Роль математики как предмета в воспитании гражданина России
статья на тему

Материалы заочной областной научно-практической конференции учителей математики «Актуальные проблемы преподавания математики», Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль математики как предмета в воспитании гражданина России

Человек как личность формируются в семье, в различных коллективах, в сферах массовой информации и т. д. Но наиболее последовательно и системно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере нашего общего образования. Именно в стенах  школы  должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Дети школьного возраста наиболее восприимчивы  к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время  промахи в развитии и воспитании в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Какова же  роль математики как предмета в воспитании гражданина нашей Родины?

Математика учит думать, логически мыслить, что необходимо практически в каждой профессии. Изучение математики  в школе  формирует у учащихся

- понимание математических отношений, которые являются средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе;

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;

- умение изъясняться  математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность.

Духовно-нравственное воспитание средствами математики возможно благодаря отбору содержания материала, структуре урока, организации  общения. Обучение математике содействует расширению и обогащению жизненного опыта человека. Математика является не просто областью знаний, а прежде всего, элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Она учит  оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. В процессе изучения математики у учащегося воспитываются: трудолюбие, усидчивость, упорство в достижении намеченной цели.

Часто можно услышать от старшеклассников слова: «Зачем учить эти формулы, ведь в жизни мне это не пригодится». Обязательно надо как можно чаще показывать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и практической жизни. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из главных звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и трудового в частности. Правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, вызывают потребность в новых знаниях. Одним из действенных средств является творческая работа по составлению задач самими учащимися с использованием различного иллюстративного и исторического материала. Большие возможности дают уроки геометрии. По мере изучения геометрии учащиеся постепенно убеждаются в том, что геометрические знания необходимы во многих сферах нашей жизни.

Математика нужна и для интеллектуального развития личности. Военная и экономическая независимость страны напрямую зависят от математической грамотности ее граждан. Большой воспитательный эффект имеют нестандартные уроки, построенные с использованием  исторических материалов героического прошлого нашей Родины. Эффективность таких уроков повышается при сопровождении их показом презентаций. Урок математики может стать для детей не только уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства гордости за свою  страну.

На каждом уроке воспитательная функция должна быть ориентирована на достижение современного национального воспитательного идеала – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее нашей страны, многонационального народа Российской Федерации. В воспитании подрастающего поколения велика роль учителя и школьных уроков, и математика обладает огромным воспитательным потенциалом.

Список используемой литературы:

1. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире // М: Просвещение, 1985 г.
2. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. и другие. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. // М., Просвещение, 2007 г.
3. Кордемский  Б.А. Великие жизни в математике // М: Просвещение,1995 г.

Материалы заочной областной научно-практической

конференции учителей математики

 «Актуальные проблемы преподавания математики»,

Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.

Внеклассное мероприятие на тему:«Семья моя – надежда и опора» (Концерт для домры с фортепиано)1. Семья моя - тёплая пристань    Семья- надежный оплот.    В н...

Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"

Создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...

Роль математики как предмета в воспитании гражданина России

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России является важнейшей целью современ...

Статья "Роль ученических социальных проектов в воспитании гражданина России"

Обобщение личного опыта по воспитанию патриотизма, чувства гражданской ответственности у обучающихся...

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России»

Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России», рассчитанная на 3 года...