Представление собственного педагогического опыта
материал

Киселева Наталья Александровна

Направленность обучения родному языку на формирование всех видов речевой деятельности – одна из идей Стандарта основного общего образования по русскому языку, утверждающего в качестве приоритетной коммуникативную компетенцию учащихся. Развитию, совершенствованию связной речи, а также формированию навыков общения в учебной, социокультурной сфере способствует реализация тексте центрического принципа – принципа признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку. Текст рассматривается как речевое произведение, продукт речевой деятельности человека, как реализованный замысел высказывания, а задачей речевого развития становится обучение восприятию и порождению текстов (в устной и письменной форме).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_innovatsionnogo_opyta_pio.docx51.92 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного    инновационного педагогического опыта

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности.

Киселева Наталья Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»  

г. о. Саранск

Октябрьского района

Республики Мордовия,

430904 г. Саранск, р.п. Ялга,

ул. Мичурина, 34а

Учитель русского языка и литературы

8 лет

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

     Использование художественного текста при изучении  видовременных форм глагола на уроках русского языка

1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Направленность обучения родному языку на формирование всех видов речевой деятельности – одна из идей Стандарта основного общего образования по русскому языку, утверждающего в качестве приоритетной коммуникативную компетенцию учащихся. Развитию, совершенствованию связной речи, а также формированию навыков общения в учебной, социокультурной сфере способствует реализация тексте центрического принципа – принципа признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку. Текст рассматривается как речевое произведение, продукт речевой деятельности человека, как реализованный замысел высказывания, а задачей речевого развития становится обучение восприятию и порождению текстов (в устной и письменной форме).

Использование на уроках дидактических материалов на основе текстов предоставляет широкие возможности комплексного решения образовательных и воспитательных задач изучения русского языка в школе. Как единица языка и одновременно результат использования системы языка текст выступает той основой, на которой осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, формируется система лингвистических понятий и усваиваются закономерности функционирования языка в речи. Целенаправленный отбор текстов создаёт на уроках тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности, обеспечивающих социализацию школьника. Кроме того, на наш взгляд, использование текстового материала, главным образом так называемых «образцовых» текстов, значительно расширяет представления учащихся об изучаемых единицах языка, поскольку учитывает не только структурно-семантический, но и функциональный аспект их бытования.

В особенной степени не реализуются в полной мере
развивающие возможности изучения грамматических тем на текстовой основе, хотя работа подобного рода не только обогащает учащихся знанием основных законов и правил системы языка, морфологических и синтаксических средств выражения мысли, но и является основой формирования практических и правописных навыков. 

В свете всего сказанного одной из актуальных проблем является работа над категориями вида и времени глагола – наиболее сложной части речи в современном русском языке, что, безусловно, требует сочетания целого комплекса подходов к методике ее освоения в школе. Категории вида и времени обнаруживают структурно-семантическую взаимосвязанность в речи, прежде всего в художественной, нацеленной на воссоздание многомерных художественных образов, в связи с чем палитра значений таких форм заметно расширяется. Кроме того, изучение категорий вида и времени во взаимосвязи способствует углублению знаний учеников о данных грамматический явлениях в области русского глагола, помогает усвоить его специфику как части речи в целом

Таким образом, систематическое обращение к текстам художественных произведений в качестве учебного материала для работы над видовременными формами глаголов в аспекте обнаружения их устойчивых смысловых разновидностей в современном русском языке значительно расширит представления учащихся о данных явлениях в сфере грамматики русского глагола, глаголе как части речи в целом, а также в полной мере будет способствовать интенсификации познавательной деятельности учеников, ориентируя их при этом на понимание прочитанного и анализируемого с языковой точки зрения текста, содействовать совершенствованию коммуникативных, языковых, лингвистических и читательских компетенций школьников. Изучение видовременных форм глагола на текстовой основе не только возможно, но и необходимо: усвоение учащимися грамматических единиц осуществляется в данном случае в единстве значения, формы и функционирования и обеспечивает формирование умения осознанного употребления глагольных форм в тексте в процессе речевой деятельности. Использование текста в качестве дидактического материала позволяет добиться высоких результатов в повышении орфографической грамотности, обогащении словаря учащихся, совершенствовании грамматического строя речи (в овладении детьми грамматическим строем языка), если упражнения на материале текстов будут включать в себя как обязательный и первоочередной элемент лингвистический анализ используемых произведений или учебных текстов.

