Практический материал для коррекции оптической дисграфии. Дифференциация д – б .
учебно-методический материал на тему

Обыдина Елена Геннадьевна

Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической форме дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере дифференциации д - б).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_d_-_b.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Практический материал для коррекции оптической дисграфии.

              Дифференциация д – б .

                 

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии необходимо как можно раньше начинать занятия. Для устранения специфических нарушений письменной речи необходимо:

  • уточнить и расширить объем зрительной памяти (развитие запоминания формы и цвета предметов, последовательности и количества букв и предметов);
  • формировать и развивать зрительное восприятие и представления (восприятие цвета, формы, величины, размера, расположение  предметов и букв;
  • развивать зрительный анализ и синтез;
  • развивать зрительно – моторные координации;
  • формирование пространственного и зрительного представления (ориентация в пространстве, дифференциация правых и левых частей предметов, ориентировка в схеме собственного тела);
  • формировать речевые средства, отражающие зрительно – пространственные отношения;
  • учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв очень полезно конструировать буквы из элементов, вырезать и лепить из пластилина буквы, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходства и различия сходных по написанию букв.

Очень важно закреплять связи между произнесением звука и слова, их графическим изображением на письме. Работа по дифференциации смешиваемых букв проводится поэтапно:

  • изолированно (написание);
  • в слогах и словах;
  • в словосочетаниях;
  • в предложениях и тексте.

                       Дифференциация д-б в словах.

  • Определение места букв б и д в словах, выкладывание буквы на звуковой линейке.

Например, слово «благодарить».

  1

   2

   3

   4

   5

   6

   7

   8

   9        

  10

   б                                                  д

    Слова с «б» и «д» одновременно можно на третьем занятии подбирать посложнее и малоупотребительные, проводя словарную работу (балдахин, подбоченился, бомбардир, дубрава и т.д.)

  • Добавить слог (с мячом).

 Добавить слог со звуком [б] или звуком [д]

 ры - , блю - , гри - , са - , гря -, ря -, си -, гре -, тру -, груз -, борь -, гнез -,  -  ран,  - зар,  - при, - вил,   приро -, посу -, просту -, звез -.

  • Назови правильно слово.

Два варианта карточек: в каждой из них одно слово написано правильно, а в остальных допущены ошибки на замену «б» и «д» и наоборот, искажена структура слов, пропущены буквы и т.д. Слова написаны письменными буквами.

                                 Пример:

 1.   бубина

 2.   дудина

 3.    будина

 4.    бидуна

 5.    дубина

 6.    дубна

1.    беледи

2.    лебеби

3.    ледеди

4.    ледеби

5.    лебеди

6.    лебди

  • Чтение по цепочке таблицы с «зашифрованными» словами.

↓орога, по↓арок, ↑ашмаки, при↑оры, ру↑ить, ↑оро↓а, ↓о↑рался, ↑есе↓а, ле↑е↓и, ↓о↑авка, ↑е↓а, ↑и↓он, ↓о↑ро, ↑о↓рость, ↑а↓ья, ↑рига↓а, за↑о↓ать, ↓у↑инка, ↑е↓ро, ↑орь↑а, по↓↑оро↓ок, ↑лю↓о, ↑у↓ильник, ↓о↑ро↓ушный, по↓↑ерезовик, ↑ро↓яга, са↓ово↓.

  • Спишите слова, дописывая элементы букв б и д по опорным точкам.

1.оочка, оом, оант, оазар, оушная оорога, ооярка, оилет, оинт, руоашка, раоуга, саоы, раоота, команоир, горооа, прооукты.

2.оооры, оуоильник, оуоы, оорооа, оесеоа, оуоу, оуолик, ооорый,

оооыча, оуоить, оооежал, оригаоа, оорьоа, свооооа, поооерëзовик.

  • Спишите слова, дописывая элементы букв б и д.

оукет, оым, оаранка, оумага, оырка, лаоушки, оелый, паоал, яолоня, раоуга, пооарок, раоочий

  • Спишите словосочетания, дописывая элементы букв б и д.

голуоой оант                             оежал по оороге

оелая оумага                             раоотал на завоое

олинный оанан                          орал на оом

оальняя оорога                         оегал во оворе

оольшая раоость                      пооарок оля оаоушки

  • Спишите предложения, дописывая элементы букв б и д.

    Люоа ела оулку. Люоа оыла на оаче. Вокруг оома олинный заоор. Лиоин орат раоотает на воое. Все люои раоовались пооеое. У Люоы орови оугой. Под окном растëт оелая оерëза. Бараоанщик громко оараоанил. Не оросай оумагу на пол.

  • Прочитать, вставляя пропущенные буквы б или д:

1.  У Ли-ы голу-ой - ант.                      У  -а-ушки  наря-ная  -лузка.

     Ва-им  -ал  -ругу  -улку.                 На  -иване  -елая  по-ушка.

     Весь  -ень  и-ëт  -ождь.                    Завтра  -у-ет  холо-ная  пого-а.

