Материалы для аттестации
материал по теме

Клементьева Зоя Викторовна

учителя эрзянского языка и мордовской литературы- Клементьевой З.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Аналитическая справка

о деятельности  учителя эрзянского языка и мордовской литературы МБОУ «Низовская  средняя общеобразовательная школа»

    Ардатовского района  Республики Мордовия

                 Клементьевой  Зои Викторовны

      Клементьева Зоя Викторовна, 1976 года рождения, окончила  в 1994 году  Ичалковское педагогическое училище  им. С.М. Кирова  по специальностям  «учитель начальных  классов» и  «учитель ИЗО  основной школы», в 2005 году  заочно - филологический факультет МГПИ им. М.Е.Евсевьева. С 1993 года начала свою педагогическую деятельность  учителем родного языка и литературы в Низовской школе Ардатовского района, где продолжает работать и сейчас. Стаж педагогической работы Зои Викторовны составляет   22 года,  она - учитель высшей  квалификационной категории. Учебная нагрузка на 2015- 2016 учебный год 18,5 часов: эрзянский язык в  5, 6, 8, 10, 11классах – 8 часов;  мордовская литература в 5, 6, 8, 10, 11 классах – 7 часов, проектно - исследовательская деятельность в  5, 6, 8, 10 , 11кл -3,5часов.

За время работы Зоя Викторовна зарекомендовала себя как грамотный специалист, ответственно относящийся к своей работе, понимающий свою миссию в деле сохранения родного языка и культуры своего народа. В своей педагогической деятельности применяет современные технологии, в том числе информационно - коммуникационные, работает над проблемой «Применение ИКТ на уроках эрзянского языка и мордовской литературы». Педагог активно включает в структуру уроков региональный компонент, реализует в своей деятельности личностно - ориентированный, коммуникативно - когнитивный, социокультурный и деятельностный  подходы к обучению эрзянскому  языку. Они помогают педагогу формировать коммуникативные способности учащихся, положительную мотивацию к предмету, развивают креативное мышление, создают условия для саморазвития и самореализации. Зоя Викторовна любит и хорошо знает свой предмет, владеет методикой преподавания. Работает творчески, увлеченно, умело реализует такие стороны учебного процесса, как единство обучения и воспитания, не останавливается на достигнутом, применяет в своей деятельности самые эффективные формы и методы обучения и воспитания.

        1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

за последние три года

1.1. Качество знаний учащихся по преподаваемым  предметам

Клементьева З.В. к подготовке и проведению уроков относится очень добросовестно, старается разнообразить формы уроков: уроки-исследования, уроки-диспуты, уроки-викторины, уроки с использованием ИКТ,  уроки проектного обучения.  Её уроки  всегда носят творческий поисковый характер. Взаимоотношения  учителя с учащимися доброжелательные и уважительные. Правильная организация учебной деятельности учащихся помогает усваивать весь учебный материал урока, что приводит к хорошей успеваемости по предмету.

 

Предмет

Класс

Год обучения

Уровень обучености

Качество знаний

Средний бал

Эрзянский язык

6

2013-2014

80

100

4,6

8

78

100

4,6

9

60

87

3,8

10

93

100

5

11

100

100

5

Мордовская литература

6

2013-2014

100

100

5

8

82

100

4,6

9

60

87

3,8

10

100

100

5

11

100

100

5

Эрзянский язык

5

2014-2015

73

67

4

7

91

100

5

9

77

100

4,3

10

100

100

4,6

11

88

100

4,6

Мордовская литература

5

79

67

4,3

7

100

100

5

9

97

100

4,9

10

100

100

5

11

97

100

5

Эрзянский язык

5

   2015-2016

(I полугодие)

66

70

3,8

6

61

67

3,8

8

91

100

4,7

10

84

100

4,5

11

76

100

4,3

Мордовская литература

5

93

100

4,8

6

79

67

4,3

8

100

100

5

10

100

100

4,8

11

100

100

4,3

1.2.  Результаты участия в олимпиадах

Большое внимание Зоя Викторовна  уделяет  внеурочной работе с одаренными детьми. Ее ученики ежегодно участвуют в районных, региональных олимпиадах, становятся призерами и победителями.

Год

Ф.И.О. учащегося

Класс

Предмет

Результат на муниципальном этапе

Результат на межрегиональном этапе

2013-2014

Клементьева Алеся Игоревна

8

Эрзянский язык

призёр

-

Клементьева Светлана Юрьевна

8

Эрзянский язык

победитель

-

Орлова Яна

Андреевна

11

Эрзянский язык

призёр

-

Карпова Дарья Андреевна

11

Эрзянский язык

победитель

Призёр(3)

Кочеваткина Анастасия Геннадьевна

10

Мордовская литература

победитель

победитель

Ризайкина Алина Владимировна

11

Мордовская литература

победитель

победитель

2014-2015

Игайкина ульяна

7

Эрзянский язык

победитель

-

Клементьева Алеся

9

Эрзянский язык

призёр

-

Клементьева Алеся

Мордовская литература (творческая секция)

победитель

победитель

Клементьева Светлана

9

Мордовская литература

победитель

-

Батурина Ольга

11

Мордовская литература

победитель

-

2015-2016

Калинкина Анна

8

Мордовская литература

победитель

 

Клементьева Алеся

10

Эрзянский язык

победитель

Призёр (3)

Клементьева Алеся

10

Мордовская литература (Творческая секция)

победитель

победитель

Нажалкина Мария

10

Мордовская литература

победитель

Призёр(2)

Нажалкина Мария

10

Эрзянский язык

призёр

-

1.3.  Результаты участия в научно - практических конференциях

      Зоя Викторовна  на своих занятиях  большое внимание уделяет  проектно-исследовательской  деятельности. Её ученики ежегодно показывают хорошие результаты на научно - практических конференциях исследовательских работ учащихся.

Год участия

Результаты участия в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

Результаты участия во Всероссийской научно-практической конференции  исследовательских работ учащихся «Живая культура: традиции и современность»

2014

Карпова Дарья (11кл.) – 1 место

Карпова Дарья (11 кл.) – 1 место

Орлова Яна (11кл.) – 2 место

2015

Клементьева Алеся (9кл.) – 1 место

Кочеваткина Анастасия (11кл.) – 2 место

Учеватова Ульяна (9кл.) – 2 место

Батурина Ольга (11 кл.) – 3 место

2. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном или на региональном уровне

     

     Зоя Викторовна  постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство, участвует в районных и региональных  конференциях, семинарах, форумах по родному языку, принимает активное участие в работе школьных, районных, республиканских методических объединений.

№ п/п

Название мероприятия

Тема выступления

1.

Районная  августовская педагогическая  конференция

«Этнокультурное образование в МБОУ «Низовская СОШ»

2.

Межрегиональный семинар – совещание «Инновационные технологии в национальном культурно - образовательном процессе»

«Использование национально – регионального компонента на уроках родного языка и мордовской литературы»

3.

Республиканская августовская предметная секция учителей русского, родных (мокшанского, эрзянского) языков и литературы национальных школ

«Роль национальной культуры, литературы и языка в формировании личности школьника»

4.

 Всероссийская научно - практическая конференция «Этнокультурное образование: опыт и перспективы»

«Этнокультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей»

5.

Секция учителей родных (мокшанского, эрзянского) языков и мордовской литературы в рамках Съезда мордовского народа 2014г. в г. Саранске

«Неень шкасто тиринь келень тонавтомась»

6.

Муниципальное совещание секции учителей  русского, родного языков и литературы национальных школ

«Совершенствование  компетентности учителя родного, русского языков и литературы при преподавании предмета в общей системе образования»

3. Организационно – методическая  деятельность

    Зоя Викторовна активно участвует в  организационной и методической работе школы и района. Она - руководитель ШМО  гуманитарного цикла, руководитель школьного этнографического музея, член аттестационной комиссии учителей МБОУ «Низовская СОШ», член аттестационной комиссии учителей родного языка и мордовской литературы муниципального уровня, член жюри по проверке олимпиадных работ по эрзянскому языку и мордовской литературы муниципального этапа, член жюри   отборочного тура  проектно - исследовательских работ учащихся  муниципального этапа «Первые шаги в науку».

4. Повышение квалификации

       Зоя Викторовна – учитель, постоянно стремящийся к саморазвитию, повышению своего педагогического уровня, усвоению новых педагогических возможностей. Она всегда своевременно проходит курсы повышения квалификации. За последние 5 лет она посетила следующие КПК:

   - ГБОУ ДПО (ПК)  «МРИО»,  2011г,  «Новые подходы  к совершенствованию преподавания русского, родных языков и литературы» (124 ч.);

   - ГБОУ ДПО (ПК) «МРИО», 2013 г, «Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования, обеспечивающий доступ к образовательным услугам и сервисам»;

  - ГБУ ДО «МРИО»,  2016г,  Актуальные проблемы преподавания русского, родных (эрзянского, мокшанского) языков и мордовской литературы в школах РМ и мордовской диаспоры в условиях перехода на ФГОС ОО (108 ч.).

5. Участие в профессиональных конкурсах

Клементьева Зоя Викторовна  активно участвует в различных конкурсах педагогического мастерства, проводимых в районе и республике, достойно представляет свою работу и   защищает честь школы.

В 2010, 2013 году стала победителем на муниципальном этапе конкурса «Лучший кабинет родного языка», в 2015 году в республиканском конкурсе, проводимом МГПИ им. М.Е.Евсевьева,  в номинации  «Креативные технологии в обучении родному языку и мордовской литературе», заняла 1 место. В 2016 году  Зоя Викторовна была участницей  муниципального этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель года» и стала победителем в номинации «Учитель эрзянского языка».

6. Награды и поощрения

    За успехи  в педагогической деятельности, активное участие в конкурсах и олимпиадах муниципального, республиканского, межрегионального уровня Зоя Викторовна награждена:

- Грамотой Управления образования Ардатовского муниципального района в конкурсе «Учитель года-2007»;

- Благодарностью  Главы РМ Н.И. Меркушкина от 21 сентября 2007г. за многолетний добросовестный труд и большой вклад в обучение  и воспитание подрастающего поколения;

- Благодарственными письмами  Главы Ардатовского муниципального района РМ за подготовку победителей  Межрегиональной олимпиады по родному языку и мордовской литературе  в 2010, 2012, 2014 годах;

- Дипломом Управления образования Ардатовского муниципального района за 1 место в конкурсе «Лучший кабинет родного языка 2010»;

- Благодарностью  от Поволжского центра финно - угорских народов за активное участие в работе Межрегионального семинара – совещания «Инновационные технологии в национальном культурно – образовательном процессе»  в 2008году;

- Благодарностью ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева» за подготовку победителя республиканского конкурса творческих работ студентов и учащихся ОУ РМ «…посвящаю я родному краю из сердца льющуюся речь»  в 2015году;

- Благодарностью  Главы РМ В.Д. Волкова от 22 октября 2014г. за активную работу по развитию национальной культуры и традиций мордовского народа;

- Почётной  Грамотой Республики Мордовия от 28 сентября 2012 г. за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности и многолетний добросовестный труд.

И.о. Начальника управления образования

Ардатовского муниципального района                             /Ерёмина Н.В./



Предварительный просмотр:

Характеристика-представление

учителя эрзянского языка и мордовской литературы

МБОУ «Низовская  средняя общеобразовательная школа»

Ардатовского района  Республики Мордовия

Клементьевой  Зои Викторовны

        Клементьева Зоя Викторовна, 1976 года рождения, окончила  в 1994 году  Ичалковское педагогическое училище  им. С.М. Кирова  по специальностям  «учитель начальных  классов» и  «учитель ИЗО в основной школе», в 2005 году -   филологический факультет МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Имеет диплом о высшем образовании с присуждением квалификации:  учитель русского языка и литературы, мордовского языка и литературы по специальности «Филология. Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Мордовские языки и литература» С 1993 года начала свою педагогическую деятельность  учителем родного языка и литературы в Низовской школе Ардатовского района, где продолжает работать и сейчас. Стаж педагогической работы Зои Викторовны составляет   22 года,  она - учитель высшей  квалификационной категории.

       За время работы Зоя Викторовна зарекомендовала себя как грамотный специалист, ответственно относящийся к своей работе, понимающий свою миссию в деле сохранения родного языка и культуры своего народа. В своей педагогической деятельности применяет современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, работает над проблемой «Применение ИКТ на уроках эрзянского языка и мордовской литературы». Педагог активно включает в структуру уроков региональный компонент, реализует в своей деятельности личностно- ориентированный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный и деятельностный подходы к обучению эрзянскому  языку. Они помогают педагогу формировать коммуникативные способности учащихся, положительную мотивацию к предмету, развивают креативное мышление, создают условия для саморазвития и самореализации. Зоя Викторовна любит и хорошо знает свой предмет, владеет методикой преподавания. Работает творчески, увлеченно, умело реализует такие стороны учебного процесса, как единство обучения и воспитания, не останавливается на достигнутом, применяет в своей деятельности самые эффективные формы и методы обучения и воспитания.

         Зоя Викторовна очень добросовестно относится  к подготовке и проведению уроков, старается разнообразить формы уроков: уроки-исследования, уроки-диспуты, уроки-викторины, уроки с использованием ИКТ,  уроки проектного обучения.  Её уроки  всегда носят творческий поисковый характер. Взаимоотношения  учителя с учащимися доброжелательные и уважительные. Правильная организация учебной деятельности учащихся помогает усваивать весь учебный материал урока, что приводит к хорошей успеваемости по предмету.

         Большое внимание Зоя Викторовна  уделяет  внеурочной работе с одаренными детьми. Ее ученики ежегодно участвуют в районных, региональных предметных  олимпиадах по эрзянскому языку и мордовской литературе, становятся призерами и победителями на всех уровнях.  Зоя Викторовна со своими учащимися   ежегодно представляют свои работы  на  научно-практических конференциях и показывают хорошие результаты по проектно-исследовательской деятельности. Во Всероссийской научно-практической конференции исследовательских работ учащихся «Живая культура: традиции и современность» в 2014 году ученицы 11 класса Карпова Дарья и Орлова Яна заняли 1,2 места, в 2015 году ученицы 9 класса Клементьева Алеся и Учеватова Ульяна – 1,3 места.

      Учитель   постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство, участвует в районных и региональных  конференциях, семинарах, форумах по родному языку, принимает активное участие в работе школьных, районных, республиканских методических объединений. Она - руководитель ШМО  гуманитарного цикла, руководитель школьного этнографического музея, член аттестационной комиссии учителей МБОУ «Низовская СОШ», член аттестационной комиссии учителей родного языка и мордовской литературы муниципального уровня, член жюри по проверке олимпиад по эрзянскому языку и мордовской литературы муниципального этапа, член жюри   отборочного тура  проектно - исследовательских работ учащихся  муниципального этапа «Первые шаги в науку».

        Зоя Викторовна Клементьева  – учитель, постоянно стремящийся к саморазвитию, повышению своего педагогического уровня, усвоению новых педагогических возможностей. Она всегда своевременно проходит курсы повышения квалификации.  

       Зоя Викторовна  активно участвует в различных конкурсах педагогического мастерства, проводимых в районе и республике, достойно представляет свою работу и   защищает честь школы.  В 2010, 2013 году  она стала победителем на муниципальном этапе конкурса «Лучший кабинет родного языка», в 2015 году в республиканском конкурсе, проводимом МГПИ им. М.Е.Евсевьева,  в номинации  «Креативные технологии в обучении родному языку и мордовской литературе», заняла 1 место. В 2016 году  Зоя Викторовна была участницей  муниципального этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель года» и стала победителем в номинации «Учитель эрзянского языка». В республиканском конкурсе «Лучший учитель родного языка - 2016» тоже стала победителем.

        За успехи  в педагогической деятельности, активное участие в конкурсах и олимпиадах муниципального, республиканского, межрегионального уровня Зоя Викторовна награждена:

      - Грамотой Управления образования Ардатовского муниципального района в конкурсе «Учитель года-2007»;

      - Благодарностью  Главы РМ Н.И. Меркушкина от 21 сентября 2007г. за многолетний добросовестный труд и большой вклад в обучение  и воспитание подрастающего поколения;

      - Благодарственными письмами  Главы Ардатовского муниципального района РМ за подготовку победителей  Межрегиональной олимпиады по родному языку и мордовской литературе  в 2010, 2012, 2014 годах;

      - Дипломом Управления образования Ардатовского муниципального района за 1 место в конкурсе «Лучший кабинет родного языка 2010»;

     - Благодарностью  от Поволжского центра финно - угорских народов за активное участие в работе Межрегионального семинара – совещания «Инновационные технологии в национальном культурно – образовательном процессе»  в 2008году;

    - Благодарностью ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева» за подготовку победителя республиканского конкурса творческих работ студентов и учащихся ОУ РМ «…посвящаю я родному краю из сердца льющуюся речь»  в 2015году;

    - Благодарностью  Главы РМ В.Д. Волкова от 22 октября 2014г. за активную работу по развитию национальной культуры и традиций мордовского народа;

    - Почётной  Грамотой Республики Мордовия от 28 сентября 2012 г. за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности и многолетний добросовестный труд.

Директор школы ________________ Ю.Г. Бедин



Предварительный просмотр:

                                                           Эссе

                                   «Мои педагогические находки»

      Я, Клементьева Зоя Викторовна. Мой педагогический опыт преподавания эрзянского языка и мордовской литературы составляет более 20 лет. За этот период времени я убедилась в том, что как бы не менялись жизнь и мир вокруг нас, какие бы термины, передачи не появлялись, как бы не менялись взгляды детей, родной язык остаётся и будет неизменным спутником в нашей жизни. Изучая  родной язык невозможно не рассматривать важнейшие вехи в истории родного народа. Только тогда  человек способен уважать другой народ, когда сам владеет родным языком, знает свою культуру и литературу. Но сегодня, живя в век высоких технологий, человек теряет связь со своей историей и культурой.

     Я горжусь тем, что родилась на земле, которая подарила миру великого скульптора С.Д. Эрьзю. В сельской глубинке наша школа является центром бережного отношения к языку, к национальным традициям, этнокультурному и нравственному наследию. Дети живут в деревне, общаются с селянами на эрзянском языке, испытывают абсолютное умиротворение, чувствуют доброжелательное отношение к себе.

    Эрзянский язык! Как напевен, красив он в общении и как сложен в обучении. Поэтому на  уроках  родного языка я стараюсь раскрыть ученикам всю красоту, глубину и мудрость родного слова, чтобы язык бабушкиных сказок, маминых песен дошёл до маленького сердца и мой ученик не стеснялся своих национальных корней, своего языка. Уроки для меня и моих учеников – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

     Я всегда переживаю и болею душой за каждого ученика, независимо от того, каков его результат в изучении моего предмета. Стараюсь делать обучение для учеников интересным и в максимальной степени плодотворным, всегда ищу эффективные пути решения своей педагогической проблемы:

      «Развитие творческих способностей, возрождение и сохранение национальных традиций и духовно – нравственной культуры на уроках эрзянского языка и мордовской литературы». При этом ориентируюсь на основную проблему школы:

    «Активизация  познавательно – мыслительной деятельности учащихся посредством новых образовательных технологий. Сохранение национального самосознания и возрождение духовно – нравственной культуры в процессе обучения и воспитания».

 В своей  педагогической деятельности подразумеваю решение выдвинутых мною задач:

  1. Приобщать учащихся к истории и культуре, обычаям и традициям мордовского народа, воспитывать их в духе уважения и любви к своему народу;
  2. Прививать любовь к родному языку, научить видеть и чувствовать его красоту, силу слова;
  3. Развивать у учащихся художественное творчество;

   Я как учитель эрзянского языка стараюсь применять такие методы и приёмы, которые  бы сохранили родной эрзянский язык. Работая в этом направлении,  я и мои ученики придерживаемся следующих заповедей:

  1. Цени  и оберегай своё Отечество, познавай людей, живущих в нём, его прошлое и настоящее;
  2. Береги красоту своего языка, помогай другим овладеть им;
  3. Совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
  4. Изучай историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожи историей своего народа;
  5. Свято относись к символике своего народа.

    В своей педагогической деятельности, не нарушая целостность курса родного языка, стараюсь найти решение этих заповедей, прежде всего,  в формировании   интереса учащихся к изучению эрзянского языка и литературы по таким направлениям:

        

 

 Формируя устойчивый интерес к познанию, можно добиться высоких результатов. И этот результат будет закономерен. И если формирование интереса подвергается грамотной и творческой организации, то оно, несомненно, будет вызывать у учеников положительные эмоции. Считаю, что учителю эрзянского языка мало владеть языком, нужно его уметь хорошо преподнести, чтобы это послужило своеобразным стимулом для дальнейшего роста и совершенствования. Только тогда исторические и культурологические факты, великие имена, вкусовые ориентиры и эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

    На уроках родного языка очень важно, чтобы дети находились в атмосфере национального колорита. В нашей школе оформлен кабинет родного языка. В нём есть  всё для проведения работ различного характера, предусмотренных программой, наработан большой дидактический материал для проведения уроков. Кроме того,  в кабинете оборудовали   мини – музей, где представлены бытовая утварь, вышитые полотенца, элементы одежды, оформлен стенд с местным материалом «Тиринь велень лемтне» («Топонимика села»). На уроках мордовской литературы в 5 классе предлагаю детям оформить титульную страницу тетради национальным орнаментом. Детей это очень увлекает, они охотно выполняют это  задание. На следующих уроках уже говорим о  предназначение национальной вышивки и затейливых узоров в нём. Детям уже самим хочется узнать, откуда-то прочитать, а уже на следующий день рассказать своему учителю и одноклассникам. А кто-то из ребят достал из бабушкиного сундука вышивку и принёс на урок, чтобы на него посмотрели друзья. Своим ученикам даю решение таких вопросов, где они могли бы подумать, поспорить или даже посоревноваться в выполнении того или иного задания. Когда в классе дети соревнуются между собой, у них есть цель выполнить задание лучше, они с нетерпением ждут нового урока и им интересно на занятии, это значит – что процесс формирования интереса начинает развиваться.  

    Народная мудрость гласит: Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому я методом проб и ошибок оттачивала своё педагогическое творчество. В начале своей педагогической деятельности, я заметила, что однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, я   стала использовать нетрадиционные виды уроков, с использование краеведческого материала, национально – регионального компонента. Самостоятельно разрабатывала  уроки – диспуты, уроки – путешествия, урок заочного путешествия по Мордовии, урок виртуальной  экскурсии по музею С.Эрьзи и многие другие. Мною по внедрению национального материала проведено ряд открытых уроков на районном, республиканском, международном уровнях.  На этих уроках наряду с усвоением орфографических правил, речевой деятельности рассматривался материал о традициях  родного села Низовка, о бытовой утвари, об элементах национального костюма, национальные блюда,  приметы, пословицы мордовского народа. Особое внимание на занятиях уделяю воспитательной направленности, здоровъесберегающим технологиям. Стараюсь подобрать к уроку материал одинакового содержания. Если, к примеру,  использкется материал о  топонимике родного  села, то к грамматической теме урока подбираю приметы, пословицы, предложения, исследовательские сообщения и небольшие проекты для учеников. Я вижу, как вся эта работа детям нравится. Как охотно бегут они к бабушкам, дедушкам, может просто к старожилам села или соседу поспрашивать о старине, почему места в окрестностях села называются «Кельдюж лей, Кристун латко», «Яндавища», «Артаман» и мн.др. Так , постоянно из урока в урок, полученные знания о национальных корнях закрепляются , становятся нормой жизни ребят.

    Пробудить у школьников желание к познанию и  восприятию новых глубоких знаний большую помощь мне оказывают информационные технологии. В своей работе я использую уроки с поддержкой интерактивной доски. Детям очень нравятся такие уроки. Они ждут их с нетерпением. Я разработала игру «Этнокультурное соцветие», урок КВН, урок - «Занимательная грамматика», урок – путешествие «Таштомовозь валтнэ» (Устаревшие слова). На уроках часто использую видео презентации, кинофильмы, которые составляю сама с учениками. Сделать урок не просто интересным, а несказанно увлекательным для ученика, вот та вершина, к которой мы должны стремиться.

   Интерактивная доска для меня – верная помощница и во внеклассных мероприятиях. В нашей школе проводятся очень много мероприятий: Неделя эрзянского языка, День эрзянского языка 16 ареля, КВН-ы  между учащимися школ района, Встречи с писателями Мордовии и редакторами республиканских детских и юношеских журналов «Чилисема», «Сятко», «Якстерь Тештя». В гостях были фольклорные ансамбли «Торама», «Од вий», «Келу» и мн.др.

 Одним из направлений по развитию творческих способностей  во внеурочное время  является подготовка учащихся  к предметным олимпиадам. Благодаря целенаправленной  спроектированной работе, выбрана траектория  движения к успеху, ежегодно наши учащиеся  блестяще выступают  на районных, республиканских и межрегиональных олимпиадах по эрзянскому языку и мордовской литературе.

     Наши дети так же охотно выступают в красивых национальных костюмах на всех сельских мероприятиях. С выставками декоративно – прикладного искусства участвуют в республиканском фестивале «Шумбрат, Мордовия!». На празднике Дня села «Тундонь ильтямо», который проходит в конце июня,  сохранилась традиция обливания холодной колодезной водой. Свято чтут эту традицию, которая своими корнями уходит в глубину веков.

   Развивая творческие способности на уроках мордовской литературы,   стараюсь использовать поэтические пятиминутки. Целью, которой  является: обогатить духовный мир ребёнка, приобщить к поэзии, к родной речи. Это, безусловно, прекрасная тренировка памяти и обогащение литературного словаря. Мои ученики пишут прекрасные стихи, эссе, новеллы, сочинения, которые печатаются в республиканских журналах «Чилисема», в районной газете «Маяк». Эти печатные издания являются в моей работе верными путеводителями.

    Практикуя проектно - исследовательскую деятельность учащихсяв 10, 11 классах, посвящённую истории своей малой Родины «Тиринь велень эрямопингесь» (История родного села), «Летопись мордовских деревень, в 5,6,8 классах «Путешествие в мир музея», кропотливо  собирается материал  по истории села, земляках, о топонимике, о родителях, о промыслах, о ветеранах ВО войны и т.д. Этим материалом пополняются экспозиции нашего школьного этнографического музея - хранителя исторической памяти села.  В музее проводятся очень много мероприятий. Детьми оформляются альбомы и исследовательские работы «Записи М. Е. Евсевьева о Низовке», «Промыслы села в древности», «Топонимика родного села», «Имя моей любви – Родина!», проекты «Ветеран живёт рядом», «Памятники - значит память!», «Живи, родник!», «Моё село». В проектной деятельности в 5 классе «Краеведение через сказку» с учащимися творим ролевые проекты,  снимаем по мотивам мордовских сказок свои пластилиновые сказки, где дети своими руками создают своего героя из пластилина и потом озвучивают роль. Учащиеся с удовольствием участвуют в таком виде деятельности. Учителя нашей школы видят, как экспонаты музея волнуют и впечатляют детей. Они отодвигают время назад, веют другой эпохой. И надо видеть глаза детей, когда они видят жернова, которым нужно поклониться до земли: долгие годы они кормили сельчан. А липовые лапти, которые можно обуть и пройтись в них . И дети это с удовольствием демонстрируют.

        В Мордовии ежегодно  проводится Всероссийские научно-практические конференции для педагогов «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» и для учеников Научно-практические конференции исследовательских работ «Живая культура: традиции и современность». Педагоги на этой конференция делятся опытом работы по этнокультурному направлению, а учащиеся защищают свои исследовательские работы. Наши учащиеся не раз оказывались в числе победителей.

       Свои творческие проекты наши учащиеся охотно выставляют и Форуме «Одарённые дети». Проект ученицы 9 класса «Моление эрзянки у яблони» удостоился на районном этапе 2 призового места. На внеклассных занятиях по эрзянскому  языку,  исследовательской и проектной  деятельности, когда изучается декоративно – прикладное искусство мордовского народа девочки  с удовольствием шьют для  кукол национальные костюмы, вышивают салфетки, а мальчики стараются что – то смастерить из глины, или соорудить деревянный домик и т. д.

 

    Сочетание традиционных и новых приёмов, форм  и средств обучения позволяют создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания. Всё это даёт свой результат. И этот результат закономерен.

    Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное. Именно уроки родного языка, мордовской литературы и внеклассная деятельность помогают найти мне решение этой насущной задачи. И пусть каждый мой урок  даёт моим ученикам какую – то часть необходимой информации, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина национальных корней.

   

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к аттестации (воспитатель)

Я постаралась в одной папке собрать материал, который нужен для аттестации (по блокам). Надеюсь кому то может пригодиться!!...

Материалы для аттестации заместителя директора по УВР

Здесь я представляю все те материалы, которые были подготовлены мною в период аттестации.Также представляю вопросы  своего теста с ответами (к сожалению  в нем нет всех вариантов ответов, а ...

Материалы к аттестации

Анализ воспитательной работы за 3 года.Доклады и выступления на МО воспитателей, социальных советах....

Материалы промежуточной аттестации за 8 класс по курсу "Обществознание"

Экзаменационные билеты по курсу "Обществознание" за 8 класс....

Материалы к аттестации педагогических и руководящих работников

 Материалы к аттестации педагогических и руководящих работниковобразовательных учреждений автономного округа  октябрь,  2012 год...

МАТЕРИАЛЫ К АТТЕСТАЦИИ

ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ОПЫТ РАБОТЫ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В САТРШИХ КЛАССАХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (ЧАСТЬ В, С)...