ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА и ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
методическая разработка по теме

Лукашина Маргарита Геннадьевна

 Федеральный государственный стандарт общего образования духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Но личностью человек становится только в обществе, поэтому одной из приоритетных задач общества и государства становится воспитание духовно-нравственного гражданина России, способного к духовному развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, готового поступать согласно своей совести, желающего «становиться лучше».

      Да, в настоящее время большое внимание уделяется проблеме нравственного воспитания личности как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОУ «СОШ №8 г.о. САРАНСК

ЛУКАШИНОЙ МАРГАРИТЫ ГЕННАДЬЕВНЫ

Содержание.

1. Актуальность опыта……………………………………………………  2 – 5

2. Цели и задачи…………………………………………………………     5 - 6

3. Новизна опыта…………………………………………………………   6 – 7

4.Теоретические основы опыта…………………………………               7 – 10

5.Технология опыта …………………………………………………         10 – 16

6. Результативность……………………………………………………      16 – 29

7. Библиография…………………………………………………………    30 – 31

                                                                   

I. Актуальность опыта.

 Федеральный государственный стандарт общего образования духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Но личностью человек становится только в обществе, поэтому одной из приоритетных задач общества и государства становится воспитание духовно-нравственного гражданина России, способного к духовному развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, готового поступать согласно своей совести, желающего «становиться лучше».

      Да, в настоящее время большое внимание уделяется проблеме нравственного воспитания личности как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования.    

      В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

     Воспитание личности ориентировано на достижение определённого идеала.

    Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

     К сожалению, многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.

     Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.

      Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни. Родителям зачастую некогда, и тут «на помощь» приходят СМИ, которые формируют образец поведения: индивидуализм, следование принципу «бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии. Получили широкое распространение цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», «дегуманизация» поведения, ориентация и на атрибуты массовой, в основном западной культуры (опять же за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета). Все это вызывает беспокойство за будущее России.

        Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».

      Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины - это зависит от нас.

      Подмена духовных ценностей материальными привела к духовно-нравственному кризису человека, утрате им ориентиров в этой области и, как следствие, деградации его базовых свойств: мышления, воли, совести, веры.

       Однако, для того чтобы поддерживать жизнь и работоспособность тела, человек должен жить в рамках законов физического мира. А чтобы поддерживать чистоту и крепость души, он должен жить в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания. Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда.

      Реализация курсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики» способствует формированию духовно-нравственной сферы личности на основе деятельностного подхода.  

Курсы сложны как с точки зрения содержания, так и с точки зрения методики и технологии организации учебной деятельности. С одной стороны, для преподавания необходимо усвоение определённого знаниевого компонента из области истории, литературы, культурологии, религиоведения. С другой стороны, содержание курсов ориентировано прежде всего на воспитание и духовное развитие ребёнка. Эта ключевая цель предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие ребёнка в самом учебном процессе.

 II.Цели и задачи.

   Цель: приобщение школьников к нравственным и духовным ценностям православной культуры в целях воспитания, становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

 Для достижения этой цели определены следующие задачи:

1. Сохранение духовно - нравственного здоровья и преображение духовного облика детей.

2. Приобщение учащихся к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

3. Разработка системы методических  занятий по ОПК и ОРКСЭ, способствующих духовно - нравственному воспитанию школьников.

4. Вовлечение родителей в творческую деятельность, обеспечивающую сохранение и развитие лучших традиций духовно- нравственного воспитания.

 Предполагаемый результат:

  • Активизация духовного, культурного потенциала учащихся.
  • Формирование целостного мировоззрения учащихся и картины мира, адекватной современному уровню знаний и духовным ценностям русской культуры.
  • Позитивная динамика духовно- нравственного роста учащихся.
  • Педагогическое просвещение родителей по вопросам  духовно-                            нравственного воспитания.

 III. Новизна опыта.

 Новизна заключается в систематизации и обобщении опыта по обновлению содержания современного духовно-нравственного воспитания на основе соотношения православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции;

в технологизации процесса формирования духовно-нравственной сферы личности школьника средствами курсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики».

     Данные курсы интегрируют различные образовательные линии: православную, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание. Разнообразие тем раскрывает взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции, а также традиции и обычаи Мордовской земли. 

    Технологизация процесса формирования духовно - нравственной сферы личности школьника средствами курсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет использовать эффективные методы и приёмы. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В частности, на занятиях по ОПК и ОРКСЭ широко используются компьютерные презентации. Применение компьютерных технологий способствует реализации следующих педагогических целей:

 - развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности;

- реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;

-  возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса;

- экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей;

     Решающее значение для эффективности нравственного воспитания школьников имеет научно обоснованная организация воспитательной среды, которую составляют: образовательное пространство школы и реальная жизнь класса, организуемая учителем как коллективное нормотворчество (через налаживание межличностных, учебных, деловых и иных взаимоотношений на основе общей заботы); педагогическая поддержка школьников в становлении их нравственной культуры (непосредственная помощь детям в осознании нравственных ценностей и личностной значимости нравственных поступков). Обогащение учебной воспитательной работы с детьми современными возможностями педагогической компьютерной поддержки выгодно дополняет структуру всей учебной жизни школьника. Такая поддержка содержит реальные резервы для насыщения занятий инновационными технологиями развития нравственного самосознания личности, позитивных межличностных отношений, толерантности, выработки личной позиции и нравственной устойчивости.

IV.Теоретические основы.