2.  -оро-а                 -о-рался                 ле-е-и               -о-ро-ушный

     -о-авка               -рига-а                   -у-инка             -о-рость

    -о-рый                 -у-ильник              -ро-и                 по- -оро-ок

    -орь-а                  по- -ерëзовик        -орь-а               -ро-яга

    -са-ово-ы             -лю-це                   -е-ро                 -ара-анить

  • Записать под диктовку слов в 2 столбца – по наличию звука Б. – Д.

   Дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый, рубль, денëк, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен.

  • Речевой материал.

д' д – градусник, заводной, простуда, водосток, гладкий, ведëрко,

          переделать, студень, трудился, стадион, самодельный,

          разделил, смородина, задавака, дубликат, бомбардировщик,

          борозда;

  2д – дудочка, дрозды, дождался, додумался, дожидались ,одежда,

          однажды;

   б –  слабый, грубый, буквы, забота, бумаги, букет, правда, клубок,  

          работал, зубной, забыл, заботливый, приборы, обезьяна,

          безопасный, попробуй;

 2б – бамбук, бубен, барабан, бабочка, пробубнил, безоблачный,

         безработица, безошибочный, бабушка, безобразный,

         библиотека.

  •   Слова с д-б.

существительное                   прилагательное              глагол

дубликат                               подробный                      добавить

бородавка                             бородатый                      блуждать

дубрава                                  слабодушный                   подобрал

сдоба                                      безрадостный                   подзадорил

будильник                              безоблачный                    подбежал

доброта                                  безбородый                      подбросил

подберëзовик                         водопроводный                добрëл

победитель                             быстроходный                  благодарил

удобрение                              трудолюбивый                  бродил

подборка                                бледный                            раздобыл

добродушие                           дряблый                           отобедал

борода                                                                              разбудил

подбородок                                                                      победил

освободитель                                                                    бодает

бутерброд                                                                         обалдел

подробность

победа

свобода

лебеди

добавка

дубина

  • Игра «Муха».

   Вывешивается таблица со слогами, написанными письменными буквами. Слоги надо подбирать так, чтобы каждый слог «играл» несколько раз.

     бав

     дя

     ду

     ле

     ро

      да

    ный

      бо

      до

      ди

     душ

      бе

     док

      га

      ка

     бин

     под

     доб

      се

     бро

    Инструкция. Найти слог «бе» и представить себе, что на него села муха. Затем муха перелетела на одну клетку вверх и на одну влево. Прочтем этот слог. Соединим слоги, на которых сидела муха. Какое слово она составила? Вначале дети выходят к доске с указкой, затем следят за «мухой» только глазами и читают слова.

               Из слогов таблицы получаются слова:

            ле – бе – ди                           ду – бин – ка

            бе – се – да                           бро – дя – га

            бо – ро – да                          под – бо – ро – док

            до – бав – ка                         до – бро – душ – ный  

  Вначале слова  прочитываются под руководством логопеда, затем дети их загадывают сами друг другу. На следующем этапе работы записывают слова и устно составляют с ними предложения.

  •  От данных слов образовать новые с помощью приставки до-, например:

         бежал – добежал               белил – …                бывал – …

         брëл – …                               бил – …                   бросал – …

         брал – …                               брил – …                 обедал – …

Устно составить словосочетания.

           Дифференциация д-б в словосочетаниях и

                          предложениях.    

         

  • Составить предложения из словосочетаний.

яблоневые деревья                               голубой бант

добрый молодец                                  длинная борода

большая беда                                       добрался до дома

булка с повидлом                                 безоблачный день

вредители садов                                   дубовая бочка

бежал по дороге                                   благодарил за подарок

обратный билет                                    букет незабудок

поблагодарил за добавку                    бутерброд с балыком

сладкая сдоба                                       доброта бабушки

седая борода                                         разбитый будильник

бритый подбородок                             бородатый старик

безоблачный день                                 водопроводный кран

солдат – освободитель                         девочка – задавака

подробный отчëт                                  безрадостная весть

бархатная бабочка                                грубый подросток

беспересадочный рейс                          бесподобный торт

беспорядок в доме                                бездыханное тело

благородный человек                           врождëнное благородство

блокада города                                     сделать дудочку

трудное задание                                    бледная поганка  

сладкая дыня                                         безводная пустыня

дорогая безделушка                             бездонная бочка

бездушный человек                              беззаботный приятель

безлюдная улица                                   бороздить просторы  

  • Исправить ошибки.

буqерброт  с балыком                          белые леqеби

боqрая баqушка                                    qольшая qеба

переqовая бригаба                                рыqное блюбо

бобрый qоктор Айqолит                       qлинная qороqа

qоqрый молоqец                                    qуть на обуванчик

холоqный божqь                                    qелая qумага

поqлагоqарил за бобавку                      разqитый qубильник

борбюр возле клумqы                           букет незаqубок

рыqëшка в вебре                                    заqушевная qесеба

соqрать смороqину                                трубное забание

поqраный qараqан                                 слаqкая сбоqа

слаqкие быни                                          qорогая qезбелушка

беспорябок в боме                                  qеспобобный празqник      

  • Записать предложения.

