Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.
методическая разработка (11 класс) по теме

 

Внеклассное мероприятие на тему:

«Семья моя – надежда и опора»



(Концерт для домры с фортепиано)

1. Семья моя - тёплая пристань
   Семья- надежный оплот.
   В ней солнышко нежно лучится,
   Любовь в ней и счастье живет.
2. В ней дети — её продолжение,
   И внуки в ней- радость моя,
   И вечное в жизни стремление.
   Всё это зовётся- семья!

ВЕДУЩИЙ :
  Добрый день, дорогие друзья!

ВЕДУЩИЙ :


 Добрый день всем, кто неравнодушен к хорошим дружным отношениям в семье, у кого теплеет на сердце при виде детских колясок с малышами, которые чинно прокатываются по улицам города со счастливыми мамами и папами, всем, кто уважительно относится к самому главному в нашем обществе - семья.


ВЕДУЩИЙ :


 Из всех человеческих отношений семья — самое древнее и самое великое. Главные законы его - верность, любовь, воспитание детей - служат самыми прочными основами всякого человеческого блага.


ВЕДУЩИЙ :


 Что такое семья? Это наши корни, наши родители, всё, что было в прошлом, есть в настоящем и будет в будущем. И от того, как мы будем строить свою малую родину, зависит, как будем жить мы, наши дети, внуки и правнуки.


3. Моя семья - прекрасное есть место,
   Где всем нам дышится приятно и свободно.
   И эта жизнь нам кажется прелестной,
   Храним любовь мы крепко и надежно.

4. И это место, где сердца откроем.
   Поможем выразить делами и словами,
   Отбросив прочь препоны и оковы,
   Раскроем мы себя перед друзьями.

5. И это место, где тебя услышат,
   И каждый глас твой вызовет сочувствие,
   Поэтому хочу в семье быть «чистым»,
   Нести в семью хорошие лишь чувства .

6. И это место, где тебя увидят,
   В твоем обличье истинном раскроют,
   Поэтому хочу всегда привычно
   Вести себя, достойно и спокойно.

7. И это место, где тебе помогут, -
   Совет придет полезный и поддержка.
   Множь силы в каждом добром деле -
   И будет снова жизнь мне интересна!

8. А семья - это дом.
   Это двое и третий,
   И, быть может, четвертый,
   И пятый потом.
   Это теплые строки
   В желанном конверте,
   Если машет разлука
   Печальным крылом.
   А семья - это свет,
   Что незримо и щедро
   Озаряет всю жизнь
   И сопутствует нам.
   Где ни последних, ни первых,
   Где и радость, и горе-
   Всегда пополам.
   А семья - это  все.
   Без неё холодеет
   Одинокая мысль,
   Одинокая жизнь.
   Ничего не бывает на свете
   Роднее.
   Ничего.
   Как ни думай и как ни храбрись....



(Дуэт: Захаров А., Рождественская В.- «Тонкая рябина»)


Презентация (до памятника Петру и Февронии)



Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.


Брак — просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в мир в новой полноте. Только в браке возможно полное признание человека, видение другой личности. В браке человек погружается в жизнь, входя в неё через другую личность. Это познание дает то чувство завершённой полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.

С библейских времен родительское благословение сочетается условием прочного и счастливого брака. Во время таинства венчания священник молится: «Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане' молитвы родителей утверждают основание домов». Бог дал родителям особую власть над детьми. Они должны пользоваться ею, руководствуясь любовью и мудростью.

  По традиции жених с родителями приходят в дом родителей невесты и просят руки дочери. При согласии на брак, они вместе с родителями жениха благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку — иконой Пресвятой Богородицы. Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют  святые образа. Вручая иконы, родители выражают высокую мысль, что теперь, когда время воспитания детей для них окончилось, они с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Иконы они ставят в красном углу. Нередко ими благословлялось несколько поколений. Они становятся семейно-родовой святыней.


Венчаниеэто таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого.

Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменую вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

 Святые Пётр и Феврония только потому и познали истинную любовь, что брак их заключен был прежде на небесах. И они, жившие по воле Божией, сумели услышать этот небесный зов: да обратите друг на друга глаза свои, да будьте единым целым! Какое же это чудо — семья! Если смотреть с точки зрения вечности и Творца, который есть Любовь совершенная.


Я подарю тебе ромашку

В память о Муромских Святых.

Напоминает мне не сказку,

Повесть о вечной любви.


Его Петром, его Февроньей звали,

С рождения так их нарекали,

Веру Христову обрели,

И чудеса они творили,


Лукавые сети сокрушая,

Убил князь Пётр с размаху змею

Ударом Агрикова меча

Со своего правого плеча.


И заболел он очень тяжко,

Зловредной кровь змеи была,

От её брызг тело Петра

Покрылось струпьями сполна.


И повезли его в Рязань

Врачей хороших там искать

В Ласкове девушка жила,

Умело холст она ткала.


Загадочно так говорила,

Затем всё просто разъяснила:

-Ты очень девушка мудра, -

Сказал ей княжеских слуга.


-Зовут меня Февронья,

Вези- ка Князя мне сюда,

Я помогу ему тогда.

И вылечила Князя скоро.


Лишь только струп один остался.

Князь Пётр ничуть не волновался.

Слово свое он не сдержал

И быстро в Муром отъезжал.


Февронии дары послал,

Она их не приняла

И ничего, конечно, не взяла.

Князь в тот час снова заболел

И тогда он повелел

В Ласково возвратиться

И снова полечиться,

Затем на ней жениться.

Младые в Муром возвратились,

Козни вражьи разные творились.

Много искушений пережили,

Но любовь, верность сохранили!


Дана им свыше  благодать -

В супружестве изрядно помогать.

Пусть будет традицией доброй

В День памяти Двоицы Святой


Друг другу ромашки дарить,

Чтоб верность, любовь сохранить!

А если вдруг придет разлука,

Только прошу, не ропщи,


За все, и за эту долю

Всевышнего благодари!

Традиции семьи старайтесь

Своим детям передать,


Тогда им легче будет тоже

Очаг семейный создавать.

Пусть ваши чада станут так же

Святых этих почитать


И тогда их, несомненно,

Не покинет благодать.

На ромашках не гадайте,

Лепестки не обрывайте,


Грехи свои не умножайте,

Красу цветов вы прославляйте.

Любовь свою не расхитите,

Пронесите сквозь года!


Господа не забывайте!

Счастливы будете тогда.


Выражение ''семья — малая Церковь'' мы встречаем на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и приветствует их ''и домашнюю их Церковь''. В разговоре о Церкви мы почти всегда употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем ''отцом'', ''батюшкой'', себя считаем ''духовными детьми'' своего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи?


Церковь — это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! Как  повествует евангелист Матвей, Иисус Христос сказал: ''...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них''. Епископы и священники — не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божиего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как ''малую Церковь'', то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь ''свидетелями'', то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь ''малой Церкви''.


Семья даже в самые трудные времена — это ''малая Церковь'', если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник её. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни.


(Ансамбль «Акварельки» - «Мир наш цветущий»)


Семья — это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Об этом нам постоянно напоминают рассказы Библии о ветхозаветных патриархах. Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно- религиозную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции и благодаря ей и на основе особого почитания предков создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле — источник не только тепла и питания, но и осознанной любви и духовного понимания.


 Через таинство брака даруется благодать и на воспитание детей, которой  христианские супруги в своей родительской деятельности лишь содействуют, как сказано у апостола Павла: ''Не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною''. Тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности, Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого крещения.


(Оркестр - «Тропинка во ржи»)


Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о христианском воспитании. Родительская любовь — особая любовь, эта любовь жертвенная и бескорыстная. Каждый из членов семьи призван отыскать себя. Личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней.

Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе этих отношений — любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и на стремлении понять личность ребенка. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершено бескорыстна, и образец этому — любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет её жизнь, обогащает её.


(Оркестр, ансамбль - «Мама»)

Сценка.

Показ презентации (продолжение).


