Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
рабочая программа на тему

Черняк Людмила Геннадьевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_sozdavat_proekt.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» разработана в соответствии с  требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа «Учусь создавать проект» относится к общеинтеллектуальному и социальному направлениям внеурочной деятельности  и составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой  и  Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект. Развитие познавательных способностей» .

  Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цели и задачи курса.

Цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

 Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  •  формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  •  формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 1-4 классов.

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Работа ведется в специальных тетрадях. Задания направлены на расширение кругозора и обогащение словарного запаса новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

  1. Описание места курса в плане внеурочной деятельности

В соответствии с образовательной программой НОО школы курс относится к общеинтеллектуальной внеурочной занятости, реализуемой в форме проектной деятельности учащихся и рассчитан на 4 года обучения. В неделю на занятия по курсу «Учусь создавать проект» отводится 2 часа.

1 класс

2класс

3 класс

4 класс

Всего

66ч

68ч

68ч

68ч

270ч

  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

        Занятия помогут учителю развить следующие ценностные ориентиры:

-Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания; 
-Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; 
-Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни; 
-Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе; 
-Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
-Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. 

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты представляют развитие личностных универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты представляют формирование регулятивных и  коммуникативных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- умение выделить проблему

- умение поставить цель исследования

- умение сформулировать гипотезу

- умение выделить объект исследования

- умение определить предмет исследования

- умение описать параметры и критерии предмета исследования

- умение подобрать соответствующие методы исследования

- умение подобрать инструментарий

- умение осуществить анализ результатов

- умение оценивать промежуточные и конечные результаты

- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения

- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение  

  успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках  

  (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

 Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

  1. Содержание учебного предмета, курса

Содержание курса направлено на становление проектно-исследовательской деятельности в результате целенаправленного обучения, особой системы поддержки и контроля качества. Содержание курса включает систему заданий на формирование умений проектно-исследовательской деятельности:

  1. Развитие исследовательских способностей

В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов» по принципу усложнения заданий от класса к классу.

  1. Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

 Оценка успешности проектной деятельности

Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио, он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.

В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:

Графа «Название работы»

           Напиши название своего проекта (исследования)

Графа «Техника исполнения»

           Какую форму исполнения проекта ты выбрал?

Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.

Графа «Самостоятельность»

           Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?

На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.

Графа «Сложность»

Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне,  который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.

Графа «Мое настроение»

С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.

Графа «Применение»

Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)

Название проекта

Техника исполнения

Самостоятельность

Сложность

Моё настроение

Применение

 «Мои достижения»

  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

1 класс

№ занятия

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1-2

Кто  я? Моя семья

Знакомство с  рабочей тетрадью, выполнение заданий в тетради. Отвечать на вопросы  учителя, обосновывать свой ответ.

3-4

Чем я люблю заниматься. Хобби

Участвовать в обсуждении вопросов, знакомство со значением  слова «хобби»

5-6

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

Участвовать в обсуждении  вопросов, понимать значение слова «тема».Обосновывать свой выбор темы  проекта.

7-8

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

Запоминать толкование новых понятий. Знакомство с понятием «этап». Уметь сделать правильный выбор и обосновать его.

9-10

Повторение. Давай вспомним.

Отвечать на вопросы учителя, рассказывать о результатах опыта. Повторять значение новых понятий.

11-12

Проблема.

Запоминать толкование новых понятий. Учитьсявидеть  проблему.

13-14

Проблема. Решение проблемы

Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы..

15-16

Гипотеза. Предположение

Знакомство с новым понятием. Работа по заданиям тетради.

17-18

Гипотеза. Играем в предположения

Учиться выдвигать гипотезу, сравнивать свою гипотезу с гипотезами своих товарищей.

19-20

Цель проекта

Учится работать с реальными объектами, как с источниками информации. Учиться ставить цели .

21-22

Задача проекта

Участвовать в диалоге. Учиться формулировать задачи проекта. Работать в тетради по плану..

13-24

Выбор нужной информации

Учиться работать с информацией. Предполагать, какая информация нужна. Обосновывать выбор информации.

25-26

Интересные люди – твои помощники

Активно участвовать в обсуждении вопросов. Играть в игру  «интересное интервью».

27-28

Продукт проекта

Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Работать по плану, сверять свои действия с целью.

