Методическая разработка «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»
методическая разработка

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Образовательный процесс
  • Образовательные результаты
  • Парадигмы взаимодействия

3.1. Традиционная (технократическая)

3.2. Гуманитарная парадигма

3.3. Гуманистическая парадигма

4. Системный подход

5. Определение качества образовательного процесса

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА СОГЛАСНО ПАРАДИГМАМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Ведущей идеей цивилизованного общества, его главным гуманистическим смыслом является утверждение об отношении к человеку как высшей ценности бытия, созданию условий для развития его личности и роста духовного потенциала.

Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценности он придерживается, какие цели преследует, что побуждает его к деятельности. От этого зависит не только будущее самого человека, но и судьба России.

С развитием демократических процессов в нашем обществе повышается спрос на развитую, социально-активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

Но зачастую современная действительность с ее быстротечностью и изменчивостью обесцвечивает и обеззвучивает нашу духовную жизнь. Именно в ней самой скрываются причины дисгармонии чувств человека.

Вот почему школьное образование и воспитание сегодня должно принимать во внимание те явления, которые раньше корректировались естественной упорядоченностью жизненных ритмов. При этом важно место по-прежнемудолжно уделяться проектированию и реализация образовательного процесса, структурированию многообразия, построению идеальных теоретических моделей образовательного процесса и педагогической деятельности.

Материальная выгода и успешный бизнес, не признающий порой моральных мотивов, стал смыслообразующей ценностью молодого поколения Земли.

Хотя настоящие богатства содержатся в мировой науке, искусстве, литературе и самой природе – надо только суметь освоить их, сделать своим достоянием.

Под гуманитарной культурой человека, вообще, понимают совокупность черт и характеристик, способностей и достижений, которые определяют целостность его личности как носителя высших ценностей и смыслов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Для раскрытия темы важны такие основные понятия как:

Образовательный процесс- целенаправленная искусственная (специально-организованная) система, обеспечивающая достижение образовательных результатов.

Некоторые авторы дают понятие педагогическому процессу,как системе последовательно взаимосвязанных воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов (О.В. Морозова)

При этом педагогический (образовательный) процесс понимается как взаимодействие педагога и ребенка, направленное на достижение педагогических целей.

Подразумевается специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии

Образовательные результаты при этом разделяют на:

-личностные результаты, включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;

-метапредметные результаты, объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;

-предметные результаты, отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика).

Конкретные действия педагога в различных видах образовательной деятельности, которыми он руководствуется в качестве образца действия, определяет совокупность теоретических и методических предпосылок- ПАРАДИГМА.

Российские ученые — педагоги по-разному трактовали это определение. Одни определения педагогической парадигмы носят общенаучный характер, опираясь на теорию парадигмы Т.Куна (Б. М. Бим-Бад, В. В. Краевский, Н. А. Коршунова, Л. А. Микешина, Н. А. Савотина); другие — стремились расширить первоначальный смысл определения педагогической парадигмы, конкретизировать его, прилагая к раскрытию сущности парадигмы методологические, онтологические проблемы педагогической науки и проблемы образовательной практики (А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко); а третьи в своих работах пытались доказать обособленность, изолированность, несовместимость педагогической парадигмы с практикой решения педагогических практических задач, развести понятия «педагогическая теория» и «образование» (Валеев Г. Х., ЛызьН.А.).

Выделяют парадигмы взаимодействия, которые задают приоритетный характер отношений педагога и ребенка:

  • Традиционная (Технократическая)
  • Гуманитарная (поликультурная)
  • Гуманистическая (личностно-ориентированная)

Традиционная (технократическая) парадигма говорит о том, что педагогическая деятельность и педагогический процесс тождественны: целенаправленное воздействие на воспитанника, способствующее формированию, развитию, коррекции его качеств, адаптации к условиям окружающей жизни, ориентации в мире ценностей. Ребенок- объект деятельности учителя.

Логика воздействия: идеал-диагностика-план-понимание-действие-результат-анализ

Основной результат: преобразование воспитанника

Гуманитарная парадигма говорит о том, что педагог и ребенок – равноправные субъекты образовательного процесса как межсубъектного взаимодействия по решению жизненных проблем и обогащению жизненного опыта

Деятельность учителя есть метадеятельность (Ю.Н. Кулюткин) по управлению взаимодействием. Деятельность воспитателя есть целенаправленное взаимодействие с воспитанником, способствующее улучшению жизни.

Логика взаимодействия: проблема –поиск решения- совместный план- распределение заданий- совместное действие-результат-совместный анализ

Основной результат: опыт взаимодействия

Гуманистическая парадигма обозначает приоритет ребенка.

Образовательный процесс- со-действие саморазвитию ребенка. Деятельность воспитателя есть целенаправленное создание условий для саморазвития воспитанника.

Логика со-действия: пробуждение желаний-защита плана-самостоятельные действия-оказание помощи- демонстрация результата-самоанализ и самооценка

Основной результат: жизненная позиция воспитанника

Системный подход говорит о реальности как к системе, в которой основное место занимает совокупность взаимосвязанных компонентов, обладающая интегративными свойствами и обеспечивающая достижение образовательных результатов.

Важное место отдается целостности - синтетическому качеству педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём.

Качество образовательного процесса при этом определяется:

  • Достижением образовательных результатов, требуемых ФГОС- хорошие дети
  • Обеспечение целостности образовательного процесса (качество педагогической деятельности) - хорошие учителя
  • Наличие условий, обеспечивающих Достижение образовательных результатов (качество образовательной среды) –хорошая школа

Образовательный процесс – это целенаправленная искусственная (специально-организованная) система, обеспечивающая достижение образовательных результатов. Разрешение противоречий между целью и результатом.

Гуманитарная система, в основе которой взаимодействие ее субъектов. Решение противоречий между целями и потребностями (возможностями) учащихся, сложная самоорганизующаяся система.

Противоречия между целями и возможностями (потенциалом) учителя

есть взаимодействие педагогов и учащихся:

осуществляемое на определенной концептуальной основе (смыслообразующий компонент);

учитывающее особенности среды осуществления (средово-аналитический компонент);

определяющее образовательные цели и пути их достижения (целе-проектировочный компонент);

организованное на основе определенных норм, правил и требований (организационно-управленческий компонент);

  • подающее определенное содержание (информационно-содержательный компонент);

реализуемое с помощью педагогических технологий (технологический компонент);

предполагающее согласование действий и решение возникающих противоречий (коммуникационный компонент);

стремящееся к совершенствованию и повышению эффективности (системно-развивающий компонент).

РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА

на основе различных парадигм

Рассмотрим Иванова Ивана, учащегося 6 класса (2009 гр.), который регулярно объединяет вокруг себя одноклассников и портит имущество школы (разрисовывает стены в туалете, закидывает воздуховод в туалете туалетной бумагой), проявляет неуважение к классу и учителям (может появится на уроке с опозданием и шавермой в руках), наносит телесные повреждения более слабым физически одноклассникам, объясняя этой игрой, на которую все соглашались. Родители Иванова И. при этом идут на контакт и соглашаются на любые меры по преобразованию поведения ребенка, прислушиваются к рекомендациям.

Основным результатом, к которому надо стремиться согласно традиционной (технократическая) парадигме является преобразование воспитанника. Нужно воздействовать на Иванова И. с целью коррекции его качеств. А именно воспитывать уважение к чужому труду и чужим чувствам, сформировать у него такие ценности как уважение к другим людям, сострадание, стремление помочь. Возможно, например, попробовать привлечь к волонтерству, в установленных законодательством РФ, рамках, по согласованию с родителями.

