Значение хореографической подготовки в гимнастике.
статья на тему

Лихоманова Валентина Степановна

Хореография – важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horeograficheskaya_podgotovka_v_gimnastike.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКИ

В ГИМНАСТИКЕ.

Хореография в спорте утвердилась давно как метод подготовки  спортсменов высокого класса и как средство, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, зрелищными.

Впервые  хореографические упражнения были эффективно применены в период подготовки женской сборной команды СССР по спортивной гимнастике к XYI Олимпийским играм в Мельбурне (1956г.). Гимнастки выполняли на Олимпиаде комплекс упражнений классического танца, акробатики и художественной гимнастики. Советская команда продемонстрировала разнообразные по стилю и характеру вольные упражнения. Пресса отмечала не только оригинальность композиционного построения, но и индивидуальность, законченность, пластичность исполнения.

Понятие «хореография» включает в себя все, что относится к искусству танца классического, народного, историко-бытового, современного. Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средств.

Занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так, применение народных, историко-бытовых танцев приобщает к достояниям культуры различных народов. Использование музыки на уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, в конечном итоге развивает интеллектуальные способности.

Хореография – важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно в процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства.

Кроме того, на занятиях хореографией развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышает плотность тренировки (за счет возможности проведения занятий одновременно с целой группой), что положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, способствует развитию специальной выносливости. Наряду с этим на уроках хореографии решаются задачи и технической подготовки: освоение различных элементов и комбинации.

Разделение средств на хореографическую и техническую подготовку в гимнастике условно. Трудно провести четкую грань между указанными компонентами. Ведь прыжки, повороты, равновесия и их сочетания являются основным «языком» как хореографии балетных спектаклей, так и упражнений художественной и спортивной гимнастики.

На уроках хореографии изучают многообразные сочетания движений ног, рук, туловища, головы. При этом освоение не должно носить механический характер. Путем соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться артистичности исполнения, т. е. способности создавать индивидуальный образ в композиции. В свою очередь, для создания образа необходима выразительность, которая неразрывно связана с красотой движений, грациозностью, танцевальностью и т. д.

Хореографическая подготовка в гимнастике базируется главным образом на классической основе, разработанной в балете. Однако она имеет ряд характерных особенностей, которые, прежде всего, определяются различиями целей и задач, стоящих перед спортсменками и балеринами.

Обязательным условием выполнения классического экзерсиса у артистов балета является выполнение упражнений из I, II, IV, V позиции ног. Добиваться такой выворотности в гимнастике  не целесообразно,  так как многие движения в гимнастике, например опорные прыжки, акробатические элементы и соединения, требуют параллельной постановки стоп.

Основное содержание средств, используемое на уроках хореографии в гимнастике, составляют движения классического, народного и бального танца. В самостоятельную группу выделены пластические движения, свободные от канонов классического танца. Большое значение имеет ритмика, которая учит умению согласовывать свои движения с музыкой. Следующая группа средств – это пантомима, являющаяся неотъемлемой частью воспитания выразительности движений. И, наконец, специфические группы движений, такие как акробатические элементы спортивно-гимнастического стиля, включающие построения, перестроения, прикладные и общеразвивающие упражнения.

Так на своих занятиях в группах начальной подготовки я часто использую ритмику. Дети 5-6 лет не в состоянии концентрировать внимание, понимать технику, длительно сохранять статические положения, как этого требуют правила. Для них важна не столько форма, сколько сама возможность двигаться свободно и разнообразно. Поэтому не стоит спешить вводить в урок хореографический экзерсис у станка. Лучше направить усилия на развитие основных физических качеств. Ритмичные упражнения развивают чувство ритма, умение согласовывать свои движения с музыкой, развивают музыкальность, координацию, дают детям умение  быстро и разнообразно двигаться. Хорошо развивают чувства ритма музыкальные игры, такие как «Великаны и гномы», «Кошка и мышка», а также специальные упражнения:

  • хлопки, взмах рукой , притоп ногой на сильную долю ;
  • разновидности шагов и бега в различном темпе.

Играя, дети многому учатся, и поэтому в конце занятия я предлагаю им игры с элементами пантомимы такие, как «Море волнуется раз, два, три» (фигуры любого животного замри). Затем даю задание показать характерные повадки этого животного. Или же предлагаю показать этюд «Снег идет», «Снежинка», «Зеркало», «Солнце встало», «Цветы на лугу». Детям эти игры очень нравятся, они развивают воображение, учатся выражать и передавать свои чувства посредством пантомимы и пластики.

