Главные вкладки

    Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация звуков т – д.
    учебно-методический материал на тему

    Обыдина Елена Геннадьевна

    Данный материал объясняет основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации т - д).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon differentsiatsiya_t_-_d.doc104.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практический материал по коррекции акустической дисграфии.

    Дифференциация звуков т – д.

    Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются:

    • развитие фонематического восприятия;
    • обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
    • уточнение и сопоставление произносимых звуков с опорой на слуховое и зрительное восприятие, на тактильные и кинестетические ощущения;
    • выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
    • определение положения звука по отношению к другим.

    К концу коррекционного обучения дети должны знать:

    • термины (речь, звук, буква, артикуляция);
    • гласные и согласные звуки, их отличительные признаки;
    • твердые и мягкие согласные, буквы, для обозначение мягкости на письме;
    • парные согласные по звонкости – глухости, твердости – мягкости;
    • пары гласных звуков.

                      Дифференциация звуков т – д  в словах.

    1. Выделение парных согласных по предметной картинке:

    - сравнить по артикуляции;

    - сопоставление с графическим изображением.

    2. Наличие и место звуков т, д в названиях картинок.

    3. Записать слоги с буквами т, д (и смягчающие гласные):

         дыни, тело, дело, дыши, душа, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты,  

         коты, иду, следы, иди, следи, радуга, победа, затихло, труба, трава, стена,

         дракон, метла, другой, трудно, темень, тростинка, стадион,  родители,

         тундра, простуда, дрындулет, туалет.

    4. Сравнить по смыслу и звучанию:

        том – дом                                      день – тень

        тачка – дачка                                доска – тоска

        точка – дочка                                стул - сдул

        тушь – душ                                    сдал – стал

        уточка – удочка                            затушил – задушил

        плоты – плоды                              тело – дело

        Дима – Тима

       Вписать пропущенные буквы, составить предложения со словами:

    — ом;   с — ул;  с — ал;   — оска;   — очка;   ка — ушка;    — ачка.

    1. Место звука в слове (с опорой на цифровой ряд):

     Т    тракторист, стрела, стрелять, тетради, табурет, торопит, тревожить,

            поступит, придут, приведут, дует, дремота, стыдно, продукты, тронут,

            оттуда, подросток, терпеть, терять, отдушина, трубить, страдания,

            дымоход, натюрморт, добродетель, топтать;

    Д     борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался,

            дожидались, дожди, добыча, раздобыл, отобедал, трудно, простуда,

            водосток, водопроводный, подбородок, держать, бутерброд, тундра,

            подробность, задёргать, проститься, родители, стадион, достаток,  

            диктант, доставка, достоверность, додумать.

    1. Шифровка слов.

    7. Записать в 3 столбика слова:

    • туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул,

             стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, двери,  

             задремал, свисток, труба, подруга, трава, следопыт;

    • ведро, ветра, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава, дудочка, дрожит.

    8. Выборочная запись слов :

    • только с буквой т
    • только с буквой д

    9. Удлини слово (2-3 слога):

       

        дом, пот, тень, куст, танк, хвост, мост, дым, тишь.

    10. Рассыпушки (сложи слово из слогов):

          ста - гу - я,  лу - би - го,  лис - ки - точ,  доч - ду - ки,  боч - тум - ки,  

          то - ло - зо, поч - ки - та,  дус - гра - ник,  га - ду - ра,  да - ро - бо,  он - ди -  

          ста,  ро - во - та,  ток - ло - мо,  о - я - де - ло,  гвоз - ки - ди,  пус - та - ка.

    11. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившиеся слова по

          слогам:

          иди - …,  уйди - …,  приди - …,  отойди - …, найди - …,  зайди - …,

          отодвинь - …, надень - …,  думай - …,  стирай - …  .

    12. Составить схемы слов. Выделить буквы т, д, надписать над схемой:

    тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твёрдый, трудный, дотронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, командир, радуга, салфетка, ведро, фартук, лопата, тыква.

