Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"
материал по теме

Лянная Юлия Юрьевна

Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_detey_k_shkolekonsultaciya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

       

Консультация для родителей :

« Готовность ребенка к обучению в школе»

подготовила и провела

педагог-психолог ГБОУ д/с №1764

компенсирующего вида

Лянная Ю.Ю.

       Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную (личностную, мотивационную) готовность к обучению в школе.

       Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.

       Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

        ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям.

         В медицинской карте будущих первоклассников содержаться достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д.), но при этом практически ничего не говориться о состоянии нервной системы. Между тем по данным петербургских ученых у 40-60% детей 6-8-летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). Значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами (А.И.Захаров, А.С.Спиваковская и др.).

          С точки зрения психического развития, эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса:

  1. снижение функций памяти и внимания,
  2. повышенная утомляемость,
  3. раздражительность,
  4. трудности в общении со сверстниками,
  5. гиперактивность или медлительность,
  6. трудности в принятии учебной задачи,
  7. снижение самоконтроля.

По результатам психодиагностического обследования эти дети могут иметь нормальный (средний) уровень готовности, но в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной нагрузки у них  появляются специфические трудности, «сбои» в учебной работе; успешность усвоения знаний ниже, чем у одноклассников, не имеющих отклонений в функционировании нервной системы.

          Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в тоже время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

             Нужно помнить, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а  другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.

              Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

             СОЦИАЛЬНАЯ (МОТИВАЦИОННАЯ, ЛИЧНОСТНАЯ) ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

              Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции – одна из важнейших составляющих мотивационной «готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка  и правила поведения в школе будут ему втягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.

                 О мотивационной готовности можно узнать по специальным методикам или вопросам типа: «Хочешь ли ты в школу?», «Как ты думаешь, что интересного будет в школе?».

             

   ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ включает: интеллектуальную готовность, произвольную (волевую) готовность и сформированность зрительно- моторной  координации.

  1. Интеллектуальная готовность – это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку быстро научиться читать, считать, решать задачи «про себя», во внутреннем плане.
  1. Восприятие: ребенок должен знать основные цвета и 2-3 оттенка каждого, различать разновидности геометрических фигур, сопоставлять по величине 10 и более предметов.
  2. Внимание: объем внимания 3-4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания 5-7 минут.
  3. Память не должна быть механической, поэтому надо учить ребенка самым простым приемам запоминания( создание образов, о которых идет речь; выделение главных и второстепенных деталей).
  4. Мышление: дошкольник должен уметь делать простые обобщения.
  5. Воображение: ребенок может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции, сочинять сказку или историю на заданную тему.
  6. Словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов.
  1. Произвольная (волевая) готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Это не только умение детей слушаться, но и умение  слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

  1. Зрительно-моторная координация: ребенку в процессе учебы часто приходиться одновременно смотреть на предмет ( например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы леворукого ребенка при обучении в школе

С какими проблемами сталкивается леворукий ребенок, попадая в общеобразовательную школу, по умолчанию ориентированную на правшей?......

Готовность ребенка к обучению в школе.

Что такое школьная готовность. В чем проблема "незрезых" детей. Советы родителям от учителей начальных классов. Личностная готовность. Волевая готовность. Умственная готовность. Положительное отношен...

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, сп...

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, сп...

Подготовка незрячего ребенка к обучению в школе.

Рекомендации касаются как учебной, так и социальной реабилитации. Они помогают понять, отличаются ли когнитивные возможности незрячего и зрячего ребенка. Узнать, какие аспекты школьной жизни могут выз...

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...