Главные вкладки

    Программа работы с одаренными детьми
    рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Дампилова Лидия Нимаевна

    Программа работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности и на уроках истории и обществознания

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми во внеурочной деятельности и на уроках истории и обществознания

    Автор:

    учитель истории и обществознания

     первой квалификационной категории

    Дампилова Лидия Нимаевна.

    Паспорт программы

    Наименование

    Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми во внеурочной деятельности и на уроках истории и обществознания.

    Разработчик программы

    учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Дампилова Лидия Нимаевна

    Этапы реализации программы

    1. диагностико- прогностический  
    2. деятельностный
    3. констатирующий).

    Цель программы

    выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых и талантливых детей; создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей

    Задачи программы

    • разработка  инструментария выявления одарённых и талантливых детей
    • создание  банка данных «Одаренные и талантливые  дети»;
    • создание оптимальных условий для поддержки и развития одаренных и талантливых детей;
    • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
    • создание портфолио одарённых и талантливых детей.

    Принципы педагогической деятельности

    • принцип личностно-ориентированного подхода;
    • максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
    • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

    Формы работы одарённых и талантливых детей во внеурочной деятельности

    1. олимпиады;
    2. конкурсы различных уровней (школьный, городской, областной, всероссийский);
    3. научно-практические конференции различного уровня.
    • традиционные школьные мероприятия (декада гуманитарных наук);
    • экскурсии;

    Формы работы одарённых и талантливых детей в урочное время

    • урок обобщения и систематизации знаний (обучающиеся в роли консультантов);
    • урок-семинар (выступление учащихся с самостоятельными сообщениями, ведение дискуссии, отстаивание своих суждений);
    • урок-зачёт (обучающиеся в роли экспертов);
    • урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, картами, схемами, таблицами, цифровыми образовательными ресурсами);
    • урок-игра (составление кроссвордов, ребусов, викторин,  дидактических игр, составление и организация ролевых игр – интервью с историческими героями, политическими лидерами);
    • урок-дискуссия (круглый стол) - дискуссия по различным темам исторического и обществоведческого характера.

    Работа с родителями

    1. Анкетирование.
    2. Психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных и талантливых детей:

    2.1. Лектории:

    • Одаренность как сложное явление;
    • Личностные и возрастные особенности одаренных детей.

         2.2. Родительские собрания:

    • Способности и одарённость. Проблема диагностики и развития способностей;
    • Семейный микроклимат в повышении образовательного уровня ребенка.
    1. Организационные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
    • участие  родителей к подготовке мероприятий различного направления;
    • организация экскурсий, классно-семейных проектов.

    Предполагаемые результаты

    • Функционирование  системы работы с одаренными и талантливыми детьми.
    • Творческая самореализация одарённых и талантливых детей.
    • Обеспечение преемственности в работе начальной и  средней  школы.
    • Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых и талантливых детей с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

    Концепция программы

    Выявление одарённых и талантливых  детей должно начинаться уже в начальной школе и продолжаться в среднем звене на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и талантливыми детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми разработана на основе программы развития школы на период с 2016-2020 гг.

    Актуальность программы обусловлена тем, что создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных и талантливых детей и реализация их потенциальных возможностей являются одними из приоритетов в сфере образования.

    Целью программы является выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых и талантливых детей; создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей.

    Данная цель реализуется через следующие задачи:

    • разработка  инструментария выявления одарённых и талантливых детей, учитывая специфику школы (удалённость от города, информационных центров, средних и высших учебных заведений);
    • создание  банка данных «Одаренные и талантливые  дети»;
    • создание оптимальных условий для поддержки и развития одаренных и талантливых детей;
    • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
    • создание портфолио одарённых и талантливых детей.

    Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    • принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
    • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    Работа с одаренными и талантливыми детьми

    Формы работы с одарёнными и талантливыми детьми во внеурочное время

    Форма

    Задачи

    Школьное научное общество

    1. олимпиады;
    2. конкурсы различных уровней (школьный, республиканский, всероссийский);
    3. научно-практические конференции различного уровня.

    • развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
    • обобщение и систематизация знаний по учебным предметам;
    • формирование информационной культуры учащихся;
    • привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности;
    • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

    Традиционные школьные мероприятия (декада гуманитарных наук)

    • представление широкого спектра форм внеурочной деятельности;
    • повышение мотивации обучающихся к изучению образовательной области;
    • развитие творческих способностей учащихся.

    Экскурсии

    • расширение кругозора обучающихся;
    • формирование потребности в получении новой информации.

    Формы работы с одарёнными  и талантливыми детьми в урочное время

    Тип урока

    Виды  деятельности

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Обобщение, повторение, закрепление знаний (обучающиеся в роли консультантов)

    Урок-семинар.

    Выступление учащихся с самостоятельными сообщениями, ведение дискуссии, отстаивание своих суждений.

    Урок-зачет.

    Организация проверки знаний, умений, навыков (обучающиеся в роли экспертов)

    Урок-практикум.

    Работа с документами, фотоархивами, плакатами, картами, схемами, таблицами, цифровыми образовательными ресурсами.

    Урок-игра.

    Составление кроссвордов, ребусов, викторин,  дидактических игр: «Экскурсия», «Восхождение на пик Знаний», путешествие «По семи чудесам света».

    Составление и организация ролевых игр – интервью с историческими героями, политическими лидерами.

    Урок-дискуссия (круглый стол).


    Дискуссия по различным темам исторического и обществоведческого характера: «Реформы и реформаторы в России», «Участие в выборах – дело каждого».

    Используемые технологии и приёмы в работе с одарёнными и талантливыми детьми

    Технологии:

    1. личностно-ориентированного обучения;
    2. проектного обучения;
    3. технология моделирования;
    4. технология критического мышления;
    5. информационные технологии;
    6. технология дистанционного обучения;
    7. технология индивидуальных  образовательных траекторий;
    8. технология коучинг (организация самообучения);
    9. технология коллективно-творческих дел (экскурсии).

    Приемы:

    1. «Аквариум» - форма диалога, когда детям предлагается обсудить проблему перед всем классом.
    2.  «Мозговой штурм» - используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как снизить уровень преступности? (Право).
    3. «Синквейн» - работа с понятиями.
    4. Дидактические игры, учебные ситуации.
    5. Тренинги, дискуссии.

    Работа с родителями

    1. Анкетирование ;
    2. Психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных и талантливых детей:

    2.1. Лектории:

    • Одаренность как сложное явление;
    • Личностные и возрастные особенности одаренных детей.

         2.2. Родительское собрание:

    • Способности и одарённость. Проблема диагностики и развития способностей.
    • Семейный микроклимат в повышении образовательного уровня ребенка.
    1. Организационные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
    • участие  родителей к подготовке мероприятий различного направления;
    • организация экскурсий, классно-семейных проектов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

    Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

    программа работы с одаренными детьми

    программа. одаренные дети...

    Программа работы с одаренными детьми

    Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

    программа работы с одаренными детьми

    программа разработана  с 2011 по2014 год...

    Программа работы с одаренными детьми

    В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

    Программа работы с одаренными детьми

    В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

    Программа работы с одаренными детьми

    Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....