В связи с этим мною сформулирована цель педагогического проекта  использование художественного текста при изучении  видовременных форм глагола на уроках русского языка. Именно это направление формирует у учащихся умения и навыки понимания структурно-семантического своеобразия данных форм в их взаимосвязи, а также обогащает представления о них в процессе функционирования в художественном тексте, где происходит «приращение смыслов», актуализированных как автором произведения, так и его читателем-учеником, что содействует развитию у него базовых компетенций, предусмотренных в работе по предметам филологического цикла.

Изучение видовременных форм глагола в общеобразовательных учреждений позволит расширить и углубить представления об их структурных и семантических особенностях с учетом взаимодействия данных грамматических признаков, а также успешнее решать вопросы развития речи школьников, если будет организована работа, способствующая постижению текстообразующих функций видовременных глагольных форм и развитию всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

   

Программа по русскому языку позволяет достаточно подробно рассмотреть различные грамматические категории русского глагола, в том числе категории вида и времени, оказывающие непосредственное влияние на семантику глагольных слов, обнаруживая при этом их тесную взаимосвязанность.  Необходимым в этом отношении является использование в качестве дидактического материала текстов художественных произведений известных мастеров слова, что актуализирует важность обращения не только к текстоориентированному, но и линвокультурологическому подходам к преподаванию русского языка в современной школе и учитывает основные тенденции к исследованию грамматики русского глагола на современном этапе. В русле современных тенденций к укрупнению объекта лингвистики, к ее текстоцентричности и к сближению разных наук, изучающих текст, новый смысл приобретают поиски «грамматики художественной речи». Речь уже идет не только о «поэтическом» использовании отдельных языковых единиц и категорий, той или иной морфологической  формы или синтаксической конструкции (см. например, О. Г. Ревзина о деепричастиях у М. Цветаевой,               Б. М. Гаспаров о «безглагольном» Фете и др.). Все больше внимания привлекает рассмотрение целостной грамматической организации художественного текста с точки зрения участия грамматики в формировании картины мира, структурировании авторского замысла, ее роли в тактике и стратегии развития событий и мотивов в произведении, в том числе и видовременных форм глагола. Так, изучая организующую роль грамматики в тексте, лингвисты, начиная с В. В. Виноградова, установили композиционные функции видовременных форм предикатов.         Г. А. Золотовой было показано, что эти композиционные функции реализуются в выделяемых на основе комплекса критериев (уровень конкретности / абстрактности сообщаемого, моделируемая в тексте позиция говорящего и способ познания мира, характер воссоздаваемой в тексте действительности) коммуникативных регистрах, чередующихся и взаимодействующих в структуре текста.

Обращение на уроках русского языка к рассмотрению семантики и функциям видовременных форм глагольной лексики в условиях художественного контекста будет способствовать не только расширению у учащихся представлений о данных грамматических явлениях и закреплению сведений о них в ходе работы практической направленности (репродуктивной и продуктивной), но и научит «читать» и «понимать» художественный текст, улавливать его специфику на языковом уровне повествования, обнаруживая его связь другими компонентами произведения.

Актуальность опыта:  «Предметно-смысловой, лексический и грамматический фундамент речи» (В. В. Виноградов) образуют слова-названия, которым, в отличие от других грамматико-семантических категорий слов, присуща номинативная функция. Обосновывая это положение, В. В. Виноградов подчёркивает, что «в применении к этим классам слов особенно уместен термин "части речи"». Из них, в свою очередь, именно глагол является «отвлечённой и в то же время наиболее насыщенной, т. е. непосредственно отражающей действительность, категорией современного русского языка».

Глагол – самая сложная часть речи, обозначающая действие (процесс) в его отношении к лицу или предмету, которыми это действие осуществляется. При этом он обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных «действий», сопровождающих человека и имеющих грамматическую (видовременную) обусловленность, по-разному реализующуюся в условиях того или иного художественного контекста, что подчеркивает необходимость систематической работы на уроках русского языка с семантическим группами глагола, выделяемых на основе сочетания их видовременных маркеров с функциональной точки зрения. Урок, на котором изучаются глаголы одной семантической труппы, сам приобретает категориальный признак текста – тематическое единство – и может рассматриваться как макротекст, что благотворно сказывается на развитии коммуникативных качеств речи учащихся, прежде всего богатства и уместности, широты их актуального словаря, обогащении речевого опыта в целом.

Практическая значимость опыта, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом: главным результатом обучения учащихся современном русскому языку является совершенствование базовых компетенций и на их основе языково-речевой грамотности, в том числе и в образовании и употреблении грамматических форм, например, видовременных форм глаголов, обладающих, помимо структурного разнообразия, еще и широким перечнем выражаемых частных значений и смыслов, приобретаемых ими в художественном тексте.