Одним из главенствующих принципов государственной политики в области образования называется гуманистический общечеловеческий принцип, а также принцип культуросообразности, строящийся в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями. Одним из основных положений национальной доктрины образования является формирование национального самосознания личности в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Формированию национального самосознания во многом способствует изучение духовных ценностей народа, традиционной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Залогом успеха станет сотрудничество семьи и школы. Для формирования чувства патриотизма, нравственности, духовности очень важно давать детям  знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от ума не бывает, он бывает только от сердца. Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Очень важно осознать именно духовно- нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно - нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим. Но от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все разумное, доброе, вечное, что создавалось веками. Поэтому приоритетным должно стать воспитание, основанное на знании традиций, культуры истории своих предков, не исключая сопряжения культуры и традиций православия, так как история нашего Отечества неразрывно связана с Православием. Следовательно, воспитывая гражданина своего Отечества, человека русской культуры, надо дать ему и основы Православия, эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей должна реализоваться путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки... Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской, с житиями святых. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Неоспоримо, что православная культура оказала определяющее воздействие на формирование и характер русской культуры, российскую национально-культурную идентичность, специфику культуры России в мировом культурно-историческом пространстве в период всего тысячелетнего периода ее существования. Приняв Крещение, Русь уничтожила языческие капища, радикально изменила семейные традиции. Православие стало для наших предков душой, семьей, общиной, домом.

Православная культура — это и богатый церковно-славянский язык. Это единственный в мире язык, на котором от дня его создания и по сей день написаны лишь душеполезные книги. Каждое слово его — это сумма смыслов. Мысль, выраженная с помощью его коротка, но очень емка по содержанию. Этот язык не допускал словоблудия. Вместе с азбукой-кириллицей пришло обучение грамоте, чему способствовали церковные школы.

Вот с этим богатством Православной русской культуры, ставшей  благодатной питательной почвой лучших представителей России, и знакомит  детей курс «Основы православной культуры». В настоящем курсе за основу взято обращение к отечественным православным традициям духовно-нравственного воспитания детей. Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести духовно-нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм  человека на нашей земле, и который теперь может стать отправной точкой в деле воспитания молодежи.

Педагоги, философы, общественные деятели, отечественные ученые, авторы настоящей программы отчетливо понимают тот факт, что без создания национально-ориентированной системы образования, возвращающей личность к своим культурным традициям, невозможно подготовить растущее поколение к восприятию сложнейшей кризисной ситуации общества. Автоматизация, компьютеризация, глобализация, активность средств массовой информации (особенно ТВ) насыщают несовершеннолетнего ребенка «мировоззренческим» материалом, который и взрослому человеку не по силам освоить без хорошей духовно-нравственной основы.

Академик В.Д. Шадриков отмечает, что «школа не должна быть национально аранжирована общечеловеческими ценностями. Ребенок в школе должен жить родной культурой и быть в родной культуре, а другие культуры он должен знать». Знание родной русской культуры необходимо каждому школьнику российской школы. Как  отмечал И.А.Ильин, человек должен научиться воспринимать Родину «сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие …» Только на этой почве открывается человеку огромное явление мировой культуры.

       Теоретической базой опыта является философское наследие И.А. Ильина, «Православная педагогика» протоиерея Е. Шестуна, труды педагогов К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, филологов А.А. Потебни, Ф.И. Буслаева, Л.В. Щербы и др.

V.Технология опыта.

     Суть  деятельности связана с двумя основными категориями – православие и культура. Я понимаю православие как признак, отличающий Православную Церковь от других религий и включающий в себя истинное учение о Боге.

      Под понятием «культура» я подразумеваю форму общественного сознания и отражения действительности, среду обитания человека, представленную продуктами его деятельности. Духовный компонент культуры включает в себя идеологию, искусство и религию, которые определяют систему духовных ценностей и социальных норм.

      Моя педагогическая практика строится на этой основе, способствует формированию интеллектуальногого духовно развитого человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; готовит социально-адаптированного гражданина, способного принимать самостоятельные решения в нестандартных условиях, не унижая и не уничтожая ни национального, ни культурного достояния общества. Это соответствует одной из целей «Национальной доктрины образования Российской Федерации» – «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности».

     Используемые мною формы, методы и средства учебно-воспитательной работы соответствуют поставленным целям и задачам деятельности.

Приоритетные методы обучения и воспитания:

эвристические (проблемно-поисковые);

информационно-рецептивные (объяснительно-иллюстративные);

исследовательские;

практические.

    Методы обучения и воспитания, используемые мною в работе, имеют следующие преимущества:

- включение школьников в процесс конструирования урока в соавторстве с учителем;

- использование результативных форм совместной творческой работы: «мозгового штурма», ролевых игр, групповой исследовательской работы;

- оценивание не только степени достижения поставленных целей, но и интереса учащихся, их инициативности, сотрудничества.

     В своей работе, решая поставленные задачи, я использую разнообразные  формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволяет сделать каждое из занятий особенным, интересным. Широко применяю методы проблемного и интерактивного обучения (презентации), организацию практической работы. Часто использую пословицы, поговорки, мудрые мысли известных людей, притчи, короткие рассказы.

    Применяемые формы организации учебной деятельности позволяют стимулировать познавательную активность учащихся на уроках и во внеурочное время, корректировать их эмоциональное отношение к проблемам духовно-нравственного совершенствования, к процессу обучения и воспитания в целом.

    Организация учебно-воспитательного процесса разнообразна: уроки, факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, пресс-конференции, акты милосердия, родительские собрания на духовно-нравственные темы, лектории для родителей, тематические викторины, проведение индивидуальных консультаций, совместных коллективных творческих дел родителей и детей.

    Мои наблюдения показывают, что современные школьники, в большинстве случаев, отвергают стандартные схемы уроков. В силу этого меня всегда привлекает поиск наиболее рациональных путей и методов преподавания, где сочетается глубокий научный уровень обучения и эмоционально-личностное отношение к предмету, поэтому я выбрала эмпирический и интегративный подходы к проведению уроков и внеклассных занятий, предполагающие философское осмысление материала, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, приближение к пониманию окружающего мира и самих себя.

