Работа логопеда с детьми раннего возраста
рабочая программа по теме

Тарасенко Людмила Владимировна

Работа с детьми раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Калужской области

«Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды»

 Матвей Ф. (2года 6 мес.)

Дата рождения: 22.07.2013г.

Дата обследования: 01.02.2016г.

Логопедическое заключение

Обследуется первично по поводу отставания в речевом развитии.

Из анамнеза:

Пренатальная патология:

  • токсикоз Ι половины беременности;
  • угроза выкидыша (двурогая матка - выкидыш одного из двух эмбрионов);
  • прием лекарств во время беременности.

Соматический статус:

Криптогенная эпилепсия с вторично ГТКП.

Негрубая перивентикулярная лейкопатия скорее всего резидуального характера гипоксически - ишемического генеза; кисты шишковидной железы.

Предречевое развитие( со слов матери):

Гуление появилось в 3 месяца.

Лепет в 8 месяцев.

Первые слова от 1 года 4 месяцев до 1 года 8 месяцев (мама, папа, дай, гол). После 1 года 8 месяцев речевое развитие остановилось, слова, появившиеся ранее - пропали.

Контакт на протяжении всего исследования не продуктивен. На вопросы не отвечает, отворачивается. Инструкции, исходящие от экспериментатора, воспринимает частично, в большинстве случаев игнорирует. Самостоятельного интереса к игрушкам практически не проявляет, с предложенными  игрушкамисовершает простые манипуляции: перекладывает, стучит, катает, быстро пресыщается и проявляет признаки агрессии, впадает в истерику, поэтому требует постоянного стимулирования со стороны взрослого.

Заставить выполнять задания, связанные с речевой деятельностью, речевой инструкцией практически невозможно, что связано с нарушением восприятия и понимания речи. Импрессивная речь сильно ограничена.

Экспрессивная речь полностью не сформирована, представляет собой непонятное звукосочетание близкое к «нь—аааа» во всех случаях, когда ребенок что-то пытается сказать. Для выражения своих потребностей пользуется паралингвистическими средствами: мимикой, жестами, пантомимикой.

Коммуникативная функция речи не развита. Ребенок отказывается от общения речью, охотнее использует жесты.

Моторные предпосылки формирования речи нарушены:

  • предпочитает жидкую пищу, при жевании твердой пищи быстро устает, может проглотить, не прожевав, часто поперхивается, пьет из трубочки, при питье из кружки жидкая пища проливается, не всегда может удержать твердый пищевой комок во рту, поэтому может придерживать его пальцем, язык практически всегда находится в межзубном положении, что свидетельствует о дискоординации акта жевания и о детерминированном нарушении иннервации нижнечелюстных мышц, мышц языка и губ;
  • при сохранной кожной чувствительности в оральной области ( ребенок чувствует, что губы у него испачканы и вытирает их салфеткой) у него не наблюдается рефлекторного акта облизывания, что свидетельствует о нарушении  иннервации губных мышц.
  • строение артикуляционного аппарата без особенностей.

Таким образом, в процессе исследования выявляется: Общее недоразвитие речи (сенсо- моторная алалия), 1 уровень речевого развития.

Учитель – логопед:______________Тарасенко Л.В.



Предварительный просмотр:

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное бюджетное

учреждение Калужской области

«Кировский центр социальной помощи семье и детям

«Паруса надежды»

249442, Калужская обл., г. Киров, ул. Пушкина, д. 12-В                             Тел.: 8(48456)6-32-57      

Наблюдение

за Ваней М. в группе игровой поддержки детей раннего возраста и их родителей (законных представителей)

Выполнила учитель-логопед Тарасенко Л.В.

Киров 2016

Иван М.

Дата рождения:  01.09.14 г.

 Воспитывается в полной семье  (папа, мама, бабушка, младшая сестра). Посещает четыре месяца «Группу игровой поддержки детей раннего возраста и их родителей».

