Главные вкладки

    Из опыта работы учителя математики
    статья на тему

    Минаева Лариса Анатольевна

    Формирование предметных и ключевых компетенций обучающихся на уроках математики через эффективное использование современных образовательных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samoanaliz_minaeva.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы

    учителя математики МАОУ « СОШ№ 42» г.Перми

    Минаевой Ларисы Анатольевны

    Я, Минаева Л.А, закончила Пермский государственный университет, механико-математический факультет. Общий трудовой стаж 25 лет, из них 25 лет педагогического стажа. В школе №42 работаю с 1992 года.

    Цель моей педагогической деятельности в 2014-2015 г.г. была определена миссией образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 42» г.Перми, ориентированного на создание условий, способствующих становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

    Методическая тема: Формирование предметных и ключевых компетенций обучающихся на уроках математики через эффективное использование современных образовательных технологий.

    Исходя из этого, были определены следующие задачи:

    1. Обеспечение прочного и сознательного освоения учащимися системы знаний и умений по математике и формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности).
    2. Использование новых технологий, элементов технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на разных ступенях обучения;
    3. Развитие предметных и ключевых компетенции обучающихся через включение их в активную учебно-познавательную деятельность. Развитие логического, абстрактного, нестандартного мышления.
    4.  Социализация школьников и профессиональное самоопределение выпускников через личностно-ориентированный подход и индивидуализацию обучения и воспитания.

            Реализации поставленных целей и задач способствует знание современных технологий:

    Проблемное обучение использую на лекциях, семинарах, где мы решаем поставленную проблему экспериментально на практических работах.

     Создаю проблемную ситуацию, а затем побуждаю учащихся  формулировать проблему, анализировать ее, помогаю актуализировать необходимые знания и умения, организую познавательную деятельность по добыванию новых знаний. В процессе активной учебно-познавательной деятельности предполагаются пути решения проблемы. Таким образом, проблемное обучение способствует включению обучающихся в активный учебно-познавательный процесс, формируют ЗУН по теме, развивают  интеллектуальные способности, интерес к предмету.

    При работе с учебником, дополнительной литературой использую метод критического мышления: с помощью «мозгового штурма» актуализирую опорные знания учащихся, используется предыдущий опыт, погружение в тему происходит через интерактивное чтение, организацию работы в группах. Осмысление темы происходит через составление таблиц, схем. Рефлексию использую для получения информации от ученика: отношение к теме, уроку, самому  себе на уроке и др. Домашние задание даю избирательно, индивидуально, широко практикую творческие домашние задания, особенно в 5-6 классах.

    Осваиваю со своими учениками проектный метод изучения математики. Мои ученики в процессе проектной деятельности учатся самостоятельно решать проблему, которая поставлена перед ними учителем или они задаются ею сами.

    Очень важные этапы для старшеклассников: определение цели, постановка задач, выдвижение гипотезы, исследование. Затем они составляют план своей деятельности. Свою роль я вижу в том, чтобы дать учащимся инструкции, методические рекомендации, указать дополнительный материал для самообразования, формирую главные требования к качеству проекта, его оценки. Работаю индивидуально, некоторым необходимо помочь в составлении алгоритма проектирования, т.е. я становлюсь консультантом, управляющим учебно-познавательной деятельностью.

    Проектный метод применяю при изучении алгебры и начала анализа в 10-11 классах. Он развивает у выпускников такие компетенции, как творческую активность, самостоятельность. Этот метод органически сочетается с обучением в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом, дифференцированным подходом.

    Особые уроки - практикумы по решению текстовых задач. В рабочей программе определен базовый уровень (стандарт) и уровень повышенной трудности для тех, кто углубленно изучает математику на профильном уровне. Для проведения этих уроков у меня имеется большой дидактический материал, который позволяет использовать индивидуальный и дифференцированный подход, который особенно на этих уроках  бывает необходим и эффективен.

