Подготовка незрячего ребенка к обучению в школе.
статья по теме

Никитина Анна Анатольевна
Рекомендации касаются как учебной, так и социальной реабилитации. Они помогают понять, отличаются ли когнитивные возможности незрячего и зрячего ребенка. Узнать, какие аспекты школьной жизни могут вызвать эмоциональный стресс у ребенка и как побороть его страхи и предубеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_nezryachego_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Система среднего образования несет ответственность за всех детей, в том числе и за незрячих. По всему миру распространяется интегрированный подход к обучению, подразумевающий, что дети-инвалиды посещают обычные школы. Это значит, что учителя должны знать потребности и возможности слепых и слабовидящих детей. И познакомиться с ними они должны заранее. Когда ребенок уже пришел в класс, поздно задумываться о специфике подхода к его обучению.

В свою очередь родители тоже несут ответственность за подготовку ребенка к школе, его начальное образование. Поэтому, изложенные ниже рекомендации, будут полезны и учителям, и родителям.

Рекомендации касаются как учебной, так и социальной реабилитации. Они помогают понять, отличаются ли когнитивные возможности незрячего и зрячего ребенка. Узнать, какие аспекты школьной жизни могут вызвать эмоциональный стресс у ребенка и как побороть его страхи и предубеждения.

Когда ребенок достигает шестилетнего возраста родители думают о том в какую школу он пойдет. Перед ними встает вопрос о том, как готовить его к школе, что нужно для того, чтобы он смог успешно учиться мы хотели бы поговорить о системе подготовки слепого к школе, о специфических и неспецифических трудностях, возникающих у детей при поступлении в школу.

Поступление в школу является для ребенка шагом к признанию его новой социально значимой позиции. В школе дети включаются в новую деятельность, которая оценивается и самим ребенком, и взрослым как серьезная деятельность, имеющая общественное признание.

Момент перехода в школу, несмотря на подготовку, ведущуюся в семье, всегда представляет для ребенка трудности, вызванные новыми условиями, новыми, более регламентированными требованиями, повышением ответственности за свою работу.

Дети должны научиться подчиняться требованию учителя, вне зависимости от наличия интереса к работе, уметь организовывать свою деятельность в соответствии с заданиями учителя.

Все эти качества необходимо начать воспитывать уже в семье, так как даже применение и использование сформированных умений в новых условиях представляют для детей огромные трудности.

Эти трудности усугубляются вторичными нарушениями психологического развития, вызванными слепотой (слабая ориентировка в пространстве, недостатки в развитии моторики и так далее), а также часто встречающимися, неспецифическими для слепоты нарушениями (пониженная работоспособность, повышенная утомляемость и возбудимость). Эти нарушения часто исчезают в дошкольном возрасте и их преодоление остается задачей также и школьного периода обучения.

Программы по которым ведется работа в школах для слепых детей в настоящее время требуют от детей, поступающих в школу, не только наличия большого объема знаний, но также и умения использовать в своей деятельности определенные способы работы с учебным материалом. Овладение этими способами работы предполагает умение управлять своим поведением, систематически выполнять умственную работу в условиях коллектива класса под руководством учителя, то есть наличие уровня психического развития, характеризуемого как готовность к школьному обучению.

Зрение представляет собой сложную форму образного отражения непосредственного окружающего мира. Содержание человеческого сознания во многом состоит из того, что человек видел, слышал, осязал и т. д. В этом смысле зрение как источник непосредственного знания об окружающем мире занимает преимущественное место среди других органов чувств, таких, как слух, осязание, обоняние, вкус. Отсюда становится понятным, что слепой ребенок лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90 процентов всей поступающей информации проходит через зрительный орган. Отсутствие зрения существенно обедняет содержание человеческого сознания, его представлений об окружающем мире.

При этом следует учитывать еще и то, что психика отражает окружающий мир и тем самым выступает связующим звеном между человеком и миром. Взаимосвязь эта осуществляется через поведение человека и его деятельность. В этом смысле психика является «зеркалом», т. е. отражением, и, что особенно важно, регулирует все человеческое поведение. Зрение же выступает как его наиболее гибкий регулятор. Все сбои в нашем поведении так или иначе связаны с неточностями отражения. Человек бежит по коридору и вдруг падает, задев ногой предмет, стоящий на его пути. Он упал (сбой) именно потому, что не заметил какой – либо предмет (неточность отражения). Таким образом, отсутствие зрения приводит не только к получению ограниченной информации, но и к существенным затруднениям в регуляции внешнего поведения, что выражается в многочисленных сбоях.