Анамнестические данные: ребенок от первой беременности, протекавшей без особенностей на протяжении всего срока. Роды в срок, без осложнений, как для матери, так и для ребенка. Вес при рождении 3.800 гр, рост 52 см..  Ребенок закричал сразу. Крик громкий. На естественном вскармливании 1 месяц, потом, искусственное. Сосал активно, без поперхиваний. Ребенок практически не болеет (очень редко). Моторное развитие без отклонений: сел в семь месяцев, пошел в 10 месяцев.

Эмоциональное развитие. В раннем возрасте ребенок  был равнодушным к близким, не давал адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечал их присутствия. Сейчас не откликается на свое имя, не смотрит в глаза. Со слов мамы очень самостоятельный, не требует от нее и других внимания, если, что- то нужно привлекает внимание криком, выгибается и стучит по груди кулаками. Иногда хихикает, но этот смех, трудно связать с какой - либо ситуацией радости, он не к кому и не к чему не обращен.

Речевое развитие. На данный момент активно лепечет, но лепет не обращен к конкретной ситуации, понимание ограничено ситуативно. Жесты для общения не использует, указательный жест отсутствует.

Моторные предпосылки к формированию речи не нарушены:

  • Ест как жидкую, так и твердую пищу, пьет из бутылочки, начинает пить из кружки, облизывает губы, что свидетельствует о нормальном развитии иннервации нижнечелюстных мышц, мышц языка и губ.

Взаимодействие и общение с педагогом и другими детьми:

Глазного и тактильного контакта нет. Разделенное и объединенное внимание присутствует только в сенсорных играх (бег, кружение, кидание шариков, «барахтание» в сухом бассейне, мыльные пузыри, открывание и закрывание двери). Инициативу в контакте не проявляет. Объединенного внимания нет. Отсроченное подражание в игре. Своей очереди в игре не ждет.

Игра:

В группе демонстрирует полевое поведение, подходит к заинтересовавшей игрушке, берет ее, крутит, пытается постучать, засунуть в рот, погрызть и кинуть на пол, оторвать, потом то- же самое, происходит со следующей игрушкой (сенсорные игры). Если в группе есть другие дети, то часто интересуется игрушками, которыми уже играют, подходит и забирает, то, что ему нужно.Появляются символические действия, направленные на самого ребенка:  изображает, что, говорит по телефону. Символические действия: может изображать, что укладывает спать куклу, кормит ее из бутылочки, но потом все равно все бросает на пол.

Заключение невропатолога: задержка психомоторного развития.

Состояние слуха: норма.

Состояние зрения: норма.

 В результате проведенного наблюдения можно говорить о наличии у ребенка нарушений эмоционально – волевой сферы.

Список использованной литературы

  1. Веракса. Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы.-М.:Мозаика- синтез, 2015
  2. Захарова И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика с нарушениями эмоционально- волевой сферы.- М.: Теревинф, 2014.
  3. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста.-М. Национальный книжный центр, 2012.
  4. Стребелева Е.А. Психолого –педагогическая  диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2009.

Второе занятие ( полевое поведение)

