Педагогический проект преподавателя истории и обществознания
проект на тему

Пашаев Шовлет Новрузбекович

 Тема: Проектная деятельность на уроках истории как способ развития познавательного интереса учащихся.

 

      Цели моей работы:

- Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый учащийся имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;

- Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;

- Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект115.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

Бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи

Педагогический проект

преподавателя  истории и обществознания

Пашаева Шовлета Новрузбековича

ТЕМА: «Проектная деятельность

    на уроках   истории как

  способ развития познавательного интереса учащихся»

2014

г. Покачи

 Тема: Проектная деятельность на уроках истории как способ развития познавательного интереса учащихся.

 

      Цели моей работы:

- Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый учащийся имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;

- Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;

- Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Гипотеза. 

  Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если:

- она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;

- направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;

- характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

     Задачи:

- теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в обучение;

- определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде   учащихся;

- выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;

- апробировать методику работы над проектом в системе СПО.

            На этапе констатирующего эксперимента при рассмотрении результатов диагностики состояние уровня обученности учащихся проектной деятельности было признано неоптимальным. Было выявлено:

-неумение поставить творческую цель - 72%;

-испытывали трудность в планировании своей деятельности - 61%;

-неумение работать самостоятельно - 59%;

-низкий уровень развития творческих способностей - 78%.

-только у 26% учащихся был отмечен положительный уровень обученности.

           Общие итоги констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости внедрения проектного метода в системе НПО, т.к. этот метод учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Актуальность

         Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.

         Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

          Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие учащегося как личности определяется процессом обучения. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

         Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков учащихся в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

          В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

         Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

         Следовательно, требованием времени является подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как преподавателя.

 Новизна.

           Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы образовательного учреждения, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

              Ценностью моей работы считаю качественное построение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе практическая, исследовательская деятельность, групповая форма работы, работа парами сменного состава.

   Ведущая педагогическая идея.

           Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:

- Взаимного доверия и уважения учителя и учащегося;

- Обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации учащихся как личности;

- Принципа коллективного труда;

- Осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;

- Использования личностно-ориентированного обучения.

         В своей работе я формирую и развиваю познавательный интерес к изучению истории на основе устойчивых положительных мотиваций.

Научно-теоретическое обоснование  

         В своём педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом понимаю особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.

 В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:

- Любознательность;

- Появление интереса, стимулирующего творческий поиск;

- Устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

        Становление системы опыта происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы (теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, опыт Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.Д.Давыдова по развивающему обучению), апробирования изученных методов в собственной  практике, создание системы связанных между собой приёмов и методов, прошедших отбор в процессе апробирования. В своём опыте опираюсь на основные принципы  творчества педагога-новатора И.П.Волкова:

- Знание – фундамент творчества;

- Строгий отбор учебного материала;

- Формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;

- Индивидуальный подход в обучении.

           Условия: высокий уровень сформированности у учащихся умений исследовательской деятельности; наличие учебно-методической литературы, информационных носителей;

педагогические ресурсы, позволяющие организовать работу с источниками информации; консультации со специалистами и с учителями-предметниками; работа учащихся за пределами образовательного учреждения в музее, в библиотеке и т.д.

            В перспективе   своей педагогической деятельности предусматриваю дальнейшую работу, направленную на сотрудничество  с городской библиотекой и краеведческим музеем города.

         

              Содержание работы

  1. Теоретическая часть. Развитие познавательного интереса учащихся

       при использовании метода проектной технологии…………………. 8-21

  1. Развитие познавательной активности личности………………………  8-14
  1. Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности- 8-10
  2. Ведущие признаки в проектной технологии………………………… .10-12

  1. Общая характеристика метода проектного обучения……………… .14-16
  1. Понятие метода проектов…………………………………………….  14-15
  2. Цели и особенности проектного обучения………………………….  15-16

  1. Предполагаемый результат…………………………………………… 16-17
  1. Воспитание у учащихся качеств, умений, компетенций……………   16-17
  2. Развитие способностей…………………………………………………  17

  1. Структурирование проектов………………………………………….18-21
  1. Этапы работы над проектом…………………………………............18-19
  2. Классификация проектов……………………………………………..19-21

  1. Практическая часть. Использование метода проектов в

       учебной и внеклассной деятельности……………………………..  22-34

  1. Литература………………………………………………….……….  35

Теоретическая часть. Развитие познавательного интереса учащихся при использовании метода проектной технологии.

