Публичное представление педагогического опыта
статья на тему

Хлебина Елена Андреевна

Представление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta1.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  ключевых компетенций учащихся на основе                         использования современных образовательных технологий 

                         Актуальность и перспективность опыта.

             Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
        В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, т. е. сформировать компетенции личности выпускника.
      Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
Поэтому цель моей педагогической деятельности – активное участие в формировании ключевых компетенций учащихся.
Задачи конкретизируют поставленную цель:
      1) реализовывать идею непрерывного формирования информационной, коммуникативной компетенции учащихся средствами современных образовательных технологий в процессе освоения предмета «Математика»

      2) развивать творческую инициативу ученика;
     3) воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
        Поставленные задачи решаю через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.
       Путь решения поставленных задач – оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий обучения: информационно-коммуникационных технологий, деятельностный подход.
       Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
      1) информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
      2)коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
      3)социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
      4)предметную (способность применять полученные знания на практике).
Школа должна готовить учащихся к жизни в условиях  меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего.
      Актуальность опыта вытекает из противоречий, сложившихся в современной школе, противоречия между достаточно быстрым темпом приращения знаний и ограниченными средствами их усвоения. Это противоречие заставляет искать пути максимального развития способностей человека к самообразованию.

                Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей идеей моего опыта является формирование ключевых компетенций на уроках математики – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. На сегодняшний день перед учителем математики поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

    Решение ее координируется с требованиями, сформулированными в стандарте математического образования. Речь идет об особом уровне учебно – познавательной деятельности учащихся - овладении умениями применять математические знания и умения в повседневной жизни.

Содержание дисциплины «математика» становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе.

                        Теоретическая база опыта.  

                      В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью способные к сотрудничеству обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание”.

            Формирование общих и профессиональных компетенций является основой  реализации федеральных государственных стандартов нового поколения в сфере образования.

           Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.

         Понятие «компетенция» как педагогическая проблема является сравнительно новым.

         Понятие  «компетенция»  относится к  области  умений, а не знаний. «Компетенция – это  общая способность, основанная  на  знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые  приобретены  благодаря  обучению. Компетенция не сводится  ни к знаниям, ни к навыкам;  быть  компетентным – не означает  быть ученым  или образованным». Необходимо различать компетенцию  и  умение. Умение – это  действие в специфической  ситуации, компетенция – это характеристика, которую  можно извлечь  из наблюдений  за действиями, за умениями. Таким образом, умения  представляются  как  компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.

Современные ученики должны научиться ставить перед собой учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, вывод. Всё вышеперечисленное и есть те самые ключевые образовательные компетенции, формирование которых у обучающихся – цель современного этапа образования, обозначенная в Федеральной целевой программе  развития образования, Законе об образовании, Федеральных государственных стандартах.

Развитие ключевых компетенций учащихся базируется на основе формирования универсальных учебных действий (УУД), которые представляют собой в широком смысле умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, а в узком смысле УУД – совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений.

УУД делятся на личностные, предметные и метапредметные. Ключевые образовательные компетенции и есть результат формирования метапредметных УУД,  т.е. тех, которые относятся к общему содержанию образования, применимы на любом уроке. Впервые на государственном уровне современные ключевые компетенции предложено использовать для оценки качества образования.

Академик А.В. Хуторской предложил такую классификацию ключевых компетенций:     ценностно-смысловые,     общекультурные,      учебно-познавательные,     информационные,     коммуникативные,      социально-трудовые,      компетенции личностного самосовершенствования.

Иными словами, современные ученики должны научиться: ставить цель, планировать, изучать, искать информацию, думать, анализировать, сотрудничать, нести ответственность, организовывать работу, адаптироваться, осуществлять самоанализ.

                      Оптимальность и эффективность.

     На своих уроках применяю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства,  которые способствуют активизации мыслительной деятельности школьников. Большое внимание уделяю дифференцированному обучению учащихся. При этом использую принципы научности и доступности. Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
      1)личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;
       2)дифференцированному обучению; создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. Появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. 

        3)проектному обучению, которое способствует развитию интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением; формирует навыки работы с научной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности; развивает аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, устную речь;

         4) технологии использования в обучении игровых методов: ролевых,  деловых и других видов обучающих игр. Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность,        ответственность.
        5)
 информационно - коммуникационным технологиям. В образовательном процессе  используются возможности информационных технологий в целях повышения наглядности изучаемого материала через демонстрацию электронных презентаций, видеоматериалов на уроках. Использование на уроке информационных технологий позволяет поднять процесс обучения на качественно новый уровень, а это значительно повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством        и        тренажёром.

                                   Результативность опыта.  
        Проводимая мною работа позволяет получать хороший результат подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Учащиеся показывают высокое качество знаний на ЕГЭ ( 73 %  детей от числа участвующих показали результаты на уровне или  выше уровня среднереспубликанских результатов), на ОГЭ (58%  детей от числа участвующих показали результаты на уровне или выше уровня среднереспубликанских результатов), а также достойные  результаты на муниципальном этапе Всероссийской  предметной олимпиады, где ежегодно принимают активное участие.

       В  2016 году на  муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике победителем стала Ермакова Анна, ученица 8 класса, в 2015  году призерами Саранский Александр, ученик 11 класса, Ермакова Анна, ученица 7 класса, в 2014 году призерами Малькова Валентина, ученица 11 класса, Казанцев Никита и Саранский Александр, ученики 10 класса, в 2013 году  призерами Малькова Валентина, ученица 10 класса, Казанцев Никита и Саранский Александр, ученики 9 класса,
В 2012 году на муниципальном уровне стал победителем  Доронин Виталий, ученик 11 класса и призером Малькова Валентина,  ученица 9 класса.  Всё больше учеников принимают  участие в дистанционных  интернет-олимпиадах и показывают высокие результаты.
     Почти ежегодно  мои выпускники поступают в МГУ им Н. П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева на факультеты, связанные с изучением математики. Это – Фадеев Иван, Фадеев Сергей, студенты  МГУ им. Н.П. Огарева, Машков Дмитрий,  студент СарФТИ, Муклецов Артем, Шеварихина Юлия, студенты Нижегородского ГТУ им Р.Е. Алексеева,  Криворотова Надежда, студентка физико-математического факультета МГПИ им. М.Е. Евсевьева и др.
        Итак, я стараюсь внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. Целью    моей работы является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. На своих уроках использую задания на развитие общеинтеллектуальных  умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения, ориентирую в многообразии профессий, связанных с математикой, использую дифференцированный подход к ученикам, создаю проблемные ситуации,  использую здоровьесберегающие технологии,  во время урока чередую  разные формы работы. Создаю  игровые ситуации на своих уроках, задаю учащимся нестандартные домашние задания (составление сказок, кроссвордов, книжек-раскрасок и др.). Использую такие виды проектной деятельности как написание рефератов, создание презентаций, оформление стенгазет,  применяю  методы сотрудничества: совместную деятельность; эвристическую беседу; работу в группах, парах; коллективный вывод.

                            Возможность тиражирования.

      Для транслирования опыта положительных результатов своей профессиональной деятельности использую такие формы как интернет-публикации.

     Выступаю с докладами на районных секциях учителей математики, физики, информатики, провожу открытые уроки, мастер-классы и внеклассные мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"

Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Рябова Александра Владимировича, учителя технологииМБОУ «Подлесно-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Кочкуровского...

Публичное представление педагогического опыта

В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она ...

Публичное представление педагогического опыта

Анализ деятельности по проблеме и результаты....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление педагогического опыта

 Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы,...