    13. Добавить недостающий слог ( с мячом ):

    • да – та

    лопа –            мач –             посу –             забо –            –  бун

    приро –          боро –           глухо –           холо –            –  та 

    ребя -             гуся –            свобо –           бесе –             – кой

              воро –            темно –          просту –         кар –              – ры

              горо –             меч –             звез –              добро –          – ют

    • ду – ту

    ман                      за – мал                       забу –        

     май                      за – шил                      зае –

    – ча                        прос – да                     при –

    – гой                      по – шка                      доме –

    • ди – ти

    де –                        бан – ки                          – хо

    во –                        вой – те                          – кий

    уй –                        лю – ки                          – хий

    лю –                       во – тель                        – ванн  

    тетра –                   ро – тели                        – шина

    14. Вставьте пропущенную букву д, т: 

    трак  ор, боро  а, с  рела, воро а, гра  усник, заво  ной, ве  ка,  ве  ро,

    пого  а, желу  и, моло  ок, о еяло, ве  ер, капус  а, пар  а, у  очка,

     е ра ь,   ож  ик,  с  а  о,   ру  но.  

    15. Вставьте пропущенную букву д, т, объясните почему:

    • утка - у…очка,  ягода - яго…ка,  погода - пого…ка,  селёдочка - селё…ка,  лодочка - ло…ка,  шуточка - шу…ка,  тетрадочка - тетра…ка,  веточка - ве…ка,  деточка - де…ка,  подкладочка - подкла…ка;

    • сладок - сла…кий,  меток - ме…кий,  гладок - гла…кий,  редок - ре…кий,  краток - кра…кий;

    • гряда - гря…ка,  платок - пла…ки,  заплата - запла…ка,  пряди - пря…ка.

    16. К данным словам подберите проверочные слова так, чтобы после

          согласных д, т появился гласный. Запишите эти слова.

       холод - …             лед - …                    билет - …             куст - …

       халат - …              завод - …                рекорд - …           голод - …

       город - …              гвоздь - …              медведь - …         кнут - …

       пруд - …                обед - …                 ледоход - …         прут - …

       мост - …                привет - …              прут - …               град - …

       след - …                 парад - …               груздь - …           виноград - …

       крот - …                 год - …                   брат - …               шоколад - …

       енот - …                 самолёт - …            град - …               мармелад -…

           

    17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите  

          проверочное слово.

          сле…,  голо…,  кну…,  пру…, гра…, салю…,  заво…,  пило…,  огоро…,

          са…,  виногра…,  сала…,  плака…,  комо…,  слё…,  шокола…,  дроз…,

          мармела…,  клёс…  .

    18. Изменить слово, добавив приставку от:

         таял -                   давил -                    дежурил -

         дал -                    тянул -                     делился -

         тащил -               толкнул -

         делил -                точил -

         пил -                    давал -

         нёс -                     бежал -

    19. Измените слова, добавив слог те.

         войти - войдите               проследи -

         погляди -                         погоди -

         приходи -                        отойди -

         зайди -                             наряди -

         иди -                                 уйди -

         перейди -                         надень -

         найди -                             думай -

    20. Объединить слова в группу, подчеркнув слова каждой группы другим

          цветом. Запиши группы, выделив т, д. Какие слова лишние.

          (холод, холодный, холодно).

          пруд                       холодный                         следопыт

          мосты                     мостик                              годик

          следы                     наследить                          следовать

          град                        годовой                            городок

          тепло                      тёплый                              городище

          года                        городской                        запруда

          города                    парадный                         запрудить

          парады                   прудик                              замостить

          мост                       мостить                              холодно                  

          холод                     потепление                        радовать

    21. Объединить слова в группы по каком - либо признаку:

       Слова:  мёд, улей, кусты, деревья, грибы, лес, пчела, уха, город, рыболов,

                    ягоды, дома, деревня, изба, вода, берега, теченье, тротуар, толпа,

                    дороги, колодец, сарай, озеро, река, мост, рыба, цветы, коровы,  

                    рыбалка.