То, что Ваня пришел на занятие слышно уже из-за двери. Ваня плачет, он уже готов играть и заветная дверь в игровую рядом, но надо раздеться. Не дожидаясь, бабушки, подбегает к двери и дергает за ручку, дверь открывается. Ваня на одну секунду останавливается, но вот он уже у настенной панели с музыкальными инструментами проводит рукой по колокольчикам один раз, второй, но он знает, что один из колокольчиков не очень хорошо держится и его можно сорвать, и Ваня дергает, педагог делает замечание, но Ваня не слышит. Колокольчик у него уже в руке, мальчик  внимательно смотрит на «трофей», гремит и пытается засунуть в рот. Тут бабушка «на чеку»: «Ваня, нельзя»,- и отбирает. Ваня выгибает грудь вперед, поднимает голову и начинает кричать, но бабушка непреклонна, пытается отвлечь малыша, дает ему куклу: «На, покорми.» И Ваня уже забыл про колокольчик, берет куклу и старательно пытается попасть ей в рот бутылочкой, потом одну секунду внимательно смотрит и засовывает кукольную бутылочку себе в рот, не понравилось, кукла летит в одну сторону, бутылочка в другую. А Ваня уже увидел любимые кубики (мягкие модули), которые аккуратно построены в домик. Мальчик целеустремлённо летит к ним, но бабушка быстрее, крепко держит модули, чтобы они не упали, Ваня выгибается и опять морщится и кричит, стучит кулаками по груди. Взрослые наперебой предлагают разные игрушки, но ребенка в этот раз не переключить и бабушка сдается, дает разрушить домик, модули падают прямо на мальчика, но его это не пугает, он сидит среди разбросанных модулей, перекладывает их. Но вскоре, и это занятие надоедает. Мальчик заметил,  Леша нажимает на кнопки говорящей азбуки, Ваня подходит и тоже начинает жать на клавиши. Леше не нравится, что нужно играть вдвоем и делиться, он начинает плакать. А Ваня на него даже не смотрит, сосредоточенно жмет кнопки. Педагог предлагает нажимать на кнопки по очереди, Леша соглашается, а Ваня не умеет ждать своей очереди и не обращает внимания на товарища. Леше надоедает, и он уходит, Ване тоже надоело, и он готовится сбросить игрушку на пол, но тут педагог говорит: « Нельзя»,- и ребенок уходит, не завершив того что хотел. Ходит по игровой, лепечет себе под нос ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ма и т. д. Взял машинку – покатал, взял ее в руки походил с ней по дорожке с камешками, покатал по ней, по столу с песком – потом отшвырнул в сторону. Подошел к домику (детский развивающий центр с прорезями в крыше, со счетами, с часами, с лабиринтом) достал из него фигурки, попытался попасть ими в прорезь, не получилось, помощь взрослого не принял, чужую руку оттолкнул, попытался бросить домик, не получилось, ну и ладно. Но тут все стали прощаться, Ваня понял, что нужно уходить, а не хочется и мальчик заплакал, бабушка взяла на руки, мальчик выгибается. «Ваня до свидания, пока, пока (и машет рукой)», -  говорит педагог, но мальчик сегодня не в настроении, все закончилось раньше, чем он хотел, он бы еще поиграл, на педагога не смотрит и отворачивается. Пока бабушка одевается, педагог берет Ваню за руку, и они идут в холл, там тоже есть игрушки. Но мальчик не смотрит на игрушки, а видит открытую дверь в методический кабинет, он смело направляется туда, там книжки, он берет толстую зеленую, не удерживает и она падает на пол, мальчик открывает ее прямо на полу, педагог помогает поднять ее, но она уже не интересна, Ваня увидел процессор. Логопед переключает его внимание, поворачивает в другую сторону, мальчик видит стол с тетрадками, там ручка и лист бумаги, ребенок начинает чертить по бумаге. Бабушка уже одета и зовет Ваню, но он не обращает внимания на нее, пытается достать тетради на столе. Педагог берет его на руки и отдает бабушке, еще долго из раздевалки раздается плачь, он не хочет уходить и одеваться.

Пятое занятие.

Сегодня по расписанию музыкальное занятие. В раздевалке опять плач. Ване «невтерпеж», сегодня он пришел с мамой, он готов, но дверь в игровую не открывается, педагог берет его за руку и ведет по коридору, мальчик оглядывается, педагог говорит: «Не бойся, мама с нами». Мальчик  успокаивается, вбегает в зал. И больше его не поймать, пока все остальные выполняют необходимые упражнения, Ваня бегает по залу. Никакие задания его не интересуют, ненадолго маме удается его поймать и  при помощи своих рук выполнить некоторые движения, но вскоре мальчик вырывается. Ненадолго его заинтересовало пианино, потом пульт, а потом опять бегает под музыку. Когда музыка заканчивается мальчик останавливается и сначала смотрит на музыкальный центр, потом кричит, так взрослые понимают, что мальчик недоволен тем, что музыка закончилась. Таким образом, сегодня он опять демонстрирует полевое поведение и сенсорную игру. А также, мы видим, что мама для него важна.)

