Алгоритм построения занятия с дошкольниками согласно ФГОС ДО
занимательные факты на тему
памятка-опора в процессе разработки конкретных занятий с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм построения конспекта (сценарного плана) непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
(может быть использован как памятка-опора в процессе разработки конкретных занятий)
- Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему.
- Тема занятия определяется с учетом темы недели и возрастной группы детей согласно реализуемой образовательной программы. Какая программа реализуется и тема недели должны быть обозначены в плане занятия.
- Согласно изучаемой темы продумывается наиболее приемлемая и эффективная для данного дошкольного возраста форма организации занятия.
- Прописываются интеграция образовательных областей (рекомендуется не более двух) и виды деятельности детей на занятии.
- Определяется цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной темы занятия.
- Цель занятия должна быть разбита на задачи (шаги достижения цели): образовательные, развивающие и воспитательные. Это обусловлено необходимостью включать почти в каждое занятие новый материал, повторять пройденное и готовить детей к восприятию новых знаний.
- С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествует предварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенного багажа знаний, умений и представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания. Безусловно, при подготовке к занятию педагогу целесообразно прописать для себя содержание предварительной работы с детьми по данной теме.
- С целью формирования речевой компетентности детей педагогом предварительно определяется словарь (основные речевые понятия, формируемые на занятии).
- Перед проведением занятия тщательно продумываются средства обучения: используемое оборудование, раздаточный материал, образовательная среда, материалы и пособия.
- Содержание учебного материала на занятии должно отвечать теме, цели и задачам занятия. Материал занятия должен быть логичным, доступным детям, отвечать требованиям индивидуального дифференцированного подхода, тесно связан с жизненным опытом детей.
- Вокруг «стержневой» (основной) деятельности во время непосредственно образовательной деятельности выстраиваются все остальные виды работ и упражнений с детьми. Каждое новое задание используется педагогом как база (мотив) для возникновения следующей деятельности. Именно так можно проследить логичность построения занятия: каждое новое задание как новая задача, новый момент для освоения изучаемой темы, новая идея для решения поставленной проблемы.
- В связи с тем, что образовательная деятельность по ФГОС ДО направлена на формирование детских компетенций (способствование постепенному накоплению интегративных качеств ребенка-дошкольника, определенных в образовательной программе) педагогу при подготовке занятия важно продумать, через какие задания у детей будут накапливаться определенные умения, где ребенок может продемонстрировать свою успешность, опираясь на ранее накопленный и приобретенный опыт.
- Объём учебного материала должен быть оптимален по времени. Любое занятие в том числе обязано учитывать требования к оздоровительному режиму с учетом работоспособности и утомляемости детей дошкольного возраста. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физ. минутки, целесообразное распределение учебного материала и смена видов деятельности, перемещение в пространстве, смена поз и заданий.
- Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в занятии должны быть предварительно продуманы педагогом так, чтобы моглиобеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. С этой целью педагог тщательно продумывает, как обеспечить активность детей в течение занятия: где воспитанник будет пробовать свои силы при поддержке педагога, где он будет докладчиком или рассказчиком, а где — обучать других.
- Воспитатель обязан обращать внимание на развитие речи детей, обогащение их словаря новыми терминами и выражениями; следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи. Поэтому в занятия целесообразно включать литературный материал: стихи, скороговорки, считалки, поговорки, речевые игры, а также использовать моменты пересказов, монологов, разыгрывания сценок.
- Воспитатель не должен забывать об эмоциональной стороне занятия, воспитывая любознательность и интерес к изучаемым фактам и явлениям. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствует раскрепощению детей и эффективному усвоению материала.
- Игровые ситуации, занимательная обстановка, введение персонажа (игрушки, героя-артиста) будут органичны на любом занятии с дошкольниками. Но педагогу важно помнить о том, что игра либо персонаж не случайно приходят на занятие, они должны быть с детьми до конца занятия и вся работа с детьми, импровизированные диалоги должны быть обращены к гостям занятия. А любая игра должна быть доиграна до конца: путешествие закончиться, все игровые атрибуты использованы с образовательной целью.
- Методы и приемы работы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать. Задания должны меняться от коллективных форм организации переходить к подгрупповым или индивидуальным формам работы. Не нужно детям давать готовые знания, важно суметь организовать работу так, чтобы дети открывали новое сами, исследовали, обучались в общем деле.
