Портфолио учащихся в системе коррекционно-развивающего обучения (индивидуальная карта развития ребёнка) выступление на всероссийкой и международной НПК
материал на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Теоретический материал к выступлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdunarodnaya_konferentsiya_2013_1.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИООНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА)

Екатерина Владимировна Варченко

Муниципальное специальное (коррекционное) автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа VII,VIII вида», учитель-дефектолог высшей категории, учитель начальных классов высшей категории, руководитель ШМО начальных классов, председатель ШПМПк, г.Москва, г.о.Троицк, ул.Пушковых, д.5, тел. 8 (495) 851-50-03, school 7ZR @mail.ru

     Муниципальное специальное (коррекционное) автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа VII,VIII вида» города Москвы, городского округа Троицк не совсем типичное образовательное учреждение, так как в данном образовательном учреждении обучаются  дети с разными образовательными потребностями, уровнем общего, индивидуально-типологического, интеллектуального развития, состоянием нервно-физического и соматического здоровья.

     Система коррекционно-развивающего обучения  данного образовательного учреждения – это  форма дифференцированного образования, обеспечивающая оптимальные педагогические условия для обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития, задержкой психического и психо-речевого развития, трудностями обучения и воспитания различного характера, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи таким детям в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

     На протяжении двенадцати лет в Троицкой  школе активно действует психолого-медико-педагогический консилиум, председателем которого я и   являюсь с октября 2011 года.

     Основная цель работы школьного ПМПк – обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.

     Основное содержание деятельности школьного консилиума заключается:

  • в организации и проведении всестороннего комплексного изучения личности ребёнка;
  • в установлении характера и причин выявленных отклонений;
  • в определении потенциальных возможностей ребёнка для оказания ему целенаправленной коррекционной помощи в условиях образовательного учреждения;
  • в выборе (разработке) образовательных программ адекватных развитию ребёнка;
  • в разработке индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов;
  • в решении вопроса о создании в рамках школы условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребёнка.
  • в выборе соответствующей формы обучения (индивидуальное, индивидуально-групповое, на дому);
  • в профилактике физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и  «срывов» поведения;
  • в разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью индивидуализации процесса обучения и воспитания, а также усиления коррекционного воздействия на каждого ученика;
  • в организации взаимодействия между педагогическим коллективом школы и специалистами, участвующими в работе школьного консилиума;
  • в подготовке и ведении документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку её эффективности.

     Системный анализ личностных особенностей  детей даёт возможность выявить проявления нарушений развития, определить причины их появления, взаимосвязь и влияние друг на друга, помогает наметить пути наиболее эффективного воздействия на преодоление трудностей и недостатков развития.

     Остановлюсь на основных этапах этой работы:

  • первичное обследование учащихся на этапе приёма в школу (проводится в течение 1 месяца с момента зачисления ребёнка в школу):
  1. комплексное обследование каждого вновь поступившего ребёнка (без ссылки на возраст, класс, индивидуально-типологические особенности и прочее) классным руководителем и всеми специалистами ШПМПк;
  2. оформление результатов работы в виде педагогического, медицинского, логопедического, психологического, дефектологического, социального представления на ребёнка с подробным заключением;
  3. выбор адекватных развитию ребёнка образовательных программ;
  4. разработка индивидуального коррекционного маршрута, выбор дифференцированных условий коррекционного воздействия;
  5. разработка консолидированных рекомендаций для всех участников образовательного процесса  и родителей (законных представителей) ребёнка с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании в течение учебного года.
  • динамическая диагностика в процессе обучения, направленная на выявление общих трудностей, возможных проблемных зон, организацию сопровождения ребёнка тем или иным специалистом школы (по необходимости);
  • динамическая диагностика в процессе коррекционно-развивающих занятий со специалистами различного профиля (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, инструктором ЛФК);
  • углубленная диагностика, направленная на выявление основных причин и трудностей ребёнка, детализацию проблем по различным направлениям, наблюдение за ребёнком  с целью определения наиболее оптимальных путей решения создавшихся проблем (проводится по запросу родителей (законных представителей), педагогов, специалистов школьного консилиума, администрации школы);
  • итоговая диагностика (обязательная для учащихся 1, 4, 5 и 9 классов, а также всех детей, посещавших коррекционные занятия в течение учебного года) позволяет определить эффективность работы, выявить специфику трудностей овладения учебными навыками, анализировать результаты школьной успешности, формировать прогнозы развития ребёнка в целом, корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребёнка, планировать коррекционную работу на последующие годы обучения, организовывать междисциплинарное взаимодействие специалистов и прочее.

