элективный курс по физике для 9 класса
элективный курс (9 класс) на тему

Сипкова Людмила Владимировна

Курс по выбору для 9 класс  «Физика в задачах»
 

Программа разработана на основе авторской программы  А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.  Физика. Москва: Просвещение, 2009 г.

Программа курса рассчитана на 34 часа.

Актуальность данного курса определяется важностью подготовки учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе, а также  выбору учебного заведения после окончания основной школы. Содержание курса является некоторым дополнением школьной программы, но одновременно он расширяет сферу ранее приобретенных знаний и умений, рассматривает знакомый учащимся материал на более высоком уровне. Некоторые вопросы не содержатся в базовых  учебных программах по физике. Этот курс может предлагаться школьникам с разным уровнем подготовки по предмету, так как он предполагает решение разнообразных задач нескольких уровней сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl_kurs_fizika_v_zadachah.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  автономное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23» г. Новотроицк

Оренбургской  области

Рассмотрено

на заседании методического объединения  естественно  - математического цикла.

_____________________/М.О.Кустова/

(подпись)

Протокол №    1  

«   29»   августа          2016г.

Согласовано

Зам. директора по УВР  

_____________________/Л.В.Маннанова/

(подпись)

    «___»_________2016г.

Утверждаю

Директор школы № 23

_____________________/Л.А.Спигина/

(подпись)

«___»_________2016г.

        

Рабочая программа

курса по выбору "Физика в задачах"

9 класс

Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год.

Количество часов:  34    

Учитель:  Сипкова Людмила Владимировна

г.Новотроицк

2016г.

 

Курс по выбору для 9 класс  «Физика в задачах»

                                             
Пояснительная записка.

Программа разработана на основе авторской программы  А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.  Физика. Москва: Просвещение, 2009 г.

Программа курса рассчитана на 34 часа. 

Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и других. Знания по физике становятся необходимыми в различных сферах деятельности, как технического, так и гуманитарного направлений. Однако в последнее время обозначились снижение уровня школьного физического образования и потеря интереса к изучению физики у учащихся средних школ. Трудности в усвоении учебного материала часто возникают из-за недостаточности математических знаний у школьников и неумения применить их на уроках физики. В программе  по физике для 7-9 классов математический аппарат не выходит за рамки элементарной математики, в основном соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста. На уроках физики для решения учащимся предлагаются преимущественно простые задачи на отработку формул, поэтому у  многих учеников складывается представление, что физика - наука, состоящая из опытов и простых задач. Актуальность данного курса определяется важностью подготовки учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе, а также  выбору учебного заведения после окончания основной школы. Содержание курса является некоторым дополнением школьной программы, но одновременно он расширяет сферу ранее приобретенных знаний и умений, рассматривает знакомый учащимся материал на более высоком уровне. Некоторые вопросы не содержатся в базовых  учебных программах по физике. Этот курс может предлагаться школьникам с разным уровнем подготовки по предмету, так как он предполагает решение разнообразных задач нескольких уровней сложности.


       
Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
       
Задачи курса:

- углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи;
- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;
- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;
- создать учащимся условия для подготовки к ОГЭ по физике.
         

Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.
         

Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи. 
2. Запиши условие в буквенном виде. 
3. Вырази все значения в системе СИ. 
4. Выполни рисунок, чертёж, схему. 
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления. 
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде. 
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину. 
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу. 
9. Проанализируй реальность полученного результата. 

Методы, используемые в   процессе обучения  по программе.

Урок-лекция.

Эвристическая беседа.

Дискуссия.

Ожидаемые результаты.                                                                              

 Учащиеся, которые заинтересованы лишь внешними эффектами физики, убедятся в ошибочности выбора физико-математического   профиля.   Заинтересовавшиеся учащиеся, успешно освоившие курс,  смогут  ориентироваться в выборе дальнейшего профиля.

Тематическое планирование  курса по выбору

 «Физика в задачах»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них

Теоретическое обучение, часы

Практические работы, часы

I

Вводное занятие. «Нет физики без задач»

1

1

II

Основы кинематики

12

12

III

Основы динамики

11

11

 IV

Законы сохранения в механике

6

6

 V

Механические колебания и волны

3

3

VI

Итоговое занятие

1

1

Итого

34

1

33

Календарно – тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1

Введение. Входной тест и его        обсуждение.