Когда  говорят о применении  хореографии в гимнастике, подразумевают, прежде всего «классический экзерсис» - школу классического танца, где нет ничего лишнего, случайного. В группах 2-3 г. обучения  дети знакомятся с азами классического танца, изучают позиции рук и ног, работают у станка.

Основная задача  этих упражнений заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых, варьируемых и усложняющихся упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно, управлять своими движениями. В процессе  занятий развиваются выворотность ног, танцевальный шаг, правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, легкий высокий прыжок, четкая координация движений.

А также на этом этапе подготовки в занятия я включаю элементы малой акробатики: кувырки, перекаты, стойки, перевороты вперед и назад на одну ногу и на две ноги. Они развивают координацию движений ловкость, умение владеть своим телом в пространстве. Дети учатся преодолевать свой страх, начинают верить в свои способности.

В группах 4-5г. обучения экзерсис у станка усложняется. Так первый советский профессор хореографии А. Я. Ваганова считала, что если для начинающих необходим многократный повтор движений, то в старших классах надо бесконечно варьировать и усложнять урок, который будет держать учениц в состоянии сосредоточенного напряженного внимания и повышать их активность. Здесь же девочки изучают элементы народного танца, занимаются свободной пластикой, что потом помогает в постановке показательных композиций.

Так при создании композиции «Сновидение», использовалась музыка русской народной песни «Ой, то ни вечер, то ни вечер» в современной обработке. В ней красиво и легко переплетались куплеты народной песни и ее перевод на английском языке. В композиции мне удалось объединить:

  • элементы русского народного танца;
  • элементы свободной пластики;
  • элементы художественной гимнастики.

Они разнообразили и украсили композицию, передали весь музыкальный колорит, всю красоту русской души. Девочки танцевали очень выразительно и эмоционально,  никого не оставили равнодушными и как следствие стали лауреатами I степени конкурса «Браво-брависсимо».

При постановке «Восточного танца», девочкам пришлось очень много поработать над пластикой, так как характерными движениями в восточных танцах является гибкая спина, мягкие, пластичные руки, работа бедрами и всем телом. Здесь мы использовали:

  • элементы восточного танца;
  • элементы художественной гимнастики;
  • элементы акробатики.

Получилась чарующая восточная композиция, которая стала украшением многих концертов.

Еще одна постановка, лирико-романтическая композиция на музыку из кинофильма «Ромео и Джульетта». Красивое, нежное, медленное музыкальное произведение предполагало использование элементов классического танца, характерных лирико-романтическому образу. Это такие элементы, как полуприседы, седы, стойки на колене, скрещенное положение ног, рук, полуопущенная голова, равновесия. Выразительное исполнение этой композиции очаровало зрителя.

С помощью хореографических упражнений решается одна из основных и наиболее сложных задач  – это развитие  выразительности движений.    

    Хореография – важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Притчи и пословицы имеют важное значение при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.

Предлагаю подборку материалов. Притчи и пословицы имеют  важное  значение  при подготовке  к урокам и внеклассным мероприятиям...

" Что в имени твоём, слово?» (Значение слова. Подготовка к ЕГЭ)

Данный урок способствует совершенствованию умения в определении лексического значения слова; выработки умения различать значение слова, соблюдая нормы лексической сочетаемости; совершенствованию культ...

Материал специальной физической подготовки учебно-тренировочных групп и групп начальной подготовки секции гимнастики

Материал специальной физической подготовки разработан для групп первого и второго годов обучения (групп начальной подготовки - НП), а также для гр...

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в условиях учебно-тренировочного процесса юных акробатов

В статье представлен обзор методических разработок в области хореографической подготовки в спортивной акробатике. Произведено сравнение действующих рабочих программ с современными квалификационными тр...

К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в условиях учебно-тренировочного процесса юных акробатов

Аннотация: В статье представлен обзор методических разработок в области хореографической подготовки в спортивной акробатике. Произведено сравнение действующих рабочих программ с современными квалифика...

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ БОЙЦОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

Соревнования по рукопашному бою и сам поединок - характеризуется высокой напряженностью боевых действий, требующих от человека максимальных мышечных усилий и умения проявлять их в быстроизменяющейся о...

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Как влияет хореография на развитие ребёнка, занимающегося художественной гимнастикой....