Новизна опыта заключается в разработке методической системы освоения учащимися системы видовременных форм глагола в упрощенной форме с учетом зависимости выражаемых ими значений от категорий вида и времени в процессе выполнения заданий и упражнений на аналитической основе и работы продуктивного (творческого) характера, с привлечением на различных этапах работы текстов художественных произведений.

Методически и психологически обоснованный путь изучения видовременных форм глагола – это последовательное, целенаправленное «движение» от слова - к словосочетанию - к предложению - к тексту (объекту изучения)       - к тексту (предмету и результату творческой деятельности учащихся). Он позволяет акцентировать внимание школьников на изучаемых языковых явлениях и идти в процессе их усвоения по закону построения «внешней» речи. Разработанная методическая система стимулирует употребление изучаемых форм глагола в «образцовых», предложенных для анализа, и создаваемых детьми текстах с учетом специфики речевого творчества, способствует развитию творческих способностей учащихся в единстве и совершенствовании их языковой способности. Изучение видовременных форм глагола на текстовой основе направлено на повышение уровня владения учениками всеми видами речевой деятельности, в процессе отработки и совершенствования которых обеспечивается их взаимосвязь и взаимозависимость.

2. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

3. Теоретическая база опыта.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Обращение к тексту художественного произведения, который весьма эффективно и продуктивно использовать в качестве дидактического материала, обладает большими методическими возможностями в изучении грамматических тем, например, видовременных форм русского глагола, которые необходимо рассматривать в структурно-семантическом единстве и с учетом функционального аспекта, позволяющего показать разнообразие и в то же время системную организацию их значений в современном русском языке, развивая у учащихся навыки не только репродуктивной, но и продуктивной, творческой деятельности. Велико значение такого подхода и в отношении развития умений и навыков чтения и анализа художественного текста, понимания его специфики на всех уровнях художественной структуры, а также осуществления различных видов аналитической работы с художественным произведением (филологического, лингвостилистического, лингвокультурологического и собственно лингвистического анализа), совершенствования читательских и коммуникативных компетенций в целом.

Обращение на уроках русского языка к использованию текстов художественной литературы в роли дидактического материала набирает всю большую популярность. В особенной степени необходимость применения текстоориентированного подхода к преподаванию предмета обнаруживается при освоении школьниками наиболее трудных явлений в сфере русского грамматики, например, видовременных форм глагола, в которых наиболее ярко грамматический аспект оказывается связанным с семантическим.

Работа с глагольной лексикой в 5-6 классах – одна их центральных тем школьного учебника. Объясняется это сложностью и многоаспектностью русского глагола, что, безусловно, требует постоянного поиска новых технологий и методических инноваций. Это позволит углубить и активизировать познавательную деятельность учащихся по одной из так называемых «проблемных зон» школьной программы по русскому языку. Среди основных методов и приемов работы с видовременными формами глагола на материале художественного произведения я использую следующие:

- анализ «образцовых» текстов с точки зрения выявления видовременных форм глагола и их значений, составление таблицы всех выявленных значений таких грамматических единиц;

- частичный (направленный) лингвистический анализ текста органично соединяется на уроках по изучению видовременных форм глагола с такими видами упражнений, как осложнённое списывание, предупредительный, объяснительный, выборочный и свободный диктанты. Направление анализа определяет изучаемая грамматическая категория (вид или время глагола): исследуется её роль в создании текста (значимость для содержания, композиции, структуры, стиля, типа речи);

- закономерным продолжением такого анализа художественного произведения (или его фрагмента) являются следующие виды упражнений: письмо по памяти, зрительный диктант и изложение (устное и письменное);

- творческая работа учащихся по созданию собственного текста с определенным грамматическим заданием, касающимся видовременных форм глагола, их значений и структурных особенностей, выявленных на предыдущих этапах работы.

5. Анализ результативности опыта

Принимаю участие в различных конкурсах педагогической и методической направленности:

  1. Городской конкурс «Учитель года-2017».
  2. Всероссийский конкурс «Вопросита» - блиц-олимпиада «Профессиональная компетентность педагога (русский язык, литература) – диплом II степени (2015г.); «Умната» - диплом II степени (2017г.).
  3. Открытый межрегиональный педагогический конкурс «Есенинские уроки» в номинациях «Есенинский урок», «Научно-методическая статья» (2018г.)
  4. Международный конкурс для педагогов «Моя презентация к уроку» (2016г.)

