Программа по профориентации
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Безрукова Ольга Анатольевна

Предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_proforientatsii.docx78.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

  «профориентационные занятия»

на 2021-2022 учебный год

   

       класс: 9-11                                                                       

 

 объём программы:

                                                                 

9 класс-34 часа

10 класс-34 часа

11 класс-34 часа

                              педагог-психолог: Безрукова О.А.

Содержание

Название раздела

Стр.

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

5

2.1.

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся

5

2.2.

Цели и задачи программы

7

2.3.

Нормативное обоснование программы

8

2.4.

Основные принципы отбора материала

8

3.

Общая характеристика курса

9

3.1.

Содержание тем учебного курса

9

3.2.

План коррекционно-развивающих занятий

9

3.3.

Основные требования к результатам реализации программы

10

3.3.1.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

11

3.3.2.

Личностные результаты

12

3.4.

Специфика организации коррекционной работы с обучающимися

12

3.5.

Общая характеристика методов профориентации.

12

3.6.

Критерии эффективности программы

13

3.6.

Сроки реализации программы

14

4.

Календарно-тематическое планирование 9 класс

15

Календарно-тематическое планирование 10 класс

19

Календарно-тематическое планирование 11 класс

22

5.

Организационный раздел

26

5.1.

Календарный график реализации учебного курса

26

6

Приложение к программе


  1. Паспорт программы

Наименование образовательного учреждения

Наименование программы

 «профориентационные занятия».

Вид программы

Программа психологического сопровождения обучающихся

Нормативное обеспечение

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»;
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
  • Приказ Министерство образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
  • Инструктивно-методическое письмо  « Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году». Приложение   к письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от «_26_» июня 2015 г. №  _6681_
  • Локальные акты:

1. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ.

2. Положение об индивидуальном образовательном маршруте.

3. Инструкция о психолого-педагогической диагностике обучающихся.

4. Положение о текущей  и промежуточной аттестации обучающихся.

Цель программы

Оказание профориентационной поддержки обучающимся в

сознательном профессиональном самоопределении.

Задачи программы

  1. выявление особых образовательных потребностей обучающихся 9-11 классов.
  2. оказание родителям (законным представителям) обучающихся старших классов консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам, связанным с профессиональными  предпочтенияи и профессиональным самоопределением их детей.
  3.  организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся старших классов.
  4. осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической  помощи обучающимся старших классов.

Целевая аудитория программы

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность)

Объём программы

I четверть — 9 часов

II четверть — 7 часов

III  четверть — 10 часов

IV четверть — 8 часов

Ожидаемые результаты

-наличие у выпускников  жизненных планов.

-наличие у выпускников элементарных профессиональных компетенций в соответствии с  профилями профессиональной подготовки (рабочий  зеленого хозяйства, столярное дело, рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию зданий, уборщики служебных  помещений, швейное дело, дворник).

-готовность выпускников к продолжению профессионального образования.

-соответствие поведения выпускников принятым в обществе нормам и правилам.

Автор программы

 (Ф И О, должность и место работы, учебная степень, учебное звание)

Ольга Анатольевна Безрукова, педагог - психолог

Контактная информация образовательного

учреждения

2.Пояснительная записка

2.1.Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся 9-11 классов

Программа «профориентационные занятия» адресована обучающимся 9-11 классов.  

        Преобладающим контингентом школы – интерната являются дети с ограниченными возможностями здоровья (легкой и умеренной степенью умственной отсталости). Особенность дефекта при умственной отсталости – нарушение высших психических функций: отражательной способности мозга, регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания, речи).

В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционной школы очень сложно  ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах профессиональных училищах. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.

Таким образом существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся  коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию обучающихся, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

К основным концептуальным положениям программы относится учет особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения образовательной программы. При дифференциации контингента обучающихся  мы руководствуемся результатами психолого – педагогической  диагностики. В своей практике мы используем следующую дифференциацию обучающихся:

I группу составляют  обучающиеся,  наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Им доступен некоторый уровень обобщения. При выполнении более сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Обучающиеся  II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем дети I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом щкольники снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью

К III группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Темп усвоения материала у этих школьников значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Обучающиеся III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Они могут усвоить меньший объем знаний и умений, чем предлагается программами общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной.