1. Развитие познавательной активности личности.

1.1.Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности.

«Всякое знание остается мертвым, если в  учащихся не развивается инициатива и

самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». 
Н. Умов

                                                                                                                     

              Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведется работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.

            Кроме этого современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, учащийся становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

          Процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с усилением внимания к личности ребенка, с подходом к нему, как к высшей ценности общества, отражает тот социальный заказ, который на пороге третьего тысячелетия общество предъявляет образовательным системам разного уровня. Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы с учащимися, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.

Чем этот метод лучше?

           Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже,  бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.

           Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

           В-третьих, выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов  в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

        Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать  новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требования к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.

1.2. Ведущие признаки в проектной технологии.

  1. Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы.
  2. Характер взаимодействия двух субъектов проектной деятельности – учащегося и учителя – принципиально иной, чем при традиционном обучении.

Роль учителя.

          Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник.  Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность учащихся, то есть:

- Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают  совсем другое.

-  Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- Помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляется организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации).

- Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.

  Роль учащихся.

            Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, учащийся становится субъектом деятельности. При этом учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.  Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый учащийся имеет право:

- Не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- Участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- В любой момент могут начать новый проект.

             С самого начала учащийся оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределённости  при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.  При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль учащегося при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое учащемуся, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействия с учителем – консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы образовательного учреждения в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в микро- и макро социуме.

            Учащийся – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования.

2. Общая характеристика метода проектного обучения.

2.1. Понятие метода проекта.  

          Определение учебного проекта в основном совпадает у разных авторов. По определению Е.С.Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

              Метод – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Исходя из этого, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результат и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.    

            Учителя-новаторы, попробовав однажды  поработать методом проектов, не могут от него отказаться – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и интересно. В условиях отсутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов учитель придумывает свои, пробует адаптировать для себя те, которые ему стали известны от коллег. Положительный педагогический опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении. Бурное развитие инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к значимым достижениям. К ним можно отнести:

- Большое многообразие образовательных ситуаций успешного использования учебного проекта;

- Попытки классификации учебных проектов;

- Создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их типов;

- Выстраивание новых курсов с введением учебных проектов в образовательный контекст;

- Организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную ситуацию учебного заведения.

        2.2. Цели и особенности проектного обучения.

      Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

- Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда полностью противоположную своей.

- Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

             Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у неё мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я - концепции»  (Я могу, я хочу, я нравлюсь и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

3. Предполагаемый результат.

3.1 Проектная деятельность предполагает воспитание у учащихся качеств, умений, компетенций.

Качества:

- Самостоятельность;

- Инициативность;

- Целеполагание;

- Креативность.

Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:

- Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

- Творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

- Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль;

- Умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности.

- Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).

Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.

Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения истории с помощью проектной методики:

- Принцип коммуникативности;

- Принцип ситуативной обусловленности;

- Принцип проблемности;

- Принцип автономности.

3.2 В ходе проектной деятельности у учащихся развиваются следующие способности:

- Коммуникативные (обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация).

- Личностные (самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность).

- Социальные (коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других).

- Литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты).

- Технологические (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление).

4.  Структурирование проектов.

4.1 Этапы работы над проектом.

          В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С.Полат выделяет следующие:

№ п/п

Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы.

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели. Наблюдает за деятельностью учащихся.

2

Планирование

А) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации; в)определение способа представления результатов; г)установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

Формируют задачи, вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за деятельностью учащихся.