 Основой духовного возрастания детей являются таинства Церкви. В таинстве крещения Господь омывает их от первородного греха, снимая с них проклятие, тяготеющее над падшим человеческом родом. В таинстве миропомазания Господь усыновляет ребенка Себе, даруя ему благодать. Зародившаяся в крещении духовная жизнь ребенка требует питания для своего поддержания. Господь дарует его питание в таинстве причащения. Невинных младенцев следует причащать как можно чаще. Благодать причащения Тела и Крови Господа необычайна, она взращивает, исцеляет укрепляет ребенка духовно и физически. Желательно, чтобы младенец с четырех лет уже не вкушал с утра пищи или питья до причащения.

 С семи лет младенец становится отроком и считается ответственным за свои поступки. С этих лет необходимо воспитать в нем духовную чистоплотность, воспитать потребность смывать грех в таинстве покаяния через исповедование своих грехов. В таинствах Церкви дети общаются с самим Господом.

Дыханием духовной жизни становится молитва. Жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь прекращается с остановкой молитвы.

 Молитва проявляется в трёх формах: в выполнении молитвенных домашних правил, в вознесении Богу кратких молитв в течение всего дня, в посещении церковного богослужения.

  Жизнь в Духе включает сохранение и развитие именно духовных традиций, таких, как общая семейная молитва утром, вечером и перед трапезой. Не просто формальное их прочтение, но обучение детей молитве сознательной и духовной, а это уже часть душе попечения, которое осуществляют родители с помощью своего духовного наставника — православного священника.

 Семья в сохранении и умножении именно духовных традиций тесно переплетается с жизнью церковной. В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.

    Видимым проявлением семейной жизни является дом.


 Дом - это место, где разворачивается и телесная, и душевная жизнь семьи. Надо сказать, что не любое жилое помещение можно назвать домом. Есть особое слово, выражающее любовь к дому, это слово — уют.


Уют - не только эстетическая характеристика, а отражение духовно-нравственной атмосферы малой Церкви, дающее ощущение покоя и защищенности, любви и заботы. Уют - это, как правило, мерило возвращения женщины к своей первозданной сущности, мера обретения ею себя. В каком-то смысле уют -  это и есть дом.


Мимо текла, текла река,

Плыли куда то облака,

Шел человек,была дорога нелегка.

И человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом,

И поселится счастье с ним

В доме одном.


Если когда - то он сдавал,

Он непременно напевал

Песню любимую свою, ту, что пою.

Дом как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья за столом —

Это не дом.


Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, -

Это твой дом.


На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь окно.


Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.


  С воспитательной точки зрения особо важным понятием является не просто дом, а отчий дом. Именно в нем растут дети, и от того, есть он или нет, многое зависит в жизни каждого поколения. Отчий дом, его духовная и материальная атмосфера складываются десятилетиями и даже веками, это видимое подтверждение благочестия и праведности людей, живших и живущих в нем. Он является видимым показателем духовно-нравственного  и материального умножения родового богатства. Духовная жизнь семьи или отсутствие этой стороны жизни определяются отношением к отчему дому.


( Выходят, взявшись за руку, юноша и девушка — папа и мама.)


Вместе: В наших детях — наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.


Мама:    В чем я вижу счастье семьи?

Что значит для меня моя семья?

Конечно — счастье и уют домашний.

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень-очень важных.


Во-первых, это главное — любовь,

Всем сердцем и душою всей и разумом.

Не просто чтоб бурлила кровь, а трепетно

И каждый день по-разному.


Папа:   Второе — дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца — не напиться.

А дети — это жизнь,

Это родник и продолжение рода!

Пусть струится!

Потом — забота.

Лишь она очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна была всегда с тобою,

А не где-то.


Мама:            Четвертое — терпенье.

Оно поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

А пятое — ответственность и долг.

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.


Папа:           Шестое — уважение.

Только с ним приобретешь успех,

Признание общее всегда.

Считаясь с мнением других, научишь,

Чтоб с твоим считались собственным.

И, наконец, седьмое — чистота везде;

В дому, в душе твоей и помыслах.

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любим, где счастлив полностью.


( К папе и маме присоединяются сын и дочь, берутся за руки.)