      Вывод: пчела - мёд, улей, цветы;  лес - кусты, деревья, ягоды, грибы; город-

                   дома, тротуар, дороги, толпа; деревня - изба, колодец, сарай, коровы;

                   рыбалка - река, рыба, вода, теченье, рыболов, уха.

    22. Кроссворд (Ефименкова, стр.240)

                 Дифференциация т - д в словосочетаниях и предложениях.

    1. К словам из пункта а подберите по смыслу слова из пункта б.

       а) холодный, густая, тяжёлое, медная, младшая, старинная;

     

       б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер;

       а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;

       б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода.

    2. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

        дачка - тачка            Летом мы жили на маленькой…  .

                                           Толя возил кирпичики на…  .

       дочка - точка             В конце предложения надо поставить…  .

                                           Мама вела за руку маленькую…  .

       душ - тушь                 Для чертежей нужна…  .

                                           Холодный … полезен всем.

       удочка - уточка          На озере плавала серенькая…  .

                                            Рыболову нужна хорошая…  .

       плоды - плоты             В саду созрели вкусные…  .

                                            По реке плыли…  .

       день - тень                   Под деревом…  .

                                            Сегодня хороший…  .

      доска - тоска               У сестрицы Алёнушки на сердце…  .

                                            В заборе сгнила…  .

      стул - сдул                     Ветер … последние листья.

                                             Придвинь гостю … Подвинь … ближе.

      сдал - стал                     Коля … инженером.

                                             Брат… последний экзамен.

    3. Вставить пропущенные буквы.

    • У  На…аши  ес…ь  цве…ные  каран…аши.

    …е…ушка  копае…  в огоро…е  кар…ошку.

    …я…я  Коля  лови…  на  озере  рыбу.

    …аша  с…ирает  на  озере бельё.

    Ан…рей  копае…  за  сараем  червей  …ля  рыбалки.

    Ан…он  взял  у…очку   и  пошёл  на  пру…  лови…  рыбу.

    • Де…и  гос…или  у  тё…и  в  …еревне.

    …ё…я  угос…ила  …е…ей  ме…ом.

    Ребя…ишки  пус…или  ло…очку  по  во…е.

    Скоро  при…ет  ле…о,  де…и  пой…ут  в  лес  за  яго…ами.

    Тоня  ви…ела  на  …ереве  …я…ла.

    У Ан…она  …линная  у…очка. …евочка  кормила у…очку.

    • …ень  был  …ёплый. …има  и  Воло…я  гуляли  около сосе…ской  …ачи.  Ребя…а  по…ошли  к высокому  раски…ис…ому  …ереву.  У его корней  уви…ели  ро…ник. Они ла…онями  с…али  пи…ь  холо…ную  с…у…ёную  во…у.  Мальчики  быс…ро  у…олили  жаж…у  и  пошли  обра…но.

    4. Исправь ошибки:

        трутное  тело                                      будерброт  с  тжемом

        чисдая  детрать                                  нарятная  отежда        

        слаткий  торд                                     талеко  шагадь

        самотельный  сдул                             сдарый  горот

        тенисдый  сатик                                  посатки  капусды

        дубовые сдолбы                                 трутный  похот

        глаткий  лёт                                         разноцветная  ратуга

        сдарый  холотильник                         тунул  на  отуванчик

        друтная  затача                                   строяд  метро

        тяжёлое  ветро                                    послетний  тень

        пронзидельный  ветер                        поставил  рекорт

        послетние  листья                               протолбил  лёт

        тушистый  лантыш                             ударидь  потбороток

        кородкие  тни                                     построидь  сдадион

        холотные тожди                                  дащил  тобычу

        бревенчадый  колотец                        почистил  тымоход

       

