Фрагмент рабочей программы по литературе. 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

Фрагмент рабочей программы по литературе для 10 класса с указанием планируемых результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_rabochey_programmy_literatura_10_klass.docx47.74 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю

Согласовано

Рассмотрено

директор МАОУ  СОШ №3

зам. директора по УВР

на заседании МО

___________________

_____________________

протокол № ______

"_____"_______20___ г.

"_____"_______20____ г.

"_____"_______20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературе для 10 класса

уровень базовый  

количество часов - 102

срок реализации

2017 – 2018 учебный год

 

     

Разработчик программы: Мурхусаева Г.М.

            учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории  

Аннотация

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом  среднего (полного) общего образования,  примерной  основной образовательной программой среднего общего образования на основе авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)

Программа содержит следующие разделы: содержание курса, планируемые результаты, тематическое планирование.

Цель учебного предмета «Литература»:

формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Задачи учебного предмета «Литература»:

-получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;

-овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

-овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

-формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

-формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

-овладение умением определять стратегию своего чтения;

-овладение умением делать читательский выбор;

-формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

-овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

-знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

-знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.)

-формирование читательской самостоятельности.

Согласно учебному плану МАОУ СОШ №3 программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю). Содержание  программы оформлено в историко- и теоретико-литературные блоки. В программе предусмотрены уроки развития речи, контрольные работы, уроки на материале национально-регионального компонента.

Контроль планируемых результатов.

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный),  - выразительное чтение (в том числе наизусть), - развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), - сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

- итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

Учебно- методическое обеспечение:

Ю.В.Лебедев. Учебник  «Литература»  10 класс в 2 частях, 14 изд. М. 2012г.

Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. М.: «Вако», 2013

 Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. Электронная версия журнала «Литература в школе», сайт для учителей «Я иду на урок».http://school

-collection.edu.ru/

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/

4.http://www.openclass.ru/

5. http://www.konspekt.org/

6. http://obr.1c.ru/

7. http://npeterburg.ru/2011/zametki-iz-kluba-russkaya-mysl

8. http://www.prosv.ru/

9. http://peressa2009.narod2.ru/news/

10. http://public-library.narod.ru/

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  к саморазвитию и самообразованию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-планирования и регуляции своей деятельности.

 

Предметные результаты  

Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
  • об историко-культурном подходе в литературоведении;
  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Содержание программы

Модуль 1. Литература первой половины XIX века.

 Введение

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Художественные открытия русских писателей – классиков.

Россия первой половины XIX в. Литературные направления, формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Демократизация русской литературы. Национальное самоопределение русской литературы. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

Русская поэзия  начала XIX века. Обзор культурной жизни. Литературная борьба.

А.С. Пушкин. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы.  Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Поэма «Медный всадник». Развитие понятия о романтизме. Антитеза. Композиция.

М.Ю. Лермонтов. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. «Демон» как романтическая поэма. Развитие понятия о романтизме. Антитеза. Композиция.

Русская проза начала XIX века. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»: «Портрет».  Взгляд писателя на смысл и задачи искусства. Сочетание  реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Литературный тип.  Деталь. Гипербола. Гротеск.

Модуль № 2. Особенности  развития русской литературы  во  второй половине XIX века  

«Русская проза второй половины XIX века.

60 –е годы. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Обзор русской литературы второй половины XIX века.  Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова.  Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).   Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева). Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)  «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).  Стихотворения в прозе. Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Национально-региональный компонент. Х. Намсараев – основоположник бурятской литературы.   Рассказы, основанные на фактах прошлой жизни бурят.    

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке».   «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

 М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)  «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки «Медведь на воеводстве»,  «Коняга».   Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. История создания «Преступления и наказания»: замысел и его воплощение. «Великое Пятикнижие» Достоевского. Смысл названия романа, символика чисел и имен героев. Петербург Ф. М. Достоевского. «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма. «Двойники» Раскольникова.  Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Севастопольские рассказы». Роман «Анна Каренина» (общая характеристика). «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Национально-региональный компонент.  Малая проза. Жанр рассказа в литературе Бурятии.

Тематика рассказов В. Корнакова, О. Серовой.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы «Человек в футляре», «Ионыч», «Попрыгунья», «Студент», «Дама с собачкой».  Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова.   «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса.  Развитие реализма. О.Бальзак, Г.Флобер,  Артур Рембо.    