3

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4

Формулирование результатов

Анализ информации, формулирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Консультирует учащихся.

5

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование  процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности.

Слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

6

Оценка результатов в процессе проектной деятельности.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности.

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников.

  1. Классификация проектов.

           В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и  М.Ю.Бухаркиной.  Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

№ п/п

Критерии

             Виды проектов

1

По содержанию проекта

- Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);

- Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);

- Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).

2

По методу, доминирующему в проекте.

  - Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);

 -Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра);

 -Информационные, практико-ориентированные (их особенность  состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).

3

По характеру координирования проекта.

- С явной координацией;

- Со скрытой координацией

4

По включенности проектов в учебные планы

- Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);

- Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).

5

По характеру контактов

- Внутренние (региональные);

- Международные

6

По продолжительности выполнения проекта

- Мини-проекты  (несколько недель);

- Средней продолжительности (несколько месяцев);

- Долгосрочные (в течение года).

7

По количеству участников проекта

- Коллективные;

- Индивидуальные;

- Групповые

 Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения истории, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их личности, высокой мотивированности обучаемых. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми,  из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. История при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур. Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.

1. Практическая часть. Использование метода проектов в учебной и внеклассной деятельности.

             Важнейшая специфическая функция обучения истории - это функция социальной памяти. Она делает человека гражданином именно этой страны, последователем ее традиций и обычаев. В процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, ее историческое сознание. Опыт моей работы показывает, что использование информационных, компьютерных технологий позволяет успешно решать поставленные цели обучения истории.  Проблема интереса - одна из важнейших при обучении истории. Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как чему-либо для нее ценному и привлекательному. Существуют три фактора, влияющих на интерес: а) содержание исторического материала; б) методы, приемы и средства его подачи; в) межличностные отношения учителя и учащихся. Специфичным для учителей истории в этом вопросе будет отбор содержания. В этом учителю большую помощь может оказать использование компьютерных технологий.  На своих уроках я использую мультимедийные презентации, которые позволяют поддерживать интерес учащихся к теме урока. В своей практической работе  я пользуюсь программой POWER POINT из пакета Microsoft Office. POWER POINT позволяет любому  учителю, владеющему навыками работы с программами входящими в пакет Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета.

              Такие презентации можно использовать на разных этапах урока. Их можно использовать в начале урока, для погружения учащихся в ту или иную историческую среду, как например урок по теме: "Эпоха Возрождения". В начале этого урока мной была показана презентация "Европейская культура XIV— XVI веков ". При подготовке этой презентации можно использовать программу "Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». При подготовке презентации использую также материал со сканера, т.к. очень часто иллюстративный и наглядный материал небольшой по размеру и использование его в виде презентации более удобно. Биографические сведения можно также подавать в форме презентации. Для этого я использую презентацию в виде слайдов с портретами того или иного исторического деятеля, следующий слайд годы жизни, а затем краткая биография.

             Значительную трудность для многих педагогов представляет проведение уроков по темам " Культура". Эти объективные трудности связаны с тем, что при проведении таких уроков очень трудно организовать наглядность, отсутствуют репродукции многих картин, а без этого невозможно дать полноценный урок. Выход из этой ситуации есть также в создании презентации, которая теперь уже будет использоваться при объяснении нового материала. При составлении этой презентации кроме уже названной программы я использую программу "Эрмитаж". Эта программа обеспечивает большие возможности в плане подготовки к уроку. Ее можно использовать фрагментарно при создании презентации, можно также совершать заочные экскурсии по музеям, знакомить с творчеством знаменитых мастеров живописи и скульптуры. Подобные мультимедийные презентации представлены в приложении. Русское искусство представлено в программе " Шедевры русской живописи". Эта программа имеет разделы, посвященные древнерусскому искусству, иконописи, искусству 18-20-х веков. В программе представлен биографический материал, истории создания картин, а также по отдельным картинам возможно совершение заочных экскурсий.

