению,

    требующий краткого ответа.

    Пример.

    Ответ. Да.

    Слово (какой, чей»

    когда, кем, кому) +

    общий вопрос.

    Пример.

    противопоставление,

    требующее выбора

    Пример.

    предложение +краткий общий вопрос, требующий

    краткого ответа. Пример. Ответ. Нет.

     На сравнение.

    Сравнить - поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия:

    • выдели сравниваемые предметы;
    • проанализируй их в отдельности;
    • выдели существенные признаки каждого предмета;
    • сопоставь их по одним и тем же признакам;
    • раздели черты сходства и черты отличия;
    • выясни и объясни причины сходства и отличия;
    • сделай вывод;
    • оформи ответ в виде таблицы, схемы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формировани...

    Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии

    Любая деятельность человека имеет определенную цель. Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является с...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

    Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

    Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии

                   Преподавание в современной школе всё больше убеждает: эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится  активным субъект...

    Роль исследовательской работы в развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

    Тема самообразования: Роль исследовательской работы в  развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы Срок реализации: 2014-2019ггАктуальность выбранной темы:...

    Доклад «Использование практических и творческих заданий для развития познавательной активности учащихся на уроках биологии»

    Познавательный интерес основан на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников показатель серьёзных недостатков в организации обучения. Одним из направ...

    Роль исследовательской работы в развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

    Актуальность выбранной темы: активизация исследовательской деятельности учеников-одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Эффективность обучения находится в прямой зависи...