Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Рощупкина Ирина Александровна

В данной статье рассказывается о применении современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Об эффективном использовании приёмов и методов на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

                                                          Автор:Рощупкина И.А.           

                                                              учитель русского языка и литературы

Ведущей организационной формой образовательной деятельности учителя является урок. Согласно теории обучения в информационном обществе новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, при изменении роли участников образовательного процесса, соблюдая системно-деятельностный подход в обучении.

В практике я применяю несколько современных педагогических технологий, соответствующих теории обучения в информационном обществе и направленных на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) включает в себя три основных этапа (вызов, осмысление содержания, рефлексия) и представляет собой единый, связный набор обучающих приёмов, благодаря которым обучающиеся могут активно работать на уроках и выстраивать собственное знание.

При проведении уроков по этой технологии я выстраиваю деятельность свою и обучающихся соответственно требованиям разработчиков технологии, использую рекомендуемые для каждой стадии урока приёмы и методы.

Стадия вызова. Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (или предполагают), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Приёмы и методы: а) составление списка известной информации, б) рассказ-предположение по ключевым словам, в) графическая систематизация материала: кластеры, таблицы, г) верные и неверные утверждения, д) перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах, в группах.

Функции стадии вызова: а) мотивационная (побуждение к работе с новой информацией), б) информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме), в) коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Стадия осмысления содержания. На данной стадии деятельность направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, на постепенное продвижение от знания старого к новому. Ученики читают (слушают) текст, используя предложенные мною активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Используются методы активного чтения: а) инсерт, б) ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, в) поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

На стадии осмысления содержания осуществляется контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах.

Функции стадии осмысления содержания: а) информационная (получение новой информации по теме), б) систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания), в) мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

Очень эффективным является прием «Верные и неверные суждения». Такой приём развивает познавательные и регулятивные УУД. Применяя данный приём, мы способствуем развитию умения вчитываться в текст и понимать прочитанное, а также находить нужное. Это не что иное, как познавательные общеучебные действия. Соотнесение своего мнения с авторским текстом способствует развитию регулятивных действий, а обсуждение в группах – коммуникативных универсальных действий Использование приёма помогает заинтересовать детей, способствует более осмысленному знакомству с текстом. Мы способствуем, таким образом,  формированию личностных УУД  Например, в начале урока по литературе в 10 классе по теме «Изображение войны 1812 года в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» в качестве проверки домашнего задания предлагается ряд вопросов на знание текста романа:

  1. Начало партизанской войны, по мнению Толстого, связано со вступления неприятеля в Смоленск. (Верно)
  2. Уланы утонули «под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали», на реке Неман. (Неверно)
  3. Французская армия испытывала чувство тревоги в самом начале похода на Россию. (Неверно)

4. Кульминацией Отечественной войны 1812 года стало Бородинское сражение. (Верно)

5. Л.Н.Толстой начинает повествование о сражении с описания тумана. (Верно)

6. Мы видим Бородинскую битву в восприятии Андрея Болконского. (Неверно)

7. До Кутузова русской армией командовал Барклай-де-Толли. (Верно)

8. По мнению Толстого, успех в битве зависит от чувства патриотизма. (Верно)

9. Пьер Безухов был взят в плен во время Бородинского сражения. (Неверно)

10. Война, по Толстому, - это событие, противное человеческому разуму и человеческой природе. (Верно)

Правила:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как на экране. Цифрами указаны № вопросов.

2.При чтении вопросов, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...», вы обсуждаете ответы в группах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      Затем идет самопроверка работы по ключам, выставляются отметки, которые учитываются при подведении итогов в конце урока.

На стадии вызова очень хорошо заставляет творчески мыслить, говорить

Прием “ключевые слова”, по которым за 3-5 минут пишется “легенда”, “рассказ”, “история”. Этот прием позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы. Например, в 8 классе после урока “Историческая основа создания повести А.С. “Капитанская дочка” на 1 этапе следующего на доске записываю слова: 

Ключевые слова “1773-1775, Емельян Пугачев, А.С.Пушкин, Оренбург, 1832, старожилы, 3 тысячи, “История пугачевского бунта” , 1832 год, “Капитанская дочка”, очерк, повесть, 1836”.

Если материал предыдущего урока усвоен, то учащиеся легко справляются с заданием. Вот один из примеров такой работы:

Пример: “В 1873 году было поднято восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева. Спустя годы, в 1832 году, получив разрешение, А.С.Пушкин прибыл в Оренбург для сбора материалов. После встреч со старожилами - очевидцами из-под пера поэта вышел знаменитый очерк “История пугачевского бунта”, изданный в 3 тысячи экземпляров. Эти материалы были положены в основу повести “Капитанская дочка”, написанной в 1836 году”.

Этап осмысления 

 Приёмы стадии осмысления, которые я использовала на уроках литературы – это «Чтение с остановками»  и  «Инсерт».

«Чтение с остановками» направлено на конструирование, осмысление, обсуждение (анализ) текстовой информации. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека. При этом происходит развитие системно – аналитических и прогностических способностей, развитие целостного восприятия текста. Мы развиваем и формируем познавательные общеучебные действия.            

Приём «Инсерт»

Пример работы с информационным текстом на уроке русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»

Цель использования приема: прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

-  Учитель предлагает каждому ученику прочитать статью на странице  учебника и сделать в тексте пометки (10 минут). Далее учитель предлагает продолжить работу с маркировочной таблицей и  индивидуально.

“V” ЗНАЛ

“+” УЗНАЛ

“-” ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

“?” ХОЧУ УЗНАТЬ

Толстые и тонкие вопросы

ПО отвечает на вопрос КАКОЙ, ЧЕЙ.

ПО поясняет существительное.

ПО указывает на признак предмета.

ПО присоединяется к главному при помощи союзных слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ,ЧЕЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ,КОГДА

Указательные слова служат для выделения определяемого существительного.

ПО всегда стоят после определяемого слова.

Только ли союзными словами присоединяются ПО к главному?

Почему ПО стоит только после главного предложения?

Только ли на признак предмета указывают придаточные определительные?

Можно ли придаточную часть СПП с ПО заменить  причастным оборотом? Всегда ли это возможно?  

Затем  предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.

- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией?

- Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать? ( дети предлагают свои варианты)

Стадия рефлексии. Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям, вносит изменения, дополнения, даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Ученики соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

Методы и приёмы:

а) заполнение кластеров, таблиц,

     б) установление причинно-следственных связей между блоками информации,

 в) возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям,

 г) ответы на поставленные вопросы,

д) организация круглых столов, дискуссий,

е) написание творческих работ,

ж) исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах, в группах.

Функции стадии рефлексии:

а) коммуникационная (обмен мнениями о новой информации),

б) информационная (приобретение нового знания),

в) мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля),

г) оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

На стадии рефлексии при изучении сравнительных  характеристик главных героев произведения, я использую Прием «Диаманта» Данный приём  способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений. Обучающимся предлагаю составить семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:

1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)

2.Два слова (определение; прилагательные)

3.Три слова (действие; причастия)

4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)

5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)

6.Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)

7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное.

Обломов

Ленивый, пассивный

Мечтающий, скучающий, спящий

Лень, трусость, бездействие, скука

Познающий, путешествующий, действующий

Активный, жизнелюбивый

Штольц

Онегин
равнодушный, надменный,
скучающий, иронизирующий, непонятый,
свет, Петербург, сплин, дуэль.
Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
томный, романтичный
Ленский

       Очень интересной считаю  в своей работе использование проектной технологии. При организации проектной деятельности особым образом перестраиваю образовательное пространство. Работа в группах требует перестановки парт, сбор и анализ информации – доступа к информационным источникам, презентация результатов проектной деятельности – дополнительные материалы или мультимедийный проектор.

