факультатив "Музыкальная капель"
рабочая программа по теме

Кристинкова Светлана Васильевна

Цели и задачи программы факультатива:

1.развить музыкальные и творческие способности детей;

2.воспитать  певческую и  исполнительскую культуру,

3.вовлечь учащихся в творческую деятельность (исполнение, сочинение песен, концертная деятельность);

4.помочь учащимся выработать свой собственный взгляд на явление современной музыкальной культуры

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.  

  1.1.   Нормативно-правовые документы.

  Данная  рабочая  программа составлена на основе государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по музыке с учетом рекомендаций педагогов – консультантов училища имени Гнесиных  ( г. Москва). Программа адаптирована педагогом  - Кристинковой С. В Направленность: художественно- эстетическая.                                                                                                                                                                                              

Срок реализации программы: 2 года.

Вид: модифицированная.

Уровень реализации: основное общее образование

Уровень освоения: общекультурный, профессионально - ориентированный.                                                                                                         

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

1. «Концепция  развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы№ (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008г. № 1244-р).

2.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от  28.12.2001г.№ 1403).

Преподавание факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях в 2014/2015  учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ:

 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012г. № 273-ФЗ.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. № 19644.

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования».

    1.2.Цели, задачи  преподавания  учебного предмета.

Цель программы: развить  музыкальные и творческие способности детей, стремление  к самосовершенствованию и духовному обогащению,  осуществляя  нравственно-эстетическое воспитание детей средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением.

Задачи программы :   

1.Сформировать  вокальные  навыки и эстрадно – исполнительские качества ;

2.Сформировать эмоциональное отношение к восприятию и  исполнению музыки.                                                                              3. Вовлечь исполнителей в творческую деятельность:  исполнение,  сочинение песен,   концертная  деятельность;

4.Воспитать певческую и исполнительскую культуру. 

 5.Помочь учащимся выработать собственный взгляд на явления современной  музыкальной культуры.

6.Создать условия  для  профессионального  самоопределения  учащихся.

7.Формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

                         2. Общая характеристика учебного предмета.

 2.1. Роль и значимость предмета, курса с точки зрения целей общего образования с опорой на  ГОС или концепцию  ФГОС второго поколения, современных требований к выпускнику.

Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства  направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

2.2.Преемственность при изучении данного предмета, курса. Музыка является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

2.3. Акценты в осуществлении связи обучения  по  предмету с практикой и актуальными проблемами современности. В связи с увеличением большого количества людей современной джаз, рок, поп музыкой, во внешкольной работе, помимо академического пения, народного пения встала необходимость ввести занятия эстрадного пения.    Данная программа рассчитана  на индивидуальные занятия с учащимися .Возраст- от 9 до 15 лет.

  Занятия в классе эстрадного пения призваны удовлетворить потребности общества и личности за пределами основных учреждений образования. Основные мотивы, которыми руководствуются дети, занимающиеся  эстрадным  пением:

1. получение дополнительных углубленных знаний в области  музыки;

2. возможность интересно, содержательно организовать свой  досуг;

3. возможность творчески выразить себя индивидуально и  в    коллективе;

4. возможность социального и  предпрофессионального  самопределения;

Программный материал осваивается поэтапно, в зависимости от   возраста и   индивидуальных вокальных данных ученика. Каждый учащийся в процессе обучения должен последовательно   освоить технику эстрадного пения (дыхание, звукообразование,  мышечная  и голосовая раскрепощенность, координация голоса).

                3.Место  учебного предмета, курса  в учебном плане.     

Программа  работы рассчитана на 2 года обучения, с предварительным  отбором. . На первый год обучения отводится :  индивидуальное обучение-35 ч. ( теории -11 ч.,  практики -24 ч.)  На второй год обучения  отводится 35 ч.( теории -11 ч, практики -24 ч. ) Занятия  проводятся (солисты): один раз в неделю - 45 мин.На занятиях  должны  постоянно изменяться  формы работы: распевание(певческая установка, певческое дыхание, звукообразование), работа над произведением, разучивание простых  танцевальных  элементов движения и т. д.

                 4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.

 4.1     Описание важности учебного курса.

Программа предусматривает предварительный  отбор, цель которого                                                                                                                                                                      выявить наиболее одаренных детей для их дальнейшего музыкального эстетического развития. На прослушивании оценивается:

         - голос (тембр, сила, диапазон);

         - слух;

         - музыкальность;

         - эмоциональность исполнения;

         - внешность;

         - индивидуальность.

Новизна программы  в том, чтобы  дать возможность  «маленьким росточкам» расти, развивая свой музыкальный   талант  с помощью педагогов по вокалу. Именно индивидуальное обучение с одарёнными детьми даёт хороший результат.

 Актуальность  программы  в том, что педагог по вокалу помогает учащимся

 реализовать свои музыкальные и творческие способности.

