Раскрытие личности героев классических произведений в современной интерпретации на уроках домашнего чтения
статья ( класс) на тему

Талеева Устина Дмитриевна

17 февраля 2016 года состоялась дискуссионная площадка по теме "Литературный герой в кино и в книге" в конференц-зале ИМЦ Московского района г. Санкт-Петербурга, где мне посчастливилось выступать с докладом на тему "Раскрытие личности героев классических произведений в современной интерпретации на уроках домашнего чтения ". Текст моего выступления я выкладываю как статью, так же прикрепляю презентацию. Enjoy reading!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Талеева Устина Дмитриевна,

учитель английского языка,

ГБОУ СОШ № 510

 с углубленным изучением

 английского языка,

Московского района

г. Санкт-Петербург

План

  1. Проблема чтения и телевидения/ интернета
  2. Специфика уроков домашнего чтения, трудности
  3. Цель проведения уроков домашнего чтения
  4. Типы заданий
  5. Раскрытие личности героя в книге и на экране

Раскрытие личности героев классических произведений в современной интерпретации на уроках домашнего чтения

Уважаемые коллеги, мое выступление пройдет в форме диалога, поэтому прошу вас принимать активное участие!

Я являюсь учителем английского языка в школе № 510. Так как у нас школа с углубленным изучением английского языка, у нас проводятся уроки домашнего чтения. Мы используем серии Enjoy Reading (с 4-8 класс) и «Английский клуб. Домашнее чтение».

Хотелось бы также отметить, что в нашей школе работала Моисеева Светлана Павловна, которая сама лично адаптировала несколько книг на английском языке и разработала задания к ним. Вот одна из этих книг «Чарли и шоколадная фабрика», которую мы с удовольствием используем на уроках.

Теперь давайте перейдем непосредственно к дискуссии.

Читать книгу или смотреть фильм? Читать книги полезно и интересно. Читая книгу, мы заставляем наш мозг и воображение работать. Смотреть фильмы увлекательно и познавательно, и, смотря фильм, наш мозг скорее расслабляется, давая нам возможность развлечь себя, не отягощаясь умственной деятельностью. Целью урока домашнего чтения по сути является прочтение книги на иностранном языке. Но на сегодняшний день, к сожалению, дети предпочитают смотреть экранизацию книги, нежели читать ее, ведь в фильме можно увидеть целый мир, переживать за героев, видеть воочию их приключения, да и прекрасно провести свободное время, и для этого необязательно заниматься таким «нудным» для детей занятием, как чтением книг. Чтение книги занимает достаточно времени. В сущности, до недели, в зависимости от ее толщины и от количества свободного времени. Тогда как самый долгий фильм идёт не больше трёх часов. В последнее время с развитием интернета и наличием различных гаджетов значительно упал интерес к чтению не только у школьников, но и у врослых.

В чем же причина?

В воспитании или в современных реалиях?

А как вы проводите свое свободное время?

Проголосуем:

а) читаю книгу

б) смотрю телевизор

в) сижу в интернете

Вот что пишет современный подросток в живом журнале о книгах: «Подростки не читают книг. Мне 12 лет. У нас в классе из 30 человек, из которых 25 не читают. И во многом это вина взрослых. Из личного опыта я знаю, что родители дают своим детям (моего возраста) «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно. Но этими книгами они вряд ли заинтересуют подростков. Извините, но они скучные. Их можно совершенно спокойно отложить до завтра или на недельку, и не так уж важно, что будет дальше. А некоторым просто дают определённое количество страниц в день, и ребёнок побыстрее старается от них избавиться, чтобы усесться за компьютер или к телевизору.” http://nikaromanovna.livejournal.com/2746.html 

Согласны ли вы с мнением девочки?