                Электронная библиотека «Просвещение» выпустила мультимедийное учебное пособие по истории Древнего мира. В этом пособии представлен богатый материал по истории древнего мира. Каждой изучаемой теме посвящен один видео-урок, к нему имеются анимированные карты, биографии исторических личностей, словарь, множество иллюстраций, а также дикторский текст.              При изучении темы «Религия древних греков» я пользуюсь разделом пособия «Мифы Древней Греции». В этом разделе дается понятие «мифы», изучается вопрос об олимпийских богах, приводятся наиболее известные мифы о Прометее, о Геракле и его подвигах, миф о Персефоне. Есть очень много иллюстраций, скульптурных изображений богов. В этом же пункте есть миф о Тесее и Минотавре, этот материал я использую при изучении первой темы из раздела « Древнейшая Греция», здесь представлены изображения Тесея, Ариадны, лабиринт Миноса. Приведенные примеры показывают, что и при несовпадении материала параграфа учебника, можно выборочно пользоваться мультимедийным пособием.

              Таких недостатков лишена программа «История России 20 век», полностью совпадающая с учебником истории  А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Программа состоит из 4 дисков, посвященных событиям отечественной истории от начала 20 века до начала 21 века. Это программа предоставляет большой простор для творчества учителя, ее можно использовать полностью на уроке, так как материал строится в соответствии с параграфами учебника, можно использовать при изложении новой темы, фрагментарно, наиболее важные, ключевые моменты. Материал, возможно, дифференцировать по уровню сложности, есть портреты исторических деятелей, биографический материал, термины. Материал лекции можно распечатать. Для II курса  программу «История России XX век» я использую при блоково-модульном изучении. При изучении какого-либо раздела темы, например: Гражданская война, учащиеся получают индивидуальные задания в виде реферата по теме раздела, сообщения, подготовки вопросов к семинару по данной теме, затем материал изучается лекционно с использованием мультимедийного пособия, затем учащиеся отчитываются в проделанной работе, и в заключении проводится тестирование по теме.

              При изучении курса история России я использую «Энциклопедию истории России» -  мультимедийное пособие периода от IX до конца XIX – нач. XX века. Эта программа построена несколько иначе, чем выше перечисленные. В программе имеется справочный материал по всем правителям русского государства, начиная с князей и заканчивая императорами. Я использую материал данной программы для создания презентаций, которые демонстрируются во время объяснения новой темы.

Все перечисленные программы отвечают следующим требованиям:

   1.   Программное обеспечение  понятно с первого знакомства, как мне,  так и учащимся. Управление максимально просто.

   2.   Я имею возможность компоновать материал по своему усмотрению при подготовке к уроку.

   3.   Программа позволяет мне использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы и т.д.)

          Применение информационных, компьютерных технологий на уроках истории  и во внеурочной деятельности  не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.  

   При выполнении домашнего задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов по истории, учащиеся учатся работать с информационными каталогами и медиа ресурсами училища, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами. Обучающиеся используют  мультимедийные  пособия по истории, выполняют работы исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события,  выполняют работу с исторической картой.

    Особое место во внеурочной деятельности учащихся  я отвожу краеведению, так эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.  Приобщение к славной истории родного края   является важной составляющей частью всего комплекса формирования и воспитания гражданина России, т.к. призвана развивать нравственные качества, способствовать приобретению военно-патриотических знаний, укреплять верность боевым и трудовым традициям народов России и Вооружённых Сил.

Цели  краеведческой работы во внеурочное время:

- активизация познавательного интереса учащихся к истории;

- формирование уважительного отношения к творениям минувшей эпохи, культуры;

- привитие любви к малой Родине, родному краю, городу;

В своей педагогической работе я столкнулся с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику.  

Учащиеся  в результате поисково – исследовательской работы и использования ИКТ оформляют проекты по  истории становления автономного округа и развития нефтяной промышленности.  Суть участия в проекте в следующем: участники собирают материал и самостоятельно готовят странички, затем эти странички соединяются в единый проект.

