Опыт работы
опыты и эксперименты по теме

Школа Светлана Иосифовна

Меня зовут Школа Светлана Иосифовна. Я учитель русского языка и литературы Красноманычской основной общеобразовательной школы В течение 26 лет я работаю в Красноманычской школе, из них 10 лет преподаю русский язык и литературу. В 2013 году я окончила Южный федеральный университет по специальности русский язык и литература, Имею первую квалификационную категорию. Я замужем, у меня две дочери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Меня зовут Школа Светлана Иосифовна.

Я учитель русского языка и литературы  Красноманычской основной общеобразовательной школы

 В течение 26 лет я  работаю в Красноманычской школе, из них 10 лет преподаю русский язык и литературу.  

В 2013 году я окончила Южный федеральный университет  по специальности русский язык и литература,    Имею первую  квалификационную категорию. Я замужем, у меня две дочери.

За годы работы я поняла, что образование заключается не в количестве знаний, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишься.

«Будущее в руках школьного учителя»… Мне всегда нравилась эта короткая, но ёмкая по смыслу фраза Виктора Гюго, которая стала моим педагогическим кредо.  Она – об ответственности учителя перед обществом. Она – об ответственности общества перед учителем. Стремительно меняющийся мир предъявляет учителю новые требования. С одной стороны, современный школьник должен быть подготовлен «к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Д.А.Медведев). В то же время человек должен сберечь всё лучшее, что досталось ему от предшествующих поколений, и сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА.

В настоящее время я работаю над методической темой:

«Использование интерактивных технологий  как средства активизации учебно-познавательной  деятельности и творческого развития личности»

Современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью, который

·        понимает и принимает тенденции развития образования;

·        свободно владеет учебным материалом;

·        подготовлен психологически (имеет высокий эмоциональный интеллект);

·        владеет современными педагогическими приёмами, эффективными образовательными технологиями;

·        осознаёт значимость собственного опыта и проектирует свою авторскую дидактическую систему.

В проекте профессионального стандарта говорится о том, что  русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

Русский язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности.

Главным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является развитие:

· коммуникативной способности,

· установки на использование этой способности.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с педагогическими задачами и проблемами, решение которых и формирует его педагогический опыт.

Сегодня очевидно, что «знаниевая» модель образования оказалась неэффективной. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.

Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для их формирования. Предмет  русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

  Школа - самоценный  значимый этап в жизни ребенка. Современные дети сильно изменились. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • Резко возросла информированность детей.
  • Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе.
  • Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.
  • Наблюдается поляризация детей по  уровню  сформированности познавательных интересов и инициативы.
  • Дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение.

На основе вышеизложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы – развития личности ребенка на основе развития компетенций, что подтверждает актуальность моего опыта.

Именно  использование  интерактивных технологий  как средства активизации учебно-познавательной  деятельности и творческого развития личности, где учебно-воспитательный процесс превращается в общение, взаимодействие, обмен инициативами его участников, соответствует принципу гуманизации и помогает реализовать основную задачу современного образования – полноценное и гармоничное развитие личности.  Все ученики взаимодействуют между собой, при этом происходит их активное обучение, развитие, воспитание, социализация.

Мой педагогический опыт основывается на следующих идеях.

1. Идея неразрывного единства воспитания, развития и образования. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко).

2. Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность.

3. Идея сотрудничества педагога и школьника на основе взаимного уважения и доверия. «Понимать детей – значит стать на их позиции» (Ш.А.Амонашвили).

Ведущей же идеей я считаю

идею разумного сочетания педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельности, активности  школьника.

В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии».

 Понятно, что структура интерактивного урока   отличается  от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта  учителя.   
Интерактивную работу  я применяю и на уроках усвоения материала , и на уроках по применению знаний,   а также  в виде  опроса или обобщения.

 Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы   и сотрудничества.

Новизна опыта заключается

·        в использовании инновационных технологий (информационно-коммуникационных, на диалоговой основе, на игровой основе),

·         в усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда с учетом особенностей обучающихся,

·        в интерактивном характере воспитательных и образовательных взаимодействий,

·        в применении нетрадиционных приёмов и форм организации урока.

Несмотря на положительные аспекты интерактивной модели обучения, подготовка и проведение полностью интерактивных уроков – трудоёмкий процесс, требующий значительных затрат времени и учителя и учеников. Поэтому мне представляется более целесообразным включать в структуру урока интерактивные элементы (технологии) – конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок интересным, насыщенным, продуктивным.