Преобладающие виды деятельности в моей практике:

- раскрытие на уроках духовно-нравственного аспекта изучаемых религиозных и исторических документов;

- стимуляция собственных размышлений и личностно-нравственных оценок учащихся;

- осмысление личностных характеристик выдающихся религиозных деятелей, святых, а также понятий как одной из форм отражения мира с помощью слова;

- формирование эстетических вкусов через использование в урочной и внеурочной работе репродукций картин, иллюстраций известных художников, через просмотр кино- и видеофильмов, прослушивание звукозаписей; посещение храмов, музеев;

- опора на индивидуальные возможности учащихся;

- создание атмосферы взаимопомощи, взаимообучения;

- стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;

- побуждение к поиску альтернативных решений;

- формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки каждого обучающегося на уроке и внеклассных занятиях;

- использование дифференцированных заданий;

- обращение к субъективному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к любой жизненной ситуации);

- активное изучение русских народных традиций;

- создание мультимедийных презентаций, видеороликов.

      Главное, чтобы образом будущего для учащихся стали образованность, целеустремленность, любознательность, умение получать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания и использовать их во благо, а не во зло; ответственность за судьбу Родины, общества, семьи; бережное отношение к историческому и духовному наследию России; торжество любви, доброты и милосердия, уважения и сострадания к ближнему.

Основным результатом гуманистического воспитания я считаю положительный личностный рост ребенка. Здесь опираюсь на мнение доктора педагогических наук В.А. Караковского, считающего, что в современном обществе ценностями признаны такие феномены, как Человек, Духовность, Семья, Отечество, Знания, Труд, Культура.

Изучение национальных традиций, святынь русского народа, расширение кругозора в области познания истоков национальной культуры, формирование духовности – это ценности, которые входят в нашу школу.

      На  уроках и во внеурочной работе я ввожу своих учеников в мир познания национальных традиций русского народа через осознание роли православия в русской литературе, искусстве, открываю перед ними мир вечных ценностей.

      С этой целью разработаны уроки,  сценарии праздников.

      При изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» в России сейчас наблюдается тенденция  выбора в основном модуля «Основы светской этики». Некоторые родители выбирают этот курс, считая его более доступным для своих детей. Но в нашей школе большинство родителей всё-таки предпочли модуль «Основы православной культуры». Разъяснительная работа с родителями дала свои положительные результаты и в 2012-2013 учебном году 97% учащихся изучают курс ОПК.

Преподавая курс «Основы религиозных культур и светской этики», строим учебный процесс в деятельностной модели обучения через взаимодействие учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-родитель, учитель-родитель и решение проблемных коммуникативных задач.

Такой подход обеспечивает возможность учащемуся самостоятельно осуществлять обучение, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В своей работе я использую разнообразные методы, формы и средства учебно-воспитательного процесса. Приоритетные методы – метод творческого проекта, интерактивный, метод диалога культур. Именно они в процессе деятельности наиболее эффективны, потому что дают возможность строить урок в соавторстве с учеником. В своей работе использую разные формы и виды деятельности, но самыми результативными считаю совместные творческие дела, создание коллажей, инсценирование отрывков, совместные презентации детей и родителей, проведение праздников, экскурсий. В процессе совместного творческого проекта детей и родителей по теме «Добро и зло» нами было создано дерево добрых дел. Коллаж «Я и мой мир» позволил учащимся повысить самооценку, изменить отношение к себе и окружающим. Работа на пришкольном участке, помощь малышам в группе продлённого дня – всё это также способствует духовному росту ребёнка.

Духовные ценности, нормы, моральные установки, идеология и убеждения – всё это является частью нашего мировоззрения и отражено в произведениях искусства. На уроках ОРКСЭ я использую иллюстративные ряды, что помогает ребятам представить, оценить, сопоставить, сделать выводы, связанные с изучаемой темой. Немаловажное значение в создании психологического комфорта занимает оценка деятельности ученика на уроке. Курс ОРКСЭ безотметочный, но участие ребёнка на уроке, его домашнее задание должны быть обязательно оценены как учителем, так и им самим. Кроме того, учителю самому необходимо определять способы осуществления рефлексии. Цель – оценка изученной информации, осмысление учениками своих действий на уроке. Что это даёт учителю? Учитель не только может определить, насколько продуктивным оказалось занятие, но и узнать мнение учащихся об общей атмосфере занятия, своевременно корректировать свою образовательную деятельность.

Таким образом, курс «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет усилить духовно-нравственную составляющую и подготовить наших учеников к более осознанному и глубокому восприятию собственного я, своей семьи, нравственных ценностей и особенностей культур России.

     Особое внимание уделяю работе с родителями, а также учитываю их желания и согласовываю  с ними все направления нашей работы.

Были проведены беседы с родителями на тему:

«Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залога продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья»; «Ценности семьи в отечественной культурной традиции и их значение для ребенка»; «Труд как основа жизни семьи».  

«Роль семьи в духовно- нравственном воспитании детей»; «Методы семейного воспитания и их роль в пропагандировании здорового образа жизни».

«Педагогическая запущенность ребёнка, её причины»; «Права и обязанности родителей за правонарушения несовершеннолетними детьми».

     Были организованы экскурсии в краеведческий музей, в Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь,     Параскево-Вознесенский женский монастырь.  

     Думаю, что результаты  работы в будущем зависят от изменений, которые произойдут в политической, социально-культурной жизни общества, что может существенно повлиять на состояние семейного и школьного воспитания. Но нет никаких сомнений в том, что пристальное внимание к совершенствованию духовно-нравственного воспитания всегда будет главным и определяющим стержнем педагогической деятельности. Надеюсь, что у моих учеников в будущем восторжествуют целеустремленность, образованность, умение добывать знания и использовать их на практике. Не сомневаюсь ,что дети проникнутся ответственностью за судьбу Родины и семьи, всегда будут бережно относиться к историческому и духовному богатству России на основе любви, доброты, милосердия и сострадания к ближнему.

     Нравственные ценности прошлого, накопленные предшествующими поколениями, призвана передавать система образования. Образование – это не только получение арсенала определенных знаний, но и воспитание нравственного, благочестивого человека.  

     

  VI.Результативность.

Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей, то есть этот системный подход в духовно-нравственном воспитании распространить на урочную и  внеурочную работу.

В своей деятельности огромное значение уделяю духовно-нравственному воспитанию, которое, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью изучения в школе курсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики».

Количество учащихся II ступени (5 классы), изучающих ОПК, II ступени (6-7 классы),  изучающих ОПК, 100%.

1. Результаты мониторинга:

Детям очень нравятся уроки ОПК и ОРКСЭ - 97%.

Дети рассказывают дома о том, что узнали  на уроках ОПК и ОРКСЭ -95%.

Дети знают православные праздники, большинство называют Пасху, Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение Господне (Богоявление), Вознесение Господне.

Большинство детей посещали святые места и хотели бы еще посетить.

Диагностируя отношение учащихся к миру, окружающим, самому себе, получила следующие результаты.

2013 – 2014 учебный год (5 класс,25 человек)

Тип отношения

Устойчиво-позитивное

Ситуативно-позитивное

Ситуативно-негативное

Устойчиво-негативное

Ценности

Семья

8

11

5

-

Отечество

4

14

6

-

Земля (природа)

7

13

3

1

Мир (ненасилие)

5

10

9

-

Труд

5

12

7

-

Культура

6

10

8

-

Знания

7

9

7

1

Гуманность

6

12

6

-

Здоровье

3

10

11

-

Самопринятие

3

12

8

1

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что

в отношении к семье

дорожат семейными традициями - 8;

семья представляет определённую ценность, но сам факт семьи воспринимается как естественный, забота родителей – как само собой разумеющееся - 11;

отношение к семье потребительское - 5;

семья не представляет для ребёнка какой-либо ценности - 0;

в отношении к Отечеству

присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма - 4;

переживает чувство Родины как чувство родного дома, города- 14;

старается открыто не проявлять своё отношение к стране, умеет угадывать, в какой момент что патриотично, а что нет - 6;

отличает обывательское отношение к своей стране - 0;

в отношении к Земле (природе)

вполне развитое экологическое сознание - 7;

заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему - 13;

 мнение об экологических проблемах зависит от конъюнктуры - 3;

природа воспринимается как предмет потребления - 1;

в отношении к миру

наличествует чётко выражена пацифистская позиция - 5;

в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение силы оправданно - 10;

уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами - 9;

не существует альтернативы – переговоры или военная операция, целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, слабаки - 0;

в отношении к труду

отличает трудолюбие во всём - 5;

уважение вызывает только престижная работа, хотя за компанию может поучаствовать в трудовых делах - 12;

по возможности переложит часть своей работы на другого - 7;

более-менее сложная работа вызывает отвращение - 0;

в отношении к культуре

культурные формы поведения личностно значимы и деятельностно реализуются в повседневной жизни - 6;

признаёт объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в повседневной жизни - 10;

культурные формы поведения рассматриваются как нечто догматичное, идущее от взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь - 8;

слово «культура» во всех формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира -0 ;

в отношении к знаниям

наличествует устойчивое стремление к познанию мира - 7;

может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли долго будет копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного факта - 9;

знания носят чисто утилитарный характер - 7;

потребность в получении знаний практически отсутствует - 1;

в отношении к человеку как таковому

ценность человека, как он есть во всех проявлениях, безусловно, значима для ребёнка - 6;

ценность человека может быть и осмыслена, но полноценностью не прочувствована - 12;

склонен делить людей на нормальных и ненормальных, к первым относится уважительно, может быть милосердным к ним, ко вторым относится негативно - 6;

человек как ценность – пустой звук, склонен к проявлениям жестокости в отношении других людей - 0;

в отношении к своему телесному Я

ценность здоровья является приоритетной - 3;

объективно понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко - 10;

разговоры о здоровье и здоровом образе жизни считает пустой тратой времени, хочется выглядеть в глазах окружающих хорошо, но что-то делать для этого не желает - 11;

собственное здоровье, тем более здоровье окружающих не представляет особой значимости - 0;

в отношении к своему душевному Я

принимает себя таким, какой он есть, не боится показаться смешным - 3;

принимая себя в целом, испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей - 12;

предпочитает быть на вторых ролях, принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты - 8;

считает себя заурядным и недостойным внимания других - 1;

2013 – 2014 учебный год (6 класс, 25 человек)

Тип отношения

Устойчиво-позитивное

Ситуативно-позитивное

Ситуативно-негативное

Устойчиво-негативное

Ценности

Семья

8

13

4

-

Отечество

7

12

6

-

Земля (природа)

9

13

2

1

Мир (ненасилие)

7

10

8

-

Труд

7

13

5

-

Культура

8

10

7

-

Знания

7

10

7

1

Гуманность

8

12

5

-

Толерантность

7

13

5

-

Здоровье

6

9

10

-

Самопринятие

6

10

8

1

Свобода

7

10

7

1

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что

в отношении к семье

дорожат семейными традициями - 8;

семья представляет определённую ценность, но сам факт семьи воспринимается как естественный, забота родителей – как само собой разумеющееся - 13;

отношение к семье потребительское - 4;

семья не представляет для ребёнка какой-либо ценности - 0;

в отношении к Отечеству

присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма - 7;

переживает чувство Родины как чувство родного дома, города - 12;

старается открыто не проявлять своё отношение к стране, умеет угадывать, в какой момент что патриотично, а что нет - 6;

отличает обывательское отношение к своей стране - 0;

в отношении к Земле (природе)

вполне развитое экологическое сознание - 9;

заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему - 13;

 мнение об экологических проблемах зависит от конъюнктуры - 2;

природа воспринимается как предмет потребления - 1;

в отношении к миру

наличествует чётко выражена пацифистская позиция - 7;

в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение силы оправданно - 10;

уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами - 8;

не существует альтернативы – переговоры или военная операция, целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, слабаки - 0;

в отношении к труду

отличает трудолюбие во всём - 7;

уважение вызывает только престижная работа, хотя за компанию может поучаствовать в трудовых делах - 13;

по возможности переложит часть своей работы на другого - 5;

более-менее сложная работа вызывает отвращение - 0;

в отношении к культуре

культурные формы поведения личностно значимы и деятельностно реализуются в повседневной жизни - 8;

признаёт объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в повседневной жизни - 10;

культурные формы поведения рассматриваются как нечто догматичное, идущее от взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь - 7;

слово «культура» во всех формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира - 0;

в отношении к знаниям

наличествует устойчивое стремление к познанию мира - 7;

может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли долго будет копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного факта - 10;

знания носят чисто утилитарный характер - 7;

потребность в получении знаний практически отсутствует - 1;

в отношении к человеку как таковому

ценность человека, как он есть во всех проявлениях, безусловно, значима для ребёнка - 8;

ценность человека может быть и осмыслена, но полноценностью не прочувствована - 12;

склонен делить людей на нормальных и ненормальных, к первым относится уважительно, может быть милосердным к ним, ко вторым относится негативно - 5;

человек как ценность – пустой звук, склонен к проявлениям жестокости в отношении других людей - 0;

в отношении к человеку как иному

признаёт права людей на иной, отличный от его собственного образ жизни и свободное выражение своих взглядов - 7;

склонен к признанию и принятию культурного плюрализма, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки -13;

на словах признаёт права других людей на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп - 5;

сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур - 0;

в отношении к своему телесному Я

ценность здоровья является приоритетной - 6;

объективно понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко - 9;

разговоры о здоровье и здоровом образе жизни считает пустой тратой времени, хочется выглядеть в глазах окружающих хорошо, но что-то делать для этого не желает - 10;

собственное здоровье, тем более здоровье окружающих не представляет особой значимости - 0;

в отношении к своему духовному Я

принимает себя таким, какой он есть, не боится показаться смешным - 6;

принимая себя в целом, испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей - 10;

предпочитает быть на вторых ролях, принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты - 8;

считает себя заурядным и недостойным внимания других - 1;

в отношении к своему духовному Я

рассматривает себя как распорядителя собственной жизни, ощущение личной свободы кране важно, ради этого чувства готов противостоять внешнему давлению - 7;

ощущает в себе способность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств - 10;

более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни - 7;

ощущает себя пешкой в окружающей его жизни, принцип жизни – не высовываться - 1.

2013 – 2014 учебный год (7 класс,25 человек)

Тип отношения

Устойчиво-позитивное

Ситуативно-позитивное

Ситуативно-негативное

Устойчиво-негативное

Ценности

Семья

10

13

2

-

Отечество

9

12

4

-

Земля (природа)

11

13

1

-

Мир (ненасилие)

9

10

6

-

Труд

9

11

5

-

Культура

9

10

6

-

Знания

8

10

7

-

Гуманность

10

11

4

-

Альтруизм

3

12

10

-

Толерантность

9

13

3

-

Здоровье

8

12

5

-

Самопринятие

9

10

6

-

Свобода

10

11

4

-

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что

в отношении к семье

дорожат семейными традициями - 10;

семья представляет определённую ценность, но сам факт семьи воспринимается как естественный, забота родителей – как само собой разумеющееся - 13;

отношение к семье потребительское - 2;

семья не представляет для ребёнка какой-либо ценности - 0;

в отношении к Отечеству

присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма - 9;

переживает чувство Родины как чувство родного дома, города - 12;

старается открыто не проявлять своё отношение к стране, умеет угадывать, в какой момент что патриотично, а что нет - 4;

отличает обывательское отношение к своей стране - 0;

в отношении к Земле (природе)

вполне развитое экологическое сознание - 11;

заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему - 13;

собственное мнение об экологических проблемах зависит от конъюнктуры - 1;

природа воспринимается как предмет потребления - 0;

в отношении к миру

наличествует чётко выражена пацифистская позиция - 9;

в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение силы оправданно - 10;

уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами - 6;

не существует альтернативы – переговоры или военная операция, целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, слабаки - 0;

в отношении к труду

отличает трудолюбие во всём - 9;

уважение вызывает только престижная работа, хотя за компанию может поучаствовать в трудовых делах - 11;

по возможности переложит часть своей работы на другого - 5;

более-менее сложная работа вызывает отвращение - 0;

в отношении к культуре

культурные формы поведения личностно значимы и деятельностно реализуются в повседневной жизни -9;

признаёт объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в повседневной жизни - 10;

культурные формы поведения рассматриваются как нечто догматичное, идущее от взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь - 6;

слово «культура» во всех формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира - 0;

в отношении к знаниям

наличествует устойчивое стремление к познанию мира - 8;

может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли долго будет копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного факта - 10;

знания носят чисто утилитарный характер - 7;

потребность в получении знаний практически отсутствует - 0;

в отношении к человеку как таковому

ценность человека, как он есть во всех проявлениях, безусловно, значима для ребёнка - 10;

ценность человека может быть и осмыслена, но полноценностью не прочувствована - 11;

склонен делить людей на нормальных и ненормальных, к первым относится уважительно, может быть милосердным к ним, ко вторым относится негативно - 4;

человек как ценность – пустой звук, склонен к проявлениям жестокости в отношении других людей - 0;

в отношении к человеку как другому

подлинный альтруист, всегда готов помочь другим людям - 3;

не прочь оказать помощь нуждающимся, но осторожен в своих действиях во благо других - 12;

лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей, привык действовать с выгодой для себя - 10;

сосредоточен исключительно на собственной персоне, полагает себя центром вселенной - 0;

в отношении к человеку как иному

признаёт права людей на иной, отличный от его собственного образ жизни и свободное выражение своих взглядов - 9;

склонен к признанию и принятию культурного плюрализма, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки - 13;

на словах признаёт права других людей на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп - 3;

сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур - 0;

в отношении к своему телесному Я

ценность здоровья является приоритетной - 8;

объективно понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко - 12;

разговоры о здоровье и здоровом образе жизни считает пустой тратой времени, хочется выглядеть в глазах окружающих хорошо, но что-то делать для этого не желает - 5;

собственное здоровье, тем более здоровье окружающих не представляет особой значимости - 0;

в отношении к своему духовному Я

принимает себя таким, какой он есть, не боится показаться смешным - 9;

принимая себя в целом, испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей - 10;

предпочитает быть на вторых ролях, принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты - 6;

считает себя заурядным и недостойным внимания других - 0;

в отношении к своему духовному Я

рассматривает себя как распорядителя собственной жизни, ощущение личной свободы кране важно, ради этого чувства готов противостоять внешнему давлению - 10;

ощущает в себе способность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств - 11;

более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни - 4;

ощущает себя пешкой в окружающей его жизни, принцип жизни – не высовываться - 0.

Проведённая диагностика свидетельствует о личностном росте учащихся, развитии гуманистических ценностных отношений к миру, другим людям, себе.

2. Наблюдения педагогов: «Дети стали дружнее, сплочённее, доброжелательнее, вежливее, меньше стали употреблять в речи сквернословие. В сложных ситуациях спешат друг другу на помощь. С желанием и интересом посещают уроки «Основы православной культуры».

Учащиеся проводят исследовательские работы,готовят сообщения,участвуют в конкурсах на лучший синквейн, выпускают  бюллетени с авторскими стихотворениями, разрабатывают проекты о семье и традициях в семье, создают коллажи, читают наизусть стихотворения, слушают музыкальные произведения, создают тематические презентации,участвуют в конкурсах.

    Принимая важность и необходимость  духовно- нравственного просвещения в школе, делилась своим опытом в рамках  педагогического марафона. Проводила в городском семинаре открытый урок в 5б классе по теме «Маленькое путешествие в христианскую живопись».

     Выступала на республиканском семинаре «Преподавание курса ОПК в общеобразовательной школе», на общешкольном родительском собрании по теме «Роль курса ОПК в духовно - нравственном воспитании учащихся», на  школьном методическом объединении по теме «Духовно - нравственное воспитание учащихся».

    Участвовала в  конкурсе «Православный учитель-2015».

Считаю, что моя работа по духовно-нравственному воспитанию должна стать гарантом развития моих воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, гуманистическое отношение к миру, творческую индивидуальность.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Предложенный опыт представляет интерес в первую очередь  для учителей, ведущих курсы ОПК и ОРКСЭ. Однако опыт данной работы могут также использовать классные руководители в целях решения проблем духовно-нравственного воспитания обучающихся.

VII.Библиография.

1.Бородина А. В. Основы православной культуры: учебно-методическое пособие / А. В. Бородина. - М.: Православная педагогика, 2004. - 256 с. - (История религиозной культуры). - Прилож.: С. 245. - Библиогр.: С. 246-252. - ISBN 5-98571-001-7.

2.Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .

3.Карпов, И. П. Человек творящий. В 2 ч. Ч. 2: Православные традиции в русской литературе XX века: методическое пособие / И. П. Карпов. - М.: Дрофа, 2007. - 192 с. - (Библиотека учителя). - ISBN 978-5-358-00995-0.

4.Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.

5.Кураев, А. (Диакон).  Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления / А. Кураев. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. - 112 с. - Прилож.: С. 91-110. - ISBN 5-94625-054-Х.

6.Нравственное воспитание учащихся. 5-11 классы: разработки внеклассных мероприятий / сост. Е. В. Васильева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 123 с. - (Воспитание в школе). - ISBN 978-5-7057-1305-9.

7.Уроки нравственности. Полные тексты бесед, общие методические рекомендации, методические разработки каждого урока: книга для учителя / Российский детский фонд; авт. акад РАО А. Лиханов. - М.: Издательский, образовательный и культурный центр "Детство. Отрочество. Юность", 2004. - 256 с., 10 фотогр. - ISBN 5963900107.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023273-9.

9. Гайворонская, А. А. Содержание нравственных представлений в ролевой позиции "Я идеал" / А. А. Гайворонская // Психология и психотехника. - 2009. - № 5. - С. 24 - 29.

10. Исенко, С. П.  Духовно-нравственное воспитание учащихся в государственной системе образования / С. П. Исенко  // Справочник заместителя директора школы. - 2010. - № 8. - С. 37 - 42. Автор статьи представляет свою точку зрения на осуществление духовно-нравственного воспитания в ОУ, уделяет особое внимание проблеме сохранения светского характера образования, настаивает на необходимости научного, а не религиозного подхода к преподаванию новой дисциплины.

11.Логинова, Н. В.  Роль курса "Основы православной культуры" в духовно - нравственном становлении личности школьника / Н. В. Логинова  // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - № 5. - С. 42 - 44. Статья посвящена специфике преподавания предмета "Основы православной культуры", его роли в духовно- нравственном становлении личности ребенка.

12. Клепикова, В. Н.  Этические ситуации: Как спроектировать этические ситуации, влияющие на развитие у учащихся способности к нравственному самоопределению? / В. Н. Клепикова  // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 5. - С. 81 - 94.

13.Ходырева А. В.  Проектная деятельность - образовательно - технологическое средство духовно - нравственного воспитания школьников / А. В. Ходырева  // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2010. - № 2. - С. 11 - 57.

14. Якунина, И. В.  Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина  // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19 - 21.

15. С.А. Блинова.Программа «Семья» в системе духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. /Владимир //-2007.-С.8-9.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по ОРКСЭ  модуль  «Православная культура»

Учитель православной культуры Лукашина М.Г.

Тема внеурочного занятия: «Святые врачеватели Косма и Домиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон»

Класс: 5

Методы: наглядный, словесный, практический.

Тип занятия: занятие  по изучению нового материала  

Цель занятия: формировать знания о христианском понимании нравственного качества «бескорыстие»; о христианском понимании способностей и талантов человека как дара Божьего.

Задачи: вырабатывать культуру дискуссии и умение делать выводы, развивать аналитические и вербальные способности, формировать личность, способную совершать добрые, бескорыстные поступки.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись «Голоса леса».Таблички на доске с основными понятиями, шаблоны для творческой работы;   карточки с текстом, рабочий лист.  Для опыта: 2 бутылочки с чистой водой, блюдце, 3 чашки,  пипетка, камешки

 Формируемые УУД:

Личностные - независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.

Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме занятия;

- совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;

- совокупность умений по работе с информацией.

Коммуникативные - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие  в классе;

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

- учиться  критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с  участниками иных позиций.

Основные понятия:  талант, дар Божий, бескорыстие, безмездные целители, совесть.

Структура и ход занятия

Этап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

 Организационно-

подготовительный

Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.

Я попрошу вас ответить на мои вопросы:

 Все в порядке на столе?

 Есть порядок в голове?  

 Мы за парты сели ровно.

 И к работе все готово.

- Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками (конверты с шаблонами). Давайте посмотрим,  что в них.

Готовность к занятию

Да!

Дети делятся на 3 группы (по 4 человека), открывают конверты и выполняют задание. (Аппликация).

Личностные УУД:

Положительная эмоциональная направленность

На данном этапе занятия происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-
значимом уровне.
 

2

Актуализация опорных знаний

Формирование понятия  «талант»

Ребята, каким даром должен обладать человек, создающий то, что всем нравится?  

Откуда у человека талант?

Открыть табличку на доске

Запись в рабочий лист.

Как вы думаете, где он скрыт, можно ли его увидеть?

Талантом

Дар Божий

В делах человека, в его поступках.   Человек совершает добрые поступки.

Коммуникативные УУД :

-ведут диалог с учителем, одноклассниками. Слушают ответы других, высказывают свою  точку зрения.

3

Определение цели и  темы занятия

Могли бы вы назвать имена святых, которые обладали талантом, особым божьим даром?

Как вы думаете, какова цель нашего занятия?

На доске тема занятия:

Святые врачеватели Косма и Дамиан.

Всемилостивый целитель Пантелеймон.

Ребята, внимательно посмотрите на тему занятия. Объясните, пожалуйста, значение слова «врачеватель», «целитель» Слайд  

Ответы детей (затрудняются ответить)

Узнать имена этих святых мучеников, об их житие.

Они были врачами, лечили людей.

Коммуникативные УУД :

-ведут диалог с учителем, одноклассниками. Слушают ответы других, высказывают свою  точку зрения.

Также на  этапе идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель использует побуждающий от проблемной ситуации диалог, происходит обсуждение затруднений. Формируются регулятивные-УУД.

4

Открытие новых знаний

На ваших столах карточки с рассказом о святых врачевателях Косме и Дамиане.  Прочитайте текст и восстановите его.  (Текст разделен на 2 части. У каждого ребенка по одной.  Дети, прочитав,  соединяют текст, читают его еще раз полностью).

Как прозвали Косму и Дамиана?

- За что их так прозвали?

- Найдите в словаре ( проговаривание в устной речи)  и запишите в своих карточках значение слова «безмездные» (бескорыстные, не получающие плату   Табличка на доске.

- Православная церковь отмечает память святых безмездных целителей Космы и Дамиана 1 июля. (Запись в карточку).

     В истории православия было немало людей, которые  за свою профессиональную деятельность не брали платы. Это подвиг. Найдите в своих словарях,  как еще называют таких людей. (Добавить к табличке на доске.

- Запишите в карточки.

Работа в парах.

безмездными целителями

Бессребреники

4

Физминутка

Разговор мы ведём серьёзный. И чтобы его продолжить, нам надо немного отдохнуть. Встаньте. Представьте, что мы пойдём в лес. Неторопливым шагом мы выходим из школы (ходьба на месте), и углубляемся в лес. Перешагиваем через стволы упавших деревьев, отводим от лица свисающие ветки правой рукой, теперь левой; прогибаясь, пробираемся под низко склонённым деревом. Находим подходящее бревно, садимся, откидываемся на ствол дерева, расслабляемся, закрыв глаза. Прислушиваемся к звукам леса. (Включить  аудиозапись звуков леса). 

Пока дети расслабляются, учитель раскладывает на столах карточки с текстом для самостоятельного чтения.

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни, формирование нравственности.

5

Самостоятельная работа

Текст «Святой великомученик и целитель Пантелеимон»

Инструктаж: ребята, перед вами текст. Во время чтения делайте на полях пометки простым карандашом:

 + все понял;

  - не понял;

 ? возник вопрос.

.

-анализ, сравнение, обобщение (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксированные индивидуальные затруднения в пробном действии (Р);

- выражение своих мыслей о достаточной полнотой  и точностью (К);

-аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К).

6

Закрепление полученных знаний

- Итак, ребята, все ли вам было понятно? Какие возникли вопросы?

- Как звали святого, о котором вы читали рассказ?

- Что означает его имя?

- Где жил Пантелеимон?

- Каким талантом он был одарен?

- Из какой он был семьи?

- Кого он лечил? Чем?

- Какую плату он брал за исцеление?

   (Показывает икону.) Слайд  

- Обратите внимание, что он держит в руках?

- Что это символизирует?

- До сих пор православные молятся Святому Пантелеимону об избавлении от болезней.  Его иконы есть во всех православных  храмах.

- Мы с вами говорим о людях, которые совершали добрые дела.

Что в самом человеке подсказывает ему добрый выбор и предостерегает от  злого? Открыть табличку на доске.

Формирование понятия «совесть»

Практическая работа по формированию понятия.

Оборудование: 2 бутылочки с чистой водой, блюдце, 2 чашки, пипетка, камешки. Бутылки с водой символизируют совесть.

- Случалось ли вам в жизни совершать добрые поступки?

Что вы чувствовали, сделав доброе дело? (дети выходят по желанию и пипеткой капают в одну бутылку воду, называя добрые поступки)

- Случалось ли вам совершать плохие поступки?

- Что вы при этом чувствовали? (дети по желанию выходят и бросают камешек в бутылку, называя плохие поступки)

- Итак, совесть может быть чистой и грязной.

Мы все рождаемся с чистой совестью, но в течение жизни совершаем

какие -то поступки загрязняющие нашу совесть.

- А теперь я попрошу выйти ко мне трех желающих. (Учитель наливает воду из двух бутылок и просит детей попить водички.

Вопрос: почему вы выбрали воду именно из этой бутылки?

 - Как вы думаете, если постоянно пить вот такую грязную воду, что может произойти с человеком?

- Что нужно сделать, чтобы очистить воду в бутылочке

 - А свою совесть?

- Как вы думаете,  кому чаще всего приходится пить вот такую грязную воду?

- Что нужно сделать, чтобы они пили только вот такую чистую водичку?

 Толкование слова «совесть»

 - Ребята, совершая добрые, хорошие поступки ждали ли вы вознаграждения, похвалы?

  -А если человек ждет за свой поступок похвалы или вознаграждения, можем ли мы назвать его добрым?

  -Значит, совершать добро можно только по велению сердца, не ожидая награды.

Ответы детей

коробочку с лекарствами и мерную ложечку

Совесть

Практическая работа

 дети выбирают воду из чистой бутылки

потому что общаться с человеком,  у которого чистая совесть - приятнее).

Заболеет

Профильтровать

попросить прощения у того, кого ты обидел

нашим близким

Нужно стараться совершать только добрые поступки

Регулятивные: формируют способность к самооценке и взаимооценке контролю, коррекции и оценки результата деятельности. Коммуникативные : сотрудничают с учителем и одноклассниками. Личностные: адекватно судят о своих успехах и неуспехах          

 

 

- Сегодня у нас состоялся серьезный разговор.

- Давайте вспомним, имена  святых, о которых вы сегодня узнали.

- Каким Божьим даром они были наделены?

- Какие добрые дела они совершали?

-Почему их называют бессребреники?

- О чем вам захотелось сегодня рассказать дома?

Проводится дидактическая игра по степени усвоения материала. (Если позволит время урока).

(Детям раздаются карточки с основными понятиями занятия).

- Предлагаю вам поиграть в игру. Я зачитываю начало предложения, а вы показываете карточкой окончание.

Божий дар –

Святые врачеватели, братья –

Бескорыстный человек, не получающий плату за свою работу –

Святой великомученик и целитель –

Духовно-нравственное чутье, отвращающее человека от зла и побуждающее к добру –    

Ответы

Талант

Косма и Дамиан

бессребреник

Пантелеимон

совесть

Личностные: осознают значимость темы

Развитие рефлексивных умений и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Сформировать чувство самоконтроля.

7

Итог занятия

Оценивание работы учащихся.  

Личностные: Самостоятельно оценивают свои возможности и делают выбор.

 

Рабочий лист

к занятию внеурочной деятельности «Православная культура»

1. Талант -_____________________________________________________________________________________

2. Безмездные -__________________________________________________________________________________

  1. День памяти Святых Космы и Дамиана - _______________________________________________________

4. Бессребреники - _________________________________________________________________________

5. Совесть -_______________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Фотокросс. Школа глазами животного"

Общая частьПредметИнформатика5 классТема мероприятияФотокросс «Школа глазами домашнего животного»Планируемые образовательные результаты...

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Морские кадеты - слава России"

Классный час, посвящённый кадетским традициям. В данном сценарии 4 информационных блока, которые ведут "военные историки" и "знатоки кадетских традиций", и 4 разговорных блока, в котором обсуждение ор...

Технологическая карта внеклассного мероприятия в 9 - х классах "Чем мы засоряем свою речь?"

Внеклассное мероприятие проводимое социальным педагогом в коррекционной школе в 9 - классах, с целью профилактики девиантного поведения....

Технологическая карта внеклассного мероприятия - игры "Необыкновенное путешествие" для учащихся 6 классов

Игра предназначена для учащихся 6 классов, изучающих два иностранных языка. Игра знакомит учащихся с культурой и традициями стран изучаемых языков, создает дополнительную мотивацию к изучению иностран...

Технологическая карта внеклассного мероприятия «Интерактивная викторина»

Интерактивная викторина “What do you know about Olympic Games?”Внеклассное мероприятие.8 классЦели и задачи мероприятия:1.      Расширение представлений школьников об истории ...

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Добро и Зло"

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Добро  и Зло"...

Технологическая карта внеклассного мероприятия в 8 классе Выполнен учителем Ревер А.В

Технологическая карта внеклассного мероприятия в 8 классеВыполнена учителем Ревер А.В...