Седьмое занятие

Сегодня занятий нет. В ЦСПСД «Паруса надежды» мальчик вместе с мамой и бабушкой пришли на прием к неврологу, который несколько затянулся и приходится ждать своей очереди. Мальчик играет с дверцами шкафов в коридоре, закрывает и открывает то одну, то другую. Тут пришли еще два мальчика постарше (4-5 лет), они тоже не могут ждать, начинают бегать по коридору, наш Ваня с радостью присоединяется к ним, начинает бегать за ними, обе мамы начинают беспокоиться, пол скользкий, коридор узкий, мальчики бегают быстро их не остановить, но дети не обращают на мам внимания.

Ване нравится бегать. Но тут подошла его очередь, но в кабинет он уже идти не хочет, мама берет его на руки, он выгибается, плачет, рвется к мальчикам в коридор, чтобы опять продолжать бегать. Врачу так и не удалось в этот раз в полной мере осмотреть мальчика. Чтобы мама поговорила с врачом, мальчика пришлось выпустить в коридор к бабушке, где он сразу успокоился и продолжил бегать с мальчиками по коридору. Ване назначили лечение, в том числе и инъекции внутримышечно, как мальчик их перенесет, будет бояться?

Десятое занятие

Сегодня первый день, когда мальчику будут делать «укол». Он пришел с мамой, как всегда немножко покричал, и в хорошем настроении вместе с мамой отправился на процедуру. Вбежал в кабинет, пока ждал своей очереди, немножко порисовал, совсем не обратил внимания, что здесь чужие взрослые в белых халатах, чуть- чуть «пискнул» от боли, совсем не испугался, чуть – чуть потер место, где укололи  и спокойно отправился в игровую.

$ В дальнейшем на все инъекции реагировал также.

(Сегодня и в последующем я увидела, что малыша снижен порог чувствительности к физической боли, он к ней равнодушен, у него нет страха, поэтому не формируется избегание опасных ситуаций, связанных с физической болью).

Двенадцатое занятие

 Сегодня в основном опять демонстрирует полевое и сенсорное поведение. В течение минуты пытается усесться на стуле, надоело. Подошел к столу, взял деревянную коробочку, попробовал на вкус, взял и отнес ее к сухому бассейну, бросил туда, попытался залезть сам, но передумал. Подошел к панели с желобками, по которым катают шарики, пустил четыре шарика, потом погрыз их немножко. Увидел домик из мягких модулей, разбросал. Залез в сухой бассейн, взял коробку, педагог положил туда шарик, Ваня тоже положил, потом вынул, педагог опять положил, мальчик вынул, так играли где- с минуту. Но в это время малыш не смотрит на взрослого, понимает ли он, что играет с кем-то? Ване надоело, он вылез из шариков. Опять попытался сесть на стул возле музыкальной панели, получилось. Попытался оторвать от панели гитару, мама помешала, потерял интерес. Сегодня прощаясь, помахал «пока-пока».

 Пятнадцатое занятие

Сегодня на занятии, кроме привычных игрушек, педагог предложил детям поиграть с мыльными пузырями. Ваня сразу их увидел и вместе с другими детьми стал ловить, здесь он искренне улыбался, глаза блестели, был очень заинтересован, смотрел на взрослого, пытался поймать летящие пузыри двумя руками, лопнуть одним пальчиком. После педагог предложил детям пускать пузыри самостоятельно. Ваня не отходил от педагога, пытался сам получить пузыри, но ничего не вышло. Педагог закрыл баночку и дал Ване. Ваня понял, что открыть сам не может, отдал баночку педагогу. Педагог открыл баночку,  но дал ему  только трубочку. Ваня опустил трубочку в баночку, но подуть не смог, опять забрал баночку у педагога. Так они совместно  играли более 10 минут. (Разделенное внимание). Сегодня Ваня в хорошем настроении попрощался, помахал всем: «Пока, пока».

