Программа профилактики школьных конфликтов "Пути примирения"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Курицын Александр Валерьевич

Профилактика школьных конфликтов среди подростков 13-16 лет - одна из актуальных задач практической психологии в системе образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_primireniya_inna_ars_vit_m.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение г. Москвы

Центр Диагностики и Консультирования

123308, Москва, Новохорошевский проезд, д.12   Тел.: 499 946 33 50

 

                

УТВЕРЖДЕНО

Решением Методического Совета

ГОУ СЗОУО ЦДиК «РОСТ»

От «___»_________200__г.

_________________________

 председатель Методического Совета

Программа профилактики

«ПУТИ ПРИМИРЕНИЯ»

Программа рассчитана на подростков 13-16 лет

Срок реализации: 6 занятий

Авторы-составители:

 Пасечник И.В., Павловский А.И.,

Курицын А.В., Сонькин В.В.,

Медведкова О.Л.

Москва, 2011г.

Пояснительная записка

Актуальность программы

 Современная актуализация интереса к педагогической конфликтологии обусловлена многими причинами. Падение престижа педагогической профессии в обществе, воспитательной работы в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, слабое развитие ученического самоуправления, ведущие к безответственному отношению учащихся к учебе, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме, повышенный уровень невротизации во многих семьях обусловливают возникновение разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций.

Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Причинами столкновений могут быть самые разнообразные жизненные проблемы. В социально – педагогическом процессе часто возникают проблемы, обусловленные спецификой самого процесса: чему учить и как учить, как учиться и у кого учиться.

В педагогической сфере до недавнего времени доминировала стратегия избегания и предупреждения конфликта. Все усилия школы были направлены на принятие мер  по «борьбе» с конфликтами, особенно конфликтами подросткового возраста, хотя конфликтогенность учебной деятельности обусловлена самой ее природой; действием таких факторов, как жесткие требования  существующих норм и правил, экзамены, ограниченность учебного пространства, необходимость строить отношения со всеми участниками учебного процесса

Для некоторых школьников эти факторы становятся непреодолимыми препятствиями, вызывают стресс, приводят к социальной дезадаптации.

Программа «Пути примирения» является проектом по профилактике конфликтов в школе, т.к.  привычные способы реагирования на конфликты, которые  практикуются подростками и учителями, детьми и детьми, детьми и родителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. Это, в свою очередь, приводит к таким явлениям как «дети-изгои», подростковые «стрелки»,  выяснение отношений между родителями конфликтующих детей.

Программа направлена на конструктивное разрешение конфликтов в образовательной среде, способствует формированию ценностей конструктивного разрешения конфликтов, способности не  избегать конфликт, а использовать его, искать наилучший способ действия в конфликтной ситуации для снижения потерь и получения, по возможности, пользы.

Цель программы:  актуализация  ценностей конструктивного разрешения конфликтов у подростков. Знакомство подростков с основами компетентностей, необходимых для конструктивного разрешения конфликтов

Задачи:

  1. развитие навыков конструктивного взаимодействия.
  2. повышение уровня конфликтной компетентности.
  3. демонстрация различных способов реагирования на конфликт.
  4. Воспитание ответственного отношения к своему способу реагирования в конфликтной ситуации
  5. Снижение страха и табуированности в обсуждении вопросов, связанных с конфликтами
  6. Изменение отношения к конфликтам и конфликтной компетентности – с отторжения и избегания к интересу
  7. Изменение представления о конфликте как о неуправляемой стихии
  8. Знакомство с конкретными инструментами, которые могут быть полезны подросткам при разрешении конфликтов
  9. информирование о внешних ресурсах, которые помогают в разрешении конфликтов.
  10. Дополнительная задача: вовлечение подростков в работу по программе «Учимся договариваться».

Особенности программы: Данная программа представляет собой сочетание передвижной информационной выставки и обучающей игры.  Своей целью она ставит  профилактику конфликтов в школе.  Содержание выставки ориентировано на возрастную категорию: подростки 13-16 лет.

 Программа опирается на исследования в области педагогической конфликтологии (Ф.М. Бородкин, Н.М.Коряк, Д.Г.Скотт, С.К. Баныкина, М.М.Рыбакова), а также на работы Н.Кристи, Х.Зера, стандарты восстановительной медиации, разработанные Всероссийской Ассоциацией Восстановительной Медиации.

 «Пути примирения» состоит из 6 станций, которые дают информацию, побуждающую к размышлению о различных аспектах  влияния конфликтов на жизнь человека, а также способствуют выработке навыков их конструктивного разрешения и использования.

Станции:

1. Конфликтная история

2. Спорные утверждения

3. Коммуникативные навыки

4. Помощь в конфликте

5. Какой я в конфликте

6. Способы разрешения конфликтов

На станциях работают специально подготовленные модераторы.  

     

Задачи модераторов:

  • расширить информированность участников по вопросам конструктивного разрешения конфликтов.
  • мотивировать участников на самостоятельный дальнейший поиск информации, развивающей социальную компетентность подростков;
  •  расширить представления участников по правовым вопросам относительно выхода из конфликтных ситуаций.
  • формировать навыки конструктивного взаимодействия, конфликтную компетентность.

Ход работы выставки:

Одно мероприятие с использованием 6-ти станций длится  3 часа (25 минут на каждой станции + переход + введение и заключение + анкетирование до и после выставки). В выставке одновременно могут принять участие от 40 до 50 (максимум) человек. Возраст участников 13-16 лет.

Перед началом выставки ведущий произносит речь, в которой он приветствует участников выставки, кратко рассказывает о целях программы, форме и правилах проведения и затем  делит участников на 6 подгрупп.

Работа на каждой станции длится 25 минут. За одну минуту до окончания работы на станции дается сигнал (гонг 1 раз). Сигнал на начало работы следующей станции не подается. Модератор сам начинает работу, как только группа в полном составе подошла к его станции.

Итоги программы подводятся на общей встрече по окончанию работы подгрупп, проводится опрос (анкетирование, интервью), и каждый из участников может высказаться о том, что для него было важно, полезно и нового в выставке, приглашение для участия в программе «Учимся договариваться» и других профилактических  программах Центра производится посредством раздачи флаеров, устным приглашением.

Тематический план занятий:

Название станции

Время

Содержание

«Спорные утверждения»

25 мин.

Цель: Развитие навыков критического мышления в отношении распространенных в обществе представлений о школьных конфликтах

«Коммуникативные навыки»»

25 мин.

Цель: развитие навыков конструктивного общения в конфликтной ситуации, развитие навыков эмпатического слушания

«Помощь в конфликте»»

25 мин.

Цель: предоставить достоверную информацию об источниках, ресурсах (внешних), которые могут быть использованы при конструктивном разрешении конфликтов.

«Какой я в конфликте»»

25 мин.

Цель: сформировать представление у участников о способах поведения, которые они обычно используют в конфликтных ситуациях. Развитие навыков рефлексии и самоанализа.

.

«Способы разрешения конфликта».

25 мин.

Цель: формирование у подростков представлений о стратегиях выхода из конфликтных ситуаций по классификации К. Томаса, развитие способностей конструктивного разрешения конфликта (использование стратегий “сотрудничество”, ”компромисс”)

«Конфликтная история»

25 мин.

Цель: Мотивирование подростков продуктивным способам решения конфликтных ситуаций, повышение ответственности подростка за свое поведение в конфликтной ситуации. Информирование подростков об эмоциональных и социальных последствиях конфликтов, информирование о способах решения конфликтных ситуаций.


Содержание станций.

СТАНЦИЯ 1.«Конфликтная история»

Цель: Мотивирование подростков продуктивным способам решения конфликтных ситуаций, повышение ответственности подростка за свое поведение в конфликтной ситуации. Информирование подростков об эмоциональных и социальных последствиях конфликтов, информирование о способах решения конфликтных ситуаций.

Подготовительный этап

Задачей ведущего является совместное с подростками составление истории про их сверстника, попавшего в конфликтную ситуацию со своим одноклассником. Для упрощения наглядности и конкретизации истории используется иллюстративный материал, который во время сочинения истории развешивается на стене.  

Список иллюстраций, необходимых не станции:

  1. мальчик подросток
  2. девочка подросток -
  3. друзья подростки (и мальчики, и девочки)
  4. учитель
  5. одноклассники
  6. дневник с хорошими оценками
  7. символ спортивных увлечений
  8. символ увлечения музыкой
  9. символ увлечения компьютером
  10. подросток -  с которым будет конфликт, он должен быть обычным не злобным, но и не хорошим.
  11. директор
  12. родители
  13. КДН – милиционеры
  14. документ о постановке на учет
  15. страшная школа с зарешеченными окнами
  16. третий подросток, который выступает медиатором для них
  17. Символы, обозначающие отношения
  1. Хорошие отношения - солнышко
  2. Плохие отношения – тучка
  3. Конфликт – молния
  4. Символ, обозначающий крик друг на друга
  5. Символ, обозначающий драку
  6. Символ, обозначающий согласие (рукопажатие)
  1. символов 1, 2 и 3 10 штук .

Проведение станции требует от ведущего гибкости, т.к. необходимо подстраиваться под творческий процесс фантазирования подростков.

С помощью станции необходимо показать подросткам, что один конфликт с дракой может достаточно сильно повлиять на всю дальнейшую жизнь и не только нанести эмоциональную травму, но и закрыть ряд жизненных перспектив. Так при конфликте с одноклассником у подростка портятся отношения с классным руководителем. С родителями, возможно с одноклассниками и друзьями. Негативное эмоциональное состояние может ухудшить учебу и снизить успешность в увлечениях подростка, что также в свою очередь повлияет на отношение с людьми. Кроме того при неконтролируемом конфликте возможна ситуация постановки подростка на учет в КДНиЗП, а также определение его в спецшколу для детей с девиантным поведением. Также задачей ведущего является поиск возможных продуктивных действий по разрешению конфликта на разных этапах его развития, а также способов и ресурсов преодоления конфликта.

I этап: Приветствие и сообщение цели.

Приветствие и знакомство. «На этой станции нам предстоит  придумать конфликтную историю»

II этап: Проведение станции

  1. «Для того, чтобы придумать историю, нам нужно выбрать героя.» Предоставляется выбор между мальчиком и девочкой. Придумывается имя, возраст, класс, в котором обучается герой, придумываются интересы и увлечения героя. Герой и его увлечения вывешиваются на стенку. Выясняется наличие друга/ подружки, друзей и качества отношений с ними (хорошие – вывешивается символ солнышка, не очень хорошие – символ облачка, плохие/ конфликтные – молния), придумывается, какие отношения у подростка с одноклассниками, классным руководителем, родителями, успешность в учебе (эта информация также обозначается символами отношений).
  2. В один прекрасный день, у нашего героя случается ссора с одноклассником. Придумывается имя однокласснику и причина ссоры (вывешивается картинка со вторым подростком и символ конфликта – молния). Далее обсуждаются способы поведения в конфликте: крик, драка (символы крика и драки), возможно, распространение плохих слухов друг о друге.
  3. Обсуждение того, как изменяется отношение к герою со стороны учителя, со стороны родителей, друзей, одноклассников, подружки/друга (смена символов отношений на стене). Происходит ли ухудшение успеваемости в учебе и в увлечениях, как это в свою очередь влияет на отношения с другими (смена символов отношений на стене).
  4. Как ведет себя учитель в ситуации, когда не может справиться с конфликтом в классе или когда нанесены телесные повреждения: сообщает директору, директор в серьезных случаях прибегает к помощи КДН, может произойти постановка подростка на учет, если у подросток совершит другие провинности, то его могут перенести в специальную школу для детей с отклоняющимся поведением (вводятся символы директора, милиции (КДН), документа о постановке на учет, специальной школы). Это необходимо для того, чтобы показать подросткам, что в некоторых случаях ситуация конфликта может стать неуправляемой. Необходимо обсудить с ребятами, какие жизненные перспективы закрываются от нашего героя в этой ситуации.

При рассказывании этой истории ведущему необходимо проявлять пластичность. Например, если классный руководитель злится на героя, а родители его поддерживают, то классный руководитель, который не находит поддержки от родителей вероятнее сообщит директору о конфликте и драке в классе.

  1. Обсуждение с подростками, на каком этапе конфликте и какие есть способы продуктивного разрешения ситуации. Обсуждение возможности помощи от друзей, одноклассников, учителя, введение фигуры медиатора и его роли в разрешении конфликта. Обсуждение того, кто именно может быть медиатором в их окружении (одноклассник, друг). Смена символов конфликта на символ примирения. Обсуждение возможности разрешения конфликта на более позднем этапе.

IV этап:  Завершение работы станции.

Обсуждение сложности разрешения конфликтных ситуаций и опасности неконструктивных способов разрешения конфликта. Обсуждение проблемы того, что каждый во время конфликтов должен вести себя ответственно, стараясь использовать продуктивные способы решения конфликта и обращаясь за помощью к медиатору.

 «Помощь в конфликте»

Цель: предоставить достоверную информацию об источниках, ресурсах (внешних), которые могут быть использованы при конструктивном разрешении конфликтов.

Подготовительный этап:

Ведущий  размещает на стенде баннер с названием станции, и таблички «ученик –учитель», «ученик-ученик». 

В распоряжении ведущего имеется фланелеграф или доска, на которую будут крепиться заранее подготовленные модератором карточки (два комплекта):

Человеческие ресурсы                                       Документы

Медиатор

Милиция

Врач

Омбудсмен

Друзья

Суд

Интернет-сообщество

Классный руководитель

Семья

Телефон доверия

Психолог

Социальный педагог

Директор школы

Конституция РФ

Уголовный кодекс РФ

Закон о медиации

Закон об образовании

Закон об основных гарантиях прав ребенка

Закон о профилактике

Конвенция о правах ребенка

Устав образовательного учреждения\

Дополнительно готовятся 5-6 пустых карточек для возможных вариантов участников группы.

I этап: Приветствие и сообщение цели.

 «На этой станции вы сможете уточнить или получить информацию о тех ресурсах, которые вы можете использовать при разрешении конфликтов в школе».

II этап: Объяснение правил/условий работы на станции.

      Ведущий  сообщает участникам, что сейчас будет проведена игра, в течение которого участникам предстоит выполнить несколько заданий. Далее, ведущий предлагает  группе разделиться на две равные подгруппы.

III этап: Ведение станции

Ведущий:

      1.Между кем в школе могут происходить конфликты?

            Варианты ответов от обеих команд

  1. Я предлагаю сегодня остановиться на двух типах  школьных конфликтов:

          Ученик-ученик

          Ученик-учитель

Ведущий предлагает командам вспомнить и обсудить какой-либо школьный конфликт, реально происходивший или происходящий и рассказать о нем.

После того, когда конфликты командами будут представлены (один участник от команды рассказывает конфликтную историю). Ведущий предлагает из предложенных карточек( по комплекту карточек предлагается каждой команде) выбрать те ресурсы, которые, на их взгляд могли бы помочь при разрешении этого конфликта.

   Идет обсуждение в команде, после чего карточки с  вариантами помощи прикрепляются под табличками «ученик-ученик,  «ученик-учитель».

Далее ведущий дает задание оставить на стенде только те карточки с ресурсами, которые были использованы при разрешении конфликта, о котором рассказывала команда.

  Идет обсуждение, после чего лидер команды рассказывает, почему  ресурсы на удаленных карточках не использовались или не сработали при разрешении описанного конфликта. Что помешало привлечь эти ресурсы.

  При обсуждении и возникновении вопросов, связанных с непонимание значения определенных слов (медиатор, омбудсмен и т. д.) ведущий поясняет их значение и, по необходимости, функции, которые они выполняют, полномочия, которые на них возложены…

 

IV этап: Завершение работы.

Ведущий делает вывод по итогам работы на станции: «За время работы на этой станции вы смогли уточнить прояснить  информацию о тех ресурсах, которые могут быть использованы вами, могли бы быть полезными при разрешении конфликтов.

Завершение работы: поблагодарить участников, объяснить на какую станцию им переходить.

СТАНЦИЯ 3: «Спорные утверждения»

Цель: Развитие навыков критического мышления в отношении распространенных в обществе представлений о школьных конфликтах.

Подготовительный этап: На входной двери в кабинет ведущий размещает табличку с названием станции. В кабинете расставляет стулья полукругом, на стенде или стене размещает иллюстрации к спорным утверждениям.

Список спорных утверждений и иллюстраций:

  1. Наилучший способ разрешения конфликта — наказание виновного в конфликте.
  2. В конфликте участвуют агрессор и его жертва, остальных это не касается.
  3. Мальчики чаще конфликтуют, чем девочки.
  4. В конфликте всегда есть агрессор и есть жертва.
  5. Те, кто издевается над другими, сами страдают от отвержения ровесников, у них нет друзей.
  6. Существует тип личности жертвы.

I этап: Приветствие и сообщение цели.

Слова модератора: « Эта станция называется спорные утверждения. В обществе существует множество представлений о причинах, последствиях и способах разрешения конфликтов. Многие из этих представлений не лишены здравого смысла, но с большинством из них можно поспорить»

II этап: Краткое представление каждой иллюстрации.

В ходе данного этапа модератор кратко объясняет участникам содержание каждого из утверждений (см. описание утверждений ниже) и спрашивает мнение участников, согласны они с данным утверждением или нет. Модератор стимулирует высказаться каждого из участников станции, но не поощряет дискуссий между участниками.

После представления каждого из утверждений модератор спрашивает у группы о том, какое из утверждений хотелось бы обсудить в первую очередь. Решение принимается простым голосованием. Наиболее интересное утверждение рассматривается в первую очередь, потом следующее и т. д..

III этап: Дискуссия

Группа делится  на две малых подгруппы. Задача одной из подгрупп придумать как можно больше аргументов подтверждающих выбранное утверждение, задача второй подгруппы найти как можно больше аргументов опровергающих утверждение.  После этого проводится дискуссия между группами. При необходимости модератор помогает формулировать аргументы командам. Важно подчеркнуть, что участники не обязательно должны разделять предложенную точку зрения, что задача найти те аргументы которые распространены в нашем обществе.

После дискуссии модератор подводит итог опираясь на предложенные аргументы.

Описание утверждений:

Наилучший способ разрешения конфликта — наказание виновного в конфликте.

Наказание виновного — один из самых распространенных способов реагирования на конфликты. Но часто этот способ не приводит к разрешению конфликта. Он побуждает наказанного к мести, жертва не получает компенсации за причиненный ущерб, и конфликт возобновляется после наказания. В некоторых конфликтах очень сложно разобраться кто виноват, а кто пострадал. Такие конфликты практически невозможно разрешить с помощью наказания.

В конфликте участвуют агрессор и его жертва, остальных это не касается.

В ситуации конфликта  задействованы все, кто так или иначе знает о его существовании. Кроме обидчика и жертвы, существуют еще свидетели, и на них конфликт  влияет не меньше (хоть и несколько иначе), чем на участников.

Мальчики чаще конфликтуют, чем девочки.

И девочки и мальчики часто конфликтуют. Но ведут себя в конфликтах по разному. Мальчики чаще прибегают к открытой конфронтации, ведут себя агрессивней. Их конфликты заметней, чем конфликты девочек.

В конфликте всегда есть агрессор и есть жертва.

Учителя замечают, как правило, только наиболее грубые, физические формы конфликтов. Если один ребенок бросился на другого с кулаками, кто виноват? Конечно, тот, кто решил проявить физическую агрессию. Но за кадром остается, что говорил поколоченный, чтобы довести своего одноклассника. Обидчики часто бывают хитрыми и изворотливыми, и делают так, чтобы за их плохое поведение наказаны были другие.

Те, кто издевается над другими, сами страдают от отвержения ровесников, у них нет друзей.

Многие люди верят, что всем неприятен главный хулиган класса. Однако в действительности, исследования показывают, что те, кто травит других, имеют высокий статус в классе и много друзей. В средних классах школы дети, которые травят других, могут быть довольно популярны среди одноклассников, которые могут считать их «крутыми». Когда подростки пытаются добиться большей независимости, те, кто издевается над другими, получают новое внимание. Многие одноклассники начинают восхищаться их жесткостью и даже стараются их имитировать

Существует тип личности жертвы.

Хотя есть определенные личностные характеристики (например, застенчивость и низкая общительность), которые повышают риск травли, также существует множество ситуационных факторов (например, новый ученик в школе) и социальных факторов риска (например, отсутствие друзей), которые повышают риск, что ребенка выберут в качестве объекта травли и будут продолжать травлю. Ситуационные факторы объясняют, почему чаще встречаются временные эпизоды травли, по сравнению с хронической травлей.

IV этап: Завершение работы.

Во время завершения модератор кратко описывает те утверждения которые не успели обсудить и подводит общий итог. Есть много представлений о конфликтах, некоторые помогают разрешить конфликт, но многие наоборот конфликт только поддерживают, лишают надежды на помощь тех, кто от конфликта страдает. При столкновении с конфликтами необходимо сохранять критичность, это поможет найти наилучший способ решения конфликта.

СТАНЦИЯ 4: «Какой я в конфликте»

Цель: сформировать представление у участников о способах поведения, которые они обычно используют в конфликтных ситуациях. Развитие навыков рефлексии и самоанализа.

Подготовительный этап: Для проведения станции желательно подготовить отдельное изолированное помещение со стульями, расставленными в круг. Для каждого участника понадобятся пишущие принадлежности и полоски бумаги для выполнения упражнения.

Станция предполагает, что участники уже знакомы между собой (из одного класса или одной школы), но ее можно проводить и с незнакомыми, учитывая больший проективный характер 3-го этапа.

Желательно, чтобы в группах было четное количество человек для удобства разбиения на пары.

I этап: Приветствие и сообщение цели.

Ведущий предупреждает, что говорить на станции следует по очереди, соблюдая уважение друг к другу, и задает участникам вводный вопрос: «Бывают ли у вас конфликты? Знаете ли Вы, как Вы себя в них ведете?» - участникам предоставляется возможность ответить на этот вопрос, сказать, что они уже про себя понимают.

II этап: Упражнение «Разожми кулак»

Участникам предлагается разделиться на пары, в которых один сжимает кулак, а другой должен его разжать. На выполнение дается 2-3 минуты, после чего роли в парах меняются.

После выполнения упражнения участникам предлагаются вопросы для обсуждения:

- Как вы пытались разжать кулак?

- Считали ли вы своего напарника противником?

- Какие способы вы использовали?

- Похоже это на то, как вы ведете себя в конфликтной ситуации?

- Чем похоже, чем отличается?

Обсуждение длится не более 5 минут.

III этап: Какой я в конфликте

Участникам раздаются по 5 полосок бумаги и ручки и предлагается вспомнить, какие они в конфликте. Необходимо пояснить, что на бумажках можно написать как прилагательные (неистовый, драчливый, робкий, тихий), так и образ действия в конфликте (избегаю конфликтов, лезу драться, пытаюсь понять, объясняю свою точку зрения и т.д.). На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

После того, как все участники написали по 5 характеристик, ведущий предлагает им обменяться своими бумажками:

«Пожалуйста, обменяйтесь написанными вами характеристиками – дайте бумажку тому, кто, как вам кажется, тоже так ведет себя в конфликтной ситуации, про кого тоже можно так сказать»

После этого участники обмениваются характеристиками, что обычно сопровождается бурными эмоциями. Когда все обменялись, ведущий предлагает обсудить, что получилось:

- Ожидали ли Вы, что вас так видят другие, или это неожиданность?

- Похоже ли то, что вы написали о себе, с тем, что вы получили от других?

- Нравится ли вам, какими вас видят другие? Что вам в этом нравится, а что нет?

- Какими бы вы хотели выглядеть в конфликтной ситуации? На кого быть похожим?

- Что вы узнали о себе нового, или вам было известно, как вас воспринимают другие?

- Что бы вы хотели в этом поменять, а что сохранить и приумножить?

IV этап: Завершение работы

После обсуждения характеристик ведущий говорит о важности понимать, какие мы сами в конфликте, уметь управлять своим поведением. Например, это можно сделать так:

«Обычно в конфликте мы хорошо понимаем про другого, знаем какой он, как он себя ведет. Нам кажется, что он не прав, плох, а мы – правы и хороши. Удивительно, но он думает так же!

Рассуждать и замечать, каков другой в конфликтной ситуации, очень легко. Гораздо сложнее понять, какой я сам, что я делаю и как. Но только понимая это, я могу управлять своим поведением.  Нам кажется, что в конфликте может победить тот, кто лучше знает другого. Но настоящее преимущество у того, кто лучше знает себя. Он сможет не обвинять и не искать в другом слабые места, а прямо сказать о том, что важно для него самого и добиться взаимопонимания».

Подводя итог, ведущий должен подчеркнуть важность и полезность самонаблюдения и понимания себя для изменения своего поведения в конфликте. Мы можем, обвиняя всех вокруг, ждать, пока измениться мир, но этого не произойдет, пока мы не изменимся сами.

«Способы разрешения конфликта»

Цель: формирование у подростков представлений о стратегиях выхода из конфликтных ситуаций по классификации К. Томаса, развитие способностей конструктивного разрешения конфликта (использование стратегий “сотрудничество”, ”компромисс”).

Подготовительный этап:

Ведущий  рисует на доске или фланелеграфе 2 оси (вертикальная и горизонтальная). Вертикальная ось отражает степень удовлетворения собственных интересов и потребностей человека. Чем выше показатели, тем больше сам человек выигрывает в конфликте. Горизонтальная ось иллюстрирует степень выраженности интересов других людей-тех, с кем у человека сложились напряженные, конфликтные отношения. Чем больше показатель на этой оси, тем в большей степени человек подавляет свои собственные интересы и желания и в большей степени отдает предпочтение другой конфликтующей стороне.

В распоряжении ведущего имеется фланелеграф или доска, на которую будут крепиться заранее подготовленные модератором карточки с названиями стратегий поведения (по К. Томасу):

1. соревнование

2. избегание

3. компромисс

4. сотрудничество

5. приспособление

I этап: Приветствие и сообщение цели.

 «На этой станции вы сможете получить информацию о стратегиях поведения людей в конфликте. На нашей станции будьте активны. После небольшой лекционной части мы с вами постараемся проиграть некоторые жизненные конфликтные ситуации и вместе определим стратегию выхода из них».

II этап: Объяснение правил/условий работы на станции.

      Ведущий  сообщает участникам, что сейчас будет проведена игра, в течение которой участникам предстоит выполнить несколько заданий.

III этап: Мини-лекция “Способы разрешения конфликта”

Ведущий сообщает, что американский психолог К. Томас описал 5 стратегий поведения человека в конфликте. Далее он рассказывает о сущности каждой стратегии, о ее плюсах и минусах, условиях эффективного применения. Ведущий рассказывает о схеме, которая представлена на доске или фланелеграфе. Вертикальная ось отражает степень удовлетворения собственных интересов и потребностей человека. Чем выше показатели, тем больше сам человек выигрывает в конфликте. Горизонтальная ось иллюстрирует степень выраженности интересов других людей-тех, с кем у человека сложились напряженные, конфликтные отношения. Чем больше показатель на этой оси, тем в большей степени человек подавляет свои собственные интересы и желания и в большей степени отдает предпочтение другой конфликтующей стороне. У каждой стратегии есть свое определенное место на схеме.

Соревнование (конкуренция) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс- это достижение “половинчатой” выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, собственные интересы отходят на второй план.

Сотрудничество является стратегией, которая позволяет учесть интересы обеих сторон, найти новое, нестандартное решение в конфликте.

Обсуждая каждую стратегию, ведущий активизирует подростков с помощью метода “мозгового штурма” ответить на следующие вопросы:

1. В каких ситуациях каждая стратегия может быть эффективна?

2. Какие недостатки есть у каждой стратегии?

3. Какие способы разрешения конфликтов из вышеперечисленных стратегий Вы чаще всего используете?

IV этап: Разыгрывание ситуации.

Ведущий делает вывод о том, что в разных жизненных ситуациях различные способы разрешения конфликтов могут нам пригодиться. Вряд ли, встретив хулиганов в подворотне, которые требуют у нас мобильный телефон и деньги, мы будем пытаться искать с ними компромисс или соревноваться. Мы скорее вынуждены будем искать способы избегания конфликта, например, убежать, приврать и т.д.

Ведущий делит участников на 2 равные по количеству детей подгруппы и предлагает разыграть конфликтную ситуацию, которая написана на карточке у каждой группы. Время на подготовку – 3 минуты, в течение которых участники должны распределить роли, обсудить возможные способы решения данной конфликтной ситуации и приготовиться к проигрыванию.

На карточках написаны следующие ситуации:

Карточка № 1.

“У тебя плохое настроение. Ты сидишь дома и слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут тебя гулять?”

Каточка № 2

“Друг (подруга) позвонил(а) по телефону и просит помочь подготовиться к завтрашней контрольной по математике. Ты очень занят (а) в этот вечер, потому что готовишься к завтрашней контрольной по физике.”

Далее обсуждаются стратегии выхода из каждой конфликтной ситуации. Например, для первой группы стратегия “компромисса” была бы такой – ты договариваешься с ребятами, что выйдешь попозже. “Сотрудничество” заключалось бы в том, что сегодня ты не выйдешь гулять, но завтра сам зайдешь за друзьями на прогулку.

Для второй группы “компромисс” был бы в том, что ты помог бы другу (подруге) подготовиться к контрольной частично, возможно, только половину из заданий. Сотрудничество заключалось бы в том, что ты попросил бы кого-то из знакомых, понимающих предмет, подготовить друга (подругу) к контрольной.

IV этап: Завершение работы.

Ведущий делает вывод по итогам работы на станции: “За время работы на этой станции вы смогли познакомиться с различными способами разрешения конфликта и даже проиграть несколько конфликтных ситуаций”. Будете ли вы стремиться к сотрудничеству или соревноваться, искать компромисс или избегать от проблемных ситуаций, приспосабливаться – ваше решение. Вы теперь знаете о “плаюсах” и ”минусах” каждого способа, условиях эффективного применения.

Завершение работы: поблагодарить участников, объяснить на какую станцию им переходить.

СТАНЦИЯ 6: «Коммункативные навыки»

Цель: развитие навыков конструктивного общения в конфликтной ситуации, развитие навыков эмпатического слушания как умения не только слышать содержание высказываний другого, возвращать ему услышанное, но и распознавать эмоции собеседника по невербальным признакам, сопереживать.

Подготовительный этап: Для проведения станции необходимо отдельное помещение. На доске или любой другой поверхности размещаются карточки с названием различных эмоций: – «гнев, злоба, зависть, вина, обида, страх; радость, удивление, гордость, симпатия, уважение, интерес» и ручки (или карандаши) в количестве n/2, где n-количество участников. Стулья ставятся полукругом.

Желательно, чтобы в группах было четное количество человек для удобства разбиения на пары.

I этап: Приветствие и сообщение цели.

«Существуют конструктивные и неконструктивные способы разрешения конфликтов.

Когда побеждает одна сторона, а другая проигрывает – это неконструктивно. Так между участниками конфликта остаются негативные эмоции, со временем они накапливаются и это приводит к новым конфликтам. Конструктивный способ разрешения конфликтов  - это учет интересов обеих сторон.

Для того, чтобы решить конфликт конструктивно, то есть с пользой для всех участников, надо научиться особым приемам общения, ведения диалога: во-первых, нужно услышать собеседника, понять его эмоции. Умение это делать во многом помогает предотвратить конфликт, разрешить спор мирным путем и избежать накопления негативных чувств друг к другу.

Это мы и будем учиться сегодня делать. Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Лучше, чтобы в паре были знакомые друг другу люди, но не лучшие друзья».

II этап: Упражнение в парах «Активное слушание».

Во всех упражнениях станции ведущему очень важно точно следить за временем выполнения. Также необходимо следить, чтобы участники говорили о волнующих их вещах, не сбрасывали напряжение с помощью шуток и смеха. Ведущий должен подходить и подбадривать пары, помогать им сосредоточиться на выполнении задания.

Участники разбиваются на пары и рассаживаются на такое расстаяние, чтобы пары не мешали друг другу.  Даётся следующее задание: «Один из участников в каждой паре, которому я дам ручку (карандаш), будет в течение 4 минут говорить о каком-либо конфликте, который был в его жизни, в котором он сам учствовал. Второй человек в паре в течение 4 минут ничего не говорит, только внимательно слушает. Потом в течение 1 минуты он должен будет резюмировать – как можно более точно передать содержание, которое он услышал. Обратите внимание, говорит только тот, у кого в руках ручка! (карандаш)» Ведущий в каждую пару отдает ручку. – 4 минуты.

2 Вариант задания: «Посмотрите друг на друга и подумайте, какой конфликт мог бы возникнуть между вами (несколько секунд). А теперь один из участников, которому я дам ручку (карандаш), будет в течение 4 минут говорить о своих претензиях к партнёру – предполагая, что вы находитесь в конфликтных отношениях. Второй человек в паре в течении 4 минут ничего не отвечает, только внимательно слушает. Потом в течение 1 минуты он должен будет резюмировать – как можно более точно передать содержание, которое он услышал. Обратите внимание, говорит только тот, у кого в руках ручка! (карандаш)» Ведущий в каждую пару отдает «микрофон» (ручку или карандаш). – 4 минуты.

Участники в парах выполняют это упражнение 4 минуты. Затем ведущий говорит: «Теперь, тот, кто слушал, возьмите ручку и в течение 1 минуты расскажите, что вы услышали – передайте только содержание; начните со слов: «правильно ли я тебя понял(а), ты говорил(а) о…» - 1 минута.

Кто слушал – подтвердите, пожалуйста: «да, ты правильно меня понял». Или скажите партнеру: «нет, ты не совсем правильно меня понял(а),  я говорил(а) другое».

После выполнения этого упражнения  происходит обсуждение, участники отвечают на вопросы ведущего: есть ли те, кого не правильно поняли, не правильно передали содержание, которое он говорил? трудно ли вам было выполнять это упражнение? в чем трудность? трудно ли было не начать спорить и отвечать (в варианте 2)? какие эмоции, чувства вы испытывали, когда говорили? а когда вам «возвращали» ваше содержание? (и оно оказывалось верным или не верным).

III этап: Упражнение в парах «Распознавание эмоций».

В этом упражнении ведущему очень важно точно следить за временем выполнения.

Участники снова рассаживаются в пары (те же самые).  Даётся задание: «Теперь говорить будет тот участник, который в предыдущий раз слушал, ручка (карандаш) у него. В течение 4 минут рассказываете о каком-либо конфликте, который был в вашей жизни, в котором сами учствовали. Второй человек в паре ничего не говорит, только внимательно слушает. Потом в течение 1 минуты он должен будет резюмировать, но уже не содержание. Он должен внимательно слушать и наблюдать  – какие эмоции испытывает говорящий, обращать внимание именно на это. Для того, чтобы вам было проще сориентироваться в эмоциях – мы их выписали на доске. Но это не все возможные эмоции, вы можете увидеть и какие-то другие» – 4 минуты.

2 Вариант задания: «Теперь говорить будет тот участник, который в предыдущий раз слушал, ручка (карандаш) у него. В течение 4 минут рассказываете о своих претензиях к партнёру – предполагая, что вы находитесь в конфликтных отношениях. Второй человек в паре в течении 4 минут ничего не отвечает, только внимательно слушает. Потом в течение 1 минуты он должен будет резюмировать, но уже не содержание. Он должен внимательно слушать и наблюдать  – какие эмоции испытывает говорящий, обращать внимание именно на это. Для того, чтобы вам было проще сориентироваться в эмоциях – мы их выписали на доске. Но это не все возможные эмоции, вы можете увидеть и какие-то другие».  – 4 минуты.

Участники в парах выполняют это упражнение 4 минуты. Затем ведущий говорит: «Теперь, тот, кто слушал, возьмите ручку и в течение 1 минуты расскажите, что вы услышали и увидели – какие эмоции испытывал говорящий?» - 1 минута.

Кто слушал – подтвердите, пожалуйста: «да, ты правильно меня понял». Или скажите партнеру: «нет, ты не совсем правильно меня понял(а),  я чувствовал(а) другое».

После выполнения этого упражнения  происходит обсуждение, участники отвечают на вопросы ведущего: есть ли те, чьи эмоции не удалось увидеть слушающему?  трудно ли вам было выполнять это упражнение? в чем трудность? трудно ли было сосредоточиться на эмоциях другого человека, как бы «забыв» пока про свои (вар.2 упражнения)? как вы видели, как понимали, какое чувство испытывает говорящий (поза, жесты, мимика, интонации, смех, слезы)? какие эмоции вы испытывали, когда вам «возвращали» то, что вы чувствуете? (и оно оказывалось верным или не верным).

IV этап: Завершение работы

Подводя итоги работы на станции важно сделать следующий акцент: «Человек, которого правильно услышали испытывает положительные эмоции, и это помогает конструктивно разрешать конфликты. Вы можете развивать и использовать это умение в своей повседневной жизни.» Поблагодарить участников за активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних

Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю.на окружном «Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Северо-Западного округа «О реализации комплекса меро...

Программа «Обучающий семинар-практикум для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов в рамках поддержки школьной службы примирения»

Цель данного семинара – в активном режиме познакомить педагогов с восстановительным подходом через ролевое проигрывание восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) для создания и дальнейшей...

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школьная Служба Примирения" для 5-6 класса

Данная рабочая программа внеурочной деятельности педагога – психолога по социальному направлению «Школьная служба примирения» разработана на основании рабочей программы проекта "...

Служба примирения как форма профилактики школьного буллинга

Буллинг — (травля, буллинг от англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и сотр...

Программа тренинговых занятий для подростков Школьной Службы Примирения

Цель  программы – подготовка медиаторов среди учащихся МБОУ СОШ №2  для разрешения конфликтных ситуаций.Школьная служба примирения(ШСП) – это команда школьников и взрослых, котор...