Консультативная статья "Готовность ребенка к обучению в школе"
консультация на тему

В статье приведены показатели готовности к школе, которым должны соответствовать в интеллектуальном, волевом, личностном, психологическом, физическом плане все дошкольники (кроме детей с серьезными отклонениями в развитии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к обучению в школе.

Подготовила: учитель-логопед, дефектолог Суханова Н. Е.

Ваш ребенок скоро станет школьником. Как правило, дети очень хотят учиться, однако они имеют смутное представление о том, что их ожидает в школе. Ребенок испытывает то радостное нетерпение, то опасение и страх. Его успешное обучение во многом зависит от того, как он будет подготовлен.

Физическая готовность к обучению в школе.

Не секрет, что качество обучения во многом зависит от общего физического состояния ребенка. Ослабленные дети просто не могут усвоить всю полученную информацию. Они быстро утомляются, вследствие чего даже самые интересные занятия становятся для них настоящей каторгой. Как правило, у таких детей формируется негативное отношение к школе и к обучению в целом, и потом исправить это очень трудно.

Приведем некоторые показатели физической готовности ребенка к обучению в школе.

1. под физической готовностью понимается не только отсутствие каких-либо серьезных заболеваний, но и определенная степень зрелости центральной нервной системы. Для определения физической готовности используется филиппинский тест: ребенок стоит прямо, а педагог кладет его правую руку на темя, при этом малыш должен кончиками пальцев коснуться верхнего края уха. Если этого не происходит у девочки в 5 лет, а у мальчика в 5 лет 9 месяцев, то можно говорить о некотором отставании в физическом развитии. Такого ребенка необходимо показать врачу. Кроме того, следует увеличить долю белка в его рационе, также полезны будут витамины группы В.(Но сначала все же посоветуйтесь с врачом!)

2. О слабости ЦНС говорят также беспричинные головные боли, боли в области живота  при волнении, изменения давления, нарушения сна. При возникновении подобных симптомов следует обратиться к врачу. Возможно, что причина их появления – неправильный режим дошкольника. В некоторых случаях врач порекомендует отложить поступление в школу на год.

3. Дошкольник должен уметь крепко держать пальцами кисточку и карандаш. Для этого необходимо разрабатывать мелкую моторику рук, т. е. рисовать, обводить, писать. Кроме того, очень полезен самомассаж кистей. Он довольно прост, и ребенок легко ему обучится. Сначала в течение 2-3 минут нужно проводить подушечками пальцев одной руки по тыльной стороне пальцев другой руки по направлению от ногтей к запястью. Затем то же самое сделать со стороны ладони. Далее нужно обхватить одной рукой (кулачком) палец и немного покрутить его, затем то же проделать со всеми пальцами. После того как ребенок промассирует обе руки, ему следует немного похлопать в ладоши и потереть ладони друг о друга. Теперь руки готовы к работе!

Здоровье ребенка является залогом хорошей успеваемости в школе. Для того, чтобы ребенок был здоров, внимательно следите за тем, чтобы в его рационе были все необходимые вещества, особое внимание уделите йоду. Режим дошкольника, правильное распределение сна и бодрствования также немаловажны. Конечно, не следует забывать и об активном отдыхе и гимнастике. Помните: здоровье ребенка в ваших руках!

Психологическая готовность ребенка к школе.

Ребенок психологически готов к школе, когда он начинает понимать мотивацию учебы. Взрослые полагают, что ребенок осознает значимость школы как этапа в его жизни, необходимого для получения знаний. Однако для ребенка гораздо более ценно то, что говорят о школе старшие дети-ученики. Согласно их рассказам, школа представляется малышам как нечто привлекательное, но неизвестное. В результате у него возникает желание приобщиться к этому неизвестному. Если спросить у ребенка 4-5 лет, почему он хочет идти в школу, то услышать можно все, что угодно, кроме того, о чем думают его родители. Например, часто встречаются такие ответы: «Тогда мне купят цветные ручки», «Там учится моя сестра». О психологической готовности к обучению свидетельствует появление у ребенка главного мотива – желания учиться и приобретать новые знания. Обычно эта стадия соответствует 6-7-летнему возрасту.

Мотив учиться появляется не сразу, а постепенно. Сначала у малыша должны появиться интерес к познанию, желание трудиться для решения сложных задач. Это обязательно нужно подкреплять положительной оценкой взрослых. Без одобрения и поддержки со стороны родителей у ребенка не появится желание что-то делать.

Дорогие родители, не рассказывайте своим детям о том, как интересно в школе играть, сколько там хороших ребят, не обещайте ценных подарков за учебу. Лучше почаще говорите о том, как много можно узнать в школе, как применить полученные знания. Настраивайте малышей на учебу с раннего возраста. Самое важное, чтобы они правильно усвоили цель школьного обучения.

Личностная готовность ребенка к школе.

Слово «личность» обычно воспринимается нами как совокупность качеств взрослого человека. Однако дошкольник – это уже сформировавшаяся личность. У него есть свои интересы, характер. Однако, в этом возрасте его характер еще поддается корректировке. Говоря о личностной готовности ребенка к обучению в школе, следует более всего обратить внимание на качества ребенка, характеризующие его умение общаться в коллективе, нравственные ценности, способность сопереживать, помогать добиваться поставленных целей…

Очень скоро ваш малыш попадет в малознакомый ему мир. Вы не сможете контролировать его так, как это делали раньше. Ребенку придется самостоятельно принимать решения и самому отвечать за свои поступки. То, как он поведет себя в этом новом мире, во многом определит его отношения со одноклассниками и учителями.

