Применение педагогических технологий.
статья на тему

Кирикилица Татьяна Юрьевна

Использование метода социального проектирования и исследовательской  деятельности  учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимися учиться, направлять его познавательную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.3.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода социального проектирования и исследовательской деятельности на занятиях в объединении экологической направленности.

Использование метода социального проектирования и исследовательской  деятельности  учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимися учиться, направлять его познавательную деятельность.

Ценность исследовательской деятельности заключается в возможности увидеть смысл творческой деятельности, в реализации собственных способностей, в расширении круга интересов, в саморазвитии и самосовершенствовании учащегося.

Опыт исследовательской и проектной работы является сегодня самым важным приобретением ребенка и позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и навыки

Можно выделить  несколько типов творческих работ обучающихся, работа над которыми позволяет поэтапно развивать проектно-исследовательские навыки учащихся. Это устное сообщение по теме, написание реферата, исследовательская или проектная работа.

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных биологических и экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях.

Исследовательские проекты по естественно научной направленности, подводят к одной из сложнейших категорий современности — понятию интеллектуальной собственности, т. е. исследовательская деятельность обучащающихся, выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.

Проблема проекта

«Почему? »

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Целепологание

Задачи проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?» (мы это можем делать)

Выбор способов и методов - планирование работы

Результат

«Что получится?» (как решена проблема)

Ожидаемый результат

               Критерии успешности работы над проектом:

  1. Достигнут  конечный результат.
  2. Создана  активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
  3. Результат проекта может быть использован другими коллективами
  4. Получено удовольствие от своей деятельности.

Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

Проблема

Мы плохо знаем местные виды растений и животных

Почему?

Не интересуемся.

Не владеем информацией.

Что делать?

Изучить через справочную литературу и из жизненных открытий.

Как?

Узнать у родителей.

Изучить исторические документы.

Читать справочную литературу.

Что получить?

(результат)

Продукт

Чётко определяю этапы работы над проектом или исследовательской работой: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио. Стараюсь через различные формы организации: урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы - формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

Одно из достоинств, проектно-исследовательской деятельности – это создание в объединении особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения:

  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
  • принимать самостоятельные решения;
  • поверить в свои силы.

                           Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта

(по методике А.И.Савенкова):

Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого, может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.

Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.

Таблица №1. Типы проектов, разработанных и реализованных обучающимися:

Типы

 проектов

Названия

Название конкурса. Результат.

Срок реализации

Исследовательские

«Экология жилища»

Муниципальный этап

«Шаг в будущее»

3 место

2012-2013 учебный год

«Конкурентоспособная упаковка»

Муниципальный этап

«Шаг в будущее»

Сертификат

2013-2014 учебный год

«Пищевые добавки»

Муниципальный этап

«Шаг в будущее»

Сертификат

2014-2015 учебный год

Игровые

«Секрет здоровья»

Этап городской деловой игры «Лидер и его команда»

2013-2014 учебный год

Социальные

«Будем радоваться вместе»

Муниципальный этап «Я гражданин России»

     1 место

2011-2012 учебный год

«Мы вместе»

Муниципальный этап

«Шаг в будущее»

Сертификат

2014-2015 учебный год

Экологические

«Экскурсионное

 бюро»

Муниципальный этап «Я гражданин России»

  2 место

2012-2013 учебный год

«Календарь экологических дат»

Муниципальный этап «Я гражданин России»

  2 место

2014-2015 учебный год

«Экологический маршрут»

Муниципальный этап «Я гражданин России»

  3 место

2016-2017 учебный год

Использованная литература

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2007.
  2. Андреевских,О.А. Формирование экологической культуры школьников /О.А. Андреевских //Справочник зам. директора школы.- 2011.- №5.-С.87-93
  3. Глущенко,О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей /О. Глущенко //Воспитательная работа в школе.- 2010.-№6.-С.44-52
  4. Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2008.
  5. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.
  6. Макаров, Ю. Работа над экологическими проектами /Ю.Макаров //Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.93-99
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2007.
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с хором с применением педагогических технологий

Открытый урок с младшим хором на тему: Тема: «Формирование эмоциональной отзывчивости на исполняемые произведения с применением педагогических технологий»....

Опыт применения педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе

Из опыта практического применения педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе, на уроках «Художественная графика костюма», «Моделирование и декорати...

Анализ эффективности применения педагогических технологий.

В помощь учителю-предметнику о применении педагогических технологий....

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Отчёт о применении педагогических технологий на уроках истории, обществознания и кубановедения

Данный  отчёт   -   применение  педагогических  технологий  на  уроках....