Статья "Организация деятельностного подхода в обучении математики"
статья на тему

Фаткуллина Аниса Ринатовна

Выступление на городской НПК "Создание полидеятельностного образовательного пространства школы как условие прехода на ФГОС ООО" с элементами мастер-класса. 02 июня 2015 г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация системно-деятельностного подхода в обучении математики 

(слайд 1).

Начну свое выступление со слов: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать,  то тогда исчезнут всякие недоразумения.» Г. Лихтенберг.(слайд 2).             

     Результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований говорят о том, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию,  сформулировать гипотезы и выводы,  использовать классификацию и сравнение. Об этом свидетельствует и анализ результатов ЕГЭ и ГИА. (слайд 3).
   Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике.  
    Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения, в том числе обучения математике.
   Решению данных проблем  способствует использование системно-деятельностного подхода в обучении математике, лежащего в основе Стандартов нового поколения . (слайд 4).
  Для достижения результатов требуется новый педагогический  инструментарий.  А это значит, что нам, педагогам, надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация - проблема - задача - результат. (слайд 5).
    Цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. (слайд 6).
 Меняются  цели  образования, меняются    средства и технологии обучения, но урок остался главной формой обучения.  На уроке встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик.  (слайд 7).    
   Структура урока математики с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем (слайд 8):   
   - учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? (слайд 9).
Как помочь его самоопределению?
    Только с помощью действия
   «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. (слайд 10).
   Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.  (слайд 11).
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. 
    Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: 
    ставить цели, 
    решать задачи, 
    отвечать за результаты.
  Существуют различные формы уроков. Остановлюсь на структуре  урока введения нового знания, которая может иметь вид:

  1. Мотивирование к учебной деятельности.
  2.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    

Выявление места и причины затруднения.

  1.  Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
  2.  Реализация построенного проекта.
  3.  Первичное закрепление.
  4.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  5.  Включение в систему знаний и повторение.
  6.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).(слайд 12).
         
              Хочу поделиться некоторым опытом своей работы по данному вопросу. Урок введения нового знания в 7 классе. Тема урока «Разложение многочленов на множители». (слайд 13).

На этапе фиксирования затруднения в пробном учебном действии и выявлении места затруднения обучающимся было предложено решить следующие уравнения (слайд 14).

1. Х2 - 4Х +3=0;

2. Х2 - Х – 2=0;

3.  Х2 - Х – 2=0;

4.  Х2 - Х -6=0.

В 7 классе обучающиеся ещё не владеют приёмами решения квадратных уравнений, поэтому мы зафиксировали проблемную ситуацию, которая побудила к дальнейшим учебным действиям.

   На этапе построения проекта выхода из затруднения обучающимся предлагается выполнить следующие  преобразования по группам:

           

             1 группа         (Х-1)(Х-3)  =

            2 группа         (Х-2)(Х+1) =

3 группа        (Х+1)(Х-4)  

            4 группа        (Х+2)(Х-3)  = ( слайд 15).

 В результате выполненных преобразований учитель совместно с обучающимися отвечает на один из вопросов, появившихся у учащихся при постановке цели данного урока:

     = Что такое разложение на множители и зачем оно нужно? (слайд 16).


   Подводя итог всему вышесказанному хотелось бы отметить, что системно-деятельностный подход  это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования.
Достижение результата возможно через включение в деятельность. 
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его  творчество и желание раскрыть способности каждого ребенка. Вот это всё и есть главный  ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Учитель математики МАОУ «СОШ № 16» г. Перми

Фаткуллина Аниса Ринатовна                                                        02 июня 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Педагогический проект по теме " Деятельностный подход в обучении математики- путь повышения качества знаний учащихся основной школы"

Проблема , выдвинутая автором в рамках педагогического проекта, является высоко актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без развития умений и ...

Доклад "Деятельностный подход в обучении математике"

внедрение в процесс обучения деятельностных технологий...

Деятельностный подход в обучении математике

Из опыта работы. Технология деятельностного метода. Новая система дидактических принципов....

"Системно-деятельностный подход в обучении математики"

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг....

Интеллектуальные игры как деятельностный подход в обучении математике. Выступление на городском семинаре учителей математики.

В содержании дано значение и место интеллектуальных игр в обучении и воспитании учащихся, о возможности этих игр при подготовке к ЕГЭ, приведена технология  математической  игры "Домино"....