Перед вовлечением к волонтерству, Иванову И. можно рекомендовать пройти диагностику у психолога, с целью возможным причин такого поведения. Далее, исходя, из результатов, составляется план дальнейшего общения с психологом и прочих мероприятий, направленных на формирования у Иванова понимания неправильности своего поведения. По окончании этих мероприятий производится анализ эффективности. Если преобразование Иванова И. не произошло необходима повторная диагностика (возможно с применением других методов). После этого следует продолжать мероприятия или искать новые.

Согласно гуманитарной парадигме, педагог и ребенок – равноправные субъекты образовательного процесса как межсубъектного взаимодействия по решению жизненных проблем и обогащению жизненного опыта. Основной результат – это опыт взаимодействия. В случае с Ивановым И. необходимо обсудить с ребенком и родителями, какую(-ие) проблемы они считают основными, почему, обсудить поиск решения.

Со слов матери Иванова основной проблемой Иванова И. является неуважение к старшим и их труду, непонимание ошибочности своего поведения. По мнению Иванова И. он ведет себя вполне нормально и его поступки сильно преувеличены, однако он признает, что является лидером и многие в классе поддаются его влиянию, а его поступки могут наносить вред.

Иванов И. согласен участвовать в волонтерстве совместно с мамой и если ему помогут привлечь к этому одноклассников, опасается, что им это может быть неинтересно, также он согласен на беседы с психологом.

В данном случае необходимо скоординировать мероприятия всех возможных участников, чтобы у Иванова И.появился опыт взаимодействия для достижениях социально полезных результатов. Тем самым лидерские качества Иванова И. будут реализованы без нарушения социальных норм и правил.

После получения результата необходим совместный анализ всех участников для оценки значимости мероприятия.

Гуманистическая парадигма фокусируется на приоритете ребенка.

Образовательный процесс- со-действие саморазвитию ребенка. Необходимо целенаправленное создание условий для саморазвития воспитанника. В данном случае возможно попробовать сделать запрос Иванову на то чтобы, возглавить какое-то внутришкольное движение, например: «Помощи синичкам» или «Борцов за чистоту и хорошее поведение», необходимо совместно с психологом, выяснить круг его интересов и какое подтверждение собственной значимости ему хотелось бы получить. Возможно, он ищет простой способ выделиться среди одноклассников. Необходимо, совместно с авторитетными для него людьми, демонстрируя примеры современности (ди-джеи, юмористы, Илон Маск и проч.), пробудить у него желание попробовать другой способ, убедив в его реальности и более высокой значимости, составить план действий, в котором будут зафиксированы его самостоятельные действия. Например, он составит график дежурств по школе среди одноклассников и организует такое дежурство. Очень важна последующая демонстрация результата. Одноклассники видят, что у Иванова получилось и помочь синичкам, их стало много прилетать и на этаже нет больше нарушений. Иванов И. устал и понял, что это незаметный труд, но очень непростой.

Проведена самооценка и самоанализ, в результате которых Иванов И. понял, как и куда направлять свою энергию, жизненная позиция воспитанника изменена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что система образования изначально призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Сохраняя накопленный положительный опыт, образовательные учреждения достаточно гибко реагируют на изменения социо-культурного контекста изучения различных предметов и вносят коррективы, как в саму систему обучения, так и в соответствующие методы.

В последнее время достаточно широко обсуждается вопрос об изменении всей идеологии образования: из репродуктивной она должна перерасти в идеологию развивающую, культуросообразную. Именно гуманистическая педагогика обусловливает отбор содержания образования, включающего не только знания по отдельным областям, но главное - умения (коммуникативные, интеллектуальные, творческие), способствующие становлению, самореализации личности.

Исходя из этого, приоритетным направлением системы образования сегодня является поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности учителя, способного быть не просто носителем и транслятором культуры, но и её активным, самоорганизующимся субъектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Образовательный процесс
  • Образовательные результаты
  • Парадигмы взаимодействия

3.1. Традиционная (технократическая)

3.2. Гуманитарная парадигма

3.3. Гуманистическая парадигма

4. Системный подход

5. Определение качества образовательного процесса

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА СОГЛАСНО ПАРАДИГМАМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Ведущей идеей цивилизованного общества, его главным гуманистическим смыслом является утверждение об отношении к человеку как высшей ценности бытия, созданию условий для развития его личности и роста духовного потенциала.

Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценности он придерживается, какие цели преследует, что побуждает его к деятельности. От этого зависит не только будущее самого человека, но и судьба России.

С развитием демократических процессов в нашем обществе повышается спрос на развитую, социально-активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

Но зачастую современная действительность с ее быстротечностью и изменчивостью обесцвечивает и обеззвучивает нашу духовную жизнь. Именно в ней самой скрываются причины дисгармонии чувств человека.

Вот почему школьное образование и воспитание сегодня должно принимать во внимание те явления, которые раньше корректировались естественной упорядоченностью жизненных ритмов. При этом важно место по-прежнемудолжно уделяться проектированию и реализация образовательного процесса, структурированию многообразия, построению идеальных теоретических моделей образовательного процесса и педагогической деятельности.

Материальная выгода и успешный бизнес, не признающий порой моральных мотивов, стал смыслообразующей ценностью молодого поколения Земли.

Хотя настоящие богатства содержатся в мировой науке, искусстве, литературе и самой природе – надо только суметь освоить их, сделать своим достоянием.

Под гуманитарной культурой человека, вообще, понимают совокупность черт и характеристик, способностей и достижений, которые определяют целостность его личности как носителя высших ценностей и смыслов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Для раскрытия темы важны такие основные понятия как:

Образовательный процесс- целенаправленная искусственная (специально-организованная) система, обеспечивающая достижение образовательных результатов.

Некоторые авторы дают понятие педагогическому процессу,как системе последовательно взаимосвязанных воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов (О.В. Морозова)

При этом педагогический (образовательный) процесс понимается как взаимодействие педагога и ребенка, направленное на достижение педагогических целей.

Подразумевается специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии

Образовательные результаты при этом разделяют на:

-личностные результаты, включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;

-метапредметные результаты, объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;

-предметные результаты, отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика).

Конкретные действия педагога в различных видах образовательной деятельности, которыми он руководствуется в качестве образца действия, определяет совокупность теоретических и методических предпосылок- ПАРАДИГМА.

Российские ученые — педагоги по-разному трактовали это определение. Одни определения педагогической парадигмы носят общенаучный характер, опираясь на теорию парадигмы Т.Куна (Б. М. Бим-Бад, В. В. Краевский, Н. А. Коршунова, Л. А. Микешина, Н. А. Савотина); другие — стремились расширить первоначальный смысл определения педагогической парадигмы, конкретизировать его, прилагая к раскрытию сущности парадигмы методологические, онтологические проблемы педагогической науки и проблемы образовательной практики (А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко); а третьи в своих работах пытались доказать обособленность, изолированность, несовместимость педагогической парадигмы с практикой решения педагогических практических задач, развести понятия «педагогическая теория» и «образование» (Валеев Г. Х., ЛызьН.А.).

Выделяют парадигмы взаимодействия, которые задают приоритетный характер отношений педагога и ребенка:

  • Традиционная (Технократическая)
  • Гуманитарная (поликультурная)
  • Гуманистическая (личностно-ориентированная)

Традиционная (технократическая) парадигма говорит о том, что педагогическая деятельность и педагогический процесс тождественны: целенаправленное воздействие на воспитанника, способствующее формированию, развитию, коррекции его качеств, адаптации к условиям окружающей жизни, ориентации в мире ценностей. Ребенок- объект деятельности учителя.

Логика воздействия: идеал-диагностика-план-понимание-действие-результат-анализ

Основной результат: преобразование воспитанника

Гуманитарная парадигма говорит о том, что педагог и ребенок – равноправные субъекты образовательного процесса как межсубъектного взаимодействия по решению жизненных проблем и обогащению жизненного опыта

Деятельность учителя есть метадеятельность (Ю.Н. Кулюткин) по управлению взаимодействием. Деятельность воспитателя есть целенаправленное взаимодействие с воспитанником, способствующее улучшению жизни.

Логика взаимодействия: проблема –поиск решения- совместный план- распределение заданий- совместное действие-результат-совместный анализ

Основной результат: опыт взаимодействия

Гуманистическая парадигма обозначает приоритет ребенка.

Образовательный процесс- со-действие саморазвитию ребенка. Деятельность воспитателя есть целенаправленное создание условий для саморазвития воспитанника.

Логика со-действия: пробуждение желаний-защита плана-самостоятельные действия-оказание помощи- демонстрация результата-самоанализ и самооценка

Основной результат: жизненная позиция воспитанника

Системный подход говорит о реальности как к системе, в которой основное место занимает совокупность взаимосвязанных компонентов, обладающая интегративными свойствами и обеспечивающая достижение образовательных результатов.

Важное место отдается целостности - синтетическому качеству педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём.

Качество образовательного процесса при этом определяется:

  • Достижением образовательных результатов, требуемых ФГОС- хорошие дети
  • Обеспечение целостности образовательного процесса (качество педагогической деятельности) - хорошие учителя
  • Наличие условий, обеспечивающих Достижение образовательных результатов (качество образовательной среды) –хорошая школа

Образовательный процесс – это целенаправленная искусственная (специально-организованная) система, обеспечивающая достижение образовательных результатов. Разрешение противоречий между целью и результатом.

Гуманитарная система, в основе которой взаимодействие ее субъектов. Решение противоречий между целями и потребностями (возможностями) учащихся, сложная самоорганизующаяся система.

Противоречия между целями и возможностями (потенциалом) учителя

есть взаимодействие педагогов и учащихся:

осуществляемое на определенной концептуальной основе (смыслообразующий компонент);

учитывающее особенности среды осуществления (средово-аналитический компонент);

определяющее образовательные цели и пути их достижения (целе-проектировочный компонент);

организованное на основе определенных норм, правил и требований (организационно-управленческий компонент);

  • подающее определенное содержание (информационно-содержательный компонент);

реализуемое с помощью педагогических технологий (технологический компонент);

предполагающее согласование действий и решение возникающих противоречий (коммуникационный компонент);

стремящееся к совершенствованию и повышению эффективности (системно-развивающий компонент).

РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА

на основе различных парадигм

Рассмотрим Иванова Ивана, учащегося 6 класса (2009 гр.), который регулярно объединяет вокруг себя одноклассников и портит имущество школы (разрисовывает стены в туалете, закидывает воздуховод в туалете туалетной бумагой), проявляет неуважение к классу и учителям (может появится на уроке с опозданием и шавермой в руках), наносит телесные повреждения более слабым физически одноклассникам, объясняя этой игрой, на которую все соглашались. Родители Иванова И. при этом идут на контакт и соглашаются на любые меры по преобразованию поведения ребенка, прислушиваются к рекомендациям.

Основным результатом, к которому надо стремиться согласно традиционной (технократическая) парадигме является преобразование воспитанника. Нужно воздействовать на Иванова И. с целью коррекции его качеств. А именно воспитывать уважение к чужому труду и чужим чувствам, сформировать у него такие ценности как уважение к другим людям, сострадание, стремление помочь. Возможно, например, попробовать привлечь к волонтерству, в установленных законодательством РФ, рамках, по согласованию с родителями.

Перед вовлечением к волонтерству, Иванову И. можно рекомендовать пройти диагностику у психолога, с целью возможным причин такого поведения. Далее, исходя, из результатов, составляется план дальнейшего общения с психологом и прочих мероприятий, направленных на формирования у Иванова понимания неправильности своего поведения. По окончании этих мероприятий производится анализ эффективности. Если преобразование Иванова И. не произошло необходима повторная диагностика (возможно с применением других методов). После этого следует продолжать мероприятия или искать новые.

Согласно гуманитарной парадигме, педагог и ребенок – равноправные субъекты образовательного процесса как межсубъектного взаимодействия по решению жизненных проблем и обогащению жизненного опыта. Основной результат – это опыт взаимодействия. В случае с Ивановым И. необходимо обсудить с ребенком и родителями, какую(-ие) проблемы они считают основными, почему, обсудить поиск решения.

Со слов матери Иванова основной проблемой Иванова И. является неуважение к старшим и их труду, непонимание ошибочности своего поведения. По мнению Иванова И. он ведет себя вполне нормально и его поступки сильно преувеличены, однако он признает, что является лидером и многие в классе поддаются его влиянию, а его поступки могут наносить вред.

Иванов И. согласен участвовать в волонтерстве совместно с мамой и если ему помогут привлечь к этому одноклассников, опасается, что им это может быть неинтересно, также он согласен на беседы с психологом.

В данном случае необходимо скоординировать мероприятия всех возможных участников, чтобы у Иванова И.появился опыт взаимодействия для достижениях социально полезных результатов. Тем самым лидерские качества Иванова И. будут реализованы без нарушения социальных норм и правил.

После получения результата необходим совместный анализ всех участников для оценки значимости мероприятия.

Гуманистическая парадигма фокусируется на приоритете ребенка.

Образовательный процесс- со-действие саморазвитию ребенка. Необходимо целенаправленное создание условий для саморазвития воспитанника. В данном случае возможно попробовать сделать запрос Иванову на то чтобы, возглавить какое-то внутришкольное движение, например: «Помощи синичкам» или «Борцов за чистоту и хорошее поведение», необходимо совместно с психологом, выяснить круг его интересов и какое подтверждение собственной значимости ему хотелось бы получить. Возможно, он ищет простой способ выделиться среди одноклассников. Необходимо, совместно с авторитетными для него людьми, демонстрируя примеры современности (ди-джеи, юмористы, Илон Маск и проч.), пробудить у него желание попробовать другой способ, убедив в его реальности и более высокой значимости, составить план действий, в котором будут зафиксированы его самостоятельные действия. Например, он составит график дежурств по школе среди одноклассников и организует такое дежурство. Очень важна последующая демонстрация результата. Одноклассники видят, что у Иванова получилось и помочь синичкам, их стало много прилетать и на этаже нет больше нарушений. Иванов И. устал и понял, что это незаметный труд, но очень непростой.

Проведена самооценка и самоанализ, в результате которых Иванов И. понял, как и куда направлять свою энергию, жизненная позиция воспитанника изменена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что система образования изначально призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Сохраняя накопленный положительный опыт, образовательные учреждения достаточно гибко реагируют на изменения социо-культурного контекста изучения различных предметов и вносят коррективы, как в саму систему обучения, так и в соответствующие методы.

В последнее время достаточно широко обсуждается вопрос об изменении всей идеологии образования: из репродуктивной она должна перерасти в идеологию развивающую, культуросообразную. Именно гуманистическая педагогика обусловливает отбор содержания образования, включающего не только знания по отдельным областям, но главное - умения (коммуникативные, интеллектуальные, творческие), способствующие становлению, самореализации личности.

Исходя из этого, приоритетным направлением системы образования сегодня является поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности учителя, способного быть не просто носителем и транслятором культуры, но и её активным, самоорганизующимся субъектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выполнявших исследовательский проект по теме: "Золотое сечение в математике, природе, архитектуре и живописи"

Актуальность использования исследовательской работы на уроках свидетельствуют те аргументы, что повышается мотивация учащихся к изучению предмета....

Методическая разработка «Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися 14-15 лет в соответствии с возрастными особенностями»

Методическая разработка «Психолого - педагогическое объяснение  специфики  восприятия и          освоения учебного материала обучающимися 1...

Методическая разработка "Психолого -педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста....

Методическая разработка по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"

Презентация по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"...

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного  процесса....

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...