К IV группе относятся обучающиеся,  которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Основное содержание предмета усваивает со значительными  трудностями и в более  продолжительный период времени;  характеризуется неумением применять полученные знания  в практической деятельности   (со значительной  помощью учителя).

При дифференциации контингента обучающихся  мы руководствовались результатами психолого – педагогической  диагностики. 

Дифференциация обучающихся

 

9 класс

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа –

10 класс

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа –

11 класс

1 группа –

2 группа –

3 группа –

4 группа –

2.2. Цель и задачи программы

        Программа направлена на реализацию цели, задач школы-интерната, отраженных в  адаптированной основной образовательной программе школы-интерната.

Цель школы-интерната: Обучающийся, компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими  возможностями здоровья на основе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта

Задачи:

  • Сформировать умение организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
  • Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда), психологической коррекции и практической деятельности.
  • Научить обучающихся самостоятельно применять знания, умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
  • Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.

Цель рабочей программы: Оказание профориентационной поддержки обучающимся в

сознательном профессиональном самоопределении.

Задачи рабочей программы:

  1. выявление особых образовательных потребностей обучающихся 9-11 классов.
  2. оказание родителям (законным представителям) обучающихся старших классов консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам, связанным с профессиональными  предпочтенияи и профессиональным самоопределением их детей.
  3.  организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся старших классов.
  4. осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической  помощи обучающимся старших классов по формированию профессионального самоопределения.

2.3. Нормативное обоснование программы

Рабочая программа «профориентационные занятия» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. паспорт программы).

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ;
  • Письмом Министерства образования и науки России от 12.05.2011года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Инструктивно-методическое письмо  « Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году». Приложение   к письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от «26» июня 2015 г. №  6681.
  • Уставом казенного  общеобразовательного учреждения …………………..
  • Локальным актом «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ».

2.4. Основные принципы отбора материала

Особое значение при организации коррекционно – педагогической работы мы уделили специальным принципам обучения:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

3.Общая характеристика курса

3.1. Содержание тем учебного курса

Программа «профориентационные занятия»» включает материал, направленный на дальнейшее совершенствование ранее приобретённых знаний, умений и навыков.  

              Диагностика обучающихся. 

Изучение специфики профессиональных предпочтений у  подростков; сравнение уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у обучающихся, воспитанников.

 Профессиональное просвещение обучающихся. 

Ознакомление обучающихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.

Профконсультирование обучающихся. 

Помощь в форме совета обучающихся, особенно колеблющимся и не определившимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей.

Постконсультационная диагностика.

 Проверка удачности проведённой с обучающимися профпросветительской и профконсультационной работы.

План коррекционно-развивающих мероприятий.

  1. Проведение психологической профдиагностики.
  2. Формирование первичных представлений о самом себе, установка на самопознание и самооценку.
  3. Оказание помощи в осознании собственных мотивов выбора профессии.
  4. Активизация собственных ресурсов через нетрадиционные формы обучения (профориентационные игры)
  5. Работа с родителями обучающихся 9-11 классов.
  6. Тестирование повторное. Анализ результатов. Индивидуальная коррекция.

3.3. Основные требования к результатам реализации программы

Результаты освоения программы обучающимися «группы риска» оцениваются как промежуточные на момент завершения текущего учебного года.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных, всем участникам образовательного процесса, условных единицах:

0 баллов ― нет фиксируемой динамики;

1 балл ― минимальная динамика;

2 балла ― удовлетворительная динамика;

3 балла ― значительная динамика.

Подобная оценка необходима  для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка.

Основным ожидаемым результатом освоения программы обучающимися «профориентационные занятия» является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в противостоянии социальным вредностям,  решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь безприступного общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

3.3.1. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе (требования к знаниям, умениям, компетенциям).

        

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Освоят программу на минимальном уровне обучающиеся II и III группы, на достаточном обучающиеся I группы.

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

- осознавать уровень развития своих профессионально важных качеств;

-умение называть сферы трудовой деятельности;

-осознать свои личные особенности, интересы и склонности;

- получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

- уметь выбирать профессию согласно своим психофизическим возможностям;

- определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;

- уметь предоставлять свои возможности потенциальному работодателю.

- обладать способностью к передаче новой информации о социальных явлениях партнерам по взаимодействию;
- наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;
- уметь  принимать ответственность за свои поступки.

 -самостоятельно анализировать и давать объективную оценку результатам профессиональной  деятельности.

-управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

-Владеть информацией о социальных вредностях (алкоголь, наркотики, курение и др.) и их влиянии на жизнедеятельность людей, профессиональную карьеру.

-иметь представления о последствиях противоправных деяний.

- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности: умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;

- формирование первичных представлений о самом себе, установка на самопознание и самооценку;

 -формирование у обучающихся понимания значимости здоровья для повышения конкурентоспособности в будущей профессиональной деятельности;

- оказание помощи в осознании собственных мотивов выбора профессии;

-активизация собственных ресурсов через нетрадиционные формы обучения.

-учиться приобретать профессионально-важные качества

-учиться называть сферы трудовой деятельности

-учиться активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;

-учиться  принимать ответственность за свои поступки.

-учиться планировать и частично уметь организовывать самостоятельную деятельность с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

-управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

-владеть информацией о социальных вредностях (алкоголь, наркотики, курение и др.). и их влиянии на профессиональное становление молодежи.

-иметь представления о последствиях противоправных деяний.

3.3.2  Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы «профориентационные занятия» определяются с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения программы «профориентационные занятия» могут включать:

Формирование ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к  труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

3.4 Специфика организации коррекционной работы с обучающимися старших классов.

Коррекционная работа с обучающимися старших классов проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

- Диагностическая работа

- Коррекционно-развивающая работа

- Консультативная работа

- Информационно-просветительская работа

Общая характеристика коррекционно – развивающих занятий.

Занятия с обучающимися «группы риска» проходят в индивидуальной и групповой форме.

3.5. Общая характеристика методов профориентации

                            Информационно-справочные, просветительские методы:

  1. профессиограммы - краткие описания профессий;
  2. экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения.
  3. встречи обучающихся  с
  4. профориентационные занятия с обучающимися  как система занятий (а не как отдельные "мероприятия");
  5. Видеолектории (учебные фильмы, документальные фильмы).

Методы профессиональной психодиагностики (помощь в самопознании): 

  1. беседы-интервью закрытого типа;
  2. открытые беседы-интервью опросники профессиональной мотивации;
  3.  опросники профессиональных способностей;
  4. "личностные" опросники;
  5.  проективные личностные тесты;
  6. методы наблюдения;
  7. сбор косвенной информации  
  8. использование различных игровых и тренинговых ситуаций;
  9. исследование и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности

3.6. Критерии эффективности программы:

К основным результативным критериям и показателям эффективности программы, прежде всего, относятся:
1. Достаточность информации о профессии и путях ее получения. 

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность обучающегося в социальной значимости труда,

т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 9-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. 

От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.

            Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
             В качестве
процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

 

В Приложении 1  представлен  контрольно-измерительный материал.

  1. Анкета «профессиональное самоопределение».
  2. Анкета «Хочу. Могу».
  3. Бланки методики «Дембо - Рубенштейна».
  4. Методика Рене Жиля».
  5. Профориентационный дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова
  6. «Профассоциации»

3.7. Сроки реализации программы: 2021-2022 учебный год

  • Рабочая программа рассчитана на 1 год.
  • Ежегодно в рабочую программу вносятся дополнения.

4.Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год

9 класс

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата прове

дения

Тип мероприятия

Содержание работы

Оборудование и методическое обеспечение

I четверть 9 часов

2 четверть-7 часов

3 четверть-10 часов

4 четверть-8 часов

I  четверть

1

Диагностика.

1

Групповое занятие

Понятие «профессиональное самоопределение». Осознание важности профессионального самоопределения. 

Упражнение «Ежедневник»: «Состязание мотивов».

Раздаточный материал.

Анкета «профессиональное самоопределение».

2

Диагностика.

1

Групповое занятие

 Изучение интересов и склонностей.

Беседа «Профессия в жизни человека».

Бланки анкеты «Хочу. Могу».

Презентация «Профессиональное самоопределение».

3

Диагностика.

1

Групповое занятие

Изучение интересов и склонностей.

Профориентационный дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова

4

Диагностика.

1

Групповое занятие

Уровень притязаний и самооценки.

Бланки методики «Дембо - Рубенштейна».

Анкета «Хочу. Могу.»

 Презентация «Краткая характеристика рабочих мест для выпускника коррекционной школы».

5

Диагностика.

1

Групповое занятие

Изучение межличностных отношений в группе

Бланки методика «социометрия».

Мульт про дружбу. Обсуждение просмотра.