Два наиболее типичных последствия слепоты - бедность полученной информации и трудности в регуляции поведения. Типичным проявлением нарушения регуляции поведения являются трудности свободного общения слепого ребенка со сверстниками и взрослыми, что способствует его изоляции не только в обществе, но и в семье.

Что я могу сделать, чтобы незрячему ребенку было комфортно в моем классе?

1. Не стесняйтесь использовать слова «смотреть» и «видеть». В речи незрячего ребенка они занимают такое же место, что и у зрячих детей. Он только не употребляет их для обозначения собственного восприятия, а в отношении повседневной жизни они сохраняют для него свое значение. Например, «увидимся позже», «рад тебя видеть» и т. п. Конечно, все зависит от того, научили ли его родители употреблять эти слова. Но рекомендации однозначны — для успешной социализации незрячий ребенок должен их знать и правильно употреблять.

2. Знакомя незрячего ребенка с классом, делайте это так же, как и в случае со зрячим учеником. Представьте его и предложите детям задать новому однокласснику вопросы. Помогите ребенку преодолеть стеснительность и ответить на эти вопросы.

3. Познакомьте незрячего ученика со всеми видами деятельности, которыми занимаются дети в школе (физическими упражнениями, играми, и, конечно, учебными предметами).

4. Временами всем детям хочется быть в центре внимания (например, стать капитаном команды). Стимулируйте незрячего ребенка к лидерству, как и других детей. Каждого ребенка нужно научить работать в команде, стремиться к успеху, не расстраиваться из-за возможного поражения, а пытаться выполнить задачу вновь, но другими способами.

5. К незрячему ребенку следует применять те же дисциплинарные требования, что и к зрячим детям.

6. Стимулируйте ребенка к движению по классу, исследованию расположения предметов, дидактических материалов. Его методы знакомства с окружающим миром вскоре станут привычными для одноклассников и войдут в обычный распорядок школьной жизни.

7. Незрячий ребенок может не проявлять интереса или не замечать того, что происходит на расстоянии от него, например жестикуляции собеседника. Поэтому приучитесь сами и научите детей делать акцент на вербальное общение.

8. Выделите или создайте особое место (шкаф или полку) для хранения специальных дидактических материалов (громоздких книг с рельефно-точечным или укрупненным шрифтом), где ребенок всегда сможет их найти.

9. Школьники могут заинтересоваться вопросами, связанными со слепотой, ослабленным зрением. Этот интерес следует поддержать, проведя несколько специализированных уроков. С научной точки зрения предметом обсуждения можно сделать свет, оптику, зрение, с точки зрения здоровья — ограничения, которые накладывает инвалидность, с социальной — информацию об агентствах, оказывающих помощь инвалидам. Если незрячий ребенок спокойно относится к этим вопросам, то его нужно привлечь к проведению урока, предложить сделать презентацию.

10. Все дети чувствительны к критике, незрячие дети — особенно. Замечания делать придется, и это совершенно нормально. Но было бы неплохо найти поводы представить незрячего ребенка в качестве положительного примера для одноклассников, благодаря чему он поймет, что не все его поступки вызывают критику, есть многое, что он делает хорошо.

11. Наверняка незрячий ученик принесет в класс вспомогательные адаптивные средства. Помогите ему преодолеть смущение и спокойно пользоваться ими на уроке или переменах. Другим ученикам объясните, как они устроены и для чего нужны.

12. Поскольку некоторые незрячие дети стараются избегать внимания к их проблемам, они принимают помощь от других, только если этого уже невозможно избежать. Естественно, следует уважать пожелания ребенка и его стремление к самостоятельности, но если вы видите, что он действительно нуждается в дополнительной помощи, деликатно, но твердо настаивайте на своем. Когда ребенок перестанет переживать, нервничать, поговорите с ним, объясните, что принимать помощь не стыдно, что может возникнуть ситуация, когда кому-то понадобится и его помощь. Вы можете обсудить эту проблему с тифлопсихологом.

13. До тех пор пока ребенок не узнает вас достаточно хорошо, всегда при встрече с ним называйте свое имя. Голос не всегда удается распознать, особенно при шуме на переменах.