4.2.Ценностные ориентиры учебного предмета Приоритетным направлением содержания программы по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

4.3.Особенности обучающихся.Освоение содержания основного общего образования по предмету  способствует:

-  формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации. 

Формы обучения: урок-беседа, урок-зачёт, урок-конкурс, повторительно-обобщающий урок.

- входной, текущий, тематический, итоговый.

   5.  Личностные, метапредметные и предметные результаты

                                 изучения предмета.

5.1.Личностные результаты:

а)чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

б) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

в)уважительное отношение к культуре других народов:

г)эстетические потребности, ценности  и чувства

д)развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

е)развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5.2.Метапредметные результаты:

а) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

б) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

       в)освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

      г)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

     е)умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

5.3.Предметные результаты В результате изучения музыки у обучающихся будут сформированы: а)основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

б)воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

в)начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. 

5.4.    Система оценивания знаний на занятиях. Формы контроля осуществляются в течение года и помогают определить эффективность обучения и воспитания, обсудить результаты, внести изменения в учебно – воспитательный процесс. Основными формами подведения итогов являются контрольные занятия, занятия- концерты, выступления учащихся на родительских собраниях и  школьных праздниках, диагностика уровня развития музыкальных способностей учащихся.

     В основу диагностики положено определение у школьника следующих способностей: музыкального слуха – мелодического и  гармонического, тембрового, ладового чувства, исполнительской способности, чувства ритма, творческого потенциала, которые определяются при поступлении учащегося в кружок.

      Контрольные занятия проводятся в конце года с целью краткого повторения, обобщения полученных знаний.

    Для подведения итогов реализации программы используются  несколько форм :

    - диагностика уровня развития музыкальных способностей;  

    - концерт;            

     -отчётный   концерт, общешкольное родительское собрание;

      Концерт, фестиваль являются не только формой подведения итогов, но и формой творческой самореализации учащихся. Выступление на сцене позволит каждому учащемуся испытать успех, признание зрителей, чувство радости от достигнутого результата.

              Ожидаемые результаты реализации программы:

         1.  Освоить технику эстрадного пения:- дыхание; звукообразование;

              - мышечная и голосовая  раскрепощённость ; координация голоса.

         2. Максимальное развитие музыкально – творческих способностей .      

         3.  Потребность в музыке, познании и творчестве.

         4. Ощущение свободы, необходимой для самоутверждения    и    самореализации.

        5.  Повышение собственной самооценки в глазах  сверстников,  педагогов, родителей.

                                    6.Содержание  учебного предмета  « Музыка»

                                                             1 года обучения

Раздел

Общее количество часов

теория

практика

1

Постановка голоса;

8

3

5

2

Музыкально – образовательные беседы, слушание музыки.

2

2

-

3

 Работа над произведением. Постановка номера.

10

2

8

4.

Танцевальные движения.

4

2

2

   5.

Физические  упражнения на развитие мышц брюшного  

  пресса.

4

2

2

6.

Концертная деятельность.

6

-

6

7.

Итоговое  занятие.

1

-

1

 ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ  

  Занятия строятся на интересе. Проявляется это в вокальных, дыхательных упражнениях,  связанных с жизнью,  со  знакомыми  звуковыми представлениями и ассоциациями. Занятия  - это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой ребёнок приобретает знания и практические навыки, а его способности активно развиваются.  Дети индивидуального обучения занимаются 1 час в неделю. За год-35 часов. (теории-11 ч, практики-24 ч)

        1 РАЗДЕЛ.  ПОСТАНОВКА  ГОЛОСА.                                                                                

       Теория образования звука и работа вокального аппарата. Образование звука. Строение и работа вокального аппарата. Освоение практических навыков вдоха и выдоха. Вдох в грудь. Мягкое нёбо. Гимнастика для губ и языка. Корень языка. Резонаторные ощущения. Освоение и развитие головного и грудного резонаторов. Знакомство с музыкальными терминами.

                  ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    - Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики. Выполнение упражнений на звуки А Э О Ы. Выполнять с эмоциональным состоянием ( удивление, восторг, радость, испуг). Для раскрепощения аппарата добавляется раскрытие рук, медленное поднятие глаз. Делается стоя, сидя, приседая.

      - Выполнение упражнений « Ласковый ветерок»,  «Свеча», «Лесная полянка»,

        « Силач», « Колокольчик» и т. д.

    - Выполнение гимнастики для  губ и языка: упражнения «Иголочка», «Щеточка»,    

      «Обиженное лицо, обрадованное лицо.»

    - Выполнение упражнений для корня языка:  «Щелчки языком»,  «Змеиное    жало».

    - Выполнение упражнений для развития резонаторных ощущений: «Мычание», распев слогов( ми-мэ-ма-мо-му)

 2.  РАЗДЕЛ. МУЗЫКАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  БЕСЕДЫ.