        тушистая  драва                                  растуд  яготы

         тлинная уточка                                  цветной  каранташ

         утарил  молодком                             заторная  мелодия

         духовой  оркесдр                               итёд  летохот

         праздничный  обет                            наступил  холот

         построгал  прудик                             талёкие  страны

         отправил  бантероль                         тедёныши  гепарда

         падают  плоты                                    сесдра  тимы

    5. Придумай предложения со словосочетаниями:

        трудное дело                                     чистая тетрадь

        сладкий торт                                      самодельный стул

        трудная задача                                  тяжёлое ведро

        проточная  водица                            тенистый сад

        гладкий лёд                                       старый холодильник

        последние листья                              душистый ландыш

        бревенчатый колодец                       давить виноград

        задорные девчата                              дательный падеж

    6. Зашифровать предложения.

         Тарантул - ядовитый паук, который строит дом под землёй.

         По телевидению показывали интересную передачу о театре.

         На тихоходном пароме мы добрались до другого берега.

         Трубадур - герой знаменитого мультфильма.

         Тридцать три богатыря выходили из вод морских.

         На десерт подали пирог с фруктовым повидлом и замечательный торт.

         Трудолюбивый ученик добросовестно написал диктант.

         Девчата пустились танцевать под задорную детскую мелодию.

         Есть интересная детская сказка «Городок в табакерке».

         В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил двенадцатиголовый

         дракон.

         Стадо слонов отправилось в далёкий путь.

         В борщ надо добавить томат.

         Денис сделал табурет для младшей сестрёнки.

         Таксист быстро довёз туристов на другой конец города.

         У старого трактора перегрелся двигатель.

         Ребята отдохнули в дороге в тенистом саду.

         Толе на контрольной досталась трудная задача.

         Ребята радостно катались по гладкому льду, затянувшему пруд.

         Детвора любовалась полянкой с душистыми ландышами.

         У бабушки в деревне в бревенчатом колодце ледяная проточная водица.

         Старая крепость оказалась недоступной.

                                                                     (Садовникова стр. 151, №15)

    1. Выпиши из предложения словосочетания с д, т.

    Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в тёплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алёша заболел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студёной водицы из деревянного колодца.

    1. Закончите предложения, изменяя слова, данные в скобках, по смыслу.

     

        Даша рисует цветными …(карандаши).

        Гвозди забивают…(молоток).

        Воду носят…(ведро).

        Дрова рубят…(топор).

        Землю копают…(лопата).

        Рыбу ловят…(удочка).

        Дети сидят за …(парта).

        Толя  забежал за…(дома).

        Мальчик бежит за …(девочка).

        Дедушка заплатил за …(тапочки).

        Дима спрятался за …(штора).

        На лугу растут сочная …(трава).

        Сено сложили в …(стог).

        В лесу растут разные (ягоды).

        На опушке леса растут…(дубы).

    1. Вставьте пропущенные слова в буквой д или т. Выпишите предложения.

     Толя … до одуванчика, и он облетел. Лена встала на носочки и … до перекладины. Даша быстро …до станции. Дети помогли бабушке …тяжёлую сумку до дома.  …ветер, и полил сильный …  . Солнце спряталось за …  . Дети решили трудную … .

    Справка: дотронулся, дотянулась, дошла, донести, подул, дождь, тучу,  задачу.

    1.  Вставьте в предложения пропущенные слова. Подбери проверочные.

     

                 На реке крепкий лёд (ледок).

    На реке крепкий … . На зиму … забирается в берлогу. Москва - очень большой … . весной на реке начинается … . В городе строится металлургический … . Рыболов ловит … рыбу. Порвалась …, и рыба уплыла. По реке плывёт пассажирский … .

    1.  Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до.

     

         Лодка отплыла … берега. Плот незаметно доплыл … берега. … станции …  

         деревни было недалеко. … понедельника … вторника один день. Дима  

         помог маме донести сумку … дома. Поезд отошёл … станции. …Москвы

         … Петропавловска лучше лететь на самолёте. Малыш добрался …верхней

        ступеньки.

    1.  Вставьте в слова пропущенные буквы. К выделенным словам подберите  

     проверочные.

