"Системно-деятельностный подход в обучении математики"
статья по теме

Колесникова Елена Андреевна

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.<?xml:namespace prefix = o /??>

Г. Лихтенберг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sistemno.zip1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении математике.

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг.

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, невероятно трудно, но мы хотим хотя бы здесь быть услышанными. Потому что через него мы дадим ребенку "перпетуум мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах.  горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией.

Кризис образования — это обнищание души при обогащении информацией.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" — это указать на следующие моменты.

Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат

 Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Н.А.Бернштейн называл ее "коррекцией", П.К.Анохин —"обратной ориентацией". А мы сегодня ее называем так: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование. Только в этой системе существуют эти понятия.

Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их.

Модель обучения можно представить в виде следующей схемы:

При деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями.

а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

7 класс

Тема: Формулы сокращенного умножения.

Цели:

1. Доказать справедливость утверждения .

2. Содействовать воспитанию: уважительного отношения к себе ( я могу) и к товарищам ( как у тебя получилось и почему?), признавать право быть уникальным и право на ошибку.

3. Развивать логику, способность проводить анализ.

I. Устный счет (актуализация прежних знаний для решения учебной задачи).

1. Найти квадрат числа:

; ; ;

2. Представить в виде квадрата:

25; ; ; ; .

3. Прочитать выражение:

; ; ; ; .

4. Ответить на вопрос: как умножить многочлен на многочлен? Показать это на образе.

Рисунок 2.

II. Учебная задача: найти более простой способ умножения суммы двух чисел на их разность.

Ученик ставится в положение исследователя – творца. Ведь для того, чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо повести исследование. Все правила и законы выстраиваются ребенком собственноручно.

Упростить выражения и проанализировать результат.

1 вариант.

2 вариант.

1.

2.

3.

1.

2.

3. (x-3)(x+3)

Работа проводится в парах. Ребята раскрывают скобки знакомым им способом умножения многочлена на многочлен. Результат записывают на доске.

III. Анализ полученного результата и создание образа.

Рисунок 3.

IV. Озвучивание полученного результата.

Произведение разности двух чисел на их сумму равно разности квадратов двух чисел.

(Каждый ученик ставится в положение либо субъекта, либо источника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы. Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и поверять их в диалоге с оппонентами. Такая “коллективно–распределительская мыследеятельность” дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, рефлексировать свои действия , а так же способствует деловому общению.)

V. Работа с учебником.

- Чтение текста и сравнение своего результата с научной теорией.

- Парный пересказ.

VI. Закрепление. (Устно)

Упростить:

а)

б)

в)

Разложить на множители:

а)

б)

в)

Вычислить:

а) .

б) 192-182

VII. Самооценка.

В данный момент самооценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Каждый ученик получает три карточки синяя, красная, зеленая. С заданиями:

Синяя

Красная

Зеленая

Упростить:

Разложить на множители:

Вычислить:

На отдельном столе находятся ответы заданий на каждую карточку соответствующего цвета. Выполнив задание, ученик подходит и проверяет результат. Если все верно, в тетради пишет: “МОЛОДЕЦ!!!”.

Если результат не верен, можно подойти к столу “Скорая помощь”, где подробно записано решение заданий каждой карточки. Необходимо вернуться и постараться решить задание заново.

VII. Итог урока.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику  приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математике

Системно-деятельностный подход в обучении математикеКогда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенб...

Статья "Системно-деятельностный подход в обучении математике"

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного проце...

Выступление на педсовете. Системно-деятельностный подход в обучении математике

Выступление на педсовете. Системно-деятельностный подход в обучении математике...

Системно- деятельностный подход в обучении математике.

Обобщение опыта по теме:"Системно-деятельностный подход при изучении математике."...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...