6

Самопознание и самооценка

1

Групповое занятие

Игра «Угадай профессию».

Решение ситуационных задач.

Презентация.

Варианты поиска работы.

7

Самопознание и самооценка

1

Групповое занятие

Игра «Устройство на работу»

Презентация «Пакет документов  при трудоустройстве».

8

Самопознание и самооценка

Групповое занятие

Упражнения «Контрольные списки»,  игра «Маскарад».

Решение ситуационных задач.

Презентация. Классификация профессий.

Требования профессии к человеку.

9

Самопознание и самооценка

1

Групповое занятие

Составление резюме с опорой на аналогию.

Презентация «Поиск работы.
Как правильно подготовить резюме».

                                                                                                 II  четверть

  1. 10

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно – развивающее групповое занятие

Значение своих личных ресурсов при выборе профессии.

Игра «Автопортрет»

Раздаточный материал

  1. 11

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно – развивающее групповое занятие

Значение своих личных ресурсов при выборе профессии

Игры «Кто есть кто», Игра «Если бы… я стал бы».

Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении

  1. 12

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно – развивающее групповое занятие

Решение ситуационных задач.

Презентация.

Вас взяли на работу.
Что делать?

  1. 13

Самопознание и самооценка

1

Групповое занятие

Встреча с представителями МБТ «ЦМИ»

«Трудоустройство».

  1. 14

Самопознание и самооценка

Коррекционно - развивающее

Решение ситуационных задач.

Презентация «Дисциплина на рабочем месте»

  1. 15

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

Последствия случайного выбора профессии.

Игры «Лотерея», «Рейтинг ошибок».

Просмотр видео сюжета: «Где родился там и пригодился»

  1. 16

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно – развивающее

Тренинг «Профориентации "Кем хочу быть и Кем могу стать»

Презентация.

«5 главных ошибок, которые совершают старшеклассники при выборе профессии»

                                                                                             III    четверть

  1. 17

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Беседа: «У каждого своя профессия».

Игра «Цепочка профессий»

   Просмотр видео ролика «Рабочие профессии г.Вятка».

  1. 18

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Методика «Или-или».

Решение ситуационных задач. Упражнение «Мечтатель или  Реалист». 

Раздаточный материал.

  1. 19

Осознании собственных мотивов выбора профессии.

1

Коррекционно - развивающее

Современный рынок труда.

Упражнение «Ромбизонада.

Игра «Маскарад».

Раздаточный материал.

  1. 20

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игры «Советчик».

Беседа: «Профессии наших родителей»

Раздаточный материал.

  1. 21

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

игра «Суд над безработным»

Раздаточный материал.

  1. 22

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Сейчас и потом».

Беседа « Рабочие профессии в строительстве, промышленности»

Раздаточный материал.

  1. 23

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Перспектива»

Раздаточный материал.

  1. 24

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Что? Где? Когда?»

Раздаточный материал.

  1. 25

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

урок-экскурсия

Экскурсия в центр занятости населения.

  1. 26

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

урок-экскурсия

Встреча с интересными людьми-представителями профессии.

приют для престарелых людей

                                                                                              IV  четверть

  1. 27

Активизация собственных ресурсов

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Один день из жизни». Беседа: «Знакомство с профессиями овощевода, цветовод».

Презентация «Профессия овощевод»

  1. 28

Активизация собственных ресурсов

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Необитаемый остров»

Беседа: «знание о своём здоровье и медицинских противопоказаниях профессии».

Презентация: «Здоровье и профессия».

  1. 29

Активизация собственных ресурсов

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Профконсультация»

Беседа «Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии». 

Раздаточный материал.

  1. 30

Активизация собственных ресурсов

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Инопланетяне»

Беседа: «Информация об учебных заведениях, где можно получить профессиональное образование».

Памятка для абитуриента.

  1. 31

Активизация собственных ресурсов

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Новый город».

Беседа: «информация о востребованости профессий»

Презентация «Востребованность профессии»

  1. 32

Активизация собственных ресурсов

1

Коррекционно - развивающее

Тренинг по подготовке к экзаменам

Раздаточный материал. Презентация «Счастье»

  1. 33

Диагностика

1

Групповое занятие

Изучение интересов и склонностей.

Уровень притязаний и самооценки.

Раздаточный материал.

  1. 34

Диагностика

1

Групповое занятие

Изучение межличностных отношений в группе.

Раздаточный материал.

4.Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год.

