Статья "Роль ученических социальных проектов в воспитании гражданина России"
статья (9 класс) на тему

Обобщение личного опыта по воспитанию патриотизма, чувства гражданской ответственности у обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_sotsialnyh_proektah.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

  средняя общеобразовательная школа № 466 Курортного района г. Санкт-Петербурга

                        Статья «Роль ученических социальных проектов

                      в воспитании гражданина России.»

                           

                                                                            Учитель истории и

                                                                           обществознания ГБОУ

                                                                           СОШ № 466 Карпова Н.А.   

 Ученический социальный проект – это индивидуальная или групповая деятельность обучающихся, целью которой является исследовательская деятельность, расширение знаний об обществе, развитие навыков коммуникации, обогащение опытом решения конкретных жизненных проблем, развитие чувства гражданской ответственности, укрепление веры в свои собственные силы и возможности, привитие интереса к общественно-полезной деятельности.

Социальный проект включает в себя следующие основные этапы:

- определение цели проекта;

-сбор и анализ информации, необходимой для определения путей достижения цели;

- планирование совокупности действий, необходимых для достижения цели;

-практическая деятельность по реализации проекта;

-подведение итогов и определение дальнейших перспектив.

Ученические социальные проекты практически всегда связаны с содержанием учебных предметов – обществознания, истории, географии, биологии и других, и в то же время это форма внеурочной и внешкольной деятельности.

Ученический социальный проект основан на интересе обучающихся и стремлении к самореализации в деятельности. Это вариант самостоятельной деятельности, требующей консультативной помощи учителя, морального поощрения и поддержки.

Социальные проекты различаются:

-по целям и содержанию;

-по широте и сложности решаемых задач;

-по кругу привлечённых к осуществлению проекта лиц;

-по сфере, на преобразование которой нацелен проект.

Как осуществить такой проект на практике, я расскажу на конкретном примере. В 9-ом классе после изучения темы «Право» повторительно-обобщающий урок я провожу в форме защиты социальных проектов. Тема проекта «Я и мои права». Обучающиеся сами выбирают тему, над которой они будут работать.   Класс делится на 4 группы, каждая из которых готовит презентацию своего проекта.  Я объясняю обучающимся, что они могут выбрать любое право по Конституции Российской Федерации и показать на практике его реализацию в России. Например, обучающиеся выбрали 4 темы: «Я и моё право на образование», «Право на благоприятную окружающую среду», «Право на жизнь», «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.» Далее обучающиеся получают план работы над проектом:

1.сбор информации (социологические опросы, анализ материалов СМИ, встречи, интервью с компетентными лицами и т.д.);

2.разработка собственного варианта решения проблемы;

3.реализация плана действий;

4.составление портфолио;

5.презентация своей деятельности.

Какая работа была проведена обучающимися,  я расскажу на примере проекта «Право на благоприятную окружающую среду.»  Наша школа находится в посёлке Песочный Курортного района г.Санкт-Петербурга. В посёлке 3 онкологических института. (источники повышенной радиации – нельзя собирать ягоды, грибы на территории, прилегающей к посёлку.) В посёлке многие дома отапливаются углём, в т.ч. много домов с местным отоплением – котёл, обогревающий квартиру, стоит на кухне.

В ходе работы над проектом обучающиеся:

  1. провели социологический опрос среди населения об экологическом состоянии посёлка, подготовили презентацию.
  2. В поликлинике у главного врача взяли данные о детских заболеваниях и заболеваниях взрослых за последние 5 лет. ( больше всего лёгочных заболеваний.)  
  3. Я  организовала встречу с главой Муниципального Образования посёлка Песочный, ребята взяли интервью об экологическом состоянии посёлка, узнали, что делают местные власти по решению этой проблемы, выяснили, какую помощь они могут оказать в улучшении экологического состояния посёлка.
  4. Сделали подборку материалов местных газет об экологической обстановке в посёлке.
  5. Приняли участие в составлении коллективного обращения граждан посёлка к губернатору по поводу вывоза грязного снега из Санкт-Петербурга на территорию, прилегающую к посёлку.
  6. Собрали портфолио с результатами своей деятельности.

Защищая свой проект, обучающиеся выступили со следующими предложениями: А)расселить Военно-Морской городок (где дома с местным угольным отоплением) и на его месте построить медицинский городок.

Б)принять участие в озеленении посёлка, работая летом в молодёжных бригадах по благоустройству посёлка.

В) продолжить встречи с главой МО п. Песочный, чтобы получать информацию о том, как осуществляется работа над газоснабжением посёлка.(замена угольного отопления на отопление газом.)

После защиты всех проектов был подведён итог,  где ребята высказали своё мнение. Работа над проектами им понравилась. Они получили разнообразную информацию, с ними разговаривали « на равных.»,  обучающиеся поняли, что в их возрасте уже можно что-то изменить в своём дворе, посёлке. Они поняли, что в государстве есть органы власти и граждане, интересы которых не всегда могут быть услышаны и реализованы властью.

Для того, чтобы власть реализовала интересы граждан, граждане должны защищать свои права.

 

                                                                 Используемая литература: Н.И.Элиасберг

                                            Ученические социальные проекты в системе школьного

                                            Образования, СПб издательство «Союз», 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.

Внеклассное мероприятие на тему:«Семья моя – надежда и опора» (Концерт для домры с фортепиано)1. Семья моя - тёплая пристань    Семья- надежный оплот.    В н...

Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"

Создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...

Реализация основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России

Презентация для педсовета об основных напрвлениях духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в соответствие с нормативно-правовыми документами и путях их реализации...

Роль математики как предмета в воспитании гражданина России

Материалы заочной областной научно-практической конференции учителей математики «Актуальные проблемы преподавания математики», Воронеж, декабрь 2014 г., ВОИПКиПРО ...

Роль математики как предмета в воспитании гражданина России

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России является важнейшей целью современ...

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России»

Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России», рассчитанная на 3 года...