Применение здоровьесберегающих технологий на внеклассном занятии "Агрессия и ее причины"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Жалсабон Людмила Владимировна

Проблема кризиса, конфликтов, трудностей - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков.Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и пове-дении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. 

Разработка данного мероприятия с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет выработать у детей - подростков способы разрядки неадекватных психологических реакций, у ребят на протяжении всего занятия формируются знания о способах сохранения здоровья через дискуссию, тренинги, анкетирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Высшее счастье в том, что вас любят». В. Гюго.

«Источник счастья берет свое начало в самом человеке». А. Шопенгаур.

Открытый классный час «Агрессия и ее причины»

            Цель занятия: создать условия для психологического просвещения, профилактики агрессивного поведения, для развития у учащихся способности к рефлексии своих действий.

             Задачи, решаемые в ходе занятия с применением здоровьесберегающих технологий: научение способам самопознания, подходам к анализу учащимися мотивов своего и чужого поведения, развитие навыков саморегуляции, развитие коммуникативных навыков школьников, расширить представление детей о своих психологических особенностях, выработка оптимальных правил поведения в ситуациях, вызывающих агрессию, освоить «безвредные» способы разрядки гнева и агрессивности.

             Занятие проводится в форме дискуссии и активно стимулирует учащихся на выражение собственного мнения по данной теме.

Оборудование: средства ИКТ,листки для анкетирования, мячик, магнит с рисунками (сердце, машина, коктейль, поросенок, зуб, угол, занавеска, бомба, кот)

План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Эвристическая беседа
  3. Анкетирование
  4. Тренинг
  5. Разработка проектов. Защита
  6. Заключение. Подведение итогов

Ход занятия:

I . Организационный момент. Представиться и познакомиться с ребятами. Сообщить о целях занятия.

- Пришла весна! Все изменилось кругом. И природа, и люди ждут обновления. А жизнь в классе идет своим чередом. Шумные перемены, невыполненные упражнения, бег с препятствиями, задиристые одноклассники.

Тема нашего классного часа: «Агрессия, её причины и последствия».    

  1. Эвристическая беседа.  Перед дискуссией ребятам показать Слайды с 1 по 9. О чем говорят эти фотографии?

Слайд 10. - Что такое агрессия? Что на эту тему говорится в словарях?

 Ребята отвечают.  

Слайд 11. - Слово агрессия  заимствовано из французского языка в начале ХХ века. Означает оно  «нападаю», «наступаю». (Школьный этимологический словарь русского языка под ред. Шанского.) Слайд 12. А вот в толковом словаре Ожегова сказано.  Агрессия это: 1. Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти. 2.(переносн.) Открытая неприязнь, вызывающая враждебность.)

2.        В каких случаях проявляется агрессия?

3.        Когда вы бываете агрессивными, как вы себя чувствуете?

4.        К каким последствиям может привести агрессия?

- Давайте по полочкам разложим, что такое агрессия с  психологической точки зрения, откуда она берется,  в чем ее суть.

- Как вы думаете, существует ли агрессия в животном мире, среди зверей?  Или это чисто человеческое проявление (потому что связано с мстительностью, злостью, вспышками гнева)?

(Учащиеся высказываются; вывод – агрессия присуща и людям, и животным)

- Хорошо. Если мы будем говорить о человеческой агрессии,  то кто ее может проявлять? Только всегда отдельный человек? Или когда это идет от группы, народа, государства, то - это тоже агрессия?

(Учащиеся отвечают; вывод – агрессия бывает и на уровне одной личности, и на уровне группы и даже государства)

- Получается, что существуют разные виды агрессии! Например: личностная и групповая.

     Давайте разберем их различия.

     Групповая агрессия или агрессия государства: о ней  написано в специальном документе.

Зачитывается определение агрессии, которое утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года:

«Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении»

  - Как вы думаете, для чего понадобилось зафиксировать в документе это определение?

(Учащиеся высказывают свои мнения)

Слайд 13. Из-за того, что родители не пустили девочку на день рождения к подруге, она изрезала в своей комнате занавеску (ЗАНАВЕСКА)

2. Во время боя солдат стреляет из орудия по приближающемуся противнику. Однако у него сбит прицел, и снаряды пролетают поверх голов, не причиняя людям никакого вреда. (БОМБА)

3. Чтобы питаться мясом, люди убивают домашних и диких животных (ПОРОСЕНОК)

4. Несмотря на то, что пациент кричит от боли, стоматолог крепко захватывает больной зуб щипцами и быстро вырывает его. (рисует: ЗУБ)

5. Ученик на парте написал обидные слова, предназначенные определенному человеку (ПАРТА)

- Итак, в каких из вышеперечисленных случаев представлена агрессия?

(Учащиеся обсуждают эту тему и высказывают свои соображения)

- А теперь перейдем к личностной агрессии. Для нас, как для общающихся людей, - этот вид агрессии разобрать важнее.

Слайд 14. Таким образом, мы выделяем в определении агрессии 4 самых важных признака:

  • нацеленное поведение. То есть - имеется намерение.
  • Вред. (Действием или словом. Агрессия может быть и вербальной (словесной)).
  • Живому существу. Люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по собственным различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам. Но подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Это поведение можно расценивать как эмоциональное или экспрессивное, но не агрессивное. Например, разбить  тяжелым молотком стекло автомобилю на аттракционе, заплатив за него - это не агрессивное поведение. Но если автомобиль принадлежал вашему врагу - то это поведение агрессивно.
  • Не желающему такого обращения. Т.е. даже если вам кажется, что ваше поведение - невинное развлечение, но человеку оно не по душе, то ваши действия будут называться агрессивными, что может привести на скамью подсудимых

Слайд 15. Статьи 115-117 УК

Умышленное причинение легкого вреда здоровью наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. Истязание: Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий. наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Теперь выделим из приведенных примеров случаи агрессии (ученики предлагают, учитель поправляет) Это примеры № 1,2,3,8,9. В случае №5 человек не желает нанести вред, но домашних животных выращивают с целью получения пищи, поэтому их приходится убивать.

 Давайте приведем еще примеры агрессивного и неагрессивного поведения.

(Учащиеся называют)

- Но мы с вами не объяснили главного: а откуда берется агрессия?

(Желающие учащиеся высказывают свои версии)

Вспоминаем определение: агрессия - это действие. Поведение. Словом или делом.

- Итак, получается, что в основе агрессии - неудовлетворенная потребность во внимании. Агрессивный человек - это человек, который чего-то недополучил, и именно это и родило гнев - и следующую за ней агрессию.

Рассуждаем дальше: понятно, что человек не спокоен в такой ситуации. А уверен ли он в себе в такой ситуации?

(Учащиеся высказываются)

- Нет, человек, проявляющий агрессию, НЕ уверен в себе. Чтобы это понять, надо определить, что такое - быть уверенным в себе?

(Учащиеся высказываются)

- Уверенность в себе – это когда контролируешь себя и ситуацию, и уверен, что поступаешь правильно. Именно поэтому уверенность сопровождается спокойствием. Ведь зачем волноваться, если всё идет по плану.

     Обратите внимание, что агрессивное поведение - выделяется в особую группу и НЕ относится к уверенному.

     Т.е. второй очень важный момент и наш вывод: агрессивное поведение - это НЕ уверенное поведение! Человек в этот момент не уверен в себе, не может справиться с ситуацией спокойным и достойным способом.

     Соответственно, уверенное поведение - неагрессивно по своей сути. Даже если и преследует свои интересы.

- Ребята, как по-вашему, каковы причины подростковой агрессии? (учащиеся высказывают свои мнения)

III - А теперь я предлагаю вам узнать кроется ли в вас агрессия?

Слайд 16. Анкетирование.

На листке ребята отвечают на вопросы анкеты «да» или «нет».

  1. Временами кажется, что в тебя вселился злой дух.
  2. Ты не можешь промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет тебе зло,  обязательно стараешься отплатить тем же.
  4. Иногда тебе без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что ты с удовольствием ломаешь игрушки, что-то разбиваешь, потрошишь.
  6. Иногда ты так настаиваешь на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Ты не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить тебя трудно.
  9. Очень сердишься, когда тебе кажется, что кто-то над тобой подшучивает.
  10. Иногда у тебя вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремишься сделать все наоборот.
  12.  Часто не по возрасту ворчлив.
  13.  Воспринимаешь себя как самостоятельного и решительного.
  14.  Любишь быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15.  Неудачи вызывают у тебя сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16.  Легко ссоришься, вступаешь в драку.
  17.  Стараешься общаться с младшими.
  18.  У тебя нередки приступы мрачной раздражительности.
  19.  Не считаешься со сверстниками, не уступаешь, не делишься.
  20. Уверен, что любое задание выполнишь лучше всех.

Подсчитаем баллы и определим уровень агрессивности в себе.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Слайд 17. Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

IV. Тренинги

- Что бы вы предложили для профилактики собственной агрессии?

Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побить боксерскую грушу или подушку. 

  1. Сейчас мы с вами проведем тренинг: перед вами листок бумаги. Представьте себе агрессию и нарисуйте ее на листке. Затем выместите на нем свою агрессию, скомкайте его как можно сильнее. А теперь мы похороним свою отрицательную энергию в мусорном ведре.
  2.  «Обзывалки». Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

 «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: « А ты, .... солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

  1. «Два барана». Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Учитель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.

Необходимо соблюдать “технику безопасности”, внимательно следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы.