Работа со справочной литературой. Решение задач 

1

2

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач.

Работа со справочной литературой. Решение задач

1

2.1

Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.

Практическая работа. Решение задач 

1

2.2

Взаимодействие тел.

Работа со справочной литературой. Решение задач. 

1

2.3

Атмосферное давление. Решение качественных задач.

Практическая работа. Решение задач.

1

2.4

Архимедова сила. Решение задач.

Работа со справочной литературой. Решение задач 

1

2.5

Простые механизмы. Правило моментов. Решение задач.

Практическая работа. 
Решение задач 

1

2.6

Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты».

Практическая работа. 
Решение задач 

1

2.7

Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса».

Практическая работа. 
Решение задач 

1

2.8

Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычисление сопротивления цепи.

 Практическая работа. 
Решение задач 

1

2.9

Решение задач на тему «Законы постоянного тока».

Работа со справочной литературой. Решение задач 

1

2.10

Решение задач на тему «Работа и мощность тока».

Практическая работа. 
Решение задач 

1

2.11

Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения.

Практическая работа. 
Решение задач 

1

2.12

График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения.

Работа со справочной литературой. Решение задач

1

3

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения.

Работа со справочной литературой. Решение задач 

1

3.1

График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков.

Работа со справочной литературой. Решение задач

1

3.2

Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость.

Работа со справочной литературой. Решение задач 

1

3.3

Решение олимпиадных задач.  

Работа со справочной литературой. Решение задач

1

3.4

Построение и чтение графиков        линейной функции.

Работа со справочной литературой. Решение задач

1

3.5

Проекции векторов и действия над ними.

Анкетирование, беседа

1

3.6

Графики зависимости кинематических величин от времени

Тестирование

1

3.7

Действия над векторами. Проекция вектора на ось. Закон сложения скоростей

Фронтальная беседа по теме

1

3.8

Силы в природе

Тестирование

1

3.9

Алгоритм решения задач по динамики

Фронтальный опрос

1

3.10

Первый закон Ньютона

Индивидуальный опрос

1

3.11

Второй и третий законы Ньютона

Итоговая кратковременная контрольная работа

1

4

Уравнение теплового баланса

Тестирование

1

4.1

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Построение электрических цепей

Фронтальный опрос

1

4.2

Постоянный электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток

Тестирование

1

4.3

Закон Ома. Расчет сопротивления проводников

Анкетирование, беседа

1

4.4

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца

Индивидуальные проекты

1

4.5

Законы последовательного и параллельного соединения проводников

Индивидуальные проекты

1

4.6

Закрепление знаний

Анкетирование, беседа

1

5

Работа с тестами 

Контрольно измерительные материалы 

1

5.1

Введение. Входной тест и его        обсуждение.

1

5.2

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач.

Работа со справочной литературой. Решение задач 

1

5.3

Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.

Работа со справочной литературой. Решение задач

1

6

Взаимодействие тел.

Практическая работа. Решение задач 

1

Итого

34

Литература для учащихся
1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учебное пособие для углубленного изучения физики в 9 кл. М.:  
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
3. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
4. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 9 класс. М.: Просвещение, 2002.
5. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.
6. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.
                                               

Литература для учителя
1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 9 кл. М.: Просвещение, 1998.
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.
5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
7. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.
8. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование элективного курса по физике. 5 класс

Тематическое планирование пропидевтического курса  физики для 5 класса выполнено на основе программы "Физика - химия" А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак....

Программа элективного курса по физике 9 класс

Данная примерная программа  по физике для учащихся основной  общеобразовательной школы.  Составлена  на основе  обязательного минимума содержания  физического образования...

элективный курс по физике 9 класс

рабочая программа элективного курса по физике 9 класс...

Программа элективного курса по физике 9 класс

Элективный курс "Эксперементальная физика" 9 класс...

Программа элективного курса "Экспериментальная физика" 10 класс

Предлагаемый курс «Экспериментальная физика» для учащихся профильного 10-го класса попытается частично отразить все требования учебного эксперимента. Курс рассчитан на 34 часа.Цель курса: развитие и а...

Элективный курс по физике. 9 класс. «Практикум по решению задач».

Данный курс в объёме 32 часов рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику  «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа  курса составлена с учетом гос...

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...