«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики по ФГОС»
статья на тему

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС», апрель-май 2014 г., ВОИПКиПРО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии  на уроках математики по ФГОС

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…

В.А.Сухомлинский  

Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. За период обучения в школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат. Но источником отрицательного воздействия на здоровье является и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности. Как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, не навредив его здоровью?

Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Да и трудности в изучении предмета часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а значит, к снижению качества здоровья. Главным для учителя становится  поиск новых технологий обучения предмету, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными методами работы.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Цель этих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:

  • Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся.
  • Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Какие можно использовать приёмы с применением здоровьесберегающих технологий первой группы на уроках? Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Уже с приветствия на уроке нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Четкая организация учебного труда имеет большое значение в предупреждении утомления. Хорошая обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности  всё это можно использовать для  раскрытия способностей каждого ребенка.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами.  Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища  (особенно спины)   и мелких мышц кистей рук. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, тоже необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.  Преобладающий вид деятельности на уроках математики письмо, поэтому рекомендуется гимнастика для снятия общего утомления. Можно провести такие физкультминутки:

  1. Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

            А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

            На счет раз – кулак сожмем, на счет два –  в локтях согнем.

            На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

            Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

            Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

            На счет шесть прошу всех сесть.

            Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная семья.

  1. Мы все вместе улыбнемся,

            Подмигнем слегка друг другу,

            Вправо, влево повернемся

            И кивнем затем по кругу.

            Все идеи победили,

            Вверх взметнулись наши руки.

            Груз забот с себя стряхнули

            И продолжим путь науки.

Хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки, органически вплетаются в тему урока. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока, а главное, ведут к укреплению здоровья учащихся.  Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.

Элементы технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, отражены в нормах СанПиНа. Обстановка и гигиенические условия, наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности в классе должны соответствовать норме. Организовано проветривание в кабинете.  Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. При планировании урока нужно не допускать однообразия работы, в норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке, чередуя их через 7-10 минут. На уроке должны присутствовать смена поз учащихся и  оздоровительные моменты.

Среди психолого-педагогических технологий, используемых на уроках и во внеурочной деятельности, можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика, используя при этом разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, стимулирование учащихся к использованию различных способов решения. Снять эмоциональное напряжение поможет использование игровых технологий, ИКТ, оригинальных заданий, элементы истории, литературных произведений и стихов. Использование пословиц и поговорок, например, «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», переводя на язык математики, от перестановки слагаемых сумма не меняется, способствует не только психологической разгрузке, но  установлению и укреплению межпредметных связей, а также  воспитательным целям. Большое значение имеет наличие мотивации учебной деятельности.

Учитель математики должен подобрать материал для уроков и внеурочных занятий, который способствовал улучшению здоровья учащихся. Можно рассмотреть задачи, основанные на фактическом материале, что способствует тому, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь своё здоровье.  Рассмотрим примеры таких задач:

  1. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если  витамина С в день должны употреблять 60 мг?
  2. Ежедневный рацион ученика 5 класса должен включать как минимум 200 мл молока или кефира. При условии правильного питания, сколько лет потребуется пятикласснику, чтобы выпить 300 литровую ванну кефира? В каком классе к моменту окончания эксперимента будет учиться ученик?
  3. С позиции здорового питания в день пятиклассник должен употреблять в пищу 400 г овощей без учета картофеля. Известно, что хомяк собирает на зиму около 90 кг гороха. За сколько дней человек съест столько же овощей?
  4. Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?
  5. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в нашем посёлке курят около 1900 человек.
  6. Смертельная доза никотина для человека составляет от 50 до 100 мг. В сигарете  содержится 0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лёгкие. Сколько мг никотина попадает в лёгкие? Результат округлите до десятых.
  7. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 – 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
  8. Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении  2/3 дыма  попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?

Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни, поэтому  надо научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Использование в преподавании математики учебного материала, который способствует улучшению здоровья учащихся и организация уроков с применением здоровьесберегающих технологий позволят не только повысить уровень знаний учащихся, но и сохранить здоровье уже  на самой первой ступени обучения.  Уроки математики и внеурочные мероприятия по математике могут способствовать улучшению здоровья учащихся при включении в содержание учебного материала сведений из гигиены, медицины, ОБЖ и др. и организации уроков и мероприятий с учетом факторов, влияющих на здоровье детей.

Таким образом, учителю математики при организации учебной деятельности нужно уделять внимание следующим факторам:

- правильная,  методически грамотная организация урока;

  - комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную

  направленность;

- благоприятный эмоциональный настрой;

- использование различных каналов восприятия;

- правильное соотношение между темпом и информационной плотностью  урока;

- распределение интенсивности умственной деятельности на уроке;

 - построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- учет зоны работоспособности в течение трудового дня и трудовой недели;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

- соблюдение  санитарно-гигиенических условий обучения.

Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках математики и во внеурочную деятельность будет способствовать повышению учебной мотивации, снижению утомляемости и школьной тревожности для более успешного обучения, позволит сохранить и укрепить здоровье наших детей. С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность. Это способствует глубокому и прочному овладению изучаемого материала, развитию интереса к математике, привитию навыков самостоятельной и творческой работы. Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю. Если это станет системой, и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, наши дети будут здоровы и умны.

В заключении хочется сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером и просто любите их».

Список литературы

  1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2008.
  2. Шапцева Н.Н  Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ Волгоград: Учитель, 2009.
  3.  http://www.shkolnymir.info/. Соколова О. А.  Здоровьесберегающие образовательные технологии.
  4. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся -1986.
  5. В. В. Деларю Губительная сигарета. 1987 г.

Материалы заочной региональной научно-практической конференции

«Использование современных технологий в образовательном процессе

по предметам естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС»,

апрель-май 2014 г., ВОИПКиПРО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Карлейль Т.  Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится перво...

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Одна из важнейших задач, которую ставит перед собой школа является обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.Материал  полезен для проведения МО,семинаров, ...

ИСПОЛЬЗВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС

Изящество и красота  не могут быть отделены  от здоровья. Марк Туллий Цицерон...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики как средство формирования инновационной педагогической модели обучения в условиях внедрения ФГОС.»

Актуальность темы За последние два десятилетия в нашей стране появилось большое количество  общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназий и лицеев. Э...

Доклад на тему ИКТ- технологии и здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Использование ИКТ-технологий и технологии здоровьясбережения позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучаю...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...