29-30

Виды продукта. Макет

Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, данную в рабочей тетради.

31-32

Повторение пройденных проектных понятий.

Использовать в  речи  ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов.

33-34

Как правильно составить визитку к проекту

Знакомство с новым понятием Работа по заданиям тетради.

35-36

Как правильно составить визитку к проекту

Активно участвовать в обсуждении вопросов. Играть в игру  «интересное интервью».

37-38

Мини-сообщение.

Мини-сообщения детей, подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация».

39-40

Выступление перед знакомой аудиторией

Мини-сообщения детей  подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация».

41-42

Выступление перед знакомой аудиторией

Мини-сообщения детей  подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация.

43-44

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов.

45-46

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

Работать по плану, сверять свои действия с целью,

Исправлять ошибки. Объяснять, с какой целью был задан вопрос, для чего надо знать ответ на данный вопрос.

47-48

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

Мини-сообщения детей, подготовленные дома. Участвовать в обсуждении, делать выводы и обобщения.

49-50

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

Использовать  в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов.

51-52

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

Использовать  в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов.

53-54

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

Использовать  в речи  ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов.

55-56

Тест «Чему я научился?»

Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

57-58

Памятка для учащегося-проектанта

Работать по плану, сверять свои действия с целью.

Коллективная работа, обсуждение результатов работы, исправление ошибок.

59-60

Твои впечатления от работы над проектами

Участвовать в обсуждении, делать выводы и обобщения.

61-66

Ярмарка достижений

Представление личностных достижений. Использование различных форм представления. Использование приемов делового общения. Самооценка и взаимооценка деятельности

2 класс

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1-2

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби»

3-4

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.

5-6

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать  с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии».

7-8

Выбор помощников в работе над проектом

Объяснять с какой целью  был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос.

9-10

Этапы работы над проектом

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя.

11-12

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.

13-14

Проблема. Решение проблемы

Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы.

15-16

Выработка гипотезы-предположения

Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы, выдвигать гипотезу, сравнивать свою гипотезу с гипотезой, придуманной одноклассниками.

17-18

Цель проекта

Учится работать с реальными объектами, как с источниками информации, выдвигать  гипотезы, делать  выводы и обобщения.

19-20

Задачи проекта

Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры».

21-22

Сбор информации для проекта

Наблюдать, осуществлять  сравнение, сходство и различие выдвигать гипотезы, делать  выводы и обобщения, классифицировать, рассуждать, анализировать, учится работать с реальными объектами как с источниками информации.

23-24

Знакомство с интересными людьми. Интервью

Использовать в речи  ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру  «интересное интервью».

25-26

Обработка информации. Отбор значимой информации

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения.

27-28

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, данную в рабочей тетради. Подготовить сообщения о своих коллекциях.

29-30

Играем в ученых. Это интересно

Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта.

31-32

Тест «Чему ты научился?»

Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

33-34

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление.Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения

35-36

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

Мини-сообщения детей , подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация».

37-38

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради.

39-40

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Практическая работа на компьютере.

41-42

Программа МРР

Практическая работа на компьютере.

43-46

Совмещение текста выступления с показом презентации

Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении.

47-48

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

 Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале.

49-50

Тест «Советы проектанту»

Самостоятельное выполнение теста.

51-52

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего  проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради.

53-54

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа.

55-56

Играем в ученых. Это интересно

Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует.

57-58

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть.

59-60

Памятка жюри конкурсов

Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина.

61-62

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

Выступать перед незнакомой аудиторией.

63-64

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией. Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения.

65-66

Играем в ученых. Это интересно

Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует.

67-68

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

Рисовать открытки своим помощникам.

 3 класс

№ занятия

Тема

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1-2

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби. Рассказывать о своих увлечениях. Вспомнить значение слова «этап».Разбор этапов.

3-4

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы.

5-6

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

Рассказать о теме своего исследования. Выдвигать гипотезу, сравнивать свою гипотезу с гипотезой, придуманной одноклассниками. Работа над проектным понятием «задача проекта».

7-8

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

Учится работать с реальными объектами, как с источниками информации. Выбрать для себя помощников для работы над проектом. Наблюдать, осуществлять  сравнение, сходство и различие выдвигать гипотезы, делать  выводы и обобщения, классифицировать, рассуждать, анализировать.

