Статья "Формирование общих компетенций обучающихся через урочную и внеурочную, внеаудиторную самостоятельную работу" (http://www.prodlenka.org).
статья по теме

Пересыпкина Галина Анатольевна

Статья "Из опыта работы преподавателя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский горно-промышленный техникум»

Из опыта работы преподавателя русского языка и литературы Пересыпкиной Г.А.

Русский язык и литература. Формирование  и оценка общих  компетенций обучающихся через  урочную и внеурочную деятельность, внеаудиторную самостоятельную работу.

г. Краснокаменск, 2015г.

В Федеральных государственных образовательных стандартах НПО по профессиям 23.01.03 Автомеханик, 21.01.10 Ремонтник горного оборудования, 15.01.25 Станочник»,  13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования  в пятом разделе определены следующие требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы :

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

        В Федеральных государственных образовательных стандартах СПО по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) также в пятом разделе определены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:

5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Так как общеобразовательная подготовка обучающихся является частью основных профессиональных образовательных программ, возникла необходимость корректировки форм организации учебного процесса, в рамках которых формируются общие компетенции.

Урочная деятельность

Форма организации учебного процесса обучающихся

Общие компетенции

по ОПОП НПО

по ОПО СПО

-Индивидуальная работа

ОК1, ОК2, ОК3

ОК1,  ОК2

 -Групповая работа

ОК6

ОК4, ОК6, ОК7

-Лекция

ОК2

ОК8

-Семинар

ОК6

ОК3, ОК6, ОК7

-Практическая работа

ОК2, ОК3

ОК2

-Тестирование.

ОК2

ОК2

-Защита  реферата

ОК2, ОК3

ОК2, ОК3, ОК4, ОК8

-Выступление с сообщением

ОК2, ОК3, ОК4

ОК2, ОК3, ОК4, ОК8

-Выступление с докладом

ОК2, ОК3, ОК4

ОК2, ОК3, ОК4, ОК8

-Выступление с презентацией

ОК2, ОК3, ОК5, ОК4

ОК2, ОК3, ОК5, ОК8

-Заочная экскурсия

ОК6

ОК6, ОК7

-Защита проекта

ОК2, ОК3, ОК5,ОК4

ОК2, ОК4, ОК5, ОК8

-Словарные диктанты из профессиональных слов

ОК1, ОК2, ОК3

ОК1, ОК2

-Диктант

ОК1 , ОК2, ОК3

ОК1,  ОК2

-Комплексный анализ текста

ОК2, ОК3

ОК2, ОК3

-Изложение

ОК1,  ОК2, ОК3

ОК1,  ОК2

-Сочинение

ОК1,  ОК2, ОК3

ОК1, ОК2

Самоанализ урока русского языка в группе №22 по профессии «Сварщик» по теме: «Повторение. Морфология. Орфография».

В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  Целью и задачами данного урока являются:

цель урока: в результате обобщения и систематизации знаний по теме «Повторение. Морфология. Орфография» обучающиеся напишут словарный диктант, прослушают задания ВСР, выполнят комплексный анализ текста, тестовые задания  и  научатся находить и объяснять орфограммы, выполнять разные виды разборов – обобщат и систематизируют знания по морфологии и орфографии и подготовятся к экзамену и ЕГЭ

задачи:

     - создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения обучающимися основных орфографических правил, видов разборов, выполнение тестовых заданий,  разборов, элементов анализа текста;

     - способствовать деятельности обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе;

     - продолжить работу по формированию основ теоретического мышления;

     - организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли провести самоконтроль, самооценку и коррекцию;

     - содействовать развитию умений рассуждать и применять изученный материал при выполнении заданий разной сложности;

   - создать условия для формирования интереса к своей профессии, уважения к русскому языку.

Как мы знаем, урок-практикум, помимо решения своей специальной задачи — усиления практической направленности обучения, должен быть тесным образом связан с изученным материалом, а также должен способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой  проведения урока-практикума являются практические и лабораторные работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. В методике различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Программой в  группах по профессиям и специальностям  СПО предусмотрено повторение базового уровня русского языка, поэтому был выбран обобщающий урок – практикум. Мы знаем, что основным способом организации деятельности обучающихся на практикумах является групповая форма работы, при этом каждая группа из двух-трех человек выполняет, как правило, отличающуюся от других  работу. При такой организации у обучающихся формируются ОК3, ОК4, ОК5, ОК6.

Средством управления учебной деятельностью обучающихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия обучающихся (прилагается).