Финальной частью  работы над проектом является его презентация. Есть много интересных секретов разработки презентаций, которые осваивают учащиеся, защищая свои проекты. Мультимедийные презентации прочно вошли в жизнь училища. Сегодня презентация – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию  проекта и обеспечивает успех. При разработке презентации учитывается, что она:

- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

- усиливает воздействие выступления.

               Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в училище,  Благодаря этой работе у учащихся формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.

  Таким образом, система моей  работы на уроках и во внеурочное время с использованием ИКТ и Интернет – технологий имеет действительно ряд преимуществ:

- дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;

- предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;

- гарантирует непрерывную связь в отношениях "учитель – ученик";

- способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);

- повышает мотивацию учения;

- развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

  Использование информационно – коммуникационных технологий  во внеурочное время   позволяет усилить образовательные эффекты, поскольку дает мне, как преподавателю, дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.  Интерактивные обучающие программы по истории, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение учащихся, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

                POWER POINT позволяет мне, как любому преподавателю, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. На данный момент мною создано больше 50-и презентаций к урокам. Отрадно, что мои учащиеся также создают презентации к обобщающим урокам по теме. На сегодняшний день их более 70.  Все это способствует повышению качества знаний, а также развитию познавательного интереса к предмету.

Диагностика отношения учащихся к предмету.

      Особое  место в моей педагогической работе занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. У учащихся в процессе проектной деятельности формируются информационно-коммуникативные компетенции, способствующие их  адаптации в условиях социальной среды.

           В курсе истории метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной  работы доставляет учащимся истинную радость познания и общения. При выполнении проектной  работы необходимо, на мой взгляд, придерживаться следующих рекомендаций:

- Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

- Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

- В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

        Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.

         В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. По своему содержанию проекты в значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию, краеведению.

1.Творческие.  

         Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

2. Информационные.

            Этот тип проектов, на мой взгляд, изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.(13).  Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео, пр.) – презентация  (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

3.  Исследовательские.  

           Наибольший интерес вызывает исследовательская проекты, которые  требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

4.  Игровые. 

            На уроках истории разрабатываем  разнообразные игровые проекты.  В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая, приключенческая. Примером может служить проект "Деятельность Государственной думы". Среди участников распределялись роли депутатов от разных партий; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю развития, традиции работы российского парламента.  

        Создание различных типов проектов учащимися на уроках истории и в процессе внеклассной работы позволяет мне, как учителю, решить ряд важных образовательных задач. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Изучение мотивов включения в исследовательскую деятельность позволило установить, что учащиеся связывают свое участие в ней с социальной значимостью и неотложностью решения  проблем (53%), желанием испытать свои силы и возможности в новой для себя сфере (22%), развитием познавательных интересов и мышления, необходимых для будущей профессиональной деятельности (13%).

          Важным показателем признания  труда учащихся служит отношение взрослых. По данным моего исследования, 54% из числа учащихся, выполнявших  проекты, отметили интерес к своей деятельности со стороны окружающих (родных, друзей, знакомых), а 48% учащихся рассказали о том, что в ходе работы над проектом взрослые неоднократно предлагали им свою помощь.

           

V. Список используемой литературы

1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. -  № 6, - С. 39-48.

 2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.

  3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

4. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.

5. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и  обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75.

6. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -  2000. - № 7. - с 151-157

7. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8. – С.118-125.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.

11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — С. 52-55

12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

13. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. –  № 1. – С. 92-96.

14. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Метод проектов как основа формирования УУД на уроках истории и обществознания"

В настоящее время в рамках реализации ФГОС у учителя возникают различные вопросы об этапах и методах формирования УУД у учащихся. Данный педагогический проект представляет мою точку зрения и предлагае...

Педагогический проект "Интегративная технология преподавания истории, обществознания и регионального через проектную деятельность учащихся"

Осуществление компетентностного подхода с применением  интегративных технологий, метапредметности и конвергенции в изучении истории и обществознания через проектную деятельность учащихс...

Педагогический проект «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»

Цель: обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразов...