Использование технологии проблемного обучения на уроках математики для развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся
статья на тему

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 г., ВОИПКиПРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_tehnologii_problemnogo_obucheniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения на уроках математики для развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся

Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирование опыта самостоятельной деятельности  учащихся и целостной системы универсальных  учебных действий. Формирование у учащихся метапредметных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, которые предусматривают системно-деятельностный подход к организации процесса обучения. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.

На наш взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, творчески. Считаем, что традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Для решения этой проблемы мы пришли к необходимости использования современных образовательных технологий на уроках математики. Активные методы обучения весьма разнообразны, наша задача – найти такие методы инновационной работы, которые будут обязательно развивать у учащихся интерес к учебной работе, самостоятельности и творчеству. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, среди которых предпочтение отдаём проблемному обучению, методу проектов, технологии критического мышления. Большинство современных ученых справедливо утверждают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся. Следовательно, актуальность выбора данного метода диктуется потребностями практики.

Под проблемным обучением понимают такую организацию учебных занятий, которая предполагает под руководством учителя создание  проблемных ситуаций, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями. Создавая проблемную ситуацию и направляя ее разрешение, учитель может сознательно вовлечь учащихся в один из этих процессов мышления, то есть поставить их перед необходимостью сравнивать, обобщать, анализировать явления, синтезировать факты, а не просто механически их запоминать. Проблемно-поисковые методы  применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Основная особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Поэтому строим урок так, чтобы обучающие были субъектами собственной деятельности: сами осознали и выделили проблему; поставили цель изучения; сформулировали задачи; решили их; сумели применить полученные знания на практике; смогли  получить новые знания. Для создания проблемной ситуации на уроке используем противоречивые факты, практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать  самостоятельные доказательства.

Итак, главные цели проблемного обучения:

  • Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
  • Усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
  • Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, становятся методы проблемного обучения. Методы проблемного обучения различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при разрешении учебных проблем:

  • Проблемно-поисковый метод в обучении.
  • Проблемное изложение.
  • Частично-поисковый метод.
  • Исследовательский метод.

В чём преимущества проблемного обучения?

Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

Результаты обучения достаточно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых  ситуациях и одновременно развивают  свои  умения  и творческие способности.

Таким образом, для нас приоритетными являются следующие принципы:    

  • Учить самостоятельности, планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным.
  • Ориентировать на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его.
  • Сотрудничать с детьми, вместе  решать проблемы.

Всё ли обучение должно быть проблемным?

Нет,  не все,  если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, и самостоятельное усвоение знаний идет путем решения учебных проблем,  путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Проблемное обучение следует понимать как тип обучения, обеспечивающий в сочетании с традиционным и тем новым,  что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками,  развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является концепция системно-деятельностного подхода, которая позволяет  научить школьников самостоятельно и творчески учиться, ориентировать их на результаты обучения. Этой концепции стараемся придерживаться в своей педагогической деятельности.  Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы.  Это означает одно -  вокруг нас еще много неизвестного,  скрытого. Какие бы новые веяния ни проникали в школу,  как бы ни менялись программы и учебники,  формирование интеллектуальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке.  И от того, как организована познавательная деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе,  уровень их знаний,  готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

Материалы заочной региональной научно-практической конференции

 «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований

ФГОС к  результатам деятельности общеобразовательной школы»,

март 2014 г., ВОИПКиПРО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся.Статья.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию....

"Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий".

На мой взгляд, на уроках математики достаточно остро стоит проблема развития познавательной активности учащихся, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий.  Для решен...

Методический семинар по теме «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики». Региональный конкурс "Учитель года - 2018"

hellip;Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.   Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри.Наверно...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики »

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие разви...

Статья на тему "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики"

статья об использовании технологии проблемного обучения...

Примеры использования технологии проблемного обучения на уроках математики

Современные школьники должны не только уметь применять приобретённые знания на практике, но и быть способными заглянуть вперёд, проявить познавательный интерес, гибкость мышления, быть готовыми взять ...