Работа над проектами строится в двух направлениях. Первое – весь урок отдаётся под создание проекта (например, разработка маршрута путешествия на уроках литературы). Второе – отказ от полной формы проектирования, составление таких ситуаций, которые позволяют анализировать предложенную информацию глубже и разностороннее, чем обычно (например, сопоставление путешествия из Петербурга в Москву во времена Радищева и сегодня).

Учитель знакомит учащихся с правилами управления временем проекта. На уроках проектирование развивалось по трем траекториям:

1. предложенная учителем тема самостоятельной творческой работы, становясь проектной идеей, превращается в «тему сообщения», при этом работа ученика идет по нескольким направлениям;

2. предложенная учителем тема самостоятельной творческой работы принимается, превращаясь в проектную идею, сразу же выступает в единстве замысла (названия) и формы завершения (предъявления), при этом работа по осуществлению проекта представляет собой постоянное возвратно-поступательное движение от темы к продукту и обратно;

3. проектирование идет «от результата»: он чётко определён, а дальше всё «подтягивается» к этому итоговому продукту.

Ученики в процессе проектирования  демонстрируют умение соблюдать правила группового сотрудничества: в данный момент говорит только один человек; есть ситуации, когда ни одно высказывание не критикуется; сообщение должно быть максимально понятным; реакция на сообщение должна быть доброжелательной; отношение к сообщению не переносится на того, кто делает сообщение.

В то же время у части учеников не сформирована способность выполнить необходимую часть работы, за которую никто не хочет браться, нет готовности отказаться от работы, связанной с проектом, но лишней, тормозящей общую работу; такая ситуация показывает, что средства не соотнесены с общей конструкцией проекта, что собственный интерес превалирует.

Оценивание проектной работы осуществляется по нескольким основаниям: степень включенности в групповую работу, степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы, количество новой информации, использованной для выполнения проекта, оригинальность идеи, качество презентации, владение рефлексией.

Использование проектной технологии на уроке русского языка и литературы позволяет мне сопрягать пространство учебной и проектной работы; предметные знания, полученные в учебной работе, становятся средством, ресурсом учебного проекта, а выполнение проекта приводит к развитию учебно-познавательного интереса; так формируется учебно-практическая самостоятельность учащихся.

Учебный проект.

Проблема проекта

Почему?

Мотивация

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Выбор способов и методов, планирование

Результат

Что получится?

Ожидаемый результат

 

         Метод проектов можно использовать на уроках русского языка и литературы. В урочной практике я использую в основном краткосрочные проекты из-за ограниченности во времени.

Типология проектов:

1.      Исследовательские проекты.

2.      Творческие проекты.

3.      Ролевые, игровые проекты.

4.      Информационные проекты.

5.      Практико-ориентированные проекты.

        Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности. Считаем, что этот перспективный метод найдет свое достойное место в практике преподавания.

Пятый класс по заинтересованности детей  к обучению  наиболее благоприятен для развития навыков к проектной деятельности, а  структура  предмета по литературе  в 5 классе открывает возможности  для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом разделе  курса.

           Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания.             В моей практике  проектный метод обучения используется в основном в старших классах. Но опыт работы по введению ФГОС ООО показал,   что уже с пятого класса ученики способны разрабатывать и защищать проекты по литературе. На наш взгляд, к созданию проектов ученики могут приступить уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д.

Например, в 5 классе я учу детей работе  с текстом: видеть особенности жанра, структуру произведения, вычленять эпизоды. Эти задачи решаем, предлагая такой творческий проект: создать комиксы по произведению (небольшого объема, хорошо известного жанра). Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Сама форма «приказывает» ученикам внимательно прочитать произведение, выделить самые важные эпизоды, отобрать текст, в рисунках попытаться выразить характер  персонажей. Работа проходит в группах, где роли распределяют сами ученики.

Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее проектные задания. С удовольствием пятиклассники создают электронные презентации. Например, задание «Создайте электронную презентацию «Сказки П.Бажова в иллюстрациях художников Палеха». При устном ответе учащиеся сопровождают свое выступление цитатами из сказок.

Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Из опыта работы использования современных педагогических технологий на уроках русского  языка и литературы...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...

Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...