14. У тотально слепых детей, да и у детей с остаточным зрением часто наблюдаются навязчивые движения. Следует мягко, но решительно отучать их от этих привычек.

Зрительный орган выступает не только как информационный канал но и как источник стимуляции, т. е. необходимых воздействий на мозг, являющихся важнейшим условием его развития, а также одним из источников активности ребенка. Недостаток такой внешней стимуляции в психологии получил название чувственной ограниченности (сенсорной депривации). Таким образом, слепоту можно рассматривать как сенсорную депривацию, приводящую к снижению уровня активности, что неминуемо сказывается на темпе развития ребенка.

Как незрячий ребенок будет перемещаться по классу и школьному зданию?

1. Незрячий ребенок может испытывать затруднения при перемещении по школе и прилегающей территории. Следует проконсультироваться со специалистами и оценить, насколько различные этапы маршрута (лестницы, газоны, дорожки и др.) доступны для слепого ребенка.

2. Тифлопедагоги располагают обширным опытом в сфере ориентировки незрячих детей в пространстве. Они готовы проконсультировать родителей или учителей обычных школ по каждому конкретному случаю. Специалист может приехать в школу и пройти со слепым учеником весь маршрут, разбирая наиболее сложные случаи, и подсказать администрации школы, как оптимизировать пространство (ввести рельефно-точечные подписи, контрастное выделение края ступеней и т. п.) под возможности слепого или слабовидящего ученика.

3. В некоторых ситуациях слепому ребенку может понадобиться помощь зрячего сопровождающего (ведущего). Для удобства и безопасности движения в этих случаях нужно соблюдать определенные правила: не следует поддерживать ребенка, он должен сам держаться за руку ведущего чуть выше локтя (совсем маленькие дети могут держаться за запястье), при этом большой палец должен быть с внешней стороны, а другие пальцы обхватывать руку с внутренней стороны. И ребенок, и ведущий должны прижимать локоть к телу. Это автоматически приводит к тому, что ребенок отстает на полшага от ведущего.

При прохождении узких участков нужно показывать это ведомому ребенку: прижать локоть более плотно к телу, одновременно отводя его немного назад с тем, чтобы ребенок мог понять, что он должен идти точно за спиной ведущего. Большое значение имеет вербальное общение: ведущий должен предупреждать ребенка о потенциальных препятствиях: ступенях, бордюрах и т. п.

4. Для безопасности слепого ребенка, да и зрячих детей тоже, двери и шкафы должны быть либо всегда открыты, либо всегда закрыты. Незрячего ребенка нужно предупреждать о любых изменениях в расстановке мебели в классе.

Необходимо работать над формированием и развитием представлений — незрячий с рождения или ранних лет жизни ребенок имеет более ограниченный кругозор, нежели его зрячие ровесники. Требуются дополнительные усилия со стороны родителей и учителей, чтобы он получил более полное представление о понятиях и явлениях окружающего мира. Например, у маленьких детей могут вызывать затруднения такие специфические понятия как, «над», «под», «следующий за…». Дети более старшего возраста испытывают трудности при изучении вращения, чередования, развития и т. п. явлений, наблюдать которые в условиях ослабления или полного отсутствия зрения сложно. Необходимо использовать методики расширения не только словарного запаса ребенка, но и его понятийного аппарата. Следить за тем, чтобы у ребенка складывались адекватные реальности образы предметов, явлений и пространственно-временных связей между ними.

Консультации и рекомендации — одна из важнейших задач специалиста – тифлопедагога помочь незрячему ребенку осознать условия, в которые его ставит слепота, и выработать навыки получения информации с использованием сохранных анализаторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы леворукого ребенка при обучении в школе

С какими проблемами сталкивается леворукий ребенок, попадая в общеобразовательную школу, по умолчанию ориентированную на правшей?......

Готовность ребенка к обучению в школе.

Что такое школьная готовность. В чем проблема "незрезых" детей. Советы родителям от учителей начальных классов. Личностная готовность. Волевая готовность. Умственная готовность. Положительное отношен...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью....

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, сп...

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, сп...

Консультативная статья "Готовность ребенка к обучению в школе"

В статье приведены показатели готовности к школе, которым должны соответствовать в интеллектуальном, волевом, личностном, психологическом, физическом плане все дошкольники (кроме детей с серьезными от...

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...