 Модуль № 3.   «Поэзия второй половины XIX века»

 Русская поэзия второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы.А. Н. Майков. А. А. Григорьев .Я.П. Полонский. Литература народов России .  

Ф.И. Тютчев.  Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость.   Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Общественно-политическая лирика Ф. И. Тютчева, его видение России и ее будущего. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

А.А. Фет. Поэзия как выражение идеала и красоты. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа.  Романтические «поэтизмы» и метафорический язык.  Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Н.А. Некрасов.  Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала.  Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...». Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Особенности поэтического языка. Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

А. К.Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Сатирическое мастерство Толстого. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...». 

Нравственные уроки русской литературы  ХIХ века.


Тематическое планирование (фрагмент)

№ п/п

тема урока и содержание

кол-во часов

тип урока

виды учебной деятельности

 

технические и наглядные средства

Модуль № 2. Особенности  развития русской литературы во  второй половине XIX века  

И. А. Гончаров
Серьезное искусство и тихая жизнь И. А. Гончарова.

Планируемые результаты

Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

Метапредметные:  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности.

Предметные:  знание содержания произведений классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.

1

урок открытия новых знаний

 выступление с индивидуальными заданиями; слушание;

поиск и отбор информации, обобщение;  

составление хронологической таблицы;

составление вопросов для викторины,  игра

 учебник

презентация

 роман И.А.Гончарова «Обломов»

Издания о жизни и творчестве И.А.Гончарова

 Образ главного героя. Понятие «обломовщина».

Планируемые результаты

Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

Метапредметные: способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Предметные: владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации (эпизод «Сон Обломова»)

1

урок рефлексии, комбинированный

монологические высказывания;

слушание, обобщение;

выборочное чтение; извлечение информации, анализ;

составление вопросов для викторины.

 учебник презентация

статья Н.А.Добролюбова  «Что такое обломовщина»?

Обломов и Штольц - прошлое и будущее России.

Планируемые результаты

Личностные: готовность к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Предметные: способность выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

1

 урок общеметодологической направленности

сопоставление цитат

формулирование проблемы урока;

сжатый пересказ, беседа;

сопоставление жизненных позиций героев, дискуссия.

роман «Обломов»

ч.2 (гл.1-4)

ч.4 (гл.2,4,6-9)

статья Н.А.Добролюбова

рубрика «Вопросы и задания»

презентация

Любовь Обломова и Ольги Ильинской. Испытание героя любовью.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, взаимодействовать в процессе деятельности.

Предметные: знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.

1

 урок общеметодологической направленности

выразительное чтение фрагмента, анализ;

работа в парах:

поиск и выделение основной информации по теме, обобщение, монологические высказывания

презентация

Роман «Обломов»  ч.2 (гл.5-12), ч.3 (гл. 3-8,11,12)

статья Н.А.Добролюбова

Почему Обломов предпочел сон пробуждению? Авторская оценка жизненного пути героя.

Планируемые результаты

Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики.

Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, умение выбирать успешные стратегии в различных ситуациях, умение доказывать правильность своей точки зрения, подкрепленной аргументами из текстов.

Предметные: формирование представлений о литературной критике, умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусства.  

1

урок общеметодологической направленности

Сжатый пересказ, слушание, выборочное чтение, выделение главной информации, обобщение,

сравнение, монологическое высказывание с аргументами.

Роман «Обломов» ч.4

Учебник.

Статьи «Добролюбов о романе», «Дружинин о романе», фрагменты фильма «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова»

 Рр. Классное сочинение

Планируемые результаты

Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Метапредметные: владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Предметные: владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений разных жанров; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развернутых, аргументированных устных и письменных высказываниях; сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.

1

Урок  рефлексии

Сочинение по выбору:

1.Что же такое обломовщина? Современная версия.

2. Согласны ли вы с утверждением Л.Н.Толстого: «Что нужно для счастья?  Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям»?

Роман «Обломов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент рабочей программы для 7 класса

фрагмент рабочей программы для 7 класса...

фрагмент рабочей программы для 8 класса

фрагмент рабочей программы для 8 класса...

фрагмент рабочей программы для 9 класса

фрагмент рабочей программы для 9  класса...

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)...

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел Устное народное творчество(УМК В.Я. Коровина).

Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел Устное народное творчество(УМК В.Я. Коровина)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...