Методическая разработка «Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися 14-15 лет в соответствии с возрастными особенностями»
статья (8 класс) на тему

 

Методическая разработка

«Психолого - педагогическое объяснение  специфики  восприятия и          освоения учебного материала обучающимися 14-15 лет  в соответствии с возрастными особенностями»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»

города Дзержинска Нижегородской области

     Методическая разработка

«Психолого - педагогическое объяснение  специфики  восприятия и          освоения учебного материала обучающимися 14-15 лет  в соответствии с возрастными особенностями»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ушакова Лидия Александровна

г. Дзержинск

 2014



Психолого-педагогическое объяснение  специфики  восприятия и освоения учебного материала обучающимися 8 класса в соответствии с возрастными особенностями.

Подростковый период - это время завершения детства и начальный период перехода к взрослости.

Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные особенности, зависящие и от окружающей подростка среды, и от условий воспитания, и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

       Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

       Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.

        С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. Существенным становится осознание и переживание неуспехов в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. Наоборот, благоприятной ситуацией для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. «Желание хорошо учиться, - утверждал В.А. Сухомлинский, - приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями».

       В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит от

воспитания и обучения, активности самого ребенка, среды, наследственности.

Учитель должен считаться с тем уровнем развития ребенка, которого он достиг. И приспосабливать методику обучения к достигнутому уровню развития.

 В подростковом возрасте активно формируется новый уровень самосознания, что делает возможным осмысленное конструирование своего мировоззрения, системы ценностей.  

        Основная особенность этого периода(14-15 лет) - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Центральное личностное новообразование - становление нового уровня самосознания «Я» - концепции, выражающееся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие, - уникальность, неповторимость. Ведущая деятельность - общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающееся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.

Основные характеристики возраста:

  • формирование нового представления о себе, укрепление самооценки;
  • стремление к общению со сверстниками;
  • развитие рефлексии;
  • бурное и плодотворное развитие познавательных процессов;
  • формирование абстрактного и теоретического мышления;
  • становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;
  • развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач;
  • бурный рост, физическое развитие, половое созревание; повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно; значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.

В этот период у подростков часто возникает вроде бы беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он становится очень ранимым, конфликтным, может впадать в депрессию. В это время меняется система ценностей, интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры. Есть вероятность "заражения" фанатизмом. Подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений со взрослыми часто носит протестный характер. В это время подростки стремятся к самопознанию, самоопределению.  

Подростковый  возраст  –  переход  от  детства  к  юности,  период

«полуребенка - полувзрослого». У школьника - подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни.  Вместе  с  тем  меняется  и  реальное  место, которое ребенок занимает в повседневной жизни  окружающих  его  взрослых,  в жизни своей семьи. Теперь его физические силы, знания  и  умения  ставят подростка в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем  он  даже чувствует свое преимущество. Иногда он  признанный  « чинильщик »  механизмов, иногда оказывается  главным   домашним   «комментатором»   общественных событий. Мировоззрение,  нравственные  идеалы,  система   оценочных   суждений, моральные принципы, которыми школьник  руководствуется  в  своем  поведении, еще  не  приобрели  устойчивость,  их  легко  разрушают  мнения   товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному  воспитанию  принадлежит  решающая  роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт  приобретает  подросток,  будет складываться его личность.

Ведущая деятельность - межличностное общение, учеба отходит на второй план. Чтобы учение было привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению подростков.

Основные задачи развития в 8 классе:

  • формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы;
  • развитие рефлексии;
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • развитие мотивационной сферы;
  • овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния;
  • развитие воображения;
  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности, формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
  • формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека;
  • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

В своей работе учителю необходимо учитывать специфику восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями восьмиклассников.

Любой класс – это малая социальна группа со своими особенностями, со своими проблемами. Изучение отдельных школьников и класса в целом должно осуществляться путем систематических наблюдений, анализа письменных работ, специальных бесед с родителями и учащимися. Диагностика реальных учебных возможностей, как правило, показывает, что в классе есть ребята с разным уровнем познавательной активности (низким, средним и высоким), что требует дифференцированного подхода в обучении. Необходимо учитывать психологические особенности памяти, внимания, темперамента, воображения, эмоциональной сферы. У отдельных учащихся наблюдаются выраженные недостатки внимания: концентрация, устойчивость, переключение. В выборе заданий необходимо учитывать соотношения видов памяти по характеру психической активности (эмоциональная, наглядно-образная, словесно-логическая).

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе есть и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель должен организовать уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке, на всех его этапах: при объяснении нового материала, закреплении, повторении. Результативной оказывается работа по группам (сменного и постоянного состава), работа в режиме диалога, зачетная форма. Именно в группах ребята проявляют свои лидерские способности. Большой интерес вызывают задания проблемного характера, исследовательские.

       Принцип отбора материала для урочной и внеурочной деятельности  должен основываться на психологических особенностях обучающихся.

       Современный мир предъявляет к личностным, социальным и профессиональным качествам человека очень высокие требования. Естественно, что на новый уровень выходят и требования к школьному образованию.

Список использованной литературы.

  1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Изд. 6-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  2. Мир детства: Подросток/ Под  ред. А.Г.Хрипковой.  М., 1982
  3. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте/ Вопросы психологии.-1988, №6.

     

 Интернет-ресурсы:

       1.http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/02/13/vozrastnye-psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti

       2.http://school139.edusite.ru/DswMedia/psixologo

pedagogicheskieosobennosti.pdf

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выполнявших исследовательский проект по теме: "Золотое сечение в математике, природе, архитектуре и живописи"

Актуальность использования исследовательской работы на уроках свидетельствуют те аргументы, что повышается мотивация учащихся к изучению предмета....

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися 8 класса в соответствии с возрастными особенностями.

Особенности восприятия и освоения нового материала учащимися 8 класса с точки зрения психологии и педагогики. Эффективные способы развития внимания, памяти....

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Дипломная работа по теме: Значение рационального питания в образовательных организациях как элемент физического развития в соответствии с возрастными особенностями обучающихся

Средний школьный возраст или подростковый возраст охватывает детей  в возрасте от 12 до 15 лет, т.е. учащихся 5 – 8 классов.Физическое развитие учащихся среднего школьного возраста отличает...

Методическая разработка "Психолого -педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста....

Методическая разработка «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯОбразовательный процессОбразовательные результатыПарадигмы взаимодействия3.1. Традиционная (технократическая)3.2. Гуманитарная парадигма3.3. Гуманистическая парадигма...