10 класс

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата прове

дения

Тип мероприятия

Содержание работы

Оборудование и методическое обеспечение

I четверть 9 часов

2 четверть-7 часов

3 четверть-10 часов

4 четверть-8 часов

                                                                                             I  четверть

1

Диагностика.

1

Групповое занятие

Профопределение.

Анкета «профессиональное самоопределение».

2

Диагностика.

1

Групповое занятие

 Изучение интересов и склонностей.

        

Анкета профессиональных интересов и склонностей «Хочу. Могу. Надо».

3

Диагностика.

1

Групповое занятие

Изучение интересов и склонностей

Методика «Дифференциально-диагностический  опросник» (ДДО)

 Е. А. Климова.

4

Диагностика.

1

Групповое занятие

Уровень притязаний и самооценки

Методика «Дембо - Рубенштейна»

5

С чего начать?

1

Групповое занятие

Стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу. Доверенность, расписка.

Презентация: «Пишем расписку».

Доверенность, расписка

6

С чего начать?

1

Коррекционно - развивающее

Стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу. Заявление о приеме на работу.

Презентация: «Как верно написать заявление о приеме на работу»

7

С чего начать?

1

Коррекционно - развивающее

Встреча с интересными людьми-представителями профессии

Экскурсия в центральную библиотеку.

 Из серии ЖЗЛ.

8

С чего начать?

1

Коррекционно - развивающее

Резюме.

Презентация: «Как составить резюме?»

9

С чего начать?

Коррекционно - развивающее

Автобиография.

Презентация: «Автобиография»

                                                                                                 II  четверть

  1. 10

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Автопортрет», «Кто есть кто»

Раздаточный материал.

  1. 11

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Самая – самая».

Раздаточный материал.

Беседа «Опасные профессии». Пожарник.

  1. 12

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

 Значение своих личных ресурсов при выборе профессии. Решение ситуационных задач.

Раздаточный материал.

Просмотр видео сюжета: «Где родился там и пригодился»

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

Встреча с представителями службы занятости подростков МБТ «ЦМИ»

  1. 13

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Если бы… я стал бы»

Раздаточный материал.

Беседа «Мои возможности»

  1. 14

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

Игры «Лотерея», «Рейтинг ошибок».

Раздаточный материал.

Беседа «Ошибки, при выборе профессии».

  1. 15

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно – развивающее

Тренинг «Хочу быть…»

Видеосюжет «Мир профессий».

                                                                                             III    четверть

  1. 17

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игры  «Ежедневник», «Состязание мотивов».

Беседа «У меня все получится»

Раздаточный материал

  1. 18

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Экскурсия центр планирования семьи

  1. 19

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Упражнение «Ромбизонада.

Игра «Цепочка профессий»

Раздаточный материал

Интерактивная доска

  1. 20

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игры «Любимое блюдо», «Подарок»

Раздаточный материал

Проектор, компьютер

  1. 21

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Маскарад».

Беседа «Пути получения профессии»

Проектор, компьютер

  1. 22

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Ветеран и бездельник»

Проектор, компьютер

  1. 23

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Перспектива»

Беседа: «Ошибки в выборе профессии»

Проектор, компьютер

  1. 24

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Современный рынок труда. Работа с источниками.

(печатные издания, сайт)

Проектор, компьютер

Интерактивная доска, газеты, журналы

  1. 25

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Экскурсия в центр занятости населения

  1. 26

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Встреча с интересными людьми-представителями профессии

                                                                                              IV  четверть

  1. 27

Активизация собственных ресурсов

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Один день из жизни».

Проектор, компьютер

  1. 28

Активизация собственных ресурсов

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Необитаемый остров» Беседа  «Пути получения профессии»

Раздаточный материал.

  1. 29

Активизация собственных ресурсов

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Профконсультация»

Беседа: «Мотивы и потребности»

Стимульный материал

  1. 30

Активизация собственных ресурсов

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Инопланетяне».

Беседа «Мой выбор - моя ответственность»

Стимульны материал.

  1. 31

Диагностика

1

Коррекционно - развивающее

Профопределение.

Раздаточный материал.

  1. 32

Диагностика

1

Коррекционно - развивающее

Изучение интересов и склонностей

Раздаточный материал.

  1. 33

Диагностика

1

Коррекционно - развивающее

Уровень притязаний и самооценки

Раздаточный материал.

  1. 34

Постконсультативный контроль

1

Групповое занятие

Анкетирование «Что после школы?»