Главными личностными качествами, которыми должен обладать будущий первоклассник, являются умение сопереживать, сочувствовать, честность, вежливость, любознательность. На первый взгляд, они элементарны. Однако далеко не все дети ими обладают. Например, в наше время многие дети не уважают старших. Мы уже не говорим о том, что молодежь перестала уступать пожилым людям место в общественном транспорте. Дошло до того, что часто дети называют взрослых на «ты» и вообще относятся к ним, как к своим ровесникам. Такой ребенок идет в школу лишь потому, что «так надо». Никакого уважения к учителям у него, естественно, нет.

Родителям с раннего возраста следует внушать детям уважение к старшим людям, к их знаниям и умениям, жизненному опыту. В дальнейшем, при обучении ребенка в школе абсолютно недопустимы нелестные выражения со стороны родителей в адрес учителя и его методов преподавания. Они подрывают авторитет учителя в глазах ребенка и освобождают его от необходимости слушать его и учиться. Неэтично и непедагогично также обсуждать учителей в присутствии детей.

Пока еще ваш ребенок не пошел в школу, постарайтесь скорректировать его поведение соответствующим образом, чтобы позже у него не возникло проблем.

Волевая готовность ребенка к обучению в школе.

Вы наверняка слышали выражение «сила воли». Эта сила воли должна быть почти сформирована в дошкольном возрасте. Ему необходимо уметь добиваться поставленной цели., преодолевая трудности и неудачи, а это очень сложная работа. Конечно, родители могут помочь ребенку и поддержать его, однако только от него самого зависит, сможет он решить возникшие проблемы или нет.

Важную роль в достижении цели играет самостоятельность. Родители не могут постоянно контролировать малыша. Кроме того, вы не должны делать за него уроки, а только немного помогать и подсказывать.

Важнейшей задачей родителей в дошкольном обучении является психологическая подготовка малыша к трудностям. Его необходимо научить справляться с ними. Однако, делать это нужно не сразу, а постепенно.

В дошкольном возрасте, как известно, главным видом деятельности ребенка является игра. Не замечали ли вы, что делает ребенок, когда не знает, как играть с какой-либо новой игрушкой или что делать с тем или иным предметом? Он просто перестает с ним играть! То есть он пасует перед трудностями, не желая их преодолевать. Но ведь он и не знает, для чего ему нужно это преодоление. Картина полностью меняется, если поставить перед ребенком определенную цель. Например, ему можно сказать: «Если ты вырежешь эти кружочки, то мы сможем сделать красивую аппликацию в подарок бабушке». Цель поставлена, работа идет. А без цели малыш вряд ли станет долго вырезать сложные фигуры.

Всегда следует помнить, что ребенок – это вполне сформировавшийся человек. Но, в отличие от взрослого, он не способен притворяться, что ему интересно какое-либо занятие, когда это не так. И в этом нет его вины. Найдите со своим ребенком общий язык, и тогда все получится.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.

Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, родители должны помнить, что необходимо тренировать именно интеллект  ребенка.

Первейшей задачей интеллектуальной подготовки дошкольника к обучению является развитие его психологических особенностей (памяти, внимания, цветового и слухового восприятия, понимания формы и качеств величины), мышления (речи, логики), а также навыков коммуникации (общения). Все эти задачи следует решать постепенно, начиная с довольно легких заданий и усложняя их. Делать это нужно, начиная с самого раннего детства, можно сказать, с первого дня жизни. Но даже если вы до сих пор не задумывались об интеллектуальном развитии своего малыша, то не поздно наверстать упущенное.

Существует несколько вариантов требований к уровню подготовки будущего первоклассника. Как правило, они зависят от школы, в которую вы отправляете своего ребенка. Но есть показатели, которым должны соответствовать в интеллектуальном плане все дошкольники (кроме детей с серьезными отклонениями в развитии). Во-первых, ребенок должен знать свое полное имя, отчество и фамилию, год рождения, адрес, фамилию, имена и отчества своих родителей, их места работы и должности. Во-вторых, малыш должен уметь формулировать и высказывать свое мнение, если потребуется – аргументировать его. В-третьих, современные условия жизни требуют от ребят знания простых геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, круга, овала, треугольника, многоугольника), счета, как минимум, в пределах десяти, умения прибавлять к числу единицу, знания хотя бы половины букв.

Это минимальные требования. Как правило, большинство детей оказываются более подготовленными без труда поступают в школу.

И в заключении, хочу привести небольшой список книг, которые помогут вам понять ребенка и эффективно развить его способности.

1. Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!».

2. А.З. Зак «Учимся мыслить логично: занимательные задачи для логического мышления дошкольников».

3. В.А. Левин «Воспитание творчества».

4. Е.М, Минскин «От игры к творчеству».

5. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества, или развивающие игры».

6. Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей».

7. А. Роговин «Хочу сделать сам».

8. А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей».

9. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления детей».

 10. Т.В. Чередникова «Тесты для подготовки и отбора детей в школы».

Литература:

О.В. Белякова «100 лучших игр для подготовки к школе» / О.В. Белякова. – М.: Айрис-пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы леворукого ребенка при обучении в школе

С какими проблемами сталкивается леворукий ребенок, попадая в общеобразовательную школу, по умолчанию ориентированную на правшей?......

Готовность ребенка к обучению в школе.

Что такое школьная готовность. В чем проблема "незрезых" детей. Советы родителям от учителей начальных классов. Личностная готовность. Волевая готовность. Умственная готовность. Положительное отношен...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью....

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, сп...

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, сп...

Подготовка незрячего ребенка к обучению в школе.

Рекомендации касаются как учебной, так и социальной реабилитации. Они помогают понять, отличаются ли когнитивные возможности незрячего и зрячего ребенка. Узнать, какие аспекты школьной жизни могут выз...

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...