 Слушание музыки  

     1. Охрана голоса и основные правила гигиены: строение голосового аппарата; основные заболевания голосового аппарата; способы предупреждения и профилактика заболеваний. .  

     2. Фольклор (народные песни в современной обработке.)

     3.Слушание песен современных композиторов: ансамбль детской эстрадной песни  «Семицветик»-композитор В. Цветков; шоу- группа «Улыбка»-композитор А. Варламов;  детский театр песни «Серебряный колокольчик»- композитор Ж. Колмагорова, детский  хор им. В. С. Локтева, театр- студия детской песни «Ладушки»-композитор В.Михайлов;  детский альбом- композитор Е. Зарицкая; детский альбом- композитор Ю. Верижников  

3 РАЗДЕЛ.  РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. ПОСТАНОВКА НОМЕРА.

   Показ – исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи. Раскрытие содержания произведения, его  взаимосвязь  со  средствами  музыкальной  выразительности.

       ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

         Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами на слоги, без текста. Работа над текстом без мелодии ( проговаривание  на дыхании), соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работа над звукообразованием. Работа над эмоциональной  передачей  содержания исполняемого произведения и решение актерских задач. Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для постановки номера ( консультация хореографа). Работа с микрофоном  на сцене.

 4 РАЗДЕЛ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

       Танцевальная импровизация под музыку. Освоение элементов музыкальной выразительности ( в задание на импровизацию включаются темы, близкие к детскому воображению). Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения соединить движения в танцевальную композицию.

 5 РАЗДЕЛ. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЦ БРЮШНОГО ПРЕССА.  

       Выполнение упражнений на развитие и укрепление мышц брюшного пресса.

       Общее физическое развитие.

6 РАЗДЕЛ.  КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

          Выступления в виде показа для родителей, сверстников, в виде творческих

          отчетов и концертов.

 7 РАЗДЕЛ. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

        Обобщение всего материала.

                                                                2 года обучения

Раздел

Общее количество часов

теория

практика

1

Постановка голоса;

8

3

5

2

Работа над произведением. Постановка номера.

9

3

6

3

 Этюды на развитие актерских способностей. Импровизация.

2

1

1

4.

Танцевальные движения.

5

2

3

   5.

 Концертная деятельность.

8

8

6.

Музыкально – познавательные беседы, слушание музыки.

2

2

-

7.

Итоговое  занятие.

1

1

Второй год обучения (35 ч.-1 час в неделю. Занятия строятся на более устойчивом интересе, проявляющемся в самостоятельных занятиях дома и контроле пройденного материала в классе: в самостоятельно приготовленном сообщении на заданную тему, к вокальным упражнениям добавляется работа над произведением и сценическая постановка номера, что требует более серьезного занятия хореографией и актерским мастерством. Для более успешного освоения программы необходимо знание основ музыкальной грамоты

      1 РАЗДЕЛ. ПОСТАНОВКА  ГОЛОСА.

    Повторение дыхательных упражнений 1-го года обучения.  Дыхательные упражнения «Порции». Дыхательная гимнастика  Стрельниковой.  Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании. Упражнения для развития грудного резонатора. Упражнения для развития головного резонатора.  Упражнения на сглаживание регистров. Знакомство с музыкальными терминами, которые используются в эстрадном пении.                                                                          2 РАЗДЕЛ. РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. ПОСТАНОВКА НОМЕРА                                                                                                                        Показ – исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи. Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.

                     ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

         Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами на слоги, без текста. Работа над текстом без мелодии ( проговаривание  на дыхании), соединение отдельных фраз, исполняемого  произведения и решение актерских задач. Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для постановки номера ( консультация хореографа). Работа с микрофоном  на  сцене.

3 РАЗДЕЛ. ЭТЮДЫ НА РАЗВИТИЕ АКТЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПРОВИЗАЦИЯ.  

          Научить детей быть более наблюдательными, развивать воображение,

           творческую инициативу.

                   ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

          Выполнение творческих заданий, этюдов, музыкальных сценок,

           импровизаций.

4 РАЗДЕЛ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

         Выполнение упражнений с более сложным ритмическим рисунком. Тренировочные упражнения, танцевальные движения под музыку ( под классическую, народную, эстрадную музыку). Знакомство с танцевальными ритмами, а так же элементами движений современных танцев типа: «диско-бит», «авто-стоп», «диско-франк».пользуя вокальные упражнения, работа над звукообразованием. Работа над эмоциональной передачей  содержания исполняемого произведения.

    5. РАЗДЕЛ. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Выступления в виде показа для родителей, сверстников, в виде творческих

             отчетов и концертов.

6  .РАЗДЕЛ. МУЗЫКАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ. СЛУШАНИЕ     МУЗЫКИ .

1. Фольклор (народные песни в современной обработке.)

         2. Слушание песен современных композиторов: ансамбль детской

                   эстрадной  песни «Семицветик»-композитор В. Цветков; шоу- группа

                  «Улыбка»-композитор А.Варламов,  детский театр песни «Серебряный

                    колокольчик»- композитор Ж. Колмагорова,   детский    хор им. В. С.

                    Локтева, театр- студия детской песни «Ладушки»-композитор  В.

                    Михайлов,   детский альбом- композитор Е. Зарицкая; детский

                   альбом- композитор  Ю.  Верижников и т. д.

          7 РАЗДЕЛ. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

 Обобщение всего материала. Концертное выступление.       

7.Учебно-тематический план

                                                                          (1 год обучения)

№занятия

 урока

 

урока

                                     Тема

Кол-во часов

1.

«Музыкально- образовательные беседы» (Охрана голоса и основные правила гигиены: строение голосового аппарата; способы преду-преждения

и профилактика заболева-

ний)

1 ч.

2.

Работа над произведением (мелодия песни по фразам) Теория образования звука и работа вокального аппарата - упр. на звуки

А-Э-О-Ы  Работа над произведением (мелодия песни по фразам)

1 ч.

3.

 Работа над произведением.( дыхание по фразам) Освоение практических навыков вдоха и выдоха.(упр. «Ласковый ветерок»)«Работа над произведением»(дыхание по фразам)

навыков вдоха и выдоха.

(Упр. «Ласковый ветерок»)

«Работа над произведе-нием»(дыхание по фразам)

1 ч.

4.

Работа над произведением .Вдох. Выдох. ( упр. «Свеча»,«Колокольчик»)

разучивание текста,мелодии, дыхание по фразам)

1 ч.

5.

Работа над произведение Образование звука-упр. на звуки А-Э- О- Ы

(работа над отдельными фразами на слоги)

0,5-прак-ка;

0,5-теория

6.

Постановка голоса.(Мягкое нёбо-  знакомство с музыкальными

терминами) Работа над произведением (соединение отдельных фраз, работа над текстом-без мелодии)

0,5-теория;

0,5-прак-ка

7.

Постановка голоса.(гимнастика для губ и языка.-упр. «Иголочка»,

«Щёточка»)Работа над  эмоциональной  передачей содержания исполняемого произведения) Концертная   деятельность  (выступление на мероприятии)

1 ч

8.

Постановка голоса.(Корень языка. Упр. Для корня языка «Щелчки языком») Работа над  произведением (пение под фонограмму)

1 ч

9.

 Постановка голоса.(знакомство с музыкальными терминами, упр. для

корня языка «Змеиное жало» )Работа над произведением.(разучивание текста, мелодии, проговаривание текста на дыхании)

1 ч

10.

Постановка голоса.(гимнастика для губ и языка «Обиженное лицо,

обрадованное лицо.) Постановка номера.(работа над звукообразованием,  дикция)

1 ч.

11.

Постановка  голоса(Резонаторные ощущения.Упр. распев слогов: ми- мэ –ма- мо-му) Танцевальные движения для  постановки номера)

0,5-теория; 0,5-прак-ка

12.

Работа над произведением. Постановка номера.»

 (Освоение головного и грудного резонаторов.)

 Разучивание танцевальных движений для постановки номера.

1 ч.

13.

 Постановка голоса.(гимнастика для губ и языка )Постановка номера.(работа над звуком)

1 ч.

14.

Постановка голоса.(упр. для развития резонаторных ощущений)

 Работа над произведе нием. Постановка номера.(соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения)

1 ч.

15.

Работа над произведением. Постановка голоса.(вдох- выдох.-упр. на дыхание )Постановка номера.»(проговаривание текста на дыхании, пропе-вание мелодии по фразам.)

1 ч.

16.

Работа над  произведением. Постановка голоса.(выполнение упр. для губ и языка) Постановка номера. (работа над отдельными фразами на слоги, без текста)

1 ч.

17.

Музыкально-образовательная беседа(фольклор-современные

обработки)«Постановка номера»(работа над текстом-проговаривание на дыхании)

«Танцевальные движения» (соединение движения в танцевальную композицию)

1 ч

18.

Танцевальные движения (соединение движения в танцевальную композицию)Постановка номера(работа над текстом-проговаривание на дыхании) Концертная   деятельность  (выступление на мероприятии)

1 ч

19.

Танцевальные движения(импровизация под музыку)

1 ч

20.

Физические упражнения на развитие мышц брюшной полости

Работа над произведением(соединение отдельных фраз)

0,5-теория; 0,5-прак-ка

21.

 Концертная   деятельность  (выступление на мероприятии)

1 ч.

22.

Танцевальные движения (освоение элементов музыкальной выразитель-ности) Постановка голоса(упр. для корня языка)

0,5-теория; 0,5-прак-ка

23.

Физические упражнения на развитие мышц брюшной полости» Концертная деятельность(выступление на школьном празднике)

0,5-теория; 0,5-прак-ка

24.

Физические упражнения на развитие мышц брюшной полости

Постановка   голоса(гимнастика для губ и языка)

1 ч.

25.

Танцевальные движения(разучивание танцевальных элементов) «Постановка голоса»(гимнастика для губ и языка)

0,5-теория; 0,5-прак-ка

26.

Танцевальные движения(разучивание танцевальных движений) Постановка голоса(упр. «Ласковый ветерок», «Лесная полянка»)

0,5-теория; 0,5-прак-ка

27.

Физические упражнения на развитие мышц брюшной полости»

Постановка   голоса(гимнастика для губ и языка)

1 ч.

28.

Физические упражнения на развитие мышц брюшной полости» Концертная деятельность(выступление на школьном празднике)

0,5-теория; 0,5-прак-ка

29.

Работа над произведением (работа с микрофоном на сцене)

 Постановка номера. (работа над отдельными фразами на слоги, без текста)

1 ч.

30.

Работа над произведением. Постановка номера.(работа над звукообразованием,  дикция)

1 ч.

31.

 Концертная  деятельность (выступление ) Постановка голоса

(упр. на развития резонаторных ощущений, распев слогов- ми- мэ – ма- мо- му)

1 ч.

32.

 Работа над произведением (пение под фонограмму) Постановка голоса

(упр. на вдох- выдох)

1 ч.

33.

Концертная деятельность(выступление на школьном мероприятии) Постановка голоса(выполнение упр. для развития резонаторных ощущений)

1 ч.

34.

Концертная деятельность(выступление на школьном мероприятии) Работа   над произведением(эмоциональная передача песни)

1 ч.

35.

Итоговое занятие (обобщение всего материала)

1 ч.

     

                      8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение .

  8.1. Учебно-методический комплект 1.Агапова  И. А.  «Лучшие  музыкальные  игры  для  детей» (пособие  для

   педагогов, родителей)   издательство «Лада», Москва 2008 г.2.Буренина А. И. «Вопросы теории и методики» ( «Музыкальная палитра»

    В-4, 2004 г.  )  

3.Изместьева Ю. Д. «Музыка» , Волгоград 2002 г.

4.Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей у детей»

  (популярное пособие для педагогов, родителей), издательство «Академия развития» , Ярославль 1997 г.

5.«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

6.«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

7.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

              Список научно-методической литературы.   

1.Орлова Т. С. « Учите детей петь»,  издательство « Просвещение»,  

    Москва, 1994 г.

2.Тютюнникова Т. Э. « Речевое музицирование»  ( «Музыкальная палитра»-

      В-1, 2004 г.)

 3.Тютюнникова Т. Э. «Вопросы теории и методики» (« Музыкальная

      палитра»-В-3, 2005 г)

4.Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

5.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

6.Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

7.Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

8.«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

9.Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.10.Халазбурь П., 10.Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

11.Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

12.Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

13.Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

14.Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

15.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

16.Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

8.2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 Данная программа реализуется на базе  учебного кабинета 324, который оборудован :

        Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов, сборники песен, хрестоматии по музыке
  • Демонстрационный материал –вокальные упражнения, гимнастика для артикуляционного аппарата, презентации, видео с соответствующим материалом.
  • 2.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный,  интерактивная  доска, магнитофон.

3.Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент (ф-но); аудиторная доска
с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

                       



Предварительный просмотр:

1.  Личностные, метапредметные и предметные результаты

                                 изучения предмета.

1.1.Личностные результаты:

а)чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

б) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

в)уважительное отношение к культуре других народов:

г)эстетические потребности, ценности  и чувства

д)развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

е)развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

1.2.Метапредметные результаты:

а) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

б) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

       в)освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

      г)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

     е)умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

1.3.Предметные результаты В результате изучения музыки у обучающихся будут сформированы: а)основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

б)воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

в)начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. 

1.4.    Система оценивания знаний на занятиях. Формы контроля осуществляются в течение года и помогают определить эффективность обучения и воспитания, обсудить результаты, внести изменения в учебно – воспитательный процесс. Основными формами подведения итогов являются контрольные занятия, занятия- концерты, выступления учащихся на родительских собраниях и  школьных праздниках, диагностика уровня развития музыкальных способностей учащихся.

     В основу диагностики положено определение у школьника следующих способностей: музыкального слуха – мелодического и  гармонического, тембрового, ладового чувства, исполнительской способности, чувства ритма, творческого потенциала, которые определяются при поступлении учащегося в кружок.

      Контрольные занятия проводятся в конце года с целью краткого повторения, обобщения полученных знаний.

    Для подведения итогов реализации программы используются  несколько форм :

    - диагностика уровня развития музыкальных способностей;  

    - концерт;            

     -отчётный   концерт, общешкольное родительское собрание;

      Концерт, фестиваль являются не только формой подведения итогов, но и формой творческой самореализации учащихся. Выступление на сцене позволит каждому учащемуся испытать успех, признание зрителей, чувство радости от достигнутого результата.

              Ожидаемые результаты реализации программы:

         1.  Освоить технику эстрадного пения:- дыхание; звукообразование;

              - мышечная и голосовая  раскрепощённость ; координация голоса.

         2. Максимальное развитие музыкально – творческих способностей .      

         3.  Потребность в музыке, познании и творчестве.

         4. Ощущение свободы, необходимой для самоутверждения    и    самореализации.

        5.  Повышение собственной самооценки в глазах  сверстников,  педагогов, родителей.

2. Содержание учебного  курса, предмета (с указанием количества часов по разделам ,темам ) 

2.1.Место  учебного предмета, курса  в учебном плане.     

Программа  работы рассчитана на 2 года обучения, с предварительным  отбором. . На первый год обучения отводится :  -72 ч. На второй год обучения  отводится 70 ч. Занятия  проводятся один раз в неделю – 2 часа. На занятиях  должны  постоянно изменяться  формы работы: распевание(певческая установка, певческое дыхание, звукообразование), работа над произведением, разучивание простых  танцевальных  элементов движения и т. д.

2.2. Общая характеристика учебного предмета. В связи с увеличением большого количества людей современной джаз, рок, поп музыкой, во внешкольной работе, помимо академического пения, народного пения встала необходимость ввести занятия эстрадного пения.    Данная программа рассчитана  на индивидуальные занятия с учащимися .Возраст- от 9 до 15 лет.

  Занятия в классе эстрадного пения призваны удовлетворить потребности общества и личности за пределами основных учреждений образования. Основные мотивы, которыми руководствуются дети, занимающиеся  эстрадным  пением:

1. получение дополнительных углубленных знаний в области  музыки;

2. возможность интересно, содержательно организовать свой  досуг;

3. возможность творчески выразить себя индивидуально и  в    коллективе;

4. возможность социального и  предпрофессионального  самопределения;

Программный материал осваивается поэтапно, в зависимости от   возраста и   индивидуальных вокальных данных ученика. Каждый учащийся в процессе обучения должен последовательно   освоить технику эстрадного пения (дыхание, звукообразование,  мышечная  и голосовая раскрепощенность, координация голоса).

  2.3.Содержание  учебного предмета  « Музыка»

                                                          1 года обучения

Раздел

Общее количество часов

теория

практика

1

Постановка голоса;

16

6

10

2

Музыкально – образовательные беседы, слушание музыки.

4

4

-

3

 Работа над произведением. Постановка номера.

20

4

16

4.

Танцевальные движения.

8

4

4

   5.

Физические  упражнения на развитие мышц брюшного  

  пресса.

8

4

4

6.

Концертная деятельность.

14

-

14

7.

Итоговое  занятие.

2

-

2

 ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ  

  Занятия строятся на интересе. Проявляется это в вокальных, дыхательных упражнениях,  связанных с жизнью,  со  знакомыми  звуковыми представлениями и ассоциациями. Занятия  - это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой ребёнок приобретает знания и практические навыки, а его способности активно развиваются.  

        1 РАЗДЕЛ.  ПОСТАНОВКА  ГОЛОСА.                                                                                

       Теория образования звука и работа вокального аппарата. Образование звука. Строение и работа вокального аппарата. Освоение практических навыков вдоха и выдоха. Вдох в грудь. Мягкое нёбо. Гимнастика для губ и языка. Корень языка. Резонаторные ощущения. Освоение и развитие головного и грудного резонаторов. Знакомство с музыкальными терминами.

                  ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

    - Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики. Выполнение упражнений на звуки А Э О Ы. Выполнять с эмоциональным состоянием ( удивление, восторг, радость, испуг). Для раскрепощения аппарата добавляется раскрытие рук, медленное поднятие глаз. Делается стоя, сидя, приседая.

      - Выполнение упражнений « Ласковый ветерок»,  «Свеча», «Лесная полянка»,

        « Силач», « Колокольчик» и т. д.

    - Выполнение гимнастики для  губ и языка: упражнения «Иголочка», «Щеточка»,    

      «Обиженное лицо, обрадованное лицо.»

    - Выполнение упражнений для корня языка:  «Щелчки языком»,  «Змеиное    жало».

    - Выполнение упражнений для развития резонаторных ощущений: «Мычание», распев слогов( ми-мэ-ма-мо-му)

 2.  РАЗДЕЛ. МУЗЫКАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  БЕСЕДЫ.

 Слушание музыки  

     1. Охрана голоса и основные правила гигиены: строение голосового аппарата; основные заболевания голосового аппарата; способы предупреждения и профилактика заболеваний. .  

     2. Фольклор (народные песни в современной обработке.)

     3.Слушание песен современных композиторов: ансамбль детской эстрадной песни  «Семицветик»-композитор В. Цветков; шоу- группа «Улыбка»-композитор А. Варламов;  детский театр песни «Серебряный колокольчик»- композитор Ж. Колмагорова, детский  хор им. В. С. Локтева, театр- студия детской песни «Ладушки»-композитор В.Михайлов;  детский альбом- композитор Е. Зарицкая; детский альбом- композитор Ю. Верижников  

3 РАЗДЕЛ.  РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. ПОСТАНОВКА НОМЕРА.

   Показ – исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи. Раскрытие содержания произведения, его  взаимосвязь  со  средствами  музыкальной  выразительности.

       ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

         Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами на слоги, без текста. Работа над текстом без мелодии ( проговаривание  на дыхании), соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работа над звукообразованием. Работа над эмоциональной  передачей  содержания исполняемого произведения и решение актерских задач. Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для постановки номера ( консультация хореографа). Работа с микрофоном  на сцене.

 4 РАЗДЕЛ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

       Танцевальная импровизация под музыку. Освоение элементов музыкальной выразительности ( в задание на импровизацию включаются темы, близкие к детскому воображению). Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения соединить движения в танцевальную композицию.

 5 РАЗДЕЛ. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЦ БРЮШНОГО ПРЕССА.  

       Выполнение упражнений на развитие и укрепление мышц брюшного пресса.

       Общее физическое развитие.

6 РАЗДЕЛ.  КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

          Выступления в виде показа для родителей, сверстников, в виде творческих

          отчетов и концертов.

 7 РАЗДЕЛ. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

        Обобщение всего материала.

                                                                2 года обучения

Раздел

Общее количество часов

теория

практика

1

Постановка голоса;

16

6

10

2

Работа над произведением. Постановка номера.

18

6

12

3

 Этюды на развитие актерских способностей. Импровизация.

.

4

2

2

4.

Танцевальные движения

10

4

6

   5.

 Концертная деятельность.

16

16

6.

Музыкально – познавательные беседы, слушание музыки.

4

4

-

7.

Итоговое  занятие.

2

2

Второй год обучения (35 ч.-2 часа в неделю. Занятия строятся на более устойчивом интересе, проявляющемся в самостоятельных занятиях дома и контроле пройденного материала в классе: в самостоятельно приготовленном сообщении на заданную тему, к вокальным упражнениям добавляется работа над произведением и сценическая постановка номера, что требует более серьезного занятия хореографией и актерским мастерством. Для более успешного освоения программы необходимо знание основ музыкальной грамоты

      1 РАЗДЕЛ. ПОСТАНОВКА  ГОЛОСА.

    Повторение дыхательных упражнений 1-го года обучения.  Дыхательные упражнения «Порции». Дыхательная гимнастика  Стрельниковой.  Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании. Упражнения для развития грудного резонатора. Упражнения для развития головного резонатора.  Упражнения на сглаживание регистров. Знакомство с музыкальными терминами, которые используются в эстрадном пении.                                                                          2 РАЗДЕЛ. РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. ПОСТАНОВКА НОМЕРА                                                                                                                        Показ – исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи. Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.

                     ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

         Разучивание текста, мелодии, работа над отдельными фразами на слоги, без текста. Работа над текстом без мелодии ( проговаривание  на дыхании), соединение отдельных фраз, исполняемого  произведения и решение актерских задач. Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для постановки номера ( консультация хореографа). Работа с микрофоном  на  сцене.

3 РАЗДЕЛ. ЭТЮДЫ НА РАЗВИТИЕ АКТЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПРОВИЗАЦИЯ.  

          Научить детей быть более наблюдательными, развивать воображение,

           творческую инициативу.

                   ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

          Выполнение творческих заданий, этюдов, музыкальных сценок,

           импровизаций.

4 РАЗДЕЛ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

         Выполнение упражнений с более сложным ритмическим рисунком. Тренировочные упражнения, танцевальные движения под музыку ( под классическую, народную, эстрадную музыку). Знакомство с танцевальными ритмами, а так же элементами движений современных танцев типа: «диско-бит», «авто-стоп», «диско-франк».пользуя вокальные упражнения, работа над звукообразованием. Работа над эмоциональной передачей  содержания исполняемого произведения.

    5. РАЗДЕЛ. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Выступления в виде показа для родителей, сверстников, в виде творческих

             отчетов и концертов.

6  .РАЗДЕЛ. МУЗЫКАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ. СЛУШАНИЕ     МУЗЫКИ .

1. Фольклор (народные песни в современной обработке.)

         2. Слушание песен современных композиторов: ансамбль детской

                   эстрадной  песни «Семицветик»-композитор В. Цветков; шоу- группа

                  «Улыбка»-композитор А.Варламов,  детский театр песни «Серебряный

                    колокольчик»- композитор Ж. Колмагорова,   детский    хор им. В. С.

                    Локтева, театр- студия детской песни «Ладушки»-композитор  В.