 Шестнадцатое занятие

Педагогу удалось сегодня поймать взгляд ребенка в совместной сенсорной игре с дверью «Где Ваня?». Бабушка с Ваней с одной стороны, педагог с другой. Ваня с бабушкой замешкались после занятия и остались в кабинете, а педагог вышел и попытался войти в игровую, а Ваня, нехотя уходить, стал закрывать дверь с обратной стороны. Педагог воспользовался ситуацией и спросил: «Где же Ваня, ау?». Ваня же открывал дверь, искренне смеялся, радовался и готов был играть в эту игру бесконечно.

 (Сенсорная игра с разделенным вниманием).

Восемнадцатое занятие

Сегодня Ваня, когда бабушка замешкалась, случайно зашел в  группу детского сада, совсем не испугался новых людей (возможно, не увидел их, не обратил  на них внимания), а заинтересовался новыми игрушками. Опять продемонстрировал бесстрашие, не оглядывался на значимого взрослого, даже не заметил, что бабушка не рядом.

Двадцатое занятие

Сегодня Ваня, впервые осознанно принял помощь взрослого, когда не получилось опустить фигурку в нужную прорезь, не оттолкнул руку педагога и принял помощь, играл с этой игрушкой достаточно долго, совместно с педагогом.

Потом долго самостоятельно играл с рамками вкладышами. С цилиндрами Монтессори, ставя цилиндры на нужные места, без ошибок. Долго катал шарики по настенной панели «Горка с шариками». Нажимал на звуковую панель. Сегодня мне даже показалось, что малыш ушел от полевого поведения, проявлял стойкий длительный интерес к игрушкам.

Двадцать первое занятие

Сегодня Ваня опять вернулся к привычному полевому поведению: бегал, разбрасывал игрушки, постоянно перемещаясь по всей игровой, но впервые подошел к педагогу, протянул руки, таким образом попросившись на колени и погладил ее по голове ( таким образом выразив свою привязанность)

На этом, срок, отводимый на коррекцию с этим ребенком, подошел к концу. За проведенное время в «Парусах надежды» поведение малыша изменилось, хотя полевое поведение еще является ведущим в его деятельности. Он стал иногда принимать помощь взрослого, играть сообща, иногда обращаться к взрослым при помощи жестов. Лепетная речь стала более активной и разнообразной.



Предварительный просмотр:

Тарасенко Людмила Владимировна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (0-3 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ ИЛИ ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ, В ГБУ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ «КИРОВСКОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ПАРУСА НАДЕЖДЫ»»

Государственное Бюджетное учреждение  Калужской области «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды»» (ГБУ КО «Кировский ЦСПСД «Паруса надежды»».

Литература

  1. Бедник Т. Флортайм: модель развития {электронный ресурс} http:www.pschologies.ru/roditeli/children/flotaym
  2. Блохина Л.В., Калинина С.В., Морозова Н.И., Торопова И.И. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи. М. 2007.
  3. Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хаккер. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями/ под ред. Н.Ю. Барановой. СПб., 2005.
  4. Тарасенко Е.Г. Логопедический аспект комплексной реабилитации детей раннего возраста с задержкой речевого развития// Логопед. 2013, №4.

Организация работы логопеда с детьми раннего возраста (0-3 лет), имеющих проблемы в развитии или их предпосылки, в ГБУ Калужской области «Кировском центре социальной помощи семье и детям «Паруса надежды»

В норме  дети раннего  возраста должны обладать определенным набором различных умений и навыков, в разных сферах таких как: социальной, самообслуживании, крупной и тонкой моторики, речи и понимании. А на практике мы видим, что очень много детей имеют отставания от возрастной нормы в той или иной области.Но родителей больше всего беспокоит, что ребенку уже исполнилось  год, два или же уже даже три, а малыш до сих пор еще не заговорил или говорит не совсем чисто и понятно, а на каком - то  своем языке.Они начинают искать специалиста – «волшебника», который может им помочь, проведет два - три занятия и все наладится. Приходят они к логопеду, а ребенок еще перед дверью в кабинет начинает плакать или так боится, что от мамы оторваться не может и на все вопросы и задания, даже те которые умеет выполнять, мотает головой: «Нет». Да и мама в первый приход забывает о том, как рос и развивался ее малыш и не может ответить на простые вопросы.  Маловероятно, что и в следующий раз малыш сможет выдержать обследование и занятие в обычной форме за столом. Что же делать специалисту, которому в таких непростых условиях нужно собрать необходимые сведения и провести коррекцию имеющихся отклонений.

В работе с такими детьми логопед ЦСПСД «Паруса надежды» реализует программу, основанную на методах «терапии средой», Флортайм (FLOORTIME), подход DIR, которые позволяют следовать за ребенком, используя его естественные интересы, побудить желание к освоению обязательных стадий развития речи. В процессе использования этих методов, взрослый старается понять, что ребенка увлекает и присоединяется к его занятиям, в итоге  малыш быстрее привыкает к новым условиям, быстрее вовлекается во взаимодействие с логопедом. Кроме того на всех занятиях обязательным должно быть присутствие одного из родителей, так как перед специалистом стоит не только задача выявить и скорректировать существующие проблемы, но и научить, вовлечь родителяв этот процесс.

Программа рассчитана на детей раннего возраста (от 0- до 4 лет) имеющих проблемы в развитии речи или их предпосылки и их родителей (законных представителей).

Целью программы является организованная диагностическая, консультативная, коррекционная поддержка семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии речи или их предпосылками.

Задачи программы:

  • диагностическая;
  • оказание коррекционно – развивающей помощи детям с нарушениями речи или их предпосылками;
  • включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка с нарушением речи или его предпосылками;
  • обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими проблемы в развитии речи;
  • стимуляция социального, познавательного, сенсорного, речевого, двигательного развития детей, формирование предметно-игровой деятельности;
  • оказание информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка с выявленным нарушением речи или его предпосылками.

Реализация программы

Первый этап – подготовительный:

  • первичный прием - выявление запроса родителей;
  • заполнение родителями анкеты KID (если ребенку меньше 1 года 4 месяцев) или RCDI (если ребенку больше 1 года 4 месяцев). Эти  шкалы представляют собой вопросники, описывающие разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни, в том числе и речи;
  • первичная диагностика в процессе наблюдения за ребенком в его свободной деятельности и в игре с мамой, выявление реальной стадии развития речи ребенка.
  • В форме индивидуальной встречи – 40-50 минут, 1-2 раза в неделю.

Время реализации  этапа: две недели.

Второй этап – комментирование:ребенок свободно играет один или  смамой, а логопед комментирует действия ребенка.

Форма проведения: групповое занятие, свободная игра ребенка или с мамой, сразу несколько семей в одном помещении – 60 минут, от 1 до 5 раз в неделю, по мере необходимости.

Время реализации этапа: от 2 недель до 6 месяцев по мере необходимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Третий этап – присоединение:Ребенок свободно играет один или с мамой, логопед наблюдает и ненавязчиво  присоединяется, предлагает свои простые и усложненные игровые сюжеты, необходимые ребенку для прохождения дефицитного умения с самого начала, восполнив существующие пробелы. Одновременно рассказывая маме, что нужно делать, предлагая сделать также во время занятий и впоследствии повторять дома.

Форма проведения: групповое занятие, свободная игра ребенка или с мамой, сразу несколько семей в одном помещении – 60 минут, от 1 до 5 раз в неделю, по мере необходимости.

Время реализации этапа: от 2 недель до 6 месяцев по мере необходимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Четвертый этап – рефлексия:

  • заполнение родителями анкеты KID (если ребенку меньше 1 года 4 месяцев) или RCDI (если ребенку больше 1 года 4 месяцев);
  • диагностика речевых умений ребенка;
  • при необходимости обсуждение с родителем вариантов дальнейшего речевого развития ребенка и возможных форм обучения.

