Опыт применения педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе
статья по теме

Макрецова Ольга Александровна

Из опыта практического применения педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе, на уроках «Художественная графика костюма», «Моделирование и декоративное оформление одежды», «Рисунок и живопись»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_moy_doklad.doc446.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Министерство образования Московской области

                      ГБОУ НПО Профессиональный лицей №114

Реферат стендового варианта доклада

на региональной научно-практической конференции     педагогических работников «Практика применения современных педагогических технологий», 13.03.2013 г.

                                         на тему:

«Применение педагогических технологий, предполагающих построение учебного процесса на концептуальной основе, на уроках «Художественная графика костюма», «Моделирование и декоративное оформление одежды», «Рисунок и живопись»

                   

                                     

  Разработала:                                    преподаватель Макрецова О.А.

 

                             

                             

                                        г. Орехово-Зуево

                                                      2013год

Пояснительная записка.

В чем актуальность выбранной темы? Причины вполне понятны и объяснимы как объективными, так и субъективными факторами. Годы так называемой «перестройки» внесли весомое негативное влияние на формирование нового поколения: дети, родившиеся в 90-х годах прошлого столетия, зачастую страдают задержкой физического и психического развития. Причины этого общеизвестны, вследствие чего возникает необходимость пересмотра отношения к педагогическим технологиям в сторону актуализации их изучения  и применения. По большому счету, от выбранной педагогической технологии и степени ее применяемости в конкретной ситуации и к конкретному контингенту обучающихся во многом зависит качество обучения.

Применение педагогических технологий на концептуальной основе в практической работе.

 Одной из наиболее результативных педагогических технологий, применяемых мною в последние 2-3 года в процессе обучения на 4-м курсе специальности «художник по костюму», считаю технологию, предполагающую  построение учебного процесса на концептуальной основе.

Термин «концептуальная основа» подразумевает наличие руководящей идеи, ведущего замысла. Концепция — это система взглядов, определённый способ понимания (трактовки, восприятия) явления или процесса; точка зрения на предмет, комплекс явлений, связанных между собою и вытекающих один из другого, а так же система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет и стратегию действий.

Концептуальная основа – это своего рода парадигма, совокупность явных и неявных предпосылок, определяющих вектор исследования, метод принятия решений, модель предстоящей деятельности. С 60-х годов 20 столетия этот термин используется для обозначения системы идей, взглядов и понятий, исходной схемы, модели постановки проблем и их решений, методов исследования.

Концептуальная основа применительно к педагогической технологии предполагает:

- вычленение единой основы;

- вычленение сквозных идей курса;

- вычленение межпредметных идей.

Преподаватель приходит на урок с гибкой моделью предстоящего процесса в голове, когда предусматривается динамическая дозировка содержания с дифференциацией на более существенное и менее существенное. Для чего это необходимо? Освоенное учащимся ключевое понятие есть та вершина, с которой хорошо обозревается всё поле факторов, охватываемое этим понятием, оно становится ориентиром действий высокого уровня обобщений.

Рассматриваемая технология означает вычленение сквозных идей учебного процесса. Это необходимо, чтобы не было перекосов в пределах учебного курса в целом. А вот на отдельном уроке перекос не страшен. Сухомлинский говорил, что не тот урок хорош, который прошел строго по плану, а тот, на котором, возможно, были отклонения от плана, но который учитель смог адаптировать к возникшей ситуации процесса. Допущенный в силу ситуации «перекос» урока в одну сторону может быть исправлен «перекосом» другого урока в иную сторону, так что общая равнодействующая процесса будет правильной.

Рассматриваемая технология предполагает вычленение межпредметных идей. Итогом рассматриваемого построения учебного процесса являются особо ценные, межсистемные способы мышления, необходимость интегрированного курса.

Проиллюстрирую вышесказанное примерами практического применения данной технологии.

Не секрет, что год от года все острее стоит проблема качественного выполнения выпускных квалификационных работ по специальности «художник по костюму». Это объясняется как объективными, так и субъективными факторами.

Обучающиеся должны выполнять ВКР самостоятельно, за рамками учебных планов, что соответствует образовательным стандартам. С другой стороны, многолетний опыт работы в данном направлении показывает, что в сложившихся условиях ограничиться только консультациями, предоставив выпускникам полную самостоятельность в выполнении работы, которая является показателем результата обучения в течение четырех лет по специальности «художник по костюму» с учетом того факта, что поступают к нам на первый курс дети, в подавляющем большинстве не только не посещавшие художественную школу, но и зачастую не имеющие особых способностей к рисованию. И здесь, как нельзя кстати, приходит на помощь использование педагогической технологии на концептуальной основе.

Я веду на старшем курсе следующие  спецдисциплины: «Рисунок и живопись», «Моделирование и художественное оформление одежды», «Художественная графика костюма». Вполне естественно, что концептуальной основой для применения рассматриваемой педагогической технологии является творческая часть выпускной квалификационной работы, а именно – разработка эскизов.

