Консультация для родителей: «Ваш ребенок поступает в первый класс».
учебно-методический материал на тему

Обыдина Елена Геннадьевна

В данной консультации родителям объясняется, что такое психологическая готовность к школе и что она предполагает (развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики руки, пространственных представлений). Так же объяснено, какой должен быть уровень речевого развития, чтобы ребенок был успешен в обучении. Даны конкретные задания и упражнения, чтобы проверить знания своего ребенка и научить тому, что он еще не умеет делать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.2.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Ваш ребенок поступает в  первый класс».

    Вы не успели оглянуться, а Ваш ребенок стоит на пороге школы. И Вы даже не предполагаете, сколько должен знать и уметь Ваш ребенок, чтобы быть успешным учеником.

                           Психологическая готовность к школе.

                     Социально – психологическая готовность к школе:

  • должен понимать, что в школу ходить необходимо, потому что он будет получать новые знания;
  • он должен внимательно слушать, спрашивать непонятное;
  •  уметь общаться со сверстниками и взрослыми, уметь находить выход из тяжелых ситуаций.
  • должен выдерживать урок и не мешать остальным детям;

Развитие школьно – значимых психологических функций.

  1. Логическое мышление.

   Ребенок должен  находить сходства и различия разных предметов, правильно объединять предметы в группы по существенным признакам, исключать лишний предмет, понимать переносное значение словосочетаний (золото сердце, светлая голова).

  1. Произвольное внимание.

Ребенок должен в течение 15 – 20 минут внимательно и продуктивно выполнять задания.

  1. Развитие произвольной памяти.

Способность запоминать, соотносить запоминаемый материал с конкретной ситуацией, заданием.

  1. Развитие мелких мышц руки.

Ребенок должен хорошо владеть карандашом, выполнять штриховку, обводку, лепить из пластилина, пользоваться ножницами, конструировать, копировать узоры, выполнять графические диктанты.

  1. Пространственные представления.

Умение определить выше – ниже, вперед – назад, слева – справа, сзади – впереди, вверху – внизу; ориентироваться на листе бумаги; понимать значение предлогов.

                                 Развитие речи.

  • Правильно произносить все звуки.
  • Без ошибок повторять слова сложной слоговой структуры (велосипедист, температура, космонавт).
  • Безошибочно различать на слух схожие по произношению звуки (почка – бочка, горка – корка, миска – мишка).
  • Подбирать слова на заданный звук.
  • Определять место звука в слове (начало, середина, конец), назвать последовательность звуков.
  • Найти на сюжетной картинке предметы с заданным звуком.
  • Различать: гласные – согласные звуки, твердые – мягкие, звонкие – глухие.
  • Уметь делить слова на слоги и выделять нужный слог (любой из слогов – первый…пятый), выделять ударный слог (он всегда произносится громче).

   Рекомендуется учить детей делить слова на слоги, подставляя руку под бороду. При произнесении гласных звуков, борода будет ударять руку. Сколько ударов – столько слогов.

  • Уметь составлять предложения из 3 – 5 слов (по картинке, вопросу).

                 Можно поиграть с ребенком:

  • по Вашим подсказкам удлинять предложение.

Девочка идет с зонтиком.

Девочка идет с (каким зонтиком?) ярким зонтиком.

Девочка идет (по чему?) по дорожке с ярким зонтиком.

(Какая девочка?) Веселая девочка идет по дорожке с ярким зонтиком.

Веселая девочка (как идет?) быстро идет по дорожке с ярким зонтиком.

  • придумай конец предложения (Ребята вернулись домой, потому что…).  
  • Составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, на заданную тему.
  • Умение пересказывать (сказку, мультфильм).
  • Умение рассказать о различных событиях.
  • Ребенок должен пользоваться всеми частями речи (существительными, глаголами, числительными, прилагательными, местоимениями, наречиями, союзами, предлогами).
  • Предложите ребенку игру: подберите вместе с ребенком слова – родственники, которые будут разными частями речи:

рыба, рыбка, рыбешка, рыбак, рыболов, рыбный (суп),

                  рыбацкая (сеть), рыболовное (судно), рыбачить.

     Если Вы будете с ребенком выполнять это сложное задание, то он быстро научиться подбирать проверочные слова для безударной гласной, научится словообразованию слов, расширит свой словарь, ему будет легче учиться.

  • Уметь обобщать предметы (овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и т. д.).

                      Можно предложить такие игры:

  • назвать четыре предмета – три одной лексической группы, один лишний; объясни, что лишнее и почему (коза, лось, корова, конь);
  • назови маму, папу и детёныша (конь, лошадь, жеребёнок, жеребята);
  • назови одним словом (пчела, оса, муравей, жук) и продолжи ряд;
  • игра кто с кем? (дельфин с дельфинёнком, кит с китёнком, лиса с лисёнком);
  • отгадай загадку; описать любой предмет, отгадать, что за предмет (зубастый, хищный, живёт в воде, в Африке, зелёный – крокодил). А потом ребенок загадывает загадку Вам.