Девочка:    Мы на свет родились, чтобы радостно жить.
Мальчик:   Чтобы вместе играть.
Девочка:    Чтобы крепко дружить.
Мальчик:   Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы.
Девочка:    Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
Мальчик:   Мы вам желаем от души, чтобы были дела хороши.
Девочка:    Чтобы в дом не стучалась беда.
Мальчик:   Чтоб грустить не пришлось никогда.
Девочка:    Желаю счастья и добра.
Мальчик:   Желаю теплых, светлых дней,
                     Здоровья, что всего важней.
Вместе:       Великое чудо — семья!



(Ансамбль- «Счастья тебе, Земля моя!» )


ВЕДУЩИЙ:             Семья — моя надежда и опора.
Пусть эти слова будут главными в вашей жизни.

ВЕДУЩИЙ:     Храните свои семьи! Берегите их!

ВЕДУЩИЙ:     Храните тепло своего очага, и пусть все ваши надежды на  лучшее будущее сбудутся!

ВЕДУЩИЙ:                              Что такое счастье?
Это глаза, губы мамины,
Радость — это руки папины,
Чудо — бабушкины сказки,
С дедушкой езда в салазках.
Счастье — Церковь моя,
Наша дружная семья.
Для верующих людей православных
Семья — малая Церковь.



(Ансамбль- « Колокольный звон России».)


ВЕДУЩИЙ:          Счастья вам, здоровья и любви!





Литература.


  1. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского

Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998 г.

(Православная семья. Духовные основы православной семьи. Иерархическое устроение семьи. Основы христианского воспитания детей в семье.)


  1. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. Москва, 1994 г.
  2. Н.В.Давыдова. Православная культура. Словарь-справочник школьника. Москва: ПРО-ПРЕСС, 2008 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya-moya_nadezhda.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Лариса Владимировна Костюченко

Заместитель директора по ВР

 МОУ Краснопоймская средняя

 общеобразовательная школа,

 п. Красная пойма, Луховицкий район.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.

Внеклассное мероприятие на тему:

«Семья моя – надежда и опора»

(Концерт для домры с фортепиано)

1. Семья моя - тёплая пристань

    Семья- надежный оплот.

    В ней солнышко нежно лучится,

    Любовь в ней и счастье живет.

2. В ней дети — её продолжение,

    И внуки в ней- радость моя,

    И вечное в жизни стремление.

    Всё это зовётся- семья!

ВЕДУЩИЙ :

   Добрый день, дорогие друзья!

ВЕДУЩИЙ :

  Добрый день всем, кто неравнодушен к хорошим дружным отношениям в семье, у кого теплеет на сердце при виде детских колясок с малышами, которые чинно прокатываются по улицам города со счастливыми мамами и папами, всем, кто уважительно относится к самому главному в нашем обществе - семья.

ВЕДУЩИЙ :

  Из всех человеческих отношений семья — самое древнее и самое великое. Главные законы его - верность, любовь, воспитание детей - служат самыми прочными основами всякого человеческого блага.

ВЕДУЩИЙ :

  Что такое семья? Это наши корни, наши родители, всё, что было в прошлом, есть в настоящем и будет в будущем. И от того, как мы будем строить свою малую родину, зависит, как будем жить мы, наши дети, внуки и правнуки.

3. Моя семья - прекрасное есть место,

    Где всем нам дышится приятно и свободно.

    И эта жизнь нам кажется прелестной,

    Храним любовь мы крепко и надежно.

4. И это место, где сердца откроем.

    Поможем выразить делами и словами,

    Отбросив прочь препоны и оковы,

    Раскроем мы себя перед друзьями.

5. И это место, где тебя услышат,

    И каждый глас твой вызовет сочувствие,

    Поэтому хочу в семье быть «чистым»,

    Нести в семью хорошие лишь чувства .

6. И это место, где тебя увидят,

    В твоем обличье истинном раскроют,

    Поэтому хочу всегда привычно

    Вести себя, достойно и спокойно.

7. И это место, где тебе помогут, -

    Совет придет полезный и поддержка.

    Множь силы в каждом добром деле -

    И будет снова жизнь мне интересна!

