Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
методическая разработка по психологии

Шадрина Любовь Викторовна

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного  процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного  процесса

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Именно в наших силах и наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Потому что психологический комфорт в школе  -это важное условие эффективности обучения и воспитания.

Проблема эмоциональной комфортности в школе тесно связана с проблемой педагогического взаимодействия (учитель-ученик, учитель-родитель,…).

Психолого-педагогическое взаимодействие – это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.

Типы психолого-педагогическое взаимодействия:

Сотрудничество Это совместное определение цел, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль и оценка результатов работы,. Это наиболее эффективный тип взаимодействия, который характеризуется гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями, совместными действиями.

Диалог Такой тип взаимодействия  обладает большим воспитательным потенциалом: диалог помогает участникам педагогического процесса лучше узнать друг друга, понять и мысленно встать на позицию другого человека, обменяться мнениями, прийти к согласию. Условия эффективности диалога - открытость, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Соглашение В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли и функциях в той или иной деятельности для достижения результата совместной деятельности. Соглашение в отличие от сотрудничества характеризуется нейтральным отношением сторон друг к другу.

Опека Это забота одной стороны о другой (учителя об учениках), когда одни действуют по преимуществу как передатчики, а другие - как потребители готового опыта, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер, в результате у школьников может сформироваться односторонне-потребительская позиция.

Подавление Это пассивное подчинение одной стороны другой, что проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, что и как сделать. Подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, формирует у одних - пассивность, приспособление, неуверенность, у других - деспотичность, агрессию по отношению к людям. Подавление вселяет в учеников страх, неприязнь к педагогу, поэтому учитель должен отказаться от взаимодействия, основанного на подавлении.

Индифферентность (безразличие)        Характерны нейтральные формальные отношения. Этот тип взаимодействия при неправильной организации деятельности и отношений может перейти  к следующему типу взаимодействия - конфронтации.

Конфронтация -  это скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения, психологической несовместимости людей. Задача педагога - найти способы перехода к диалогу, соглашению.

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может сопутствовать всем другим типам взаимодействия и носит, как правило, временный характер. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов участников взаимодействия. Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Конфликт требует обязательного разрешения. Разрешение конфликта может идти в различных направлениях и переходить в конфронтацию (открытая борьба за свои интересы), подавление (одна сторона поступается своими интересами), соглашение (взаимные уступки), сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон).

Все типы взаимодействия взаимосвязаны, необходимо учитывать конкретные условия при выборе оптимального типа взаимодействия.

В  основе психолого-педагогического взаимодействия лежат следующие принципы:

- принцип системного подхода к методам психологической диагностики и воздействия на личность, учета как возрастных и индивидуально-личностных особенностей, так и специфики социально-педагогической ситуации развития;

- принцип субъектности, предполагающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности;

- принцип амплификации психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности;

- принцип деятельности, центральным положением которого является роль деятельности в психическом развитии ребенка. Данный принцип означает, что ведущим способом процесса развития эмоционального интеллекта школьников является организация взрослым активной деятельности ребенка и создание условий, в которых бы активизировались его проявления;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется ведущей ролью, которую играет семья, педагоги, ближайший круг общения ребенка в его развитии.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

1)        Ребенок – ребенок:

свободно общается  со сверстниками;

приобщается к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками  (в том числе моральным);

развивает передачу образов с помощью средств невербальной,   интонационной и языковой  выразительности;

самовыражается  через  совместную творческую деятельность;

учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;

учится договариваться, конструктивно разрешать  конфликтные ситуации.

2)      Родитель – ребенок:

признание прав и свобод ребенка,

сотрудничество,

сопереживание и поддержка,

обсуждение ситуации через диалог,

гибкое введение ограничений.

3)        Педагог - ребенок:

признание ценности личности ребенка;

признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;

выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

приоритет личностного развития, когда   воспитание   и  обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

ориентация  на  социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

диалоговое взаимодействие с ребенком;

актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;

активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;

создание  условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.    

4)        Педагог - родитель:                                        

добровольность в сотрудничестве.

искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;

уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;

уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).  

конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).            

5)        Педагог – педагог - администрация:

развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

демократичность в общении;

сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и  взаимообогащения;

учитывание  личностных и профессиональных качеств участников общения;

проявление  участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Формы психолого-педагогического взаимодействия

Формы психолого-педагогического взаимодействия можно классифицировать в зависимости от преимущественно используемого средствами – учение, игры, труда, общения

- формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультация )

- игровые формы (имитация, соревнования)

- формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп)

- формы общения (прямое, опосредованное)

Личностные качества, которыми должен обладать педагога при взаимодействии с учащимися:

  •  способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность, -- --Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний учащегося, принимать его индивидуальность во всех его проявлениях.
  • Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. -Развивать в себе способность воспринимать учащегося как постоянно изменяющуюся в развивающуюся личность.

Типичные ошибки, которые делают проблематичным взаимоотношение между педагогом и учащимся:

1. Педагог в обращении ориентирован на себя, а не на учащегося.

2. Педагог невнимательно слушает.