Со своими учащимися принимаем активное участие в проведении технологических декад в школе, участвуем в проведении  городских олимпиад и конкурсов, Всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах проекта «Инфоурок», Общероссийском конкурсе «Альбус» (русский язык, литература, г.Калининград), Общероссийских олимпиад «Олимпус», принимаем участие в традиционной  ежегодной  научно-практической конференции «Школьники города - науке XXI века».  Ученики не раз занимали призовые места:  Макушкина Анастасия – призер научно-практической конференции «Вавиловские чтения» в «Секции гуманитарных наук»; Макушкина Анастасия — призер конференции «Школьники города — науке XXI века» в секции «Языкознание» (2015г, 2016г, 2017г.), Марычева Ксения - призер конференции «Школьники города — науке XXI века» в секции «Культурология» (2017г.), победитель в секции «Литературоведение» (2018г.); Киселева Екатерина – победитель номинации «За самое яркое исполнение» Республиканского конкурса чтецов «Живое слово» (19-22 мая 2015г.); Кафторева Анна – II место в конкурсе на лучшее авторское стихотворение, проходившем в ФГБУ «Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г. Смидовича» (24.09.15г.); Киселева Екатерина – 10 место в общероссийском конкурсе Мультитест по русскому языку (Калининград, март, 2015г.); Кафторева Анна – лауреат городского конкурса авторского стихотворения «Душой рожденные стихи»; Киселева Екатерина – призер городского этапа V Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (март,2016г, 2017г., 2018г.); Марычева Ксения – 2 место в конкурсе чтецов «Она взошла, моя звезда», посвященном 215-летию со дня рождения А.И. Полежаева в номинации «Лучшее исполнение стихотворения о Полежаеве»; Селдушев Сергей, Солдатова София (1 место), Осянин Егор (2 место), Менякина Анна (3 место) в Международном конкурсе «Безопасный интернет»; Кафторева Анна (1 место), Карабанова Виктория (2 место) во Всероссийском поэтическом конкурсе «Мы дети великой Победы»; Родионов Дмитрий – призёр во Всероссийском творческом конкурсе «Сказки родного края»;  Кафторева Анна (2 место), Родионов Дмитрий (1 место) во Всероссийском конкурсе, посвященном Дню Матери «Мама…Как много значит это слово!».

По теме педагогического исследования мною написан ряд статей, опубликованных в журналах республиканского и всероссийского уровней:

1. Синтаксические приемы оформления присоединительных конструкций в русском языке / Н.А. Кирюхина // Молодежь и наука : проблемы современного образования : сб. ст. Всерос. науч.- практ. конф.: в 3 ч. Ч.3/ под. Общ. Ред. В.В. Кадакина; отв. за вып. П.П. Замкин; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2009. – 277 с.

2. Стилистическая характеристика вида и времени (на материале произведения А.С. Серафимовича «Сопка с крестами») / Н.А. Кирюхина // «Язык и литература в поликультурном пространстве: теоретические и прикладные аспекты», Всероссийская научно-практическая конференция «46-е Евсевьевские чтения», посвящ. Году учителя, 19-20 мая 2010 г.: [материалы] / ред.кол.: Л.П. Водясова (отв.ред.); Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 193 с.

3. Особенности употребления видо-временных контекстов в рассказе А.С. Серафимовича «Сопка с крестами» / Н.А. Кирюхина // «Язык. Культура. Этнос (традиции и современность)», всероссийская научно-практическая конференция с международным участием – Надькинские чтения «Язык. Культура. Этнос (традиции и современность)», 28-29 апреля 2010 г.: [материалы] / редкол.: Л.П. Водясова (отв. ред) и др.; Мордов гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 179 с.

4. Специфика изучения категорий вида и времени глагола в школе и вузе / Н.А. Киселева // Роль словесника в школе и вузе XXI века: хранитель и транслятор знаний, методист, наставник, тьютор… : сб.материалов II Всероссийского научно-практического семинара (3 декабря 2010 г., г.Саранск) / под общ. Ред. Н.А. Беловой; ред. колл.: Е.А. Кашкарева, Т.П. Малявина, Т.А. Ханюкова; Мордов. Гос. пед. ин-т. Саранск, 2011. – 232 с.

5. Выражение видо-временных отношений в романе В.В. Набокова «Машенька» / Н.А. Киселева // Литературная классика в современном мире: проблема общечеловеческих ценностей и поиска идеала: материалы Всерос. науч. семинара / под ред. Т.А. Наумовой; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 152 с.