8. А семья - это дом.

    Это двое и третий,

    И, быть может, четвертый,

    И пятый потом.

    Это теплые строки

    В желанном конверте,

    Если машет разлука

    Печальным крылом.

    А семья - это свет,

    Что незримо и щедро

    Озаряет всю жизнь

    И сопутствует нам.

    Где ни последних, ни первых,

    Где и радость, и горе-

    Всегда пополам.

    А семья - это  все.

    Без неё холодеет

    Одинокая мысль,

    Одинокая жизнь.

    Ничего не бывает на свете

    Роднее.

    Ничего.

    Как ни думай и как ни храбрись....

(Дуэт: Захаров А., Рождественская В.- «Тонкая рябина»)

Презентация (до памятника Петру и Февронии)

 Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.

 Брак — просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в мир в новой полноте. Только в браке возможно полное признание человека, видение другой личности. В браке человек погружается в жизнь, входя в неё через другую личность. Это познание дает то чувство завершённой полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.

 С библейских времен родительское благословение сочетается условием прочного и счастливого брака. Во время таинства венчания священник молится: «Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане' молитвы родителей утверждают основание домов». Бог дал родителям особую власть над детьми. Они должны пользоваться ею, руководствуясь любовью и мудростью.

   По традиции жених с родителями приходят в дом родителей невесты и просят руки дочери. При согласии на брак, они вместе с родителями жениха благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку — иконой Пресвятой Богородицы. Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют  святые образа. Вручая иконы, родители выражают высокую мысль, что теперь, когда время воспитания детей для них окончилось, они с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Иконы они ставят в красном углу. Нередко ими благословлялось несколько поколений. Они становятся семейно-родовой святыней.

Венчание — это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

 Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого.

 Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменую вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

  Святые Пётр и Феврония только потому и познали истинную любовь, что брак их заключен был прежде на небесах. И они, жившие по воле Божией, сумели услышать этот небесный зов: да обратите друг на друга глаза свои, да будьте единым целым! Какое же это чудо — семья! Если смотреть с точки зрения вечности и Творца, который есть Любовь совершенная.

Я подарю тебе ромашку

В память о Муромских Святых.

Напоминает мне не сказку,

Повесть о вечной любви.

Его Петром, его Февроньей звали,

С рождения так их нарекали,

Веру Христову обрели,

И чудеса они творили,

Лукавые сети сокрушая,

Убил князь Пётр с размаху змею

Ударом Агрикова меча

Со своего правого плеча.

И заболел он очень тяжко,

Зловредной кровь змеи была,

От её брызг тело Петра

Покрылось струпьями сполна.

И повезли его в Рязань

Врачей хороших там искать

В Ласкове девушка жила,

Умело холст она ткала.

Загадочно так говорила,

Затем всё просто разъяснила:

-Ты очень девушка мудра, -

Сказал ей княжеских слуга.

-Зовут меня Февронья,

Вези- ка Князя мне сюда,

Я помогу ему тогда.

И вылечила Князя скоро.

Лишь только струп один остался.

Князь Пётр ничуть не волновался.

Слово свое он не сдержал

И быстро в Муром отъезжал.

Февронии дары послал,

Она их не приняла

И ничего, конечно, не взяла.

Князь в тот час снова заболел

И тогда он повелел

В Ласково возвратиться

И снова полечиться,

Затем на ней жениться.

Младые в Муром возвратились,

Козни вражьи разные творились.

Много искушений пережили,

Но любовь, верность сохранили!

Дана им свыше  благодать -

В супружестве изрядно помогать.

Пусть будет традицией доброй

В День памяти Двоицы Святой

Друг другу ромашки дарить,

Чтоб верность, любовь сохранить!

А если вдруг придет разлука,

Только прошу, не ропщи,

За все, и за эту долю

Всевышнего благодари!

Традиции семьи старайтесь

Своим детям передать,

Тогда им легче будет тоже

Очаг семейный создавать.

Пусть ваши чада станут так же

Святых этих почитать

И тогда их, несомненно,

Не покинет благодать.