Требования к месту проведения занятий

Кабинет для проведения занятий с детьми раннего возраста должен быть светлым, просторным, с напольным ковровым покрытием. Для работы необходимы столы и стулья, шкафы и полки под рост детей, настенные панно: звуковые, для развития мелкой моторики; песочный стол с подсветкой, дидактическая черепаха, горка, домик, сухой бассейн, наборы игрушек различной тематики и фактуры. Все должно быть доступно для детей раннего возраста.

Требования к проведению логопедических занятий:

  • движение от простого к сложному;
  • смена деятельности – спокойные упражнения сменяются подвижными играми;
  • повторяемость упражнений и игр, чередование новых упражнений с  уже знакомыми;
  • активное участие родителей, выполняющих задания вместе с детьми и помогающих им.

Результаты реализации программы

В результате реализации программы на протяжении двух с половиной лет были достигнуты следующие результаты:

  • все  дети с речевыми нарушениями приобрели различные навыки общения (как вербальные, так и альтернативные) в зависимости от тяжести нарушений развития, что значительно повысило качество их жизни;
  • все родители получили консультативно – методическую поддержку и были обучены методом игрового взаимодействия с детьми, которые могут применять ежедневно, что также повысило качество жизни всей семьи;
  • 90% детей, имеющих небольшие отставания  в понимании и речи(по результатам анкетирования KID и RCDI) на выходе значительно улучшили свои показатели;

Приложение

Примерные упражнения для развития речи детей раннего возраста

София Н.  2г. 2 месяца, согласно анкете RCDI имеет небольшое отставание в развитии речи и понимании.

Этап присоединения: Софии нравится играть в сухом бассейне, перекидывать шарики. Присоединяюсь к девочке, тоже бросаю шарики и говорю: «Бах!». Девочка принимает игру, кидает шарик, говорит: «Бах», - и смотрит на меня, пока я не сделаю тоже.

Кира С. 2г. 6 месяцев – тяжелая форма ДЦП, только научилась говорить: «Да». И еще не умеет его использовать для выражения своих желаний.

Этап присоединения: Кира смотрит на полку, где ей понравилась игрушка, я это вижу, подхожу к полке, показываю на игрушку рукой и спрашиваю: «Тебе дать эту игрушку, да?»,- Кира спонтанно повторяет: «Да». Мама помогает ей кивнуть головой. В дальнейшем продолжаем отрабатывать этот навык и добавляем «нет».

Саша А. (3 г. 8 месяцев – расстройство аутистического спектра)

Этапы - подготовительный переходящий в комментирование. При первых трех  посещениях заинтересовалась только компьютером, водила мышкой, смеялась, нажимала на кнопки, на меня не обращала внимания, брала мою руку  только тогда, когда в компьютере происходил сбой. Только в конце четвертого посещения начала водить глазами по кабинету, тогда я стала осторожно называть предметы, на которые падал ее взгляд.

Затем, когда у девочки появились предпочитаемые ею игрушки –набор домашних животных, которых она выстраивала в ряд,  на этапе присоединения показывала ребенку, что их можно помещать в домик, что они могут разговаривать на своем языке между собой и играть. Саша не сразу принимала новую игру, должно было пройти время, когда она начинала использовать новый навык.

Список использованной и рекомендованной литературы

  1. Бедник Т. Флортайм: модель развития {электронный ресурс} http:www.pschologies.ru/roditeli/children/flotaym
  2. Блохина Л.В., Калинина С.В., Морозова Н.И., Торопова И.И. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи. М. 2007.
  3. Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хаккер. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями/ под ред. Н.Ю. Барановой. СПб., 2005.
  4. Тарасенко Е.Г. Логопедический аспект комплексной реабилитации детей раннего возраста с задержкой речевого развития// Логопед. 2013, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...

Учебно-методическое пособие по построению работы с детьми раннего возраста.

Особенностью федерального государственного образовательного cтандарта дошкольного образования является соединение системного и деятельностного подхода в  работе с детьми дошкольного возраста....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...