Ребята, также вы можете дома проводить игры, помогающие выплеснуть гнев: кукла «БОБО» - предназначена для вымещения агрессии. Это чехол, набитый ватой или песком. Ребенок может бить эту куклу, вымещая на ней накопившуюся агрессию. Снять напряжение с помощью: счета до 10; умывания рук, направить агрессию на неодушевленный предмет: эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома; боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале, пойти к психологу, подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

V. Разработка проекта: Предлагаю всем вместе выработать способы:

  • действия во время драки;
  • саморегуляции, когда "чешутся руки" и хочется подраться;
  • противодействия, когда вас кто-либо втягивает в драку.

(С помощью жребия учащиеся разбиваются на 3 группы, которые в течение 10 мин разрабатывают проект, а затем представляют и обосновывают его.

После обсуждения проектов дети отвечают на вопросы:

  • Кто, на ваш взгляд, является зачинщиком драки?
  • Кто является виновной стороной в потасовке или драке?)

Итак, в результате сегодняшнего занятия нам удалось выработать следующие рекомендации.

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками, то мы предлагаем:

  1. Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.
  2. Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).
  3. Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).
  4. Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

VI. Заключение. Подведение итогов.

- Но так ли хорошо быть совсем неагрессивным?

Слайд 18. Притча «Безвредная змея»

Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в неё камнями, таскать её за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Вопрос для обсуждения

1. В чем мораль этой притчи?

Комментарий

Нет ничего страшного в том, чтобы пошипеть иногда на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь обидчика. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ. А это очень важно, потому что зло никогда не приводит за собой добро. Другими словами, притча говорит о том, что каждая личность должна обладать определенной нормой агрессивности. В этом случае агрессивность выполняет защитную функцию. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости.

На прощание я хочу рассказать вам еще одну притчу, которая звучит вам как пожелание.

Слайд 20. «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить! Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».

Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!

В конце занятия, ребятам  подарить памятки.


Памятки:

Если вас втягивают в драку:

  1. Переведите конфликт в шутку.
  2. Отойдите в сторону.
  3. Зайдите в класс.
  4. Не нападайте первым

Правила «Я запрещаю себя обижать!», которые помогут вам не стать объектом агрессии

1.  Не бойся агрессора, держись уверенно.

2.  Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо.

3.  Не груби в ответ и не дерись.

4.  Используй (выбери) следующие стратегии поведения;

•    твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение;

•    пошути в ответ;

•    спокойно уйди (не убегай!);

•    обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 10

Агрессия и ее причины «Источник счастья берет свое начало в самом человеке». немецкий философ Артур Шопенгаур .

Слайд 11

Слово «агрессия» заимствовано из французского языка в начале ХХ века. Означает оно «нападаю», «наступаю».

Слайд 12

В толковом словаре Ожегова сказано. Агрессия это: Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти. Открытая неприязнь, вызывающая враждебность.)

Слайд 14

Н ацеленное поведение, ( т о есть - имеется намерение). Вред. (Действием или словом) Живому существу. Не желающему такого обращения.

Слайд 15

Статьи 115-117 УК Умышленное причинение легкого вреда здоровью наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. Истязание: Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий. наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Слайд 16

Анкетирование. Временами кажется, что в тебя вселился злой дух. Ты не можешь промолчать, когда чем-то недоволен. Когда кто-то причиняет тебе зло, обязательно стараешься отплатить тем же. Иногда тебе без всякой причины хочется выругаться. Бывает, что ты с удовольствием ломаешь игрушки, что-то разбиваешь, потрошишь. Иногда ты так настаиваешь на чем-то, что окружающие теряют терпение. Ты не прочь подразнить животных. Переспорить тебя трудно. Очень сердишься, когда тебе кажется, что кто-то над тобой подшучивает. В ответ на обычные распоряжения стремишься сделать все наоборот.

Слайд 17

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность — 8 — 10 баллов. Средняя агрессивность — 5 — 7 баллов. Низкая агрессивность — 4 — 1 балл.

Слайд 18

Безвредная змея

Слайд 19

овощи фрукты мебель грибы обзывалки

Слайд 20

Два волка

Слайд 21

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания предмета «Технология»

Внимание к вопросам здоровья в по­следние годы заметно возросло. О небла­гополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, ста­ли говорить открыто и на всех уровнях. Педагогичес...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии у девочек.

В современном мире необходимо применять здоровьесберегающие технологии на уроках в школе....

"Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии у девочек." 2020г.

quot;Практическое применение  здоровьесберегающих  технологий на уроках  технологии у девочек." 2020г....

Статья: "Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии".

В статье рассказывается о применение здоровьесберегающих технологий во время уроках технологии для девочек....

Применение здоровьесберегающих технологий на урока технологии.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся....