Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школьная Служба Примирения" для 5-6 класса
рабочая программа по психологии (5 класс)

Нпомнящих Татьяна Анатольевна

Данная рабочая программа внеурочной деятельности педагога – психолога по социальному направлению «Школьная служба примирения» разработана на основании рабочей программы проекта "Школьная служба примирения в структуре внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС".

Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся, воспитание уважения достоинства личности, содействие созданию условий для конструктивного разрешения конфликтов, обеспечения психолого-педагогической, помощи и профилактики правонарушений несовершеннолетних в «СОШ № 30».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Брошюра233 КБ
Файл Программа57.52 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Школа№121\Desktop\мониторинг по примирению\интернет\motivator-16900.jpg

Время работы ШСП

Для групп-медиаторов:

                           

  • 5 классы – 2 урок по пятницам
  • 6 классы – 2 урок по понедельникам

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«СОШ № 30»

Девиз:

"Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой"

Если вы:

Поругались или подрались

Если вас обижают в классе

Если у вас конфликты в семье

ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ ПРИМИРЕНИЯ

Среда, четверг с 8.00 до 15.00

Миссия ШСП:

  • Создать альтернативные пути разрешения конфликтных ситуаций, искоренять предубеждения;
  • научить контролировать свои эмоции и чувства (злость, обиду, агрессию);
  • сформировать навыки активного слушания (понимать и принимать чужую точку зрения),  лидерства (эффективно отстаивать свою позицию) и другие полезные коммуникативные умения;
  • открыто вступать в коммуникативный контакт с людьми и поддерживать дружеские отношения;
  • развить чувство ответственности за свой выбор и решения;
  • формировать стремление к саморазвитию и адекватному оцениванию себя.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

г. Абакана «СОШ № 30»

Рассмотрено                                                                                   УТВЕРЖДЕНО     на заседании Совета МБОУ «СОШ № 30»                                   приказом директора

протокол № ____    от                                                                          МБОУ «СОШ № 30»

№ ___ от __________

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Школьная служба примирения» для 3-6 классов

Педагог-психолог:  Непомнящих

Татьяна Анатольевна

Абакан, 2018г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа внеурочной деятельности педагога – психолога по социальному направлению «Школьная служба примирения» разработана на основании рабочей программы проекта "Школьная служба примирения в структуре внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС" и осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами: № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008гю), № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 23.07.2008г.), а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартами восстановительной медиации от 2009г.

Назначение курса внеурочной деятельности заключается в развитие психологической культуру межличностного взаимодействия учащихся в социуме (школе), формировании умений наиболее эффективно выходить и предотвращать конфликтные ситуации.

По учебному плану МБОУ «СОШ № 30» программа внеурочной деятельности «Школьная служба примирения» (далее ШСП) рассчитана на 34 часов в год из расчета 1 час в неделю.

Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся, воспитание уважения достоинства личности, содействие созданию условий для конструктивного разрешения конфликтов, обеспечения психолого-педагогической, помощи и профилактики правонарушений несовершеннолетних в «СОШ № 30».

Задачи:

  •  обучить учащихся – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам;
  • способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
  • помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
  • организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

Планируемые результаты:

Личностные результаты программы внеурочной деятельность «Школьная служба примирения» должны отражать формирование у учащихся:

  • системы научных психологических понятий;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, что является  одним из требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
  • эффективных стратегий поведения, направленных на предотвращение противоправного поведения и разрешения конфликтных ситуаций;
  • ответственности за происходящее в школе (у учащихся-медиаторов) и за исправление последствий, наступивших от собственных проступков (у обидчиков в ходе медиации);
  •  установок толерантного сознания.

Средством  достижения личностных результатов служат диалоговая форма ведения занятий, семинары и иллюстрация теоретических материалов через задания, упражнения, тренинги.

Метапредметные результаты внеурочной деятельности «ШСП» должны отражать формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • определить и формировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • учиться высказывать свое мнение по задачам занятий;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

Познавательные УУД:

  • познание внутреннего мира личности через получение новой информации (беседы, семинары), игры, тренинги;
  • умение находить ответы на вопросы, задания
  • умение делать выводы в результате совместной с педагогом работы.

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные  упражнения, занятия.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать других людей;
  • озвучивать и отстаивать свою точку зрения;
  • договариваться с участниками группы и с отдельными людьми;
  • вступать в диалог участвуя в коллективных решениях;
  • научиться методом выхода из конфликтов;
  • проявлять лидерские качества.

Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками группы и педагогом.

Предметные результаты должны отражать умение учащихся:

  • контролировать свои эмоции и чувства (злость, обиду, ненависть, агрессию);
  • находить пути разрешения конфликтных ситуаций, недопонимания;
  • открыто вступать в коммуникативный контакт с людьми и поддерживать дружеские отношения;
  • искоренять предубеждения, бережно относиться к окружающим людям;
  • эффективно отстаивать свою позицию, при этом учитывать мнение других людей;
  • понимать и принимать чужую точку зрения;
  • заниматься саморазвитием и адекватно оценивать себя.

Учебное содержание:

для учащихся 3-4 классов

№ п/п

Разделы, темы

Краткое содержание темы

Время (часы)

Упражнение

1

Знакомство

Формирование групп, информирование о деятельности  ШСП.  Знакомство участников друг с другом, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

3

«Приветствие»

Процедура знакомства

«Разборка имени»

Беседа, краткий рассказ о том, чем предстоит и для чего это нужно.

2

А без друзей на свете трудно жить.

Осмыслить понятия «друг», «дружба», совершенствовать навыки общения.

3

 «Закончи предложение»

«Сиамские близнецы»

Тест настоящий друг

3

Дружить, как это?

Развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения

1

Игра «Хороший друг»

4

Общение в моей жизни.

Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека.

1

 «Карандаши», элементы сказкотерапии

5

Введение в психологию общения: общение и умение слушать

Формирование представление об общении как о психологическом явлении. Этапы и виды общения. Территории и зоны в общении

2

Лекция с разбором примеров

6

Общение без слов

 (язык телодвижений)

Развитие навыков невербального коммуникации, экспрессивности, умения расшифровать невербальные сигналы других участников общения.

1

«Приветствие без слов»

«Покажи движениями»  

7

Поговорим…

рисунками!

Интегрировать полученные навыки вербального и невербального взаимодействия с использованием арт-терапевтического метода.

2

8

Вместе мы – сила: сплочение и доверие.

Знакомство  участников с ключевым принципом командной работы. Развитие умения координировать совместные действия. Развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими.

2

«Бегущие движения»

«Хвостоглаз»

9

Необитаемый остров

Закрепление принципов  командной работы, выработка общих решений.

1

Игра с элементами арт-терапии.

10

Мир без насилия

Знакомство с понятием и принципами толерантности.

1

11

Прощение обид.

Обучение способам поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды.

2

Элементы тренинга «День примирения»

12

Конфликты и причины их возникновения.

Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.

1

Беседа, семинар

13

Диагностика уровня конфликтности

Проанализировать количество конфликтов, выявить их вид и причины. Обсудить наиболее часто встречающиеся конфликты, возможности выхода из них.

2

Диагностика.

Рефлексия

14

15

Восстановительная медиация. Примирительная программа

Знакомство  с понятием и концепцией Восстановительного правосудия. Знакомство с понятием и этапами программы

1

Семинар

16

Межличностные конфликты

Выявлений межличностных конфликтов в текущий момент

1

тестирование

17

Обучение примирительным технологиям

2

Разбор конкретных ситуаций

18

Семейные конфликты

Выявлений межличностных конфликтов в текущий момент

1

Тестирование, анкетирование

19

Обучение примирительным технологиям

2

Разбор конкретных ситуаций

20

Работа  учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ

Самостоятельная отработка навыков использования примирительных технологий

2

Использование элементов  психодрамы Дж. Морено

21

Повторная диагностика уровня конфликтности

Отслеживание результатов работы ШСП

1

22

Творческая  «Школа  - территория мира и согласия»

Создание газеты  или коллажа, подведение итогов работы ШСП

2

для учащихся 5-6 классов

Разделы, темы

Краткое содержание темы

Время

(на занятие)

Упражнения

1

Знакомство

Формирование групп, информирование о деятельности  ШСП. Знакомство участников друг с другом, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу.

3

«Приветствие»

Процедура знакомства

«Разборка имени»

Беседа, краткий рассказ о том, чем предстоит и для чего это нужно.

Рефлексия

2

ШСП

Знакомство с уставом, принципы работы и правилами участия в ШСП. Раскрытие понятий: медиатор, восстановительная медиация.