6. К вопросу о видо-временных значениях деепричастий в художественной речи (на материале произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») / Н.А. Киселева // «Филологическое образование: теоретические и прикладные аспекты», Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «47-е Евсевьевские чтения», 26-27 мая 2011.: [материалы] / редкол. И.Б. Грузнова (отв.ред.), Н.А. Белова и др.; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 148 с.

7. Особенности функционирования видо-временных форм глаголов в художественном тексте / Н.А. Кирюхина // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – № 3. – 2007. – М. : Изд-во МГОУ. – С. 82 – 86.

8. Методика изучения видовременных форм глагола на уроках русского языка в рамках текстоориентированного подхода / Н.А. Киселева // «Гуманитарные науки и стратегии образования: пути интеграции», IV Междунар. Науч. – практическая конф. (2014; Саранск). IV Международная научно-практическая конференция - Надькинские чтения, 7-8 окт. 2014 г.: [материалы] / редкол.: Е.П. Прокаева (отв.ред.); Мордов.гос.пед.ин-т. - Саранск, 2015. – 232 с.

9. Сборник материалов участников муниципального конкурса «Учитель года-2017». Конкурсное задание «Эссе». Я-учитель. Саранск, 2017г.

  1. «Лингвистика сегодня и языковое образование в современных условиях». МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Саранск, 2016г. Сборник научных трудов.

  1. «Романтизация образа революции в поэзии С.А. Есенина между Февралём и Октябрём 1917 года». МОУ «Гимназия №19 г.о. Саранск, 2017г. Сборник X Всероссийской научно-практической педагогической конференции «Поликультурное образование: опыт и перспективы», посвящённая 100-летию со Дня рождения государственного и общественного деятеля, ученого и педагога Г.Я. Меркушкина.

  1. «Использование индивидуальных образовательных траекторий на уроках русского языка»         МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Саранск, 8 ноября 2017г. Сборник «Гуманитарные науки и стратегии образования: пути интеграции» (материалы V Международной научно-практической конференции – Надькинские чтения»).

13. Урок русского языка по развитию речи «Изложение с элементами сочинения по очерку К.Г. Паустовского «Мещерская сторона» - 31.01.2015 / http:pedmir.ru/81945.

14. Урок русского языка «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением» - 23.03.2015 / http:pedmir.ru/85206.

15. Урок русского языка «Словари – наши помощники» - 23.03.2015 / http:pedmir.ru/85204.

16. Урок русского языка «Обособленные члены предложения. Обособленное определение» - 08.04.2015 / http:pedmir.ru/856364.

17. Урок-исследование «Этот незнакомый и трудный жанр - эссе» - 12.04.2015 / http:pedmir.ru/86598.

18. Урок русского языка «Морфологический разбор глагола» - 20.05.2015 / http:pedmir.ru/88218.

19. Урок русского языка «Антонимы и их употребление» - 15.12.2015 / http:pedmir.ru/96484.

20. Урок русского языка «Наш дар бессмертный - речь» - 15.12.2015 / http:pedmir.ru/896483.

21. Методическая разработка «Инновационные методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами в классах среднего звена». – 11.02.2015/ infourok.ru/№0381522.

22. Статья «Специфика изучения категорий вида и времени в школе». – 15.03.2015/ infourok.ru/№0444483.

23. Урок литературы «Роль эпитета «золотой» в стихотворениях С.Есенина». – 16.03.2015/ infourok.ru/№0444876.

24. Методическая разработка «Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников». – 17.03.2015/ infourok.ru/№0447401.

25. Методическая разработка «Виды работ на уроках русского языка по развитию коммуникативных умений». – 13.04.2015/ infourok.ru/№0482323.

26. Методическая разработка «Методы работы с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка в V-VII классах». – 14.04.2015/ infourok.ru/№0483249.

27. Методическая разработка «К вопросу о понятии системы морфологических категорий глагола». – 01.04.2016/ infourok.ru/№002008.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:                - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;                                            - подборе материалов;                                                                                  - применении методов и приемов работы с обучающимися, исходя из их индивидуальных особенностей.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Основные утверждения и методические рекомендации можно использовать в учебно-воспитательном процессе как средство формирования базовых компетенций учащихся.                                               Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в учебном образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей, конференциях различного уровня. Но я не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации. Посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу. На личном сайте регулярно обновляется информация, где можно ознакомиться с опытом моей работы http://nsportal.ru/kiseleva-n-a


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...