Но не все поголовно предпочитают фильмы книгам, все-таки есть такие дети, которых от книги не оторвать, а учитывая специфику уроков домашнего чтения на английском языке, где и книгу надо прочесть на английском, без процесса чтения все-таки не обойтись. Приходится  читать текст в оригинале, а если есть книга в переводе, то и в переводе, чтобы лучше понять прочитанное на английском. Но, тем не менее, некоторые подкрепляют свои представления о книге еще и просмотром фильма. В данном случае получается, что фильм служит как бы дополнением к книге, помогает лучше ее понять, представить героя, подтвердить или развеять свои догадки о финале произведения. И опять же, учитывая специфику урока, следует отметить, что книги представлены в большинстве случаев в сжатом, адаптированном варианте (если это начальная школа), что не дает детям прочувствовать все мысли главного героя или замысел автора, атмосферы произведения, тут на помощь может прийти экранизация произведения, где все представлено более ярко и красочно, что, соответсвенно, помогает понять смысл книги на иностранном языке, более точно представить героя.  Иногда режиссер в точности воплощает книгу на экране, как это произошло с  советской экранизацией «Шерлока Холмса», диснеевской экранизацией «Алисы в стране чудес», советским и голливудским «Волшебником из страны ОЗ», «Чарли и шоколадной фабрикой», «Хрониками Нарнии» или «Гарри Поттером». Бывает, конечно, что герой книги значительно отличается от одноименного киногероя, что может стать помехой при понимании книги. Например, героя классического произведения внезапно переносят в наше время, как это случилось с Шерлоком Холмсом, оказавшимся в современном Лондоне. Черты характера героя остались такими же, как и в книге, да и истории, показанные в фильмах, основываются на произведениях Артура Конан Дойля, но все это перенесено на современный лад. Что получилось довольно-таки неплохо и имеет колоссальный успех. Зрителям и читателям остается только сравнивать классического персонажа с современным, находить сходства и различия, например во внешности или манере поведения. Тоже самое можно сказать и об экранизации «Алисы в стране чудес» 2010 года, где идет режиссерское рассуждение на тему, что случилось много лет спустя, когда Алиса выросла, но все же встречаются те же самые персонажи: Чеширский кот, Сумасшедший Шляпник, Мартовский Кот, Белый кролик, за которым погналась уже подросшая,но такая же любопытная Алиса, и места действий и ситуации узнаваемы: замок королевы, гольф, сумасшедшее чаепитие.

А что думаете вы по этому поводу?

Страдает ли книга при экранизации или приобретает новое прочтение?

Теперь поговорим о целях уроков домашнего чтения на английском языке.

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление, наглядно демонстрирует употребление грамматических структур. Целью уроков домашнего чтения является знакомство с культурой изучаемого языка,  развитие разговорного навыка, развитие речи, развитие навыка чтения вслух, согласно современным требованиям сдачи ОГЭ, детям прививается умение слушать и вести диалог в соответствии со стратегиями и тактиками общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии совместного решения, также детям даются страноведческие знания о стране, будь то история или традиции, ну и нельзя недооценивать воспитательную функцию чтения. Где на основе книги и ее героев детям прививается честность, например, при чтении «Пиноккио», «Чарли и Шоколадная фабрики», доброта,  в книгах «Винни пух и все-все-все», любовь «Белоснежка и семь гномов», смелость в книге «Остров сокровищ», справедливость в книге «Робин Гуд». Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами. 

А каково ваш мнение? Насколько книга помогает познакомиться с культурой изучаемого языка?

 

На уроках домашнего чтения предлагаются различные типы заданий, последовательность работы над текстом примерно следующая:

  • предречевые упражнения (дотекстовый этап)
  • контроль понятия содержания (текстовый этап)
  • контроль понятия важных деталей текста (анализ и оценка, послетекстовый этап).

Задания должны быть разнообразными и гармонично развивать все виды речевой деятельности. Кроме того, вид упражнений зависит от уровня подготовленности студентов. Рассмотрим более подробно упражнения, используемые на каждом этапе работы по материалам домашнего чтения.Основные примеры  предтекстовых упражнений (работа над словами и грамматикой, использованными в тексте):  

  • Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами.
  • Найти пары: слово и его определение.
  • Выбрать антоним или синоним слова из предлагаемых.
  • Соединить пары слов по смыслу, например, match the words for jobs with the words for places. Jobs: watchman, lawyer, vicar. Places: police station, court, church.
  • Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.