 Психологический механизм приема «имя собственное»

Когда к человеку обращаются и при этом произносят его имя, то таким образом вольно или невольно показывают внимание к данной личности, а это утверждение данной личности. От этого возникает чувство удовлетворения, связанное с положительными эмоциями ,и, как следствие, — притяжение к источнику положительных эмоций и достижение расположенности (формирование аттракции).

Прием "зеркало отношений" или "зеркало души"

Доброе и приятное лицо человека, легкая улыбка обладают способностью "притягивать" к себе, формировать аттракцию. Действительно, человек чаще по-доброму и приятно улыбается людям, к которым относится с искренней симпатией.

Располагать к себе людей — коллег, родителей и учащихся — это профессиональная обязанность педагога, продиктованная не должностной инструкцией, а характером его труда. Следовательно, использовать приемы формирования аттракции — тоже профессиональная обязанность педагога.

Психологический прием «золотые слова» (комплименты)

Так, если человек много раз услышал, что у него "золотые" руки, "удивительная способность видеть прекрасное там, где его другие не видят", "

Основные условия грамотного общения педагог – родитель:

- единства понятийного аппарата;

- учета уровня интеллекта;

- полноты информации;

- логичности изложения;

- концентрации внимания.

Ответственность за провал или успех встречи лежит на учителе, так как он профессионал.

Стереотипы поведения родителей в конфликтной ситуации:

Тип «паровой каток».

- Тип «скрытый агрессор».

- Тип «разгневанный ребенок».

 - Тип «жалобщик».

- Тип «молчун»/ «тихоня».

- Тип «сверхпокладистый».

Как избавиться от негативных чувств и улучшить самочувствие?

Упражнение «Настроение».

- Упражнение «Резервуар». В беседе с родителем сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”.

- Упражнение «Встань на место другого». Поставьте себя на место другого человека и, формулируя вопрос от первого лица, спросите себя:

• О чем я думаю?

• Что я чувствую?

• Чего я хочу?

Задавая эти вопросы, вы увидите ситуацию глазами другого человека, и в вас проснется эмпатия, благодаря чему вы получите более широкий выбор действий в отношении общения с ним. Даже если вы с ним не согласны, вам все равно будет легче взаимодействовать, поскольку вы четко понимаете, на чем основана его точка зрения.

- «Противострессовое дыхание». Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 2

Психолого - педагогическое взаимодействие – это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.

Слайд 3

Типы взаимодействия: сотрудничество; диалог; соглашение; опека; подавление; индифферентность; конфронтация; конфликт.

Слайд 4

Принципы психолого-педагогического взаимодействия: принцип системного подхода ; принцип субъектности; принцип амплификации; принцип деятельности; принцип активного привлечения.

Слайд 5

Модели взаимодействия участников образовательного процесса: Ребенок – ребенок. Родитель – ребенок. Педагог – ребенок. Педагог – родитель. Педагог – педагог – администрация.

Слайд 6

Формы психолого-педагогического взаимодействия: формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультация); игровые формы (имитация, соревнования); формы трудовой деятельности (ученические объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп); формы общения (прямое, опосредованное)

Слайд 7

Требования к личностным качествам педагога при взаимодействии с учащимися: Обладать способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность, даже если этот учащийся доставляет огорчения или вызывает чувство досады. Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося, принимать его индивидуальность во всех его проявлениях. Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. Никакие насильственные меры не только не ведут к исправлению, перевоспитанию, но, напротив, усиливают многие дефекты личности учащегося. Развивать в себе способность воспринимать учащегося как постоянно изменяющуюся и развивающуюся личность.

Слайд 8

Типичные ошибки, которые делают проблематичным взаимоотношение между педагогом и учащимся. Педагог в обращении ориентирован на себя, а не на учащегося. 2. Педагог невнимательно слушает.

Слайд 9

Психологические приемы достижения расположения учащихся. - Прием «Имя собственное». - Прием «Зеркало отношений». - Прием «Золотые слова». - Прием «Терпеливый слушатель». - Прием «Личная жизнь».

Слайд 10

Педагог вступает в педагогическое общение с родителем, чтобы: - получить информацию от родителей об индивидуальных особенностях ребенка; - дать оценку деятельности ребенка; - что-либо порекомендовать, посоветовать.

Слайд 11

Условия, способствующие пониманию родителями той информации, которую доводит до них педагог: - единства понятийного аппарата; - учета уровня интеллекта; - полноты информации; - логичности изложения; - концентрации внимания.

Слайд 12

Стереотипы поведения родителей в конфликтной ситуации: - Тип «паровой каток». - Тип «скрытый агрессор». - Тип «разгневанный ребенок». - Тип «жалобщик». - Тип «молчун»/ «тихоня». - Тип «сверхпокладистый».

Слайд 13

Как избавиться от негативных чувств и улучшить самочувствие? -Упражнение «Настроение». - Упражнение «Резервуар». - Упражнение «Встань на место другого». - «Противострессовое дыхание». Техники активного воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для учителя словесности должен способствовать главному: разви...

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

В презентации рассматриваются субъекты образовательного процесса, характеристика и типы взаимодействия, техники и приемы активного слушания....

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, д...

Психолого-педагогические аспекты взаимодействия образовательной организации с родителями в современных условиях

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное...

«Программа психолого- педагогического сопровождения детей участников СВО».

quot;Программа психолого-педагогического сопровождения детей участников  СВО"...