На обобщение и систематизацию знаний отведен 1 час. Поэтому урок строился таким образом, чтобы обучающиеся имели представление темы на основе ранее полученных знаний и новых сведений в целом, активизировали и закрепили еще раз знания, полученные на уроке, что соответствует структуре урока – обобщение и систематизация знаний.
    В группе обучающиеся разного уровня усвоения знаний, с различной мотивацией к учению. Решая задачу полного усвоения, обучающимся было предложено выполнить ВСР, для включения обучающихся в активную деятельность предлагаются различные виды работ.

     Для того чтобы процесс познания проходил активно, обучающимся предлагается папка «Рабочее место обучающегося» (памятки по орфографии и пунктуации, тесты, тексты, рабочий лист).

 Воспитательным и эстетическим этапом урока является обращение к эпиграфу урока.

             С целью закрепления ранее полученных знаний проведён контроль в форме выполнения теста.    

Внеурочные занятия - это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы. Расширяя и углубляя программный материал, внеурочная деятельность развивает самостоятельность, творческую инициативу обучающегося, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.

Внеурочная деятельность

Форма организации внеурочной деятельности обучающихся

Общие компетенции

по ОПОП НПО

по ОПО СПО

-Литературно-музыкальные композиции, литературно-музыкальные вечера; литературные гостиные;

-литературные путешествия;

-викторины, конкурсы, олимпиады;

-стенная печать, литературные альманахи;

-участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней;

-подготовка и выпуск литературного альманаха

ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6

ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7

Литературный альманах №2.

Печатается по решению ПЦК ООД ГАПОУ «КГПТ».

Под редакцией преподавателя русского языка и литературы Г. А. Пересыпкиной.  ГАПОУ «КГПТ», 2014. – 25 с.

В альманахе содержатся работы юных  журналистов,  творческие работы студентов,  календарь знаменательных дат, раздел «Это интересно».

Материалы альманаха могут быть интересны студентам, преподавателям, мастерам производственного обучения.

Содержание

1.

Стихотворения месяца.

4

2.

Календарь знаменательных дат.

5-8

3.

Проба пера. Интервью.

9-10

4.

Ко Дню матери. Стихи о маме.

11-14

5.

Проба пера. Стихи начинающего поэта.

14-16

6.

Осенняя зарисовка. Первый снег.

15

4.

Творческие работы с уроков русского языка и литературы.

15-18

5.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тезисы исследовательской работы к научно-практической конференции  «Человек среди людей».

19-23

5.

Это интересно.

23-24

Зима.

Вот наступила зимняя пора.

Веселится детвора. 

Солнце село за двором,

                                             Кружат снежинки за окном

Заблестело все вокруг,

Потемнело рано вдруг.

Долго, долго снег лежал,

Вдруг растаял, убежал!

Алена Самохвалова, гр.102

Человек среди людей.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ee0670370efc2990f5b5474dd71cec3f-78-144&n=24

Моя милая, малая Родина!

Край цветов и белых берез!

Как тебя я люблю, вспоминаю,

И порою доходит  до слез…

(Н.С.Викулова)

Село Кайластуй расположено на юго-восточной части Краснокаменского района на берегу реки Аргунь. Основателем села считается купец Савва Рагузинский-Владиславович:

Над самой границей с Китаем

Раскинулось наше село.

Еще в 18 веке

Здесь появилось оно.

В широкой долине Аргуни,

Где можно проехать, пройти,

Тогда и решил Рагузинский

Создать здесь торговли пути.

В 1957 году в селе установлен памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны:

Защищали Отчизну сельчане.http://museums75.ru/images/kailaistui.jpg

На фронтах той тяжелой войны.

А  теперь имена их остались

В обелисках, в сердцах всей страны.

2 августа 1967 года начата летопись села заведующей библиотекой Ниной Семеновной Викуловой.

 1 декабря 1995 года библиотеке был присвоен статус библиотеки-музея.

Нина Семеновна Викулова родилась 9 января 1932 года в Ивановской области.  Когда ей исполнилось 9 лет, закончилось детство - началась война. Дети помогали колхозу в посадке овощей, работали на сенокосе,   убирали урожай.

Фронт приближался. С наступлением темноты дети ходили по деревне и смотрели светомаскировку в домах односельчан, нет ли у кого огонька в окнах. Стекла в окнах заклеивали полосками бумаги, чтобы они не разбились во время взрывов.

Взрывы  были слышны за 18 километров, там находился город Ковров с военными заводами. Враг приближался.

Когда бомба попадала в реку (10 км от деревни), шел гул, старики молились, а дети плакали.

В каждой семье кто-то был на войне. Отец Нины Семеновны умер в госпитале в 1943 году, похоронен в  Горьковской области в братской могиле.