Контроль понимания общего содержания осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации, заложенной в тексте. Контрольные задания сообщаются обучаемым либо до чтения, либо после него. Задания на проверку понимания бывают следующего плана и могут выполняться как в устной, так и в письменной форме:

  • Озаглавить главные смысловые части текста.
  •  Прочитать (выписать) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя.
  • Перечислить последовательно всех действующих лиц.
  • Назвать по порядку все места действий, названные в тексте.
  • Ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте;
  • Выполнить задания типа true/ false

 В качестве части послетекстовой работы возможно выполнение следующих творческих заданий:

  • Попытаться представить поведение героев в изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, что бы стало с героями, если бы что-то не произошло.
  • Пересказать текст от лица различных персонажей.
  • Составить вопросы для интервью с персонажем.
  • Написать рекламную брошюру о каком-либо месте или заведении из текста.
  • Написать письмо герою или героине книги. Дать совет герою (героине).
  • Написать сочинение о своем любимом персонаже по плану.

Домашнее чтение помогает обучаемым приобщиться к чтению на иностранном языке как к реальной речевой деятельности.  Обильное чтение про себя даст возможность пропустить через сознание обучаемых значительное количество языковых комбинаций - грамматических структур и лексических сочетаний (в единицу времени). Подводя итог, нужно отметить то, что какие бы упражнения и задания при организации домашнего чтения мы не выбирали, они должны быть направлены не только на формирование навыков чтения, но и на развитие познавательной и творческой активности студента. Учитель, прежде чем приступить к чтению, задает студентам ряд вопросов, на которые они должны ответить, прочитав отрывок; или предлагает, например, рассказать о том, почему им понравился герой, хотели бы они ему подражать и т.д. При этом формируются навыки чтения, умение ориентироваться в тексте. Вместе с тем такое задание имеет ярко выраженное воспитательное значение: студент дает оценку поступкам героя, задумывается над чертами его характера, делает вывод, следует ли подражать герою.  Использование книг для чтения позволяет не только превратить процесс изучения иностранного языка в увлекательное занятие, но и помогает учащимся ознакомиться с современными реалиями страны изучаемого языка. Уроки домашнего чтения, бесспорно, ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям, сопоставить себя с героями.

Какое из предложенных творческих заданий несет воспитательную функцию? И почему?

а) письмо герою

б) совет герою

в) сочинение «Мой любимый герой»

На уроках домашнего чтения с 9 классом мы проходим рассказы о Шерлоке Холмсе. И в рамках недели английского языка мы смотрим современный британский сериал «Шерлок», в дополнение к домашнему чтению. Согласитесь, ведь мы все время сравниваем книгу и ее экранизацию, отмечаем, что удалось передать, а чего в книге и вовсе не было. Теперь давайте рассмотрим, как раскрывается личность героев классических произведений в современной интерпретации. Возьмем к примеру, уже упомянутого Шерлока Холмса. Все знакомы с классическим произведением и как в нем представлен Шерлок Холмс. Холмс называет себя сыщиком-консультантом, он берется только за сверхсложные, самые запутанные дела, от которых отказываются Скотленд-Ярд и частные агентства. Не выходя из комнаты, может распутать преступление, над которым тщетно бились другие. Он принципиально отличен от стандартно мыслящих и неумелых полицейских и сыщиков из Скотленд-Ярда. Для Xолмса занятие сыщика — менее всего способ зарабатывать деньги. К решению любой задачи он относится как философ, как художник, как поэт. Чем труднее проблема, тем более она ему интересна. Уникальным Xолмса делает высота качеств его личности. Любитель Гайдна и Вагнера, легко цитирующий Горация, Петрарку и Флобера, Xолмс является автором трудов по психиатрии и химии, Ватсон свидетельствует, что Xолмс почти не имел представления о современной ему литературе, политике и философии, он ничего не знал ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы и говорил Ватсону о том, что все это ненужные знания. По мнению Xолмса, человеку нужны лишь знания, которые являются инструментами познания мира. Все мы знаем, каким предстает Шерлок Холмс в книгах:   проницательный, эрудированный, внимательный, слегка самоуверенный, смелый,  и иногда подтрунивающий над Ватсоном. Раскрытие личности героя происходит в книге благодаря диалогам героев, наблюдениям Ватсона,    описанию действий в различных ситуациях, внутренним монологам героев. Как же все это показать и раскрыть в фильме? Артур Конан Дойл создал первую историю о Шерлоке Холмсе в 1887 году. Затем на протяжении почти целого века любители приключений гениального сыщика рисовали, каждый на свой лад, его образ в своём воображении. Существует несколько экранизаций, например «Шерлок Холмс» 2009 года с Робертом Дауни младшим в главной роли, является точным воспроизведением книг Артура Конан Дойля, однако особой популярностью, фильм не пользуется. Советская экранизация является полным воплощением книг и одобрена самой королевой Великобритании. В 1979 году в СССР на экраны вышел сериал «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», где главную роль сыграл Василий Ливанов. С тех пор вопрос о том, как же на самом деле выглядел мистер Холмс, был закрыт навсегда. Но что же случится, если поместить уже всем знакомого сыщика в наши дни? Попыткой интерпретировать Шерлока Холмса в медицине является сериал «Доктор Хаус», этакий сыщик в медицине, циничный и самоуверенный, он берется за самые сложные болезни и словно детектив, разгадывает причины и следствия заболеваний, у доктора Хауса всегда под рукой его верный друг доктор Вилсон, аналог доктора Ватсона. Существует попытка «американизировать» любимого героя и поместить его в современный Нью-Йорк вместо Лондона. «Элементарно» — американский детективный телесериал, основанный на персонажах книг сэра Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, действие происходит в наши дни. Главные герои Шерлок Холмс и все-таки женщина, а не мужчина, как все мы привыкли, доктор Джоан Ватсон расследуют сложнейшие преступления. Данный сериал значительно проигрывает в популярности британскому сериалу «Шерлок». Сюжет основан на произведениях сэра Артура Конан Дойля о детективе Шерлоке Холмсе, однако действие происходит в наши дни. В чем же успех и популярность этой экранизации, может быть, потому что авторы сериала и не пытались в точности придерживаться сюжета книг Конан Дойля? Да, Шерлок так же живет на Бейкер Стрит, так же расследует преступления со своим другом Доктором Ватсоном, но все звучит и выглядит по-другому, на современный лад, сыщик ведет блог в интернете и пользуется смартфоном, обладает саркастическим чувством юмора, и во внешности, описанной автором книги и во внешности актера есть разногласия, пропал знаменитый орлиный нос сыщика. По опросам, детям по душе два Шерлока: классческий Шерлок Холмс в исполнении Ливанова, и современный в исполнении Бенедикта Камбербетча. Ваше мнение, почему детям интересны оба персонажа, классический и современный? Какой по душе вам?

Как вы относитесь к классическим проведениям, переделанным на современный лад?


Выводы

  • Книга и фильм неразрывно связаны на уроках домашнего чтения
  • Фильм можно рассматривать как дополнение к книге и наоборот
  • Фильм можно считать мотивацией к прочтению книги
  • «Раскрытие личности героя в книге или фильме?» - одна из дискуссионных тем на уроках домашнего чтения
  • «Раскрытие личности героя в книге или фильме?» - одна из тем для творческих заданий
  • Фильм как отдельный компонент домашнего чтения, можно смотреть фрагменты фильма в оригинале на уроках домашнего чтения и выполнять задания

Матрон Е. Д. Художественное произведение на уроках иностранного языка. М.: Флинта: Наука, 2002. 296 с.

  1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2006. С. 140-163.
  2. Фадеев В. М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и приемы контроля // Иностранные языки в школе. 1979. № 6. С. 28-30.
  3. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 2005. 255 с.
  4. Wilde Oscar. The picture of Dorian Gray. Penguin Popular Classics, 1994. 256 p.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок домашнего чтения по английскому языку в 6 классе "Uncle-and-Auntie Pat"

Урок домашнего чтения по английскому языку в 6 классе. " Home Reading Lesson Chapter 2 “Uncle-and-Auntie Pat”...

7 класс. Классическая музыка в современной интерпретации

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО по проблеме современности классической музыки...

Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме "На уроке" (Домашнее чтение)

Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме "На уроке" (Домашнее чтение). УМК "Немецкий язык. Первые шаги" (Бим И.Л., Рыжова Л.И.,Садомова Л.В., Фомичёва Л.М.). Самоанализ...

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

Технологическая карта урока "Я и мой мир" Урок домашнего чтения.

Эта технологическая карта поможет в создании урока по домашнему чтению.  Книга для чтения. Афанасьева, Михеева. 7 год обучения. Урок 1....

Урок домашнего чтения "Touching the Void" 7 класс с использованием технологии критического мышления "Чтение с остановками"

Урок домашнего чтения  "Touching the Void" 7 класс с использованием технологии критического мышления "Чтение с остановками"...