В текущем учебном году работа над ВКР проходит по теме «Павловские узоры в современном костюме». Как на практике в рамках обучения по каждому из трех спецпредметов проявляется применение вышеозначенной технологии?

              

В соответствии с учебными планами по предмету «Художественная графика костюма» по теме «Графика эскиза костюма» в рамках аудиторных занятий обучающиеся работали над различными вариантами графического решения эскиза костюма с использованием орнаментальной графики павлово-посадских шалей. Вариативность достигалась за счет большого разнообразия орнаментального строя рисунка платка, колористического решения, применения в композиции костюма сочетания однотипного рисунка при разных цветовых вариантах, использование аналогии тканей-компаньонов, когда в композиционном решении сочетаются цвет  гладкокрашеной ткани и тональный рисунок платка, и. т.д. По теме «Цветная графика при выполнении многофигурной композиции» обучающиеся разрабатывали многофигурную композицию в виде эскиза коллекции моделей с использованием павлово-посадских платков.

       

По предмету «Рисунок и живопись» зарисовки фигуры человека в костюме выполнялись с учетом того, чтобы ракурсы фигуры, положение рук наиболее выигрышно показывали орнаментальный строй узора платка. В дальнейшем, используя методы стилизации и трансформации, зарисовки фигур являются основой  для создания эскизов моделей.  Орнаментация павлово-посадских тканей  послужила основой для выполнения заданий по темам «Рисунок  фрагментов орнаментальной ткани»,  «Живопись фрагментов орнаментальной ткани», «Рисунок фрагмента народного костюма», «Живопись фрагмента народного костюма». Эти занятия очень помогли обучающимся лучше понять характер орнаментальных композиций павлово-посадских шалей, проникнуться уважением к одному из красивейших народных промыслов нашего региона, что имеет не только большое познавательно-художественное, но и воспитательное значение в процессе обучения.

                

По предмету «Моделирование и художественное оформление одежды» в соответствии с учебными планами темы «Народные традиции в искусстве создания костюма»,  «Цветовая гармония в костюме. Язык цвета одежды», «Декор в композиции костюма», «Традиции в орнаментации ткани», «Декоративное оформление повседневной одежды», «Декоративное оформление нарядной одежды», «Моделирование молодежной одежды», «Проектирование ансамблей одежды» как нельзя лучше подходили для обучения на основе использования в качестве исходного материала павлово-посадских платков.

               

Следует отметить, что в этом учебном году достаточно весомая  часть учебного времени выпускного курса по специальности «художник по костюму» была использована с применением (в той или иной степени) педагогической технологи на выбранной концептуальной основе. Для того, чтобы обучающиеся более динамично погрузились в суть концептуальной основы, восприняли ее содержание с дифференциацией на более существенное и менее существенное, в рамках внеурочных мероприятий была проведена экскурсия на Павлово-Посадскую мануфактуру, организован просмотр видеоряда с коллекцией моделей Вячеслава Зайцева на тему павлово-посадских шалей, знакомство с образцами (в виде слайдов) моделей одежды других дизайнеров по этой же тематике.

                 

Наглядным результатом практического применения педагогической технологии, предполагающей  построение учебного процесса на концептуальной основе, является успешное завершение обучающимися творческой части ВКР, - разработке эскизов моделей современной одежды с использованием павлово-посадских платков.  

                                       Заключение.

Применение любой педагогической технологии в современных условиях имеет целью формирование умеющей действовать в любой ситуации целостной личности. Обучающиеся в системе НПО подростки  не только овладевают выбранной профессией, но и учатся решать жизненные, общечеловеческие задачи, овладевают правилами поведения в реальной обстановке, учатся не только воспринимать культурные ценности, но и созидать их. Проще говоря, цель системы образования – воспитание как процесс социализации личности.

Не только образовательные и развивающие, но и воспитывающие цели применения педагогической технологии, предполагающей построение учебного процесса на концептуальной основе в работе над подготовкой ВКР текущего учебного года, очевидны. Это и воспитание уважения к традициям своего региона, и формирование общечеловеческих ценностей, воспитание гуманизма и любви к прекрасному.

Источники информации:

1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., Народное образование, 1998г. - 256с.

2    http://stud24.ru/pedagogy/vidy-pedtehnologij/224032-655975-page1.html

                                                *   *   *

В качестве иллюстраций использованы учебные работы 2013г. по теме ВКР «Павловопосадские мотивы» и фотографии автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...

Применение педагогических технологий в процессе обучения математике

Применение педагогических технологий в процессе обучения математикеУченик уже не тот сосуд, который надо заполнить,а факел, который нужно зажечь.Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ОПЫТ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ» Тема: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на основе использования занимательных заданий и упражнений на уроках технологии».

Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе - это формирование творческой личности. Обществу необходимы люди, которые творчески подходят к решению различных зад...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине психология с применением педагогической технологии: Кейс технология ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА

Методическая разработкаучебного занятия по дисциплине психология с применениемпедагогической технологии: Кейс технология  ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТАЦель: закрепить навыки обследования спортсме...

Применение педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе

В статье представлен  материал  использования педагогических  технологий  при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе.   Имеется описание педагоги...