     Полученные результаты диагностических обследований используются в выборе приоритетных направлений психолого-медико-социально-педагогического сопровождения учащихся школы. При  этом предложенные рекомендации реализуются только при отсутствии возражений со стороны родителей (законных представителей) воспитанников.

     Важным аспектом деятельности специалистов ШПМПк является создание портфолио учащихся на основе  многоуровнего психолого-медико-социально-педагогического обследования и дальнейшего их сопровождения на протяжении всех годов обучения. Индивидуальная карта развития ребёнка (портфолио ученика) была разработана и структурирована мною на основе изучения большого количества материалов различных авторов [ 1,88-115; 3,126-130; 4,12-21; 7, 77-79; 10,17-26; 14,123-126] по предлагаемой теме с опорой на практику собственной работы. Индивидуальная карта состоит из 12 основных разделов, содержащих следующие сведения:

I.Общие сведения об учащемся.

II.Представления: представление родителей на ребёнка, социальное представление на учащегося, педагогическая характеристика на ребёнка, медицинское представление на учащегося, представление учителя-логопеда на учащегося (1-4 класс), логопедическое представление на учащегося, представление учителя-дефектолога на учащегося 1 класса, представление учителя-дефектолога на учащегося(1-4 класс), представление учителя-дефектолога на учащегося(5-9 класс),психологическое представление на учащегося начальной школы,психологическое представление на учащегося__класса(5-9 класс).

III. Заключение школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

IV. Рекомендации специалистов по результатам первичного диагностического обследования: консолидированные рекомендации «узких специалистов» по результатам первичного диагностического обследования учащегося.

V. Индивидуальный коррекционно-развивающийся маршрут учащегося.

VI. Сопровождение учащегося: педагогическое сопровождение учащегося, логопедическое сопровождение учащегося, дефектологическое сопровождение учащегося, психологическое сопровождение учащегося, социальное сопровождение учащегося, медицинское сопровождение учащегося.

VIII. Информация об уровне физического состояния обучающегося. Мониторинг здоровья учащегося.

IX. Динамика развития учащегося.

X. Консультации «узких» специалистов.

XI. Карта наблюдения за воспитанником.

XII. Диагностическая карта развития обучающегося (1-4 класс), диагностическая карта развития обучающегося (5-9 класс).

      Индивидуальная карта развития ребёнка, не имея каких бы то ни было временных рамок, ведётся на протяжении всего времени обучения учащегося в школе и служит средством реализации индивидуального образовательного процесса каждого ребёнка.

Используемая литература:

  1. Вильшанская А.Д. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / авт.-сост. А.Д. Вильшанская. – Волгоград : Учитель, 2008.
  2. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития. М.: Изд-во «Творческий центр», 2007.
  3. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации / сост. И.Г.Савельева; под общ.ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Матвеева Е.М. Дневник индивидуальной работы с учащимися / авт.-сост. Е.М.Матвеева. – Волгоград : Учитель, 2013.
  5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16.
  6. Об образовании в Российской Федерации. Тематическое приложение №4 к журналу «Вестник московского образования». М.: Центр «Школьная книга», 2013
  7. Олигофренопедагогика : учеб.пособие для вузов / Т.В.Алышева, Г.В.Васенков, В.В.Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 397, [3] с. – (Высшее педагогическое образование).
  8. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин.обр.РФ от 27.03.2000 № 27/901-6.
  9. Организация работы заместителя директора по начальной школе : Практические материалы : Пособие для завучей. / авт.-сост. М.Н.Абрамова, Н.В.Гладик, В.А.Илюхина, Н.Г.Скегина, Н.Н.Авраменко, Н.К.Барковец.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе / В.Е.Бейсова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
  11. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений /[ И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.]; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – 5-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  12. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.
  13. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е.М.Матвеева. – Волгоград : Учитель, 2012.
  14. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: метод.пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие внимания детей на фронтальных и индивидуальных занятиях в системе коррекционно-развивающего обучения».

При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:структура организации деятельности (объединение воспри...

Использование потенциала семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, в системе коррекционно-развивающей работы

Статья посвящена вопросу сотрудничества учителя – логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, систематизации эффективных подходов, форм и принципов взаимодействия. Ведь одной из задач, стоящих...

Индивидуальная карта развития ребёнка

Карта сопровождения детей с ОВЗ...

«Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения как основа для планирования изменения индивидуального маршрута развития обучающегося с ТМНР"

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенно...

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...