Была война, а я была девчонкой.

И помню все, что было в те года.

Мы жили мирно, спали все спокойно,

Трудились и не знали,

Что к нам идет беда.

Ушли на фронт отцы, деды и братья,

Остались только те,

Кто не мог на фронт уйти.

В тылу работали и женщины, и дети.

Другого не было у них пути.

Геройский труд, упорство и отвага,http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cdbad41849d073837beea4d4433fb4d1-77-144&n=24

Любовь к Отчизне, ненависть к врагу.

И вот Победа! Радость всех народов!

Я те минуты в сердце берегу.http://www.rodina-portal.ru/files/selo/zabaikalskii/kailastui/cbe6a2751d6fa66b180e049b2d8513b3.jpg

Нина Семеновна после  7 классов поступила в педагогическое училище, которое окончила в 1950 году и в этом же году по распределению приехала в Кайластуй, работать учителем. Учителей не хватало, а учеников было                                                                    очень много. Работали в 2 смены, с утра до вечера были в школе:

Как быстро идут года,

Они улетают, как птицы.

И не вернуть никогда,

И с этим надо мириться.

Давно ли вы в школу ходили,

Милые детки мои,

А голова моя поседела,

И вижу тревожные сны.

Сегодня приснилось мне лето,

Как будто на родине я.

Встречают меня родные,

Знакомые и друзья.

Я вижу их лица так близко,

Вижу родные черты.

Они удивляются встрече

И говорят: «Это ты?»

Березки родные и липы,

Я вижу вас часто во сне.

А может, еще и придется

С вами встретиться мне.

Мечтаю об этом всегда я,

Стараюсь здоровье крепить.

А может, и правда случиться-

Смогу те места посетить.

Хорошее надо помнить,

Плохое старайтесь забыть.

О лучшем всегда мечтайте,

Чтоб цели своей достичь!

(Стихотворения  Нины Семеновны Викуловой)

Юлия  Мариева, гр. 26  

Внеаудиторная самостоятельная работа

Форма организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Общие компетенции

по ОПОП НПО

по ОПО СПО

Литература ОПОП НПО

-Поиск информации в Интернете.

ОК2, ОК4

ОК4, ОК8

-Подготовка сообщений.

ОК2, ОК3

ОК4, ОК5, ОК8

-Анализ поэтического произведения.

ОК2, ОК3

ОК2

-Выполнение кроссворда

ОК2, ОК3, ОК4

ОК2, ОК3

Литература ОПОП СПО

-Составление конспекта

ОК2, ОК3

ОК2, ОК4

-Подготовка сообщений

ОК2, ОК3

ОК2, ОК4, ОК5, ОК8

-Ответ на проблемный вопрос.

ОК2, ОК3

ОК2, ОК4

-Комплексный анализ стихотворения.

ОК2

ОК2

-Составление устного ответа.

ОК2

ОК2, ОК4

-Сопоставительный пересказ-анализ, составление сравнительной характеристики   героев.

ОК2

ОК2

-Подготовка докладов.

ОК2, ОК№, ОК4

ОК2, ОК8

-Письменный анализ рассказа.

ОК2

ОК2

-Ответы на вопросы.

ОК2, ОК3, ОК4

ОК2, ОК4

Русский язык

-Подготовка сообщений

ОК2, ОК3, ОК4

ОК8

Кроссворд по литературе

1

5

3

2

4

7

6

1.Фамилия домашнего учителя Ф.Тютчева? (поэт и переводчик).

2.Частый гость в доме Ф.Тютчева.

3.Место службы Ф.Тютчева.

4.Первая любовь Ф.Тютчева.

5.В каком журнале печатаются стихотворения 1836г?

6.Где служил Ф.Тютчев в 1822-1839гг?

7.Как называется один из циклов стихотворений поэта?

Юлия Шепелева, гр.101

                                     Оценка общих компетенций 
Опрос; различные виды диктантов, тестирование; анкетирование, наблюдение.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что урочная, внеурочная деятельность обучающихся и внеаудиторная самостоятельная работа помогают развитию таких личностных качеств обучающихся как:

- умение самостоятельно пополнять и обновлять знания;

- осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- вести самостоятельный поиск необходимого материала;

- работать в коллективе и команде;

-быть творческой личностью; то есть является фактором, способствующим формированию вышеперечисленных общих компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)

Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...

Формирование научно-исследовательских умений у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Доклад в рамках работы окружного семинара руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города  Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического...

Доклад "Развитие речи обучающихся через урочную и внеурочную деятельность"

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная  школа  должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...

Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО

laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...