Раздаточный материал.

  1. Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год.

11 класс

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата прове

дения

Тип мероприятия

Содержание работы

Оборудование и методическое обеспечение

I четверть 9 часов

2 четверть-7 часов

3 четверть-10 часов

4 четверть-8 часов

*

*Доверенность, расписка

                                                                                             I  четверть

1

Диагностика.

1

Групповое занятие

Профопределение.

Раздаточный материал.

Анкета «профессиональное самоопределение».

2

Диагностика.

1

Групповое занятие

 Изучение интересов и склонностей.

        

Бланки анкеты «Хочу. Могу».

Презентация «Профессиональное самоопределение».

3

Диагностика.

1

Групповое занятие

Изучение интересов и склонностей

Профориентационный дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова

4

Диагностика.

1

Групповое занятие

Уровень притязаний и самооценки

Методика «Дембо - Рубенштейна»

5

Диагностика.

1

Групповое занятие

Диагностика межличностных отношений.

Методика Р.Жиля.

6

С чего начать?

1

Коррекционно - развивающее

Стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу. Заявление о приеме на работу.

Проектор, компьютер.

7

С чего начать?

1

Коррекционно - развивающее

Встреча с интересными людьми-представителями профессии

Экскурсия в центральную библиотеку.

 Из серии ЖЗЛ.

8

С чего начать?

1

Коррекционно - развивающее

Резюме.

Проектор, компьютер.

9

С чего начать?

Коррекционно - развивающее

Автобиография.

Проектор, компьютер.

                                                                                                 II  четверть

  1. 10

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Автопортрет», «Кто есть кто»

Проектор, компьютер.

  1. 11

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Самая – самая».

Раздаточный материал.

Проектор, компьютер.

  1. 12

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

 Значение своих личных ресурсов при выборе профессии. Решение ситуационных задач.

Раздаточный материал.

Просмотр видео сюжета: «Где родился там и пригодился».

  1. 13

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Если бы… я стал бы»

Раздаточный материал.

Беседа «Мои возможности».

  1. 14

Самопознание и самооценка

1

Коррекционно - развивающее

Игры «Лотерея», «Рейтинг ошибок».

Раздаточный материал.

Беседа «Ошибки, при выборе профессии».

  1. 15

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно – развивающее

Тренинг «Хочу быть…»

Видеосюжет «Мир профессий».

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно – развивающее

Беседа «Эти разные профессии».

Презентация «опасные профессии»

                                                                                             III    четверть

  1. 17

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игры  «Ежедневник», «Состязание мотивов».

Раздаточный материал.

Беседа «Могу ли я стать космонавтом»

 

  1. 18

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Экскурсия центр планирования семьи

  1. 19

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Упражнение «Ромбизонада.

Игра «Цепочка профессий»

Раздаточный материал

Интерактивная доска

  1. 20

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игры «Любимое блюдо», «Подарок»

Раздаточный материал

Проектор, компьютер

  1. 21

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Маскарад».

Проектор, компьютер

  1. 22

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Ветеран и бездельник»

Проектор, компьютер

  1. 23

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Перспектива»

Проектор, компьютер

  1. 24

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Коррекционно - развивающее

Игра «Ассоциация»

Раздаточный материал

  1. 25

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Экскурсия

Экскурсия в центр занятости населения

  1. 26

Осознании собственных мотивов выбора профессии

1

Экскурсия

Встреча с интересными людьми-представителями профессии

                                                                                              IV  четверть

  1. 27

Активизация собственных ресурсов.

Ярмарки вакантных мест.

1

Коррекционно - развивающее

Просмотр видеосюжетовна тему: «Ярмарки вакантных мест»

Проектор, компьютер

  1. 28

Активизация собственных ресурсов.

Советы выпускникам:

1

Коррекционно - развивающее

Составление памятки: «То, что вы должны знать о правильном поиске работы».

Проектор, компьютер

  1. 29

Активизация собственных ресурсов.

Ошибки при выборе профессии.

1

Коррекционно - развивающее

Составление памятки: «Ошибки при выборе профессии».

Проектор, компьютер.

  1. 30

Активизация собственных ресурсов

Временное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования

1

Коррекционно - развивающее

Памятка для выпускников «Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования».

Проектор, компьютер.

Раздаточный материал.

  1. 31

Активизация собственных ресурсов

Безработным о самозанятости.