На ромашках не гадайте,

Лепестки не обрывайте,

Грехи свои не умножайте,

Красу цветов вы прославляйте.

Любовь свою не расхитите,

Пронесите сквозь года!

Господа не забывайте!

Счастливы будете тогда.

Выражение ''семья — малая Церковь'' мы встречаем на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и приветствует их ''и домашнюю их Церковь''. В разговоре о Церкви мы почти всегда употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем ''отцом'', ''батюшкой'', себя считаем ''духовными детьми'' своего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи?

Церковь — это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! Как  повествует евангелист Матвей, Иисус Христос сказал: ''...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них''. Епископы и священники — не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божиего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как ''малую Церковь'', то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь ''свидетелями'', то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь ''малой Церкви''.

 

Семья даже в самые трудные времена — это ''малая Церковь'', если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник её. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни.

(Ансамбль «Акварельки» - «Мир наш цветущий»)

Семья — это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Об этом нам постоянно напоминают рассказы Библии о ветхозаветных патриархах. Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно- религиозную, национальную и отечественную традицию. Из семейной традиции и благодаря ей и на основе особого почитания предков создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семья есть для ребенка первое родное место на земле — источник не только тепла и питания, но и осознанной любви и духовного понимания.

  Через таинство брака даруется благодать и на воспитание детей, которой  христианские супруги в своей родительской деятельности лишь содействуют, как сказано у апостола Павла: ''Не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною''. Тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности, Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого крещения.

(Оркестр - «Тропинка во ржи»)

 Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о христианском воспитании. Родительская любовь — особая любовь, эта любовь жертвенная и бескорыстная. Каждый из членов семьи призван отыскать себя. Личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней.

 Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе этих отношений — любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и на стремлении понять личность ребенка. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершено бескорыстна, и образец этому — любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет её жизнь, обогащает её.

(Оркестр, ансамбль - «Мама»)

Сценка.

Показ презентации (продолжение).

  Основой духовного возрастания детей являются таинства Церкви. В таинстве крещения Господь омывает их от первородного греха, снимая с них проклятие, тяготеющее над падшим человеческом родом. В таинстве миропомазания Господь усыновляет ребенка Себе, даруя ему благодать. Зародившаяся в крещении духовная жизнь ребенка требует питания для своего поддержания. Господь дарует его питание в таинстве причащения. Невинных младенцев следует причащать как можно чаще. Благодать причащения Тела и Крови Господа необычайна, она взращивает, исцеляет укрепляет ребенка духовно и физически. Желательно, чтобы младенец с четырех лет уже не вкушал с утра пищи или питья до причащения.

  С семи лет младенец становится отроком и считается ответственным за свои поступки. С этих лет необходимо воспитать в нем духовную чистоплотность, воспитать потребность смывать грех в таинстве покаяния через исповедование своих грехов. В таинствах Церкви дети общаются с самим Господом.

 Дыханием духовной жизни становится молитва. Жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь прекращается с остановкой молитвы.

  Молитва проявляется в трёх формах: в выполнении молитвенных домашних правил, в вознесении Богу кратких молитв в течение всего дня, в посещении церковного богослужения.

   Жизнь в Духе включает сохранение и развитие именно духовных традиций, таких, как общая семейная молитва утром, вечером и перед трапезой. Не просто формальное их прочтение, но обучение детей молитве сознательной и духовной, а это уже часть душе попечения, которое осуществляют родители с помощью своего духовного наставника — православного священника.

  Семья в сохранении и умножении именно духовных традиций тесно переплетается с жизнью церковной. В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.

     Видимым проявлением семейной жизни является дом.

  Дом - это место, где разворачивается и телесная, и душевная жизнь семьи. Надо сказать, что не любое жилое помещение можно назвать домом. Есть особое слово, выражающее любовь к дому, это слово — уют.

 Уют - не только эстетическая характеристика, а отражение духовно-нравственной атмосферы малой Церкви, дающее ощущение покоя и защищенности, любви и заботы. Уют - это, как правило, мерило возвращения женщины к своей первозданной сущности, мера обретения ею себя. В каком-то смысле уют -  это и есть дом.