9-12

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Составлять паспорт проекта.

13-16

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Составлять вопросы для анкет.

17-18

Памятки. Составление памяток по теме проекта

Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Запоминать толкование новых понятий. Составлять памятки по теме проекта.

19-20

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради.

Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя

21-24

Практическая работа. Создание мини-постера

Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения.  

25-30

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы.

31-34

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

Запоминать толкование новых понятий. Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде.

35-38

Программа МРР. Дизайн

Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы.

39-42

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

Работать в программе МРР. Пробовать вставлять фотографии.

43-46

Требования к компьютерной презентации.

Знать требования к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их.

47-50

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи.

51-56

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.

 

57-60

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

Отбирать нужную информацию. Составление визитки. Учиться отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта

361-62

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа.

63-64

Твои впечатления работы над проектом

Уметь подводить некоторые итоги своей работы.

65-66

Пожелания будущим проектантам

Делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам.

67-68

Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.

Рисовать открытки своим помощникам. Выявлять объём накопленных знаний во время проектной деятельности, проверять на сохранность знаний. Уметь высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года.

 4 класс

№ занятия

Тема

Кол.

часов

1-4

Наблюдение и экспериментирование

Планировать этапы наблюдения, эксперимента. Составление плана и заполнение таблиц на основе наблюдения. Комментирование личной деятельности . Самооценка и взаимооценка.

5-8

Методы исследования

Определение методов исследования. Выбор методов в зависимости от цели. Деятельность в диалоге.

9-12

Наблюдение и наблюдательность

Различение понятий, их характеристика. Создание вопросов для дискуссии. Оценка уровня наблюдательности

13-14

Совершенствование техники экспериментирования

Выделение критериев эксперимента. Построение плана эксперимента. Выбор вида эксперимента. Практикум эксперимента. Оценка и самооценка результатов.

15-16

Интуиция и создание гипотез

Формирование понятий. Построение логических цепочек и гипотез. Умение доказывать собственное мнение, опровергать оппонентов.

17-20

Правильное мышление и логика

Определение понятий. Построение логических цепочек. Проведение и построение классификаций.

21-24

Искусство делать сообщения

2

25-26

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Формулировка вопросов в зависимости от цели. Построение ответов на различные вопросы. Умение договариваться о

27-28

Семинар «Как готовиться к защите»

Составление плана на основе  устного сообщения. Планирование деятельности. Отбор информации. Самооценка и взаимооценка результатов

29-30

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Выделение существенных признаков определения. Выбор и обоснование темы исследования. Планирование деятельности. Выбор партнеров..

31-36

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Отбор информации. Применение приемов наблюдения. Распределение ролей в исследовании. Ведение диалогового общения. Самооценка и взаимоценка деятельности

37-40

Коллективная игра-расследование

Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение договариваться, преодолевать конфликты. Выбор способов оформления результатов.

41-54

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов

55-56

Семинар

Принятие и обработка информации. Формулировка вопросов. Создание собственных гипотез. Взаимодействие в группе.

57-60

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.

61-64

Подготовка собственных работ к защите

Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов

65-68

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

Применение навыков публичных выступлений, создания презентаций. Самооценка и взаимооценка результатов деятельности. Умение вступать в дискуссию, отстаивать свою позицию

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 Для учителя:

         Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  1-4 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для учителя:

1.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.    

2.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.   

3.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7           

Для обучающихся: Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  1-4 классов.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

1.     Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

  2.     Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

    Электронные ресурсы: 

  1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 

    2.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ 

    3.     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 

4.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 

5. Компьютер.

6. Мультимедиапроектор.

7. Принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» для 7 классов

Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, так...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Метапредметный проект "Увлекательная математика каждому", 7класс (ФГОС).

Программа позволит увлекательно и с удовольствием изучать серьезные научные вещи.Темы , предложенные в программе, позволят не только развить кругозор учащихся, но и найти предметы для исследования. Чт...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа внеурочной деятельности "Мой проект" для ученицы 9 класса

              Данная программа разработана для индивидуальных занятий по проектной деятельности, адаптирована для детей - сирот (1 человек). Проектная деятель...

Программа внеурочной деятельности "Мой проект"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных про...