- Среда должна быть обучающей, предлагаемые пособия должны способствовать развитию и умозаключениям детей, приобретению новых знаний и умений в процессе деятельности, самовыражению. В занятии должно быть использованы лишь эстетичные современные наглядные пособия и дидактический материал. Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий. Сегодня особенно приветствуется демонстрация мультимедийных презентаций, других ЭОР.
- Важно, чтобы педагог помнил о том, что необходимо изучаемый материал связать с реальной жизнью ребенка, его малым детских опытом. Нужно уметь терпеливо выслушать его. Необходимо дать подсказку на построение дальнейшего правильного поведения, научить детей использовать полученные знания и умения в жизни. Особенно это важно, если изучаются правила безопасного поведения. Здесь необходимо разобрать последствия нарушения правил, примеры из жизни, чтобы усвоение правила стало осознанным для детей.
- Четкие инструкции педагога, добрые советы и подсказки, совместный поиск истины помогают детям ненавязчиво открывать новое. В ходе занятия педагог осуществляет наблюдение за деятельностью детей, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
- Чтобы занятие было успешным, важно помнить о позиции педагога в работе с детьми. В свете требований ФГОС ДО партнерское взаимодействие является основополагающим. Педагог несет идею занятия, ненавязчиво увлекает детей, обеспечивая открытый вход в НОД, вместе с детьми включается в поиск и решение проблемы. Сегодня педагог не «над детьми», а «рядом». Идет смена учительской «объект-субъектной позиции» на «субъект-субъектную». Не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «Я думаю так-то…, а вы как думаете?». Поэтому перед проведением занятия педагогу важно продумать: «Где я буду в работе с детьми?». Наравне с детьми педагог играет, включается в проблему, выполняет задания, делает свою поделку, делится эмоциями, а не ждет, как у них получится, чтобы их потом похвалить.
- Особое слово должно быть сказано о мастерстве окончания НОД. Педагогическая оценка действий детей важна, как и детская оценка, а в старшем дошкольном возрасте и самооценка. Девизом занятия должно стать: «Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. А за что – тут нужно подумать всем вместе. Чему мы научились?» В детских рассуждениях формируются выводы, суждения, мнение о работе. Подведение итогов важно планировать, чтобы в конце занятия педагогическая оценка стала адресной и не завершилась словами «Все молодцы!» При формировании детских интегративных качеств важно кропотливо и дифференцированно проговаривать детям их промахи, победы и задачи на перспективу.
- По ФГОС ДО допустим свободный выход детей из занятия. Дети могут заниматься с увлечением тем, что им интересно (например закончить поделку, ввести ее в другую игру, в домик и т.п.). Педагог-мастер заранее планирует организованный открытый выход из занятия (общую идею – что будем делать дальше) и ненавязчиво переключает детей на продолжение работы по данной теме (на прогулке, в вечерний период, на занятии по физической культуре, дома с родителями и т.п.)
Итак, мы получили алгоритм, шаблон для построения НОД в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Все составляющие конспекта занятия с детьми должны наглядно просматриваться в непосредственной работе, что может иметь решающее значение для результата экспертизы педагогической деятельности при аттестации или участия педагога в конкурсном движении. Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, организованная таким образом, позволяет обеспечить эффективную реализацию образовательной программы, а при проведении открытых занятий достойно демонстрирует профессионализм педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-19788-1420555064.jpg)
«Алгоритмы сжатия. Алгоритм построения орграфа Хаффмана»
Строится код (орграф) Хаффмана, с помощью которого происходит процесс сжатия, икак правило, получение более компактного выходного потока информационных единиц из некоторого изначально некомпактн...
Алгоритмы построения графиков с модулем
Электронное пособие создано для элективного курса "Уравнения, неравенства и графики с модулем". В нем приводятся алгоритмы построения графиков с модулем трёх видов,а далее применяются эти алгоритмы к ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137219-1352032820.jpg)
Алгоритм построения сечений
Данный алгоритм помогает ученику научиться строить сечения многогранников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-90341-1362059987.jpg)
Методическая разработка по теме Алгоритм построения сечений куба плоскостью методом следов
Методическая разработка по темеАлгоритм построения сечений куба плоскостью методом следов.Автор: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики Образовательная область: Математика.Предмет: Геомет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/26/picture-36763-1466925823.jpg)
Практическое задание №17 Тема: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.
Практическое задание №17Тема: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-666272-1513518943.jpg)
Статья "Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками согласно требованиям ФГОС ДО"
Статья о новых интересных игровых технологиях на занятиях по физической культуре в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-1397069-1648839697.jpg)
Использование алгоритмов на уроках математики на примере алгоритма построения сечений многогранника
В статье представлен алгоритм построения сечений многогранника...