2

Беседа, с разбором причин по выбору восстановительной медиации для  ШСП

3

Введение в психологию общения: общение и умение слушать

Формирование представление об общении как о психологическом явлении. Этапы и виды общения. Территории и зоны в общении

1

Лекция с разбором примеров

4

Учимся общаться: воображение и выразительность

(язык телодвижений)

Развитие компетентности в общении. Тренировка навыков использования вербальных и невербальных средств коммуникации, экспрессивности и навыков командной работы                                Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций.                                            

2

«Приветствие без слов» «Промежуточное звено»

«Живой стул»

«Покажи движениями»

«Стеклянные двери»

«Незаконченные предложения»

«Найди меня»

Вопрос-ответ.

Рефлексия

5

Мои друзья

Развитие умения создавать и поддерживать психологическую безопасность во взаимоотношениях.                                   Актуализация и обогащение опыта, связанного с дружескими отношениями

1

«Журавленок и молнии» «Качества друга»

“Мой идеальный друг”

 Тест настоящий друг «Веревка»

Рефлексия

6

Уверенность в отношениях

Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили. Развитие гибкости поведения.

2

«Три способа поведения»

«Оптимальные варианты»

Агрессивный и застенчивый                              Рефлексия

7

Мои чувства

Развитие умения распознавать  и выражать вои чувства.                                              Развитие саморегуляции.

2

«Пара?», «Эмоция»

«Сказочник»

 Рефлексия

8

Наши достоинства

Укрепление самооценки;                                 Развитие умения самопрезентации, уверенности в себе;                                 Поддержание в группе позитивного настроя, более глубокое знакомство участников друг с другом.

1

«Мои достоинства»

«Маленькие успехи» «Рекомендация»

 Рефлексия

9

Прощение обид.

Обучение способам ухода от обид.

1

Элементы тренинга «День примирения»

10

«Все мы разные», в рамках акции по формированию  толерантного мировосприятия «Мир без насилия»

Развитие навыков взаимодействия, слушания и понимания. Закрепление навыков вербального и невербального общения.

1

Элементы индивидуального психологического консультирования.

Рефлексия

11

Мы – команда: сплочение и доверие.

Знакомство  участников с ключевым принципом командной работы. Развитие умения координировать совместные действия.                                    Развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими.

2

 «Бегущие движения»

 «Зеркало»

 «Передай апельсин»

 Рефлексия  

12

Конкуренция или сотрудничество?

Определение понятия конфликт, сотрудничество.                                       Развитие умения отстаивать свои интересы мирным путем                                          Развитие умения проявлять инициативу

1

«Причина»

«Атомы-молекулы»

Рефлексия

13

Конфликты и причины их возникновения.

Введение в психологию конфликта, виды конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.

2

Беседа, семинар

14

Диагностика уровня конфликтности

Проанализировать количество конфликтов, выявить их вид и причины. Обсудить возможности выхода из предложенных учащимися конфликтов

1

Методика по выбору

15

Разбор результатов диагностики

1

Рефлексия

16

Решение конфликтов

Развитие умения действовать оперативно и целенаправленно в ситуациях, когда возникают противоречия в интересах между участниками.

1

«Наблюдательный»

«Раздвоение»

Рефлексия

17

Примирительная программа, принцип восстановительная медиация.

Знакомство с понятием, этапами примирительной программы, концепцией восстановительного правосудия.

1

Семинар, с разбором примеров

18

Межличностные и семейные конфликты

Выявлений конфликтов у учащихся-медиаторов в текущий момент

1

Тестирование, анкетирование

19

Работа  учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ

Обучение  и отработка навыков использования примирительных технологий

2

Использование элементов психодрамы Дж. Морено

20

Применили на практике полученные знания в области примирительных технологий

2

Под наблюдением медиатора

21

Повторная диагностика уровня конфликтности

 Отслеживание результатов работы ШСП

1

22

Творческая игра «Наш остров»

 Закрепление результатов  

2

Элементы арт-терапии.

23

Круглый стол

«Школа  - территория мира и согласия»

Подведение итогов работы ШСП

1

Тематическое – календарное планировании

3 классов

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Знакомство

А без друзей на свете трудно жить

Общение в моей жизни

Введение в психологию общения

Общение без слов

Поговорим…рисунками!

Вместе мы – сила: сплочение и доверие

Необитаемый остров

Мир без насилия

Прощение обид.

Конфликты и причины их возникновения

Диагностика уровня конфликтности

Восстановительная медиация

Примирительная программа

Межличностные конфликты

Семейные конфликты

Работа  учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ

Повторная диагностика уровня конфликтности

Творческая  «Школа  - территория мира и согласия»

4 классов

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Знакомство

А без друзей на свете трудно жить.

Дружить, как это?

Общение в моей жизни.

Введение в психологию общения: общение и умение слушать

Общение без слов

Поговорим…рисунками!

Вместе мы – сила: сплочение и доверие.

Необитаемый остров

Мир без насилия

Прощение обид.

Конфликты и причины их возникновения.

Диагностика уровня конфликтности

ШСП

Восстановительная медиация

Примирительная программа

Межличностные конфликты

Семейные конфликты

Работа  учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ

Повторная диагностика уровня конфликтности

Творческая  «Школа  - территория мира и согласия»

5 классов

Тема занятия

Планируемая дата

Фактическая дата

Знакомство

А без друзей на свете трудно жить.

Дружить, как это?

Общение в моей жизни.

Введение в психологию общения: общение и умение слушать

Общение без слов

Вместе мы – сила: сплочение и доверие.

Необитаемый остров

Мир без насилия

Прощение обид.

Конфликты и причины их возникновения.

Диагностика уровня конфликтности

Восстановительная медиация, ШСП

Примирительная программа

Межличностные конфликты

Семейные конфликты

Работа  учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ

Повторная диагностика уровня конфликтности

Творческая  «Школа  - территория мира и согласия»

6 классов

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Знакомство

ШСП

Введение в психологию общения: общение и умение слушать

Учимся общаться: воображение и выразительность

(язык телодвижений)

Мои друзья

Уверенность в отношениях

Мои чувства

Наши достоинства

Прощение обид.

«Все мы разные», в рамках акции по формированию  толерантного мировосприятия «Мир без насилия»

Мы – команда: сплочение и доверие.

Конкуренция или сотрудничество?

Конфликты и причины их возникновения.

Диагностика уровня конфликтности

Разбор результатов диагностики

Решение конфликтов

Примирительная программа, принцип восстановительная медиация.

Межличностные и семейные конфликты

Работа  учащихся-медиаторов по реализации примирительных программ

Повторная диагностика уровня конфликтности

Творческая игра  «Наш остров»

Содержательная и организационная работа основана на следующих принципах:

  • добровольность - предполагает как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. 
  • конфиденциальность - предполагает обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения, за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). 
  • нейтральности - запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. 

Данная работа призвана содействовать непрерывному процессу формирования социально – психологической компетентности учащихся через расширение информативного поля, анализ ситуаций и освоение новых способов взаимодействия с окружающим миром.

Развитию у учащихся – медиаторов гражданской активности через опыт равноправного сотрудничества и возможность включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы, формирования свободной, гармоничной, конкурентоспособной, компетентной, активной личности будущего члена общества.  


Список литературы

  1. Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. - Тюмень: Изд - во предпринимателя Заякина В. В., 2008. - 54 с.
  2. Служба примирения: теория и практика работы с несовершеннолетними по программам восстановительного правосудия: методические рекомендации/ авт.- сост.: Шарифзянова К.Ш., Ларюхина М.А., Маннапова Э.О., Овчинникова Е.В. – Казань: ПМЦ ПК и ППРО КФУ, 2012 – 53с.
  3. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9
  4. Традиционные практики урегулирования конфликтов / Материалы ежегодного семинара 2010–2014 гг. (сборник). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 252 с.
  5. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.
  6. Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. –148 с.
  7. Организация школьной службы примирения - Этапы выполнения программы примирения: http://www.vashpsixolog.ru/activities-in-the-school-psychologist/164-raznye-meropriyatiya/1750 -organizacziya-shkolnoj-sluzhby-primireniya
  8. Школьной службы примирения — что это такое?: http://www.8-926-145-87-01.ru

Материально-техническое обеспечение

Оборудованный кабинет педагога-психолога либо помещение (отдельный класс) площадью не менее  25-30 м, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Используемый материал

Количество (шт.)

Альбом для рисования

3

Ватман

5

Краски, гуашь

3

Кисточки

15

фломастеры

5

Фитнес коврики

15

Глоссарий

Медиатор — третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.

Медиация — профессиональная деятельность в области альтернативного разрешения споров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "До-ми-солька"2 класс

Программа преполагает формирование устойчивого интереса к пению,развитие исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность,научить правильноисполнять вокальные произв...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире музыки" 1 класс

 Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос. Им наделён каждыйиз нас. Так высоко, так чисто и нежно звучат детские голоса.Кроме того, дети любят петь,выступатьна праздниках и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку 2 класс

Внеурочная деятельность по английскому языку  2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку для 3 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лес- наш друг" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лес- наш друг" 1 класс. Направление научно-познавательная деятельность...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...