статья про настольный теннис
статья на тему

Линникова Анастасия Сергеевна

статья про настольный теннис

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья про настольный теннис54 КБ

Предварительный просмотр:

Линникова А.С.

Применение психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе по настольным теннисом.

        Проблема психологической подготовки всех спортсменов к соревнованиям является актуальной в любом виде спорта [1-4]. Настольный теннис характеризуется большой стрессовой нагрузкой. Формирующейся  детской психике сложно справится с таким состоянием. Для того, чтобы не произошло нервного срыва, тренер должен в учебно-тренировочный процесс включать психологическую подготовку.                                                                                                    Карьера в настольном теннисе начинается в 9 лет, а основы дальнейших успехов закладываются в подростковом возрасте. Поэтому тренеру необходимо знать особенности их физического и психического развития в этом возрастном периоде.                                                                 

        Техническая подготовка и физические возможности спортсмена должны проявляться в полной мере в нужный момент. Повышение мастерства должно объединить физические, психологические и интеллектуальные возможности организма.                                                 

        По мнению ученого и выдающегося спортсмена в области фехтования Скитнеского В.Ю.[1], психологическая готовность – это психофизиологическое состояние, которое позволяет показать оптимальный результат, нацелить спортсмена на выполнение с максимальной концентрацией конкретного приема в данный момент.

        Представленная данная формулировка не противоречит известным трактованием других ученых (О.А. Черникова, С.М. Оя, Н.А. Худадов, В.В. Медведев и др.) [2-4].                        

        Данные исследования были разработаны с целью помочь спортсмену осуществить психологическую подготовку для участия в соревновании. При разработке мы учитывали требования, которые предъявляют к психике теннисиста специфические условия соревнований. Они обусловливаются прежде всего соревновательным характером, особенностями обстановки и организации соревнования.

        Чтобы проверить, какое значение имеют различные психические качества, необходимых при участии в соревнованиях, среди теннисистов 12-16 лет, мы провели исследование по методу оценочной шкалы (табл.1). Оценки были даны 30 спортсменами. Они должны были оценить значение, которое имеют в их спортивной дисциплине психические качества.

Таблица 1

Исследование по методу оценочной шкалы

Вид спорта

Число участников исследования

юноши

девушки

всего

Настольный теннис

12

18

30

        Оценка давалась по шестибалльной шкале, которая имела следующие значения:

        оценка 1 — когда качество вредно для настольного тенниса (далее н/т);        

        оценка 2 — когда качество не имеет значения для н/т;

        оценка 3 — когда качество имеет наибольшее значение для  н/т;

        оценка 4 — когда качество имеет среднее значение для н/т;

        оценка 5 — когда качество имеет большое значение для н/т;

        оценка 6 — когда качество имеет очень большое значение для н/т;

        При обработке полученных данных было установлено какие качества имеют высокую значимость при участии в соревновании (табл. 2).

 Таблица 2

Анализ значимости психологических качеств, необходимых в соревнованиях

№ п\п

Психологические качества

Юноши

Девушки

1

Уверенность

5,3

6

2

Готовность к успеху

4,2

4,1

3

Желание участвовать в соревнованиях

6

6

4

Сосредоточенность

3,9

4,1

5

Упорство

5

5,2

6

Амбициозность

6

5,1

7

Бойцовское качество

5,9

5,5

8

Решительность

5,3

5,4

9

Соревновательная страсть

5,4

5,9

10

Воля к победе

6

5,4

11

Спортивная злость

4,2

3,2

12

Психическая устойчивость

6

6

13

Эмоциональная устойчивость

6

6

14

Самообладание

6

6

        Анализ таблице 2 показывает, что общеспортивные психологические качества имеют разное значения для юношей и девушек, но есть и общая значимость, а именно — желание участвовать в соревнованиях, психологическая и эмоциональная устойчивость и самообладание.

        Все это определяет необходимость развития психических качеств у спортсмена. Но кроме того, что поведение спортсмена во время соревнований строится в зависимости от взаимоотношений с противником, оно зависит и от взаимоотношений с товарищами по команде, с судьей, публикой, тренером. Характер этих взаимоотношений определяют требования соревнования к коммуникативным способностям спортсмена и к его самостоятельности. С другой стороны, поведение теннисиста регулируется и правилами соревнования, которые также выдвигают требования к активности спортсмена, его организованности и совокупности отношений, которые называются спортивностью.

        Различия в поведении теннисистов обусловливаются разными трудностями, которые нужно преодолевать во время соревнований, например, психоэмоциональное напряжение.

        Для определения отношения спортсменов к различным уровням трудностей во время тренировок и соревнований, нами была составлена специальная анкета (табл.3).

Таблица 3

Число теннисистов указывавших на трудности в процессе тренировки и соревнования

№ п\п

Вид трудностей

На тренировке

На соревновании

1

Технические

27

14

2

Физические

17

7

3

Внешние условия

0

4

4

Психические

10

29

5

Разные

12

10

        Из таблице 3 видно, что по содержанию среди трудностей во время соревнования преобладали трудности психического происхождения. Преобладание  психических трудностей во время соревнований вызывает необходимость развития у теннисистов умения саморегулирования собственных психических переживаний, которые проявляются в общеспортивных психологических качествах: психическая и эмоциональная устойчивость, самообладание и пр.

        Психологические качества можно контролировать если в период учебно-тренировочного процесса тренер будет оказывать психологическую поддержку. В каждом упражнении тренировочного занятия должна присутствовать психологическая составляющая, направленная на воспитание волевых усилий и развитие специфических психических возможностей игрока. Тренер создает больше «трудностей» на тренировке, (например, увеличение продолжительности занятий на фоне утомления; игра с дополнительно сбивающими факторами, а именно присутствие — зрителей, болельщиков, родителей; наличие постороннего шума, музыка, технический шум; использование разных стилей игры; смена спортивного зала и привычной для спортсмена обстановки и др.). При  этом необходимо учитывать, что сложные занятия будут реально выполнимы.

        Важно своевременно выявлять слабые звенья в подготовленности спортсменов и находить эффективные приемы  преодоления возникших затруднений и допущенных ошибок. Роль тренера во время соревнований имеет большое значение для спортсмена, так как именно он вдохновляет на игру, ставит задачи, которые игрок должен реализовать. Влияние на юного теннисиста должно быть максимально позитивным, без резких замечаний во время игры.        

        Спортсмены после работы с тренером над физической и психологической подготовкой стали наиболее конкурентоспособными, эмоционально уравновешенные, а значит при выступлении на соревнованиях разного уровня,  смогут показать наивысший результат.

Литература

1. Скитневский В.Ю. Психологическая подготовка спортсмена по настольному теннису  //   - журнал "Настольный теннис" №6, 2007.

2. Настольный теннис глазами тренера. Практика и методика /  Команов В.В. - М.: Информпечать, 2012.

3. Черникова О.А. Психологические особенности спортивных эмоций / Психология и современный спорт. Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. М., «Физкультура и спорт», 1973.

4. С.М. Оя. Психологические вопросы предстартовых состояний / Психология и современный спорт. Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. М., «Физкультура и спорт», 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу

В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...

О пользе настольного тенниса для здоровья ребёнка.

Совсем недавно в журнале «Men’s Health» была опубликована следующая статья под названием «Пора к столу!», автор Антон Иванов: «Не надо стесняться, если твой теннис не большой, а настольный. У эт...

Настольный теннис рабочая программа

Настольный теннис рабочая программа...

Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"

Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...

Статья о настольном теннисе.

Статья  предназначена для начинающих преподавателей физической культуры в школе.(дополнительное образование)...