1

Коррекционно - развивающее

Составление Памятки «безработным о самозанятости».

Проектор, компьютер.

Раздаточный материал.

  1. 32

Активизация собственных ресурсов

Рекомендации по трудоустройству инвалидов.

1

Коррекционно - развивающее

Составление памятки «рекомендации по трудоустройству инвалидов».

Проектор, компьютер.

Раздаточный материал.

  1. 33

Активизация собственных ресурсов.

Поиск работы-тоже работа.

1

Коррекционно - развивающее

Составление памятки: «Правильно ли я веду себя при устройстве на работу?»

Проектор, компьютер.

Раздаточный материал.

  1. 34

Постконсультативный контроль

1

Групповое занятие

Анкетирование «Что после школы?»

Беседа: Куда пойти учиться?

Раздаточный материал.

5. Организационный раздел

5.1. Календарный график реализации рабочей программы».

      название предмета в соответствии с учебным планом

Четверть

Сроки

Количество

Подпись проверяющего

Учебных недель

Учебных

дней

Запланированных

часов по классам

Фактически проведенных часов 

Класс

Часы

I четверть

9

45

9-11 кл.

9

II четверть

7

36

9-11 кл

7

III четверть

10

49

9-11 кл

10

VI четверть

8

40

9-11 кл

8

ИТОГО:

34

170

Список литературы  

  1. Аблогина, С. Л. Кем мне стать?: Материал для проведения классного часа, посвящённого выбору профессии // Читаем, Учимся, Играем. – 2007. – №11. – С.69-71.
  2. Ананьева, Т. В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков // Методист. – 2009. – № 3. – С. 53-55.
  3. Андреев, О. Школьный клуб журналистики: Задачи, приоритеты и приёмы работы // ИД “Первое сентября” Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 24.
  4. Артёмова, Л. К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации // Профильная школа. – 2008. – № 6. – С.47-54.
  5. Байрангулова, С. Ю. Курс “Профессиональное самоопределение” как возможность осознанного выбора профиля обучения // Профильная школа. – 2009. – №2. – С.39-42.
  6. Борщевицкая Л. Психологический час «Как научиться жить без драки» // Школьный психолог, 2006, №10.
  7. Баранова, В. А. К вопросу развития личностных особенностей сельских школьников в процессе их профессионального самоопределения. // Профильная школа. – 2008. – № 3. – С.37-45.
  8. Воронин, И. В. Эффективность профориентационных занятий с подростками // Педагогические технологии. – 2008. – № 1. – С.71-77.
  9. Галлимулина, Ф. Редкие профессии: Классный час по профильной подготовке // ИД “Первое сентября” Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 12.
  10. Гапоненко, А. В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. – 2006. – № 3. – С. 10.
  11. Ефремов В. С. Е Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с:
  12. Денисенко, В. Программа профессиональной подготовки по специальности “Плотник” // Сельская школа. – 2009. – № 1. – С.60-68.
  13. Забрамная С.Д. Психолого –педагогическое диагностика.М.,2013
  14. Клычкова, А. И. Работа школьного психолога по поддержке профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения. // Профильная школа. – 2008. – № 4. – С.33-37.
  15. Крицкий, А. Планирование карьеры старшеклассников // Народное образование. – 2009. – № 1. – С.207-214.
  16. Литвинова, Т. В. Проект “Создание системы профильного обучения в образовательном учреждении как условие эффективного профессионального самоопределения школьников”. // Завуч. Управление современной школой. – 2008. – № 1. – С.25-36.
  17. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога /- Москва, «Эксмо», 2004.
  18. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005. - 182 с.
  19. Мартина, Н. Как помочь школьнику определиться с профессией? // Директор школы. – 2007. – № 10. – С.79-82.
  20. Никулина, О. В. Профориентационная работа в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 3. – С.62-65.
  21. Профориентация школьников. // ИД “Первое сентября” Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 21. – С.39-43.
  22. Пряжников, Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением // Директор школы. – 2008. – № 6 – С.84-90.
  23. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
  24. Рапопорт, И. К. Медицинский осмотр и врачебное профессиональное консультирование учащихся // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. – № 11. – С.78-83.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по профориентации воспитанника

Цель: Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.   Задачи: Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и спосо...

Программа по профориентации "Мой выбор"

Данна программа дает возможность организовать работу по профориентации в школе....

Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы

Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...

Программа по профориентации "Мир профессий"

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана  профориентация. С этой целью...

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...