  • Подбирать прилагательные к существительным (яблоко красное, сочное, спелое, душистое).
  • Это задание можно выполнить по – другому: назвать несколько прилагательных, а ребенок должен отгадать, что это за предмет (рыжая, пушистая, быстрая, ловкая – белка).
  • Подбор глаголов к существительному (яблоко падает, зреет, спеет, пахнет; врач лечит, слушает, выписывает).
  • Подобрать несколько глаголов, а ребенок отгадывает предмет (ласкается, лижется, ловит, мяукает – кошка). Также ребенок загадывает Вам такую же загадку.
  • Назови живые и неживые предметы, которые летают, плавают, бегают (бежит – мальчик, зверь, человек; бежит – время, дорожка, вода).
  • Единственное и множественное число глаголов (мальчик бежит – мальчики бегут, шар летит – шары летят).
  • Настоящее, прошедшее и будущее времена глаголов (девочка (что делает?) читает, (что делала?) читала, (что будет делать?) читать).

   Это сложные задания, но если Вы поиграете с ребенком, ему будет проще усвоить этот материал в школе.

  • Подбирать синонимы и антонимы (друг – товарищ – приятель; друг –

враг – противник).

  • Называть предметы во множественном числе (яблоко – яблоки) и по – другому: Вы называете множественное число, а ребенок единственное.
  • Образовывать уменьшительно – ласкательное значение (береза – березка – березонька) и по – другому: сделать предмет огромным (глаз – глазище, рука – ручище, паук – паучище).
  • Согласовывать прилагательные с существительными (кожаная куртка (ж.р.), кожаное пальто (ср.р.), кожаный пиджак (м.р.), кожаные сапоги (мн.ч.). Предложите ребенку такое задание: Вы даете прилагательное в определенном роде и числе, а ребенок называет существительное (и наоборот).
  • Согласование существительных и прилагательных с числительными

(одно яблоко, два яблока, пять яблок; одна спелая груша, две спелых

 груши, пять спелых груш).

  • Владение предлогами (на, в, из, с, со, по, под, над, из – под, за, из – за, между, около).
  • Предложите словосочетания, пропуская предлог, а ребенок отвечает, что пропущено (сидит окошке – на, бежит дорожке – по).
  • Образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный сок, платье из шерсти – шерстяное платье).
  • Образование глаголов при помощи приставок (машина уехала, подъехала, съехала, переехала, заехала, отъехала).

                Представление об окружающем мире.

  • Ребенок должен называть домашний адрес, телефон, ФИО свое и родителей, свою дату рождения, сколько членов семьи, знать, где работают родители, дедушки – бабушки и чем они занимаются.
  • Иметь общие понятия о различных профессиях, об овощах и фруктах, животных (диких, домашних, африканских, холодных стран), транспорте (воздушном, наземном, водном), предметах (посуде, мебели, одежде), продуктах питания.
  • Знать времена года, называть сезоны и явления, сравнивать их. Знать месяцы разных времен года.
  • Знать дни недели, их последовательность, частей суток (утро, день, вечер, ночь). Не путать представления вчера, сегодня, завтра.

     Элементарные математические представления.

  • Владеть прямым и обратным счетом в пределах десяти.
  • Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
  • Знание цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
  • Знание знаков +,  – , =.
  • Соотносить цифру и количество предметов.
  • Знание основных и оттеночных цветов, геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник).
  • Умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
  • Умение сравнивать предметы по величине.

        И еще очень важное!

      Обратите внимание на то, умеет ли Ваш ребенок играть в сюжетно – ролевые игры, в игры с правилами, как оценивает свой проигрыш и соблюдает ли правила игры, играет он один или со сверстниками, оценивает ли свои поступки, вступает ли в разговор со старшими, есть ли любимые игры, книжки, мультфильмы, занятия.

      Вы с Вашим ребенком хорошо справились с заданиями? Вам было интересно? Значит, Ваш ребенок будет правильно писать и говорить! И ему будет проще и интереснее учиться в школе!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Если ребенок плохо говорит"

Материалы консультационных занятий для родителей при обращении в консультационный пункт...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью....

Консультация для родителей "Леворукий ребенок"

Консультация для родителей "Леворукий ребенок"...

Консультация для родителей «Учите ребенка сочинять стихи»

Хочу рассказать о том, как можно развивать стихотворное творчество у детей дошкольного возраста. Цель при этом – не получение  шедевров от ребёнка, а его развитие....

Консультация для родителей "Развитие ребенка от 2 до 3 лет"

Развитие ребенка от 2 до 3 лет.          О возрасте… Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш - вполне самостоятельный человечек. Человечек, умеющий думать, переживат...

Консультация для родителей "Разбалованный ребенок: как исправить ошибки?"

Разбалованный ребенок:  как исправить ошибки?  Избалованность ребенка проистекает из безграничной любви родителей, которые хотят сделать жизнь своего крохи сплошным праздником, а для этого у...