- окно, белый, растëт, под, берëза;

- бабочка, большая, одуванчик, на, белая, сесть;

- день, холодный, дождь, весь, идëт, ветер, и, дует;

- Боря, воздушный, из, бумага, змей, сделать;

- октябрь, холодные, дуть, в , ветры;

- Айболит, дерево, сидит, под, добрый, доктор;

- белый, лететь, лебедь, в, небо, высоко.

  • Предложения для чтения, анализа и записи, графического диктанта.

     В дороге мы озябли. Утята добрались до другого берега. В

 ноябре ледяной покров на реках ненадëжен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В сентябре издали видны алые ягоды рябины. Дождëм забрызган подоконник.

Выписать словосочетания с д-б. Поставить вопросы.

Пример: Бабочка какая? – белая; села куда? – на одуванчик.

   Большая белая бабочка села на одуванчик. Боря сделал из бумаги воздушного змея. Букашка сидит на бутоне. Ребята граблями сгребали сено и убирали под навес. Велосипедисты быстро спрятались от дождя под берëзу. Пробный поезд благополучно прошëл длинный путь. Вадим поделился с другом булкой с повидлом. Весь день идëт холодный дождь и дует ветер. Завтра будет холодная погода. В октябре дуют холодные ветры.

  Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Добрый молодец и красная девица из доброй детской сказки. Белые лебеди летели высоко в небе. Володя долго любовался порхающей над цветами бабочкой. Добрая бабочка испекла сладкий пирог с повидлом для ребят – друзей Дениса. У дедушки в саду много яблоневых деревьев. Большая беда приходит к людям вместе с войной. Дети будут долго вспоминать отдых на даче. Ребята набрали под дубом много желудей. Дети делали игрушки из цветной бумаги.

  • С данными предложениями можно выполнить следующие задания:

1. Графическое шифрование.

2. Комментированное письмо.

3. Выбрать словосочетания с д-б, поставить вопросы.

4. Вставить пропущенные буквы.

В саду посадили молодые яблоневые деревья.

Добрый молодец спас от беды красную девицу.

Наводнение – большая беда для людей и природы.

У Диминого дедушки длинная седая борода.

Денис с большим трудом добрался до дома из-за дождя.

Бабушка на праздник испекла булки с повидлом.

Бабочки – большие вредители садов и огородов.

Собака бежала по дороге в деревню.

В кассе я приобрëл обратный билет на поезд.

Я поблагодарил за подарок дорогих друзей.

До обеда ребята собрали корзинку подберëзовиков и белых грибов.

Денис – победитель городских соревнований по борьбе.

Быстроходный белый пароход гордо плыл по воде.

Вдоль дороги тянулась берëзовая роща.

Брат побледнел и ослабел после болезни.

Садоводы заботятся о молодых фруктовых деревцах.

В кондитерской пахло сладкой сдобой и бубликами.

Бледные поганки – ядовитые грибы.

Бдительный постовой строго следит за движением.

Дети друг за другом едут с ледяной горы.

Снег занëс все дорожки, дома, деревья.

Резные снежинки падают на ладошку дочери.

            Дифференциация д-б в тексте.

  •                    Лебеди.

    Стая белых лебедей опоздала с перелëтом в тëплые страны. Ослабевшие птицы остались зимовать в городском пруду.

    Наступили холода, вода стала замерзать. Лебеди могли погибнуть, но люди пришли на помощь. Они долбили лëд, чтобы пруд не замëрз, подкармливали птиц. Жители города следили, чтобы птиц не обижали. Люди с радостью смотрели, как гордые белые птицы подплывают подкармливаться.

    Пришла весна, но птицы не торопились покидать гостеприимный город. Здесь их  приютили в трудное голодное и холодное время.

   Однажды рано утром птицы собрались в дорогу. Они кружили над городом, унося память о любви, заботе, людской доброте.

  • Как бабочка собиралась на бал.

    Пригласили бабочку на бал. Бабочка очень обрадовалась. Она полетела домой и выбрала самое нарядное одеяние.

   Вдруг она вспомнила, что не спросила, где будет бал. Она надела бальное платье и полетела на луг к цветам узнавать. Она перебиралась с одного цветка на другой и спрашивала о бале. Но цветы только качали бутонами.

   Так бабочка и кружилась до самой поздней осени в своëм бальном платье, ведь цветов на лугу было так много.

  • Летом.

     Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А  вечером ребята работали в огороде.

  • Осень.

    Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раздобыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай.

  • Белочка.

    У детей в саду в большой клетке жила белочка. Все дети любили белочку. Но больше всех любил белочку Володя. Он каждый день давал белочке яблоки.

    Однажды Володя забыл закрыть клетку. Белочка выбежала из клетки и стала бегать по комнате. Она разбила стакан и пролила воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для коррекции оптической дисграфии. Дифференциация т – п .

Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере диффе...

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация ч-ц.

В данном материале даны основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и предложены упражнения для ее устранения  (на примере дифференциации ч - ц)....

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация звуков т – д.

Данный материал объясняет основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации т - д)....

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация с – ш.

Данный материал раскрывает основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации с - ш)....