                    Михайлов,   детский альбом- композитор Е. Зарицкая; детский

                   альбом- композитор  Ю.  Верижников и т. д.

          7 РАЗДЕЛ. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

 Обобщение всего материала. Концертное выступление.       

                                  3. Календарно-тематический план.

                                          (2 год обучения)

         

№ урока с начала уч.г.

№ урока

по теме

Тема урока

Дата-план

Дата-факт

Примечание

1.

1.

«Музыкально- образовательные беседы» (Охрана голоса и основные правила гигиены: строение голосового аппарата; способы преду-преждения

02.09.

2.

2.

 Фольклор (народные песни в современной обработке.)

  Слушание песен современных композиторов: ансамбль детской

09.09.

3

1.

«Постановка голоса» Повторение дыхательных упражнений 1-го года обучения.  

16.09.

4.

2.

«Постановка голоса» Дыхательные упражнения «Порции». Дыхательная гимнастика  Стрельниковой.  

23.09.

5.

3.

«Постановка голоса» Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании.

30.09.

6.

4.

«Постановка голоса» Упражнения для развития грудного резонатора

07.10.

7.

5.

«Постановка голоса» Упражнения для развития головного резонатора.

14.10.

8.

6.

«Постановка голоса» Упражнения на сглаживание регистров.

21.10.

9.

7

«Постановка голоса» Знакомство с музыкальными терминами, которые используются в эстрадном пении.                                                                         

28.10.

10.

8.

«Постановка голоса» Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании.

11.11.

11.

1.

«Работа над произведением.Постановка номера.»Показ – исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи.

18.11

12.

2.

«Работа над произведением.Постановка номера произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.

25.11.

13.

3.

«Работа над произведением.Постановка номера.Работа над отдельными фразами на слоги, без текста

02.12.

14.

4.

«Работа над произведением.Постановка номера. Работа над звукообразованием,  дикция

09.12.

15.

5.

«Работа над произведением.Постановка номера. Пение под фонограмму.

Постановка голоса(упр. на вдох- выдох)

16.12.

16.

6.

«Работа над произведением.Постановка номера. Упражнение  для корня языка

23.12.

17.

7.

«Работа над произведением.Постановка номера. Работа над текстом проговари-вание на дыхании)

13.01.

18.

8.

«Работа над произведением.Постановка номера. Упражнения для развития резонаторных ощущений.Соединение отдельных фраз с использыванием вокальных упражнений.

20.01

19.

9.

«Работа над произведением.Постановка номера. Гимнастика для губ и языка. Работа над звуком.

27.01.

20.

1.

«Этюды на развитие актёрских способностей.Импровизация.»

Задания на внимательность, наблюдательность, развитие воображения.

           творческую инициативу.

21.

2.

«Этюды на развитие актёрских способностей.Импровизация.»

Творческие задания…

03.02.

22.

1.

Танцевальные движения.         Знакомство с танцевальными ритмами, а так же элементами движений современных танцев типа: «диско-бит», «авто-стоп», «диско-франк» используя вокальные упражнения.

10.02.

23.

2.

Танцевальные движения.         Выполнение упражнений с более сложным ритмическим рисунком.

17.02.

24.

3.

Танцевальные движения. Работа над эмоциональной передачей  содержания исполняемого произведения.

24.02.

25.

4.

Танцевальные движения .Импровизация под музыку.

03.03.

26.

5.

Танцевальные движения. Разучивание танцевальных элементов.

10.03.

27.

1..

Концертная деятельность. Выступление на мероприятии.

17.03.

28.

2.

Концертная деятельность. Выступление на школьном празднике.

24.03.

29.

3.

Концертная деятельность. Выступление на мероприятии.

07.04.

30.

4.

Концертная деятельность. Выступление на школьном празднике.

14.04.

31.

5.

Концертная деятельность. Выступление на школьном празднике.

21.04.

32.

6.

Концертная деятельность. Выступление на мероприятии.

28.04.

33.

7.

Концертная деятельность. Выступление на мероприятии.

05.05.

34.

8.

Концертная деятельность. Выступление на мероприятии.

12.05.

35.

1.

Итоговое занятие .Обобщение всего материала.

19.05.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенняя капель

Конкурсная программа к 8 марта в 6 классе. Презентаци + конспект....

Весенняя капель - праздник для детей и родителей

«Весенняя капель»Игра-соревнование, посвященнаяМеждународному женскому дню 8 Марта...

Сценарий Апрельская капель

проведение праздника...

Мартовская капель.

Сценарий игровой программы ддя младшего школьного возраста.  Цель: поддержать весеннее праздничное настроение, воспитывать у детей чувство товарищества, доброжелательного отношения к другу....

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ»

На календаре — март – утро года. Весна пока не обрела силы, еще только преддверие тепла, которое так и называется — предвесенье.   Во все времена и у всех народов приход весны приветствовали особ...

Весенняя капель

Праздник к 8 марта...