 

Мимо текла, текла река,

Плыли куда то облака,

Шел человек,была дорога нелегка.

И человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом,

И поселится счастье с ним

В доме одном.

Если когда - то он сдавал,

Он непременно напевал

Песню любимую свою, ту, что пою.

Дом как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья за столом —

Это не дом.

Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, -

Это твой дом.

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь окно.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

   С воспитательной точки зрения особо важным понятием является не просто дом, а отчий дом. Именно в нем растут дети, и от того, есть он или нет, многое зависит в жизни каждого поколения. Отчий дом, его духовная и материальная атмосфера складываются десятилетиями и даже веками, это видимое подтверждение благочестия и праведности людей, живших и живущих в нем. Он является видимым показателем духовно-нравственного  и материального умножения родового богатства. Духовная жизнь семьи или отсутствие этой стороны жизни определяются отношением к отчему дому.

( Выходят, взявшись за руку, юноша и девушка — папа и мама.)

Вместе: В наших детях — наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Мама:    В чем я вижу счастье семьи?

Что значит для меня моя семья?

Конечно — счастье и уют домашний.

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень-очень важных.

Во-первых, это главное — любовь,

Всем сердцем и душою всей и разумом.

Не просто чтоб бурлила кровь, а трепетно

И каждый день по-разному.

Папа:   Второе — дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца — не напиться.

А дети — это жизнь,

Это родник и продолжение рода!

Пусть струится!

Потом — забота.

Лишь она очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна была всегда с тобою,

А не где-то.

Мама:            Четвертое — терпенье.

Оно поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

А пятое — ответственность и долг.

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Папа:           Шестое — уважение.

Только с ним приобретешь успех,

Признание общее всегда.

Считаясь с мнением других, научишь,

Чтоб с твоим считались собственным.

И, наконец, седьмое — чистота везде;

В дому, в душе твоей и помыслах.

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любим, где счастлив полностью.

( К папе и маме присоединяются сын и дочь, берутся за руки.)

Девочка:    Мы на свет родились, чтобы радостно жить.

Мальчик:   Чтобы вместе играть.

Девочка:    Чтобы крепко дружить.

Мальчик:   Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы.

Девочка:    Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Мальчик:   Мы вам желаем от души, чтобы были дела хороши.

Девочка:    Чтобы в дом не стучалась беда.

Мальчик:   Чтоб грустить не пришлось никогда.

Девочка:    Желаю счастья и добра.

Мальчик:   Желаю теплых, светлых дней,

                      Здоровья, что всего важней.

Вместе:       Великое чудо — семья!

(Ансамбль- «Счастья тебе, Земля моя!» )

ВЕДУЩИЙ:             Семья — моя надежда и опора.

 Пусть эти слова будут главными в вашей жизни.

ВЕДУЩИЙ:     Храните свои семьи! Берегите их!

ВЕДУЩИЙ:     Храните тепло своего очага, и пусть все ваши надежды на  лучшее будущее сбудутся!

ВЕДУЩИЙ:                              Что такое счастье?

Это глаза, губы мамины,

Радость — это руки папины,

Чудо — бабушкины сказки,

С дедушкой езда в салазках.

Счастье — Церковь моя,

Наша дружная семья.

Для верующих людей православных

Семья — малая Церковь.

(Ансамбль- « Колокольный звон России».)

ВЕДУЩИЙ:          Счастья вам, здоровья и любви!

Литература.

  1. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского

 Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998 г.

(Православная семья. Духовные основы православной семьи. Иерархическое устроение семьи. Основы христианского воспитания детей в семье.)

  1. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. Москва, 1994 г.
  2. Н.В.Давыдова. Православная культура. Словарь-справочник школьника. Москва: ПРО-ПРЕСС, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»

В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...

Реализация основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России

Презентация для педсовета об основных напрвлениях духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в соответствие с нормативно-правовыми документами и путях их реализации...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание гражданина России как основа гармоничного развития личности учащегося на уроках и во внеурочное время»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с основными  положениями:·        Общество нуждается в подготовке  нравственных людей.·...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...