Назову некоторые интерактивные технологии и методы, через которые я  внедряю интерактивную модель обучения в рамках урока:

  •  «Мозговая атака»-выясняет информированность и/или отношение участников к определённому вопросу. Это приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Этот методический приём использую после первичного изучения темы или раздела. Он позволяет выяснить насколько осознанно усвоена тема

 «Проекты» - способствуют развитию исследовательской, творческой активности детей, а также формированию УУД. Этот приём лучше начинать использовать с 5 класса, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.  

Так удачными проектами были: «Журнал «Мурзилка»», «Омонимы и их виды»,  «Кто ты, Баба-Яга?»  Исследовательская работа «Журнал «Мурзилка»». Казалось, что особенного в этом названии. Для пятиклассников название этого журнала ни о чём не говорит, но их родители,  а также бабушки и дедушки хорошо знакомы с этим журналом. Родители вместе с детьми активно включились в работу, такая совместная деятельность позволяет сотрудничать мне с родителями.

  • «Ранжирование»

Этот  методический приём я применяю на этапе самооценки, где я предлагаю определить какой из предложенных вопросов оказался лёгким, над каким надо подумать, какой вызвал затруднение. После того, как обучающиеся оценили вопросы по степенги сложности, мне становится понятно какие вопросы вызвали затруднения и на что нужно обратить внимание на последующих уроках.

     « Поиск соответствий»

Следующий  методический приём позволяет мне осуществлять подготовку к основному государственному экзамену, начиная с 5 класса. Например при усановлении  соответствия глагола и его значения.

 Методический приём  «Верно/ Неверно»  использую при актуализации знаний.

 Методический приём  «Исправление ошибок» позволяет мне увидеть насколько глубоко обучающимися усвоена конкретная тема.

     

Дискуссия.

Целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

«Быть может, ты прав, а я ошибаюсь, но, объединив наши усилия, мы сможем найти истину» (Карл Поппер).

На своих уроках я применяю различные формы проведения  дискуссий: парные, групповые, коллективные. Самым же интересным и продуктивным видом считаю групповую дискуссию. Она даёт новый импульс проблемному обучению.

На этапе реализации (проведения дискуссии) 1) выступают оппоненты, они представляют разные точки зрения на одну проблему; 2) эксперты анализируют их выступления, пытаясь выделить рациональное зерно, найти возможное решение проблемы; 3) слушатели могут задавать вопросы, выражать свою позицию. Учитель выполняет роль ведущего, следит за регламентом, помогает (при необходимости) сформулировать выводы.

При подведении итогов, анализе и оценке работы всех участников учитывается:   активность, аргументированность, умение вести дискуссию, уважительно относиться к мнению оппонента.

Особый интерес вызвала дискуссия «Есть ли будущее у нашего  хутора?»   Одна  группа учащихся подготовила материал об  истории хутора, который был собран благодаря родителям и старожилам хутора.

Вторая группа учащихся подготовила видео и фотоматериалы о сегодняшней жизни хутора и его проблемах. Третья группа обучающихся (эксперты) предложили различные варианты выхода из сложившейся ситуации в хуторе.

Согласитесь, тема дискуссии для пятиклассников сложна, но она заинтересовала и родителей, которые были вовлечены в процесс подготовки дискуссии.

Каковы же результаты опыта использования интерактивных технологий в моей педагогической практике? Их, конечно же, можно представить в виде цифр и графиков, полученных при различных мониторингах и анкетировании учащихся.

Я изучаю различные методики, технологии, знакомлюсь с различными моделями обучения. Среди  различных  моделей хотелось бы обратить внимание на особенно актуальное в нашем многонациональном обществе межкультурное обучение, которое ставит целью умение общаться через культурные барьеры.

  Я была участницей  проекта «В мире жить- с миром жить», реализованном при поддержке Фонда Розы Люксембург, который проходил в Армении-Грузии.

Также принимала  участие  во   2 Международной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы, которая проходила в Армении, где  презентовала доклад «Современные направления в методике преподавания русского языка и литературы».

Общаясь и обмениваясь опытом в Интернет-сообществах, участвуя в педсоветах, семинарах, круглых столах, школьных  методических объединениях, посещая открытые уроки, я заимствую педагогический опыт своих коллег, который помогает добиваться  определённых  результатов.

 Мой опыт работы позволяет сделать вывод, что учитель  теперь  не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.

Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.          

Закончить своё выступление я хочу словами Роберта Рождественского:

     Учитель - профессия дальнего действия,

      Главная на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...