    Важным звеном  процесса обучения  является контроль ЗУН учащихся, поэтому особое внимание уделяю способам организации  контроля, его содержания. В настоящее время  наиболее объективный и действительный инструмент определения качества обучения на заданном уровне усвоения учебного  материала является тест. В связи с этим,  осваиваю методику тестирования. В моей технологии это хорошая помощь учителю в быстрой проверке знаний у каждого ученика, а для учащихся это и подготовка к предстоящей итоговой аттестации за курс основного общего или среднего общего образования.  

            Также контроль за знаниями учащихся осуществляю в виде устных и письменных зачетов, контрольных и самостоятельных работ, математических диктантов, тестированием в виде устных контрольных работ, составленных мной для 6-7 классов по темам: «Решение уравнений», «Распределительный закон умножения», «Действия со степенями», Формулы сокращенного умножения», «Действия с дробями»), которые способствуют развитию памяти и  приобретанию  навыков устного  счета.


         При закреплении материала использую дидактический раздаточный материал, индивидуальные карточки-задания, программированные задания. Всевозможные дидактические игры (математическое лото, домино, молчанка, математическая эстафета, кроссворды, математические рассказы).       По каждой изучаемой теме накоплены разноуровневые задания, тесты, практические и контрольные работы.

         Также применяю в работе всевозможную наглядность: рабочие таблицы, рисунки, алгоритмы, изготовленные мною лично (для 6 класса «Разложение составных чисел на простые множители», «Нахождение числа по его процентам и процента от числа», «Круговая диаграмма», «Координатная плоскость», «Действия с рациональными числами»; для 7 класса: «Функция», «График линейной функции», «Многочлен и его стандартный вид», «Признаки равенства треугольника», «Свойство параллельных прямых», «Окружность, описанная около треугольника», «Окружность, вписанная в треугольник». Кроме того, в кабинете есть современные комплекты плакатов хорошего качества по основным темам курса математики, их использую для оформления кабинета и как учебно-наглядные пособия к урокам. Технические средства обучения кабинета математики: ноутбук, проектор, видеотека и медиатека, дидактическая литература.      


    Решение поставленных задач по формированию основных компетенций обучающихся, обеспечивающих развитие и воспитание школьников, приобретение ими информационной компетентности, формирование личностной самооценки, взаимооценки, мотивации к процессу обучения математики осуществляется через:

     - индивидуальный подход к обучающимся в урочной и внеурочной деятельности;

     - организацию индивидуальной работы в учебной и внеучебной деятельности;

    - применение на уроках парной, групповой работы, репродуктивных и продуктивных методов обучения, системы дифференцированных и интегрированных заданий;

     - варьирование форм и методов обучения.

           Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными  являются:

     -Повышение мотивации к обучению математики;

    -Развитие творческого мышления, памяти, математической речи учащихся;

    -Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

         В школе обучаются дети с разной учебной мотивацией и уровнем познавательного интереса, поэтому мною осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся через систему дифференцированных заданий и индивидуальной работы. Для занятий с отстающими применяю карточки для коррекции знаний. Каждая посвящается одному отдельному вопросу и состоит из 3-х частей:

    1. Инструкция (формулировка правила)
    2. Образца применения этой инструкции
    3. 15 заданий.

         Для лучшего усвоения программного материала, развития мышления и активизации  познавательной деятельности  учащихся на уроках математики мною разработана и апробирована программа курса «Активизация творческой деятельности учащихся 5-6  классов  при решении занимательных задач», в которой подобран набор творческих заданий различных видов и уровней сложности. Приоритетной целью данного курса является  развитие мышления и личности ребенка, формирование у него мотивационной сферы, что позволяет в  8 классе перейти к углубленному изучению математики, цель которого – переход к профильному обучению в 3 степени.

             Провожу занятия и консультации с обучающимися, желающими расширить знания по предмету. Также провожу занятия и консультации с обучающимися, имеющими пробелы в изучении определенных тем. Любой ученик может прийти на консультацию во внеурочное время.

            Встречаюсь с родителями, как по собственной инициативе, так и по инициативе родителей (как правило, это родители выпускников или обучающихся пятых классов).

     Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность. Стараюсь создать комфортный психологический климат во всех классах, построенный на доверии, взаимном уважении и открытости.

            Всё это способствует тому, что итоговых неудовлетворительных оценок по предмету нет. Успеваемость ниже 100% бывает лишь в случаях пропусков уроков обучающимися по неуважительным причинам, причем это дети, не аттестованные по всем предметам.

    Учащиеся, сдававшие ЕГЭ по математике, ежегодно поступают в высшие  и средние учебные заведения.

         Результатом своей работы считаю и тот факт, что мои выпускники связывают свое дальнейшее обучение с изучением математики. Например,  два выпускника 2010 г поступили в Пермский  государственный научно-исследовательский университет на факультет математики и информатики.

        Потребности каждого ребенка в успехах не должны связываться только с одной учебной деятельностью. Поэтому вовлекаю своих учеников и во внеклассную работу по предмету, несмотря на большую загруженность (являюсь диспетчером по расписанию). Результатом такой работы стало участие детей:

    – во Всероссийской олимпиаде школьников (пока, к сожалению, только на муниципальном уровне),

    - в научно-практических конференциях,(на школьном и районном уровне),
    – в молодежном математическом чемпионате(есть победители),
    – в международном дистанционном конкурсе «Эму-Эрудит».

    Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе», приложения к газете «1 сентября»; научно-методический журнал «Классный руководитель»), приобретаю новинки методической литературы, использую Интернет-ресурсы для подготовки уроков и расширения кругозора. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах,   имею свой персональный сайт в социальной сети работников образования. Постоянно занимаюсь самообразованием.

         Прохожу курсы повышения квалификации. Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступала на заседании педагогического совета в рамках темы «Современный урок  в свете освоения ФГОС в начальной и основной школах», где делилась опытом по использованию НИТ на уроках математики. Обобщила собственный опыт по теме: «Формирование УУД в курсе математики» на заседании методического совета школы, провела серию открытых уроков в рамках  «Дня открытых дверей. В рамках недели математики проводила внеклассные мероприятия с использованием игровых технологий: игра «Счастливый случай» (8 классы), «Математический КВН» (10-11 классы).

    Принимаю участие в методической работе школы, оказываю методическую помощь коллегам в изучении технологий,  оказываю помощь обучающимся при подготовке выступлений на мероприятиях различного уровня (школьных и муниципальных).

          В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у учащихся: полагая, что творческой деятельности можно и нужно учить. Для этого планирую уделить особое внимание исследовательской деятельности детей, расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом,  способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы проблемного обучения позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.

    Уверена, что если ученики приходят в школу после её окончания и приводят своих детей – значит, работаем не напрасно.

    Учитель математики                                                   Л.А.Минаева


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №21 г. Подольска

    В своей статье я хочу рассказать об основных направлениях сотрудничества общеобразовательного учреждения и МГТУ им. Баумана....

    Из опыта работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ

    В статье представлен опыт  работы учителя математики Ткаченко А.Б. по подготовке учащихся 11 классов к государственной итоговой аттестации и сдаче ЕГЭ. Особое внимание уделено вопросу использования ИК...

    из опыта работы учителя математики

    из опыта работы из учителя математики...

    Практико-ориентированное обучение, как основное условие ресоциализации (из опыта работы учителя математики Ухова В. И.)

    Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, влад...

    Из опыта работы учителя математики: Как я учу детей решать уравнения с модулем.

    Практически каждый учитель знает, какие проблемы вызывают у учащихся задания, содержащие модуль. Это один из самых трудных материалов, с которыми школьники сталкиваются на экзаменах. Несмотря на то, ч...

    Из опыта работы учителя математики. " Конструирование урока математики в контексте деятельностной парадигмы со средствами УМК " Сферы"

    В данной работе я рассматриваю построение различных типов уроков в контексте деятельностной парадигмы с помощью УМК "Сферы". Уделяю внимание созданию индивидуальных образовательных траекторий обучения...

    Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории

    Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...