    Собака взяла сле… . Наш горо…  стои… на берегу реки. Пожел…ел  и  опус…ел наш са… .  Лена купила биле… в кино. Наш пру… замёрз. Мы пой…ём на бале… . По реке плывё…  …еплохо… .  Турис…ы пошли  в похо… . Гра…  побил наши поса…ки. Кто люби… тру…, того  лю…и  чту… . Пионеры иду…  на  пара… .  Этот пру…  богат  рыбой. Толя сломал пру… . На тропинке мы уви…ели  сле… .  Весной пионеры вскопали  огоро… . У Тимы есть бра… . К станции по…хо…ил  поез… . Бабушка приго…овила вкусный  обе… .

    1.  Составь и запиши предложения.

    • Дятел, долбить, клюв, дерево, острый, и, жуки, искать.
    • Дима, таскал, смородина, капуста, редиска, ведро, тяжёлые, огороде, на, поливать, и.
    • Покрыто, ступенька, снег, крыши, дерево, дома, дорога.
    • Лёд, покрыть, старый, толстый, пруд.
    • Проверять, самолёт, билет, стюардесса, у, трап, пассажиры, у.
    • Затянуто, туман, дымкой, всё, сизой.
    • Денис, записал, домашний, забыл, задание, дневник, в.
    • Тима, точка, предложение, никогда, конец, в, не, ставит.
    • Вкусная, колодец, студёная, из, вода, деревянный, в, день, жаркий, летний.
    • Идти, Таня, вместе, в, театр, завтра, с, Даша.
    • Дуть, в, холодный, октябрь, пронзительный, ветры.
    • Падать, листья, с, последний, деревья, жёлтый.
    • Готовы, утки, к, другие, и, птица, дальним, перелёты.
    • Ты, красная, соблюдать, в, тетрадь, строка, должен.
    • Зима, становятся, короткий, день, ночь, а, длиннее.
    • Стадо, телята, два, пас, пастуха, молодой.
    • Белки, любить, жёлудь, орех, гриб, собирать, и, сушить, на, ветки.
    • Ребятишки, строгать, из, лодочка, дерево, пустить, вода, по.

    1.  Ответь на вопросы полным предложением. Запиши.

    В чём жарят картошку?             Где растут фрукты?

    На чём растут жёлуди?              Кто долбит клювом кору?

    На ком ездят верхом?                Сколько дней в неделе?

    Где растут овощи?                        Куда ты записываешь домашние задания?

                       Дифференциация  т - д  в  текстах.

        Прочитай  предложения, составь  из них рассказ, запиши. Выдели т, д.

        Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Майский жук унёс девочку на дерево. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива. Мышка приютила Дюймовочку. Жуки прогнали её. Жабы украли спящую Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Женщина посадила цветок.

       Женщина посадила цветок. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Жабы украли спящую Дюймовочку. Майский жук унёс девочку на дерево. Жуки прогнали её. Мышка приютила Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива.                                

                                      (Ефименкова стр.244)

                       Зрительные диктанты.

       Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Всё задёрнуто сизой дымкой тумана. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка - зима.

       Володя шёл на пасеку к дедушке. Стало темнеть. Видит Володя: что-то под деревом. Он подумал, что это медведь, а это был кустик. Смешно стало Володе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе.

    Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии в 2 классе. Тема: Дифференциация гласных А - Я. Цели: Образовательная: формировать умение выделять и различать звуки [а], [я]; сове...

    Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников

    Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...

    Практический материал для коррекции оптической дисграфии. Дифференциация т – п .

    Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере диффе...

    Практический материал для коррекции оптической дисграфии. Дифференциация д – б .

    Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической форме дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере...

    Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация ч-ц.

    В данном материале даны основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и предложены упражнения для ее устранения  (на примере дифференциации ч - ц)....

    Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация с – ш.

    Данный материал раскрывает основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации с - ш)....

    Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Звуки С, Сь и буква С".

    Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Звуки   С, Сь   и   буква  С"....