ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
материал ( класс) на тему

1.1. Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. реализующих адаптированные образовательные  программы в общеобразовательной организации    разработано в соответствии с:

-Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- с приказами Министерства  образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта   начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья», от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

                Утверждаю:

                                                            Директор МБОУ «Чехломеевская ОШ»                

                                      _______Л.В.Иноземцева

                                           приказ № 51/2 от 21.09.2016

ПОЛОЖЕНИЕ

об инклюзивном  (интегрированном) обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья  

 

  1.   Общие положения    

1.1. Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. реализующих адаптированные образовательные  программы в общеобразовательной организации    разработано в соответствии с:

-Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- с приказами Министерства  образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта   начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья», от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.03.2015 № 345;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» ;

-СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г, №189;

- Приказом Департамента образования и молодёжной политики от 27.08.2014г, №1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья»;

Интегрированное образование – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в учреждениях, осуществляющих реализацию общеобразовательных программ, в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками.

Под инклюзивным образованием в настоящем Положении понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

  1. Цель интегрированного образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
  2.   Задачи интегрированного образования:

   - создание эффективной системы психологопедагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся, воспитанников в общеобразовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

 -   освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

  -  формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении может быть организовано в форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений здоровья.
  2. Интегрированное обучение организуется:
  1. посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения (инклюзивное обучение);
  2. посредством функционирования класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении  для детей, не имеющих  таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья.
  1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях является приоритетной формой организации образовательного процесса (по сравнению с обучением в специальном (коррекционном) образовательном учреждении).
  2. Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного процесса с другими формами, при наличии указания на это в заключение ТПМПК.

II. Организация интегрированного обучения

2.1. При организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы специальные (коррекционные) программы обучения  и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения.  

2.2. Класс интегрированного обучения открывается на 01 сентября нового учебного года приказом муниципального органа управления образованием на основании соответствующей  заявки общеобразовательного учреждения.

2.3. Заявка общеобразовательного учреждения должна содержать:

- список обучающихся, которым рекомендовано обучение по специальным коррекционным программам для зачисления в класс интегрированного обучения;

- копии протоколов  ТПМПК;

- заявления родителей об интегрированном обучении детей;

- копию лицензии на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам обучения;

- информацию о наличии специальной педагогической помощи, обучающимся, поступившим на интегрированное обучение.  

2.4. Специальная помощь обучающимся, поступившим на интегрированное обучение, может оказываться как по договорам с  ТПМПК или другими образовательными учреждениями, либо путем создания службы специальной помощи на базе самой школы.  В последнем случае финансирование деятельности такой службы осуществляется за счет специального норматива, поступающего в распоряжение образовательной организации (учреждения).

2.5.  Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное учреждение на интегрированную форму обучения (специальные классы или совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками) осуществляется на основании рекомендаций   ТПМПК по выбору образовательной программы и формы обучения, а также заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя общеобразовательного учреждения.

2.6.  На первые три месяца с момента начала интегрированного обучения лицу с ограниченными возможностями здоровья устанавливается испытательный срок интегрированного обучения. Если в течение испытательного срока подтверждается возможность обучения такого лица в форме интегрированного обучения, интегрированное обучение продолжается в данной образовательной организации (учреждении). В случае если по истечении испытательного срока педагогический совет образовательной организации (учреждения) выносит заключение о невозможности данной организации (учреждения) создать условия для обучения конкретного лица с ограниченными возможностями здоровья на данном этапе в форме интегрированного обучения, руководитель образовательной организации (учреждения) информирует об этом такое лицо (его родителей, законных представителей).

В этом случае лицо с ограниченными возможностями здоровья направляется на ПМПК для решения вопроса о подборе оптимальной для него формы организации образовательного процесса на данном этапе обучения.

2.5. Дополнительное направление обучающихся в функционирующий класс интегрированного обучения допускается только в первой половине учебного года.

2.6.  Наполняемость класса интегрированного обучения составляет не более  25человек, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 3-4 человек.  

2.7. Целесообразно включение  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в работу группы продленного дня (по показаниям). Рекомендуется   организация двухразового питания и проведение необходимых оздоровительных мероприятий.

2.8.  При организации интегрированного обучения общеобразовательное учреждение обязано:

- получить лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам обучения;

- разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по организации интегрированного обучения по специальным (коррекционным) программам;

- обеспечить специальную помощь обучающимся, включенным в интегрированное обучение (обеспечить наличие учителя-дефектолога, других специальных педагогов, либо заключить договор с   ТПМПК  на оказание специальной помощи);

- иметь индивидуальные образовательные планы на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечить материальную базу, соответствующую специальным (коррекционным) программам обучения и обязательную  реализацию учебного плана в части профессионально-трудового обучения;

- иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную подготовку;

- осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- следовать рекомендациям, содержащимся в заключение областной ПМПК, выполнять требования специальных (коррекционных) программ.

III. Образовательный процесс и итоговая аттестация.

3.1. Образовательный  процесс  в  классах интегрированного обучения  осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.

  I ступень – начальное общее образование - I-VIII вид (нормативный срок освоения 4 года);

 II ступень – основное общее образование - I-VIII вид (нормативный срок освоения 5 лет);

 III ступень – среднее (полное) общее образование I-VII вид (нормативный срок освоения 2 года).

3.2. Для составления учебного плана на текущий учебный год для организации интегрированного обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья используется базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений

3.3.  Специфика образовательного процесса в классах интегрированного обучения  состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Расписание занятий в интегрированных классах составляется с учетом необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих и предметных занятий, предусмотренных учебными планами, а также повышенной утомляемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3.4. Обучение организуется как по общим, так и по специальным учебникам, соответствующим программе обучения.  Решение по этому вопросу принимает учитель, согласовать его с методическим советом и администрацией общеобразовательного  учреждения.

  1. Оценка знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья в классах интегрированного обучения осуществляется в соответствии с программой обучения I-VIII вида с учетом особенностей развития ребенка.

  1. Решение о промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья принимает педагогический совет общеобразовательного учреждения.
  2. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучавшихся интегрировано  по  специальным (коррекционным) программам I-VII вида за курс основной школы проводится по алгебре и по  русскому языку письменно и одному из предметов по выбору выпускника – устно.

  1. Тексты письменных экзаменационных заданий  и вопросы к устным экзаменам составляются Департаментом образования и науки   с обязательным привлечением специалистов коррекционной педагогики.

  1. Экзамены для учащихся с ограниченными возможностями здоровья проводятся в общей аудитории со всеми выпускниками по отдельному варианту, либо в отдельной аудитории со специально организованной экзаменационной комиссией.

  1. Выпускники 9 класса, обучавшиеся по специальным (коррекционным) программам  I-VII вида успешно освоившие курс основной школы, получают документ государственного образца о получении основного общего образования.

  1. Выпускники 9 класса, обучавшиеся по специальным (коррекционным) программам VIII вида сдают экзамен или проходят собеседование (по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения) по трудовому обучению,  и получают свидетельство установленного образца.  

  1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования,  государственная (итоговая) аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена или         может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. Выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.

Государственный выпускной экзамен для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья.

                                                                                                                                                                                                                                                 IV. Кадровое обеспечение образовательного процесса

4.1. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Специалисты должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.

Для работы в классах  интегрированного обучения назначаются педагоги, прошедшие специальную курсовую  подготовку.  

4.2. В штатное расписание общеобразовательного учреждения при наличии в нем классов (класса) интегрированного обучения вводится ставка учителя-дефектолога из расчета 1,0 (единица) на  12 учащихся, обучающихся по специальным (коррекционным) программам, либо заключается договор с  ТПМПК, другим образовательным учреждением  на оказание специальной помощи.

4.3. При меньшем или большем количестве учащихся, обучающихся по специальным (коррекционным) программам расчет ставки учителя-дефектолога производится пропорционально количеству учащихся кратным  0,25 ставки.

4.4. В должностные обязанности учителя-дефектолога классов интегрированного обучения  входит организация обучения учащихся  с ограниченными возможностями здоровья по специальным (коррекционным) программам I-VIII вида

4.5. Размер доплат и надбавок учителю-дефектологу и другим коррекционным педагогам устанавливается общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с положением об оплате труда общеобразовательного учреждения.

-  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации соуправления среди учащихся 1-9 классов ГБОУ "Климовская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

В связи со спецификой школы самоуправление неприемлемо. Поэтому  настоящее положение разработано